Должностные обязанности в детском оздоровительном лагере. Как написать идеальное резюме вожатого в лагерь Должностные обязанности вожатого в летнем лагере

23.02.2024

Вожатый состоит в трудовых отношениях с детским оздоровительным учреждