Беседа о зимующих птицах в подготовительной группе. Организованные виды образовательной деятельности

12.02.2024
Приложение 3
Организованные виды образовательной деятельности.
Беседа о птицах
Цели: рассказать детям о птицах как о живых существах, объяснить причину их перелетов (перелетные, кочующие, зимующие). Научить отвечать на вопросы полными ответами, правильно произносить звуки. Способствовать воспитанию заботливого отношения к птицам.
Ход:
Воспитатель. Дети утром я получила письмо от Знайки. Кто такой Знайка? (Включает запись с заданиями Знайки для детей: что они знают о птицах. Сначала Знайка предлагает послушать голоса птиц, а потом дети выполняют его задания.)

Ребята какое время года сейчас? (Осень.) Какие изменения произошли в природе? (Опали листья.) Почему стало мало птиц? (Исчезли насекомые.)

Знайка (голос). Чем отличаются птицы от других животных? (Они умеют летать и т.д., по ходу ответов воспитатель показывает модели.) Каких птиц вы знаете? (Галка, скворец, воробей, дятел.) Куда улетают птицы осенью? (На юг.) Как называются птицы, которые улетели на юг? (Перелетные.)

Да, перелетные птицы. Каких вы знаете перелетных птиц? (Скворцы, ласточки,журавли, грачи.)

Воспитатель. С наступлением холодов осенью начинается перелет птиц, вот как об этом написано в стихотворении Е.Благининой:

Скоро белые метели

Снег подымут от земли.

Улетают, улетели, улетели журавли.

Не слыхать кукушки в роще,

И скворечник опустел,

Аист крыльями полощет-

Улетает, улетел.

Лист качается узорный,

В синей луже на воде.

Ходят грач с грачихой черные

В огороде по гряде.

Осыпаясь, пожелтели

Солнца редкие лучи,

Улетают, улетели, улетели и грачи.

Ребята, о каких птицах стихотворение? (О перелетных птицах.) Ребята, выберите картинки с перелетными птицами. Первыми улетают от нас быстрокрылые птицы. Это стрижи, ласточки, скворцы, жаворонки. Они улетают в конце августа, так как пропадают насекомые. Эти птицы питаются насекомыми, они называются насекомоядными. Перечислите насекомоядных птиц. (Дети перечисляют.)

В золотые осенние дни собрались к отлету журавли. Покружились они над родным болотом, собрались в косяки, потянулись в дальние, теплые страны. Впереди летит самый сильный – вожак. Позднее всех улетают дикие гуси и утки – когда замерзают реки и озера. Эти птицы – водоплавующие. Перечислите мне этих птиц…

Высоко летят стаи птиц, с неба слышим мы их прощальные клики. Словно они кричат: «До свидания, до радостной встречи весной!»

Какие птицы улетают первыми, последними?

Физкультурная минутка (стоя). Подвижная игра «Перелет птиц».

Воспитатель. Не все птицы улетают, есть те, которые остаются с нами зимовать. Как они называются? (Зимующие.)

Знайка (голос). Каких вы знаете зимующих птиц? (Сорока, ворона, галка.) А почему они называются зимующими? (Они зимуют в наших краях.) Чем питаются зимующие птицы? (Рябиной, семечками.) Где живут птицы? Как о них заботится человек? (Устраивают кормушки.)

Воспитатель. (показывает иллюстрации). Перечислите птиц, каких вы видите на иллюстрациях. (Сорока, ворона, галка.) Какие это птицы? (Зимующие.) С наступлением холодов с севера перекочевывают к нам в леса: Чижи, снегири, чечетки, свиристели – это кочующие птицы (показывает их на иллюстрации.)

Это те птицы, которые меняют место обитания. Синицы у нас зимуют, а потом улетают в тайгу; снегири, чечетки – обитатели севера.

А почему они перекочевывают к нам? (Привыкли жить в холоде, находят у нас пищу.)

Кто такие кочующие птицы, перечислите их. (Снегири, чечетки, королек.)

Воспитатель. Сейчас мы будем отгадывать кроссворд о птицах, который прислал нам Знайка.

Красногрудый, чернокрылый.

Любит зёрнышки клевать.

С первым снегом на рябине

Появляется опять.

(снегирь, он – кочующий.)
Я по дереву стучу,

Червяка достать хочу.

Хоть и скрылся под корой,

всё равно ты будешь мой.

(дятел, он – зимующий.)
Маленький мальчишка

В сером армячишке

По дворам ныряет,

Крошки подбирает,

По полям кочует,

Коноплю ворует.

(воробей, он зимующий.)
Непоседа птица эта,

Одного с берёзой цвети.

(сорока, она – зимующая.)
Чёрный, проворный,

Кричит: «Арак».

Червякам – враг, кто это?

(грач, он перелётный.)

На шесте весёлый дом

С круглым маленьким окном.

Чтоб уснули дети, дом качает ветер.

На крыльце поёт отец.

Он и лётчик, и певец.

(скворец, он – перелётный.)
Умники, хорошо разгадали кроссворд. Ребята, вам Знайка прислал сюрприз – медальки с изображениями птиц, но на них нужно дорисовать то, чего не хватает. Садитесь за столы и будем рисовать.

^ Дети выполняют задание.

Воспитатель. Дорисовали, молодцы, теперь их разукрасьте. Сравните по образцу. Молодцы, возьмите их на память от Знайки. (Далее следует подведение итогов.)

^ Покормите птиц зимой.
Цель: формировать у детей обобщенное представление о зимующих птицах; развивать познавательный интерес у детей к жизни зимующих птиц; воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать им в трудных зимних условиях.
Ход.

Воспитатель беседует с детьми о том, что зима вступила в свои права: дуют холодные ветры, мороз сковал землю, кругом лежит снег, голые деревья скрипят от холода.

А как живется зимой птицам? (Голодно птицам, насекомые в зимней спячке, плоды, ягоды, семена трав – под снегом. Мало корма находят птицы зимой. С утра до вечера ищут себе крохи пропитания. Пуховые, теплые, перьевые шубки птиц защищают от холода, но не от голода.)

В суровые годы из десяти синиц за зиму выживает только одна. Девять погибают от голода.

Жалко? (Очень жалко.)

Послушайте стихотворение Н.Грибачева.
Ну, морозы, ну, морозы,

Нос наружу – ой-ой-ой!

Даже белые березы

В серой корке ледяной.

Даже белки – непоседки

В ожидании тепла

Не снуют на ветку с ветки,

Не вылазят из дупла.

И голодная синица

Тихо плачет у окна:

«Негде греться и кормиться,

Ни козявки, ни зерна.

День дымит морозной далью,

Ночи стылы и темны,

Замерзаю, голодаю,

Не дожить мне до весны!

Ребята, кто же сможет помочь голодающим птицам?

Правильно, птицам на помощь должны прийти люди. И надо спешить! Дорог каждый час!

Послушайте продолжение стихотворения.

И сказал Сережа: «Ладно!

Потерпи недолгий срок…»

И достал он из чулана

Длинный гвоздь и молоток.

Похрустев по снежной корке,

Где петлял следами лис,

Закрепил у старой елки

На пеньке фанерный лист.

А на лист – зерна,

А на лист – пшена,

Конопли две горсти –

Собирайтесь, гости!
- Ребята, а вы хотите помочь птицам? А как?

Правильно, можно сделать и повесить кормушки.

Воспитатель предлагает детям рисунки, на которых изображены разные варианты изготовления кормушек. Дети рассматривают кормушки, делятся опытом: какую кормушку они делали с родителями, где поместили, какие птицы прилетели, каким кормом кормили птиц.

Ребята, надо и на нашем участке развесить кормушки и подкармливать птиц.

Но чем мы будем их кормить? Хорошо, если летом собраны семена сорных трав, деревьев, плоды кустарников. А если не собраны? Что делать? Надо сказать, что в зимнее время птицы становятся менее разборчивы в еде и едят то, что летом никогда бы не стали есть. Поэтому для подкормки птиц годится пища с нашего стола. Можно повесить кусочки несоленого сала, жира, мяса, творога. Можно предложить птицам остатки крупяной каши и крошки хлеба. Вороны любят очистки от овощей и любую пищу, воробьи – крупу, семена, хлеб. Снегири – семечки арбуза, тыквы; свиристели – рябину, маслины; голуби – крупу, хлеб.

Чтобы правильно кормить птиц, необходимо соблюдать некоторые правила:

Во время подкормки не сорить, не оставлять на улице полиэтиленовые пакеты, жестяные банки, коробки;

Подкармливать в одном и том же месте, желательно в одно и то же время, птицы будут сами прилетать к этому времени;

Кормить птиц регулярно, ежедневно, нельзя подкармливать время от времени, именно в морозы нужна пища каждый день, чтобы птицам выжить;

Корма класть не много, именно для того, чтобы подкормить, поддержат в трудное время.

Воспитатель говорит, что во время кормления птиц интересно за ними понаблюдать, как они быстро слетаются, как будто сообщают друг другу.

Какой внешний вид у птиц? Какое поведение? Что едят разные птицы?

Если стоять тихо, не двигаясь, не шумя, можно открыть для себя множество птичьих тайн.

Ребята, послушайте стихотворение А.Яшина.
Покормите птиц зимой,

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Небогаты их корма,

Горсть одна нужна,

Горсть одна – и не страшна

Будет им зима.

Сколько гибнет их –

Не счесть, видеть тяжело!

А ведь в нашем сердце есть

И для них тепло.

Разве можно забывать:

Улететь могли,

А остались зимовать

Заодно с людьми…
- Если мы позаботимся о птицах зимой, летом птицы позаботятся о наших садах, лесах, парках и т.д.

Каких зимующих птиц вы знаете? (Воробьи, голуби, синицы, галки, сороки, снегири, дятлы, свиристели и т.д.)

- Зимующие птицы с нашей помощью доживут до весны и …
По небу весело скользя,

Летят пернатые друзья

И пропоют, чирикая:

«Спасибо вам великое!»

(К.Мухаммали)

Работа на экологической тропе.

^ Тема: Птичья столовая

Цель. Познакомить детей с жизнью птиц, зимующих в нашем крае; способствовать усвоению правил поведения при общении с птицами; развивать представления действенной заботы о животных.
^ Ход работы:

В один из дней воспитательница приносит в группу письмо и сообщает, что она его нашла. Письмо упало ей прямо под ноги, когда она шла на работу. Кто же мог его написать? Письмо зачитывается:

^ Здравствуйте, дорогие ребята!

Пишут зимующие в вашем крае птицы. Мы знаем, что вы, юные экологи, все знаете, все умеете, у вас доброе сердце. Очень просим разрешить наши сомнения:


  • ^ Куда нам лететь, когда наступят холода?

  • Поможете ли вы нам, пичугам, пережить эту холодную зиму?
Так у ребят возникает интерес к зимующим птицам. Обсуждение письма подводит детей к цели: надо помочь птицам, зимующим в городе.

Для осуществления поставленной цели создается команда спасателей «Друзья птиц», выбирается командир. Девиз спасателей - «Пусть зима будет доброй для пернатых друзей!». Дети придумывают себе эмблему. А затем продумывают план деятельности:


  • Узнать как можно больше сведений о зимующих птицах у взрослых, друзей, из энциклопедий, справочников, художественной литературы, из копилки народной мудрости (пословицы, поговорки, приметы, загадки, сказки).

  • Изготовить кормушки и развесить их на участке детского сада, возле домов, где живут дети. Для этого нужно выяснить, какие кормушки нужны для зимующих птиц, как изготовить, какие материалы для этого нужны.
    Затем с помощью плана участка детского сада продумать размещение кормушек. Для того чтобы они были развешены не только в детском саду, провести ярмарку птичьих кормушек.
- Подобрать корм, любимый зимующими птицами. Собрать его как можно больше. Для этого организуется акция «Хлебные крошки».

Для выполнения плана проводятся следующие мероприятия: Из художественной литературы, энциклопедий, справочников, из общения с родителями и другими взрослыми дети узнают, какие птицы зимуют в городе, узнают об их повадках, о предпочтениях в еде и в образе жизни.

Полученные сведения обсуждаются. Так как материала очень много, для памяти составляются альбомы, которые дети иллюстрируют своими рисунками. Затем отдельно изучается литература о кормушках, используемых для кормления разных видов птиц, составляется альбом с образцами изготовления кормушек. Подбираются материал и инструменты для изготовления кормушек.

Кормушки могут изготавливаться в детском саду или дома - с помощью пап. Проводится большой праздник - «Ярмарка птичьих кормушек». Главная задача ярмарки - сделать так, чтобы как можно больше людей имели кормушки и могли развесить их для зимующих птиц возле своего дома, на окнах.

После ярмарки дети приступают к решению следующего этапа - составляют «рецептурную книгу» кормов для птиц, собирают коллекцию птичьего корма и заготавливают корма.

Важным этапом является акция «Хлебные крошки». Дети берут за правило, что хлебные крошки, которые остаются на столе, на доске, где нарезается хлеб, нужно не выбрасывать, а подсушивать на листе бумаги и складывать в «хлебную копилку». Каждый из детей придумывает своей копилке интересное название. Собранные крошки идут на подкормку птицам. Эта акция не имеет конца: пусть в каждом доме будет хлебная копилка.

В назначенный день кормушки торжественно вывешиваются на улице. Дети наполняют их кормом.

После вывешивания кормушек важно не забывать подкармливать птиц. Заодно за птицами у кормушек можно наблюдать. Свои впечатления и наблюдения дети зарисовывают.

Итоговый сюжет - составление ответа на письмо зимующим птицам.
Весной проводится праздник птиц - своеобразный отчет детей перед взрослыми и младшими о том, что они сделали для того, чтобы птицы пережили зиму, что получилось, какие возникли проблемы, что они хотели бы осуществить в дальнейшем. Взрослые вручают детям диплом помощников птиц.

Цели:

  • Формировать обобщённое представление о зимующих и перелётных птицах, учить различать их по существенному признаку: возможность удовлетворения потребности в пище.
  • Углублять представления о причинах отлёта птиц (исчезновение основного корма, замерзание водоёмов, земли, отмирание вегетативных частей растений), классифицировать птиц на зимующих и перелётных на основе установления связи между характером корма и возможностью его добывания.
  • Обогащать словарь путём введения слов: корм, перелётные, зимующие.
  • Воспитывать любовь к птицам, желание помогать им в зимних условиях.

Оборудование: кормушка; изображения птиц (сорока, ворона, воробей, снегирь, голубь, синица); карандаши; иллюстрации разных птиц на каждого ребёнка.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент

2. Воспитатель: Ребята, какое сейчас время года?
Дети: Осень
Воспитатель: Какие изменения произошли в природе?
Дети: день стал короче, солнце греет меньше, становится холоднее, небо хмурое, животные готовятся к зиме, стало мало птиц

3. Воспитатель: Вы любите загадки?
Дети: Да
Воспитатель: Давайте отгадаем их.

Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это … (снегири )

Кто на ёлке, на суку,
Счёт ведёт «Ку-ку..ку-ку»? (Кукушка)

В красной шапке расшитой,
В чёрненьком кафтане
Знаменит в семье лесной
Песенкой смешной.
Что за песня – красота?
Тук-тук-тук, да тра-та-та! (Дятел)

4. Воспитатель: О ком были загадки?
Дети: О птицах
Воспитатель: Каких птиц вы знаете? (Называют)
Чем птицы отличаются от животных?
Дети: Клювом, перьями, летают, питаются насекомыми, чирикают, клюют и т.д.
Воспитатель: Каких птиц приходилось наблюдать на участке детского сада?
Куда птицы улетают осенью?
Дети: На юг, в тёплые края
Воспитатель: Как называются птицы, которые улетели на юг?
Дети: Перелётные
Воспитатель: Назовите перелётных птиц?
Дети: Галка, стрижи, журавль, кукушка, лебедь, утка, гуси, скворец, грач
Воспитатель: Как называются птицы, которые остаются у нас зимовать?
Дети: Зимующие
Воспитатель: Назовите зимующих птиц? (Называют)
Дети: снегирь, дятел, воробей, сорока, ворона, синица, голубь

5. Воспитатель: А сейчас пройдите за столы. Рассмотрите изображение. Кто изображён?
Дети: Птицы
Воспитатель: Обведите только перелётных птиц. (обводят)

Воспитатель: Каких птиц вы обвели7
Дети: журавль, скворец

6. Физминутка

Снегом засыпаны лес и поля,
Спит под сугробами крепко земля.
Ищут, ищут птицы,
Чем бы поживиться.
На зиму долгую в нашем лесу
Мы приготовим птичкам еду.
Прилетайте, птицы, вы сюда кормиться!

7. Воспитатель: Чем питаются птицы?
Дети: Насекомыми, ягодами, семечками
Воспитатель: Для подкормки птиц пригодны семена различных растений – конопли, подсолнуха, дыни, арбуза, тыквы, орехи. А вот овёс, пшено – клюют воробьи и овсянки. Синицы любят несолёное сало.
Как мы можем помочь птицам в холодное, зимнее время?
Дети: Вешать кормушки, кормить
Воспитатель: Сегодня мы с вами, выйдя на прогулку, повесим кормушку и насыплем в них корм, и может быть спасём не одну птицу. А летом птицы помогут нам, они будут поедать насекомых-вредителей и продолжать охранять сады, парки, скверы.

8 . Воспитатель: Сейчас мы с вами поиграем. Представьте, что вы птицы. Возьмите изображение понравившейся птицы. (Берут) А я читаю стихотворение. Та птица, которая услышит о себе «прилетает» на «кормушку». (Садят птицу на кормушку)

Мы кормушку смастерили,
Мы столовую открыли.
В гости в первый день недели
К нам синицы прилетели,
А во вторник, посмотри,
Прилетели снегири.
Три вороны были в среду,
Мы не ждали их к обеду,
А в четверг со всех краёв
Стая жадных воробьёв.
В пятницу в столовой нашей
Голубь лакомился кашей,
А в субботу на пирог
Налетели семь сорок.
В воскресенье, в воскресенье
Было общее веселье.

9. Итог занятия

Беседа «Что мы знаем о птицах?»

Цель: Уточнить представления детей о знакомых птицах,

условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц, в процессе беседы развивать умения устанавливать причинно-следственные связи.

Экологическая игра «Отгадай, какая птица»

Цель: Учить узнавать птицу по повадкам, внешнему виду, песням.

Экологическая игра «Птичья столовая»

Цель: Дать детям элементарные знания о том, чем кормят птиц зимой, воспитывать элементы экологического сознания.

Развивающая среда: иллюстрации - зимующие и перелетные птицы, календарь наблюдений за зимующими птицами; набор маховых и пуховых перьев; 2 листа бумаги, веер , два бумажных голубя; запись «Голоса птиц в природе».

Вопросы:

2. Можно ли их услышать сейчас в природе?

3. Почему нельзя?

4. Почему они улетели?

5. Какой корм едят эти птицы?

6. Где сейчас эти насекомые?

Подвести итог: птицы улетели в дальние края, так как с похолоданием для них не стало корма. Предложить детям назвать их одним словом (перелетные), показать на картинках.

Воспитатель: Сейчас мы отправимся в гости к птицам, которые не улетели от нас, а остались зимовать. Как мы назовем их одним словом? (Зимующие. Дети садятся на стулья у мольберта, на котором стоят картинки с изображениями зимующих птиц)

Посмотрите, кого вы здесь видите? Как вы догадались, что это за птицы? (Снегирь - красногрудый, чернокрылый; ворона - важная, горластая; сорока - белобокая, длиннохвостая, непоседа, пестрая; голубь сизокрылый; воробей - веселый, шустрый, маленький)

Воспитатель с детьми рассматривают календарь, вспоминают, кто кормится на участке, каких птиц можно увидеть в округе. Выясняют: все птицы приспособлены к самостоятельной добыче корма, но зимой его мало, поэтому зимующим птицам надо помочь. Их подкармливают в кор­мушках - это доброе дело людей, любящих природу.

Воспитатель: Отгадайте, кто поет «синь-синь-синь» {трещит, чирикает, воркует, каркает)? А теперь посмотрим, что делают снегири? (Склевывают рябину.) Покажите, как они это делают. А что делает воробей? (Клюет, прыгает, летает.) А сорока? {Прыгает, скачет по снегу.)

Покажите, как она делает это. Синица? (Поет). Покажем. (Низким и вы­соким голосом.) Голуби? (Воркуют: гру-гру-гру.) Покажем. Ворона? (Важ­но ходит, громко каркает.) Покажем.

2. А теперь поиграем в игру «Отгадай, какая птица». (Дети по по­вадкам, описанию внешности, песням угадывают птиц.)

Воспитатель: Что вокруг нас? Когда воздух можно почувствовать? Можно ли увидеть воздух? Почему человек не может взлететь? (Дети машут руками, подпрыгивают, пытаясь взлететь)

Воспитатель демонстрирует падение двух листов бумаги: один из них ровный и гладкий, другой скомкан и превращен в шарик. Просит объяснить, почему бумажный шарик падает очень быстро, словно каме­шек или мячик, а гладкий лист - медленно планируя? Делается вывод: гладкий лист - легкий и широкий, при падении опирается на воздух, по­этому может немного лететь.

Детям предлагается подумать и объяснить, почему птицы могут летать по воздуху. После высказываний детей воспитатель дает им пти­чьи перья для рассматривания (маховые и пуховые).

Вопросы:

1. Чем перышки отличаются друг от друга?

2. Какое из них согревает птичку и называется пуховым?

3. Где на теле у птицы растут пуховые перья?

4. Какое перо помогает птице летать и называется маховым?

5. Легкое оно или тяжелое?

6. Почему оно легкое?

7. Где у птицы на теле есть маховые перья?

Затем воспитатель показывает на примере веера, как складываются и раскрываются перья и хвост, когда птица взлетает и садится. С раскрытыми крыльями и хвостом даже маленькая птица становится широкой и большой, поэтому она может опираться на воздух. На земле рас крытые крылья и хвост мешают птице, поэтому она их складывает, крылья прилипают к телу.

Что еще делает птицу легкой? Как она ест - много или мало? Часто или редко? Делается вывод о том, что помогает птице летать по воздуху, как она приспособлена к наземно-воздушному образу жизни.

Птицы летают, потому что у них:

1) широкие крылья и хвост;

2) легкие перья с полым стержнем;

3) жесткие маховые перья;

4) птицы легкие, т. к. едят понемногу и часто.

В последующие дни во время прогулок продолжается разговор о полетах по воздуху. Дети делают бумажных голубей, запускают их. Од­ному, по предложению воспитателя, склеивают крылья и наблюдают его падение. Воспитатель рассказывает, что человек издавна мечтал летать, как птица, поэтому изобрел много летательных аппаратов. Дети перечис­ляют их, рассматривая изображения на картинках (воздушный шар , са­молет, вертолет , парашют и дельтаплан).

Физкультминутка

Руки подняли и помахали

Это деревья в лесу.

Локти согнули, кисти встряхнули

Ветер сбивает росу.

Плавно руками помашем –

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, покажем

Крылья мы сложим назад. (Дети выполняют движения по тексту)

Воспитатель:

Зима - очень трудное время для птиц, особенно если она морозная и снежная. Не найти птицам под снегом корма. Голодная птица сильно страдает от холода. Зимой день короткий, а чтобы выжить, не замерзнуть, пищи нужно съесть гораздо больше, чем летом. В первую очередь надо заботиться о птицах - верных друзьях леса и сада. Не только летом, но и зимой они целыми днями прыгают с ветки на ветку. Ищут щели и трещинки в коре, где прячутся насекомые. Если же ветки покрылись ледяной корочкой после оттепели или был сильный снегопад, их поиски бесполезны. Нужно поддерживать птиц.

Для корма пригодны семена различных растений: конопли, подсолнуха, дыни, тыквы, арбуза, многих сорных трав. А вот овес, пшено клюют только воробьи, овсянки, преимущественно для них же годятся крошки пшеничного хлеба. Синицы, кроме семян, очень любят сырое несоленое сало или мясо. Кусочки обвязывают ниткой или тонкой проволокой и развешивают на тонких ветвях. На толстые ветки или в кормушки эти лакомства для синиц класть бесполезно - утащат вороны.

Воспитатель предлагает детям из заранее приготовленных пакетов сделать кормушки для птиц, которые все вместе развешивают на участке детско­го сада и кладут туда корм.

Воспитатель читает стихотворение:

Хлебных крошек не жалей,

Заслужил их воробей.

Ты приладь ему кормушку,

Кликнет он свою подружку.

И пойдет веселый стук - Тук-тук-тук, Тук-тук-тук.

Познание. Формирование целостной картины мира. Подготовительная группа.

Воспитатель Хурамшина Р. Р.

Тема: Беседа о птицах.

Программное содержание: 1.Вызвать интерес к окружающему миру, к птицам. Расширять знания детей об особенностях внешнего вида, жизненных проявлениях, повадках птиц и приспособлениями их к среде обитания.

2. Систематизировать и закреплять знания детей о птицах, их жизни, питании. Уточнит, как люди помогают птицам в зимнее время.

3. Активизировать внимание и память детей, развивать логическое мышление.

Оборудование и материалы : аудиозапись пения птиц, изображения птиц, птицы из природного материала, чучела птиц, разрезные картинки для игры.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята! Сегодня я приглашаю вас в путешествие по удивительной стране. Кто же живет в ней? (звучит аудиозапись).

Слышите? Догадались, к кому в гости мы отправились?

Дети: К птицам.

Воспитатель: Ребята! А кто же в лесу главные жители деревьев?

Дети: Птицы.

Воспитатель: Сегодня мы поговорим о птицах.

Много птиц живет в нашем лесу, но не всегда их можно видеть, чаще всего слышать их голоса.

Какие бывают птицы?

Дети: Зимующие и перелетные.

Воспитатель: Почему их называют перелетными?

Почему их называют зимующими? (Ответы детей).

Сейчас нам Аслан загадает загадку, а вы отгадайте.

Аслан: Хоть я не молоток – подереву стучу:

В нем каждый уголок обследовать хочу.

Хожу я в шапке красной

И акробат прекрасный. (Дятел).

Дети: Дятел.

Воспитатель выставляет изображение дятла.

Алсу, расскажи о нем.

Алсу: Спинка у дятла черная, крылья тоже черные, с белыми крапинками, а на белом брюшке крапины черные. На голове дятла – ярко красный беретик.

Игра: «Дятел»

Воспитатель: Давайте постучим язычками, как дятел.

Воспитатель: «Что за красавец этот дятел! Черное, белое, красное, и в таком сочетании, что ни убавить, ни прибавить!» - так написал о дятле Николай Сладков.

Воспитатель: А теперь Лейсан загадает нам загадку.

Лейсан: Чернокрылый, красногрудый

И зимой найдет приют,

Не боится он простуды

С первым снего тут как тут.

(Снегирь).

Воспитатель выставляет изображение снегирей.

Булат, расскажи, что ты знаешь о снегирях?

Булат: Когда наступает снежная морозная зима, снегири перебираются поближе к человеческому жилью, залетают в сады и огороды, отыскивают ягоды рябины, облепихи и барбариса. Они рассыпаются по кустам и мелодично посвистывают «Рюм – рюм - рюм».

Воспитатель: А вот отгадайте гости еще одну загадку:

Аскар: Маленький мальчишка,

В сером армячишке

По двору шныряет,

Крохи собирает.

(Воробей).

Воспитатель: Вот и воробей прилетел к нам. Ну-ка, скажите, как воробей поет?

Дети: Чик-чирик.

Игра «Громко-тихо» по рядам.

Воспитатель: Вот и я хочу загадать загадку. Слушайте внимательно.

Угадайте что за птица:

Света белого боится

Клюв крючком, глаза пятачком,

Ушастая голова – это (сова).

Сегодня ночью прилетала к нам сова.

Почему сова прилетела ночью?

А днем что делает?

Сова хочет с нами играть.

Игра «Совушка». День – летаем, ночь – спим.

Игра «Сова».

Сова - большая голова

Головой вертит по сторонам

Смотрит – вправо, влево,

Прямо, вверх.

Воспитатель: Посмотрите на эту картину. Кто это?

Дети: Сорока.

Она улетает или остается зимовать? К каким относится?

Дети: Остается зимовать, зимующая птица.

Воспитатель: Про сороку у нас много пословиц, давайте одну из них послушаем.

Богдан: Сорока на хвосте принесла.

Воспитатель: Почему так говорят? Потому что много стрекочет, как будто много болтает и хвост у нее длинный. Сравнивают болтливых людей с сорокой и появилась такая пословица: «Сорока на хвосте принесла».

Посмотрите внимательно, кто еще прилетает к нам на участок.

Дети: Синица, ворона, клест.

Альфина загадает нам загадку.

Альфина: Небольшая пестрая птица

Не боится зимой простудиться

Угощенье

Прилетает к нам часто… (Синица).

Настя: Клюв огромен, взгляд суров,

Частый гость она дворов.

На суку сидит у дома,

Громко каркает … (Ворона).

Воспитатель: Вот посмотрите на эту птицу и послушайте небольшой рассказ:

Это клест. Клест относится к зимующим птицам. У клеста удивительный клюв – очень крепкий, толстый, сжатый с боков. Кончик верхней части клюва загнут крючком вниз, а нижняя, более сильная часть клюва, загнута вверх. Вот и получается клюв в виде креста.

Еще очень интересное. Птенцов клесты выводят зимой, в самые трескучие январские морозы. От холода птенцов спасает глубокое гнездо, утепленное ковром из пуха. Мама клестиха не вылетает из гнезда, папа клест заботится о них. Почему птенцы появляются зимой? Потому что зимой в лесу много еловых и сосновых шишек.

А мы ребята знаем очень много народных примет. Эти приметы созданы на основе наблюдений за поведением разных птиц.

Ангелина: Ворона кричит зимой к метели.

Рената: Воробьи дружно расчирикались – к оттепели.

Егор: Снегирь зимою скрипит – на снег, вьюгу и слякоть.

Фадис: Воробьи прячутся в хворост – на мороз, перед метелью.

Игра «Один-много».

Ворона – вороны.

Галка – галки.

Воробей – воробьи – воробушка.

Снегирь – снегири.

Синица – синицы.

Клест – клесты.

Ворона – кар-кар.

Воробей – чик-чирик.

Синица – синь – синь.

Сорока – ча-ча-ча.

Снегирь – рюм –рюм.

Игра «Угадайте птицу по описанию».

Сегодня видела на улице птицу, маленькая, грудка розовая, сидит на ветке, как «яблочко». Кто это?

Дети: Снегирь.

Игра «Четвертый лишний». Зимующая – перелетная.

Игра «Словосочетание».

1. У сороки белые бока, поэтому ее называют белобока.

2. У синицы - желтая грудь, поэтому ее называют желтогрудая.

3. У совы – большая голова – называют большеголовая.

4. У дятла острый клюв – остроклювый.

5. У сороки длинный хвост – длиннохвостая.

Игра «Составь одно целое».

Детям нужно составить изображение птицы из разрезных картинок.

Итог занятия:

Сегодня мы поговорили о каких птицах?

Дети: О зимующих.

Почему мы называем их зимующими?

Дети: Они остались у нас зимовать.

Птицы верные наши помощники, защитники лесов и полей. Почему их так называют?

Дети: Они съедают вредных насекомых.

Птицы – друзья нашего детства. Как вы можете помочь птицам зимой?

Дети: Сделать кормушки, насыпать корм, покормить птиц.

Вот наша кормушка. Мы будем кормить птиц, будем любить и заботиться о них.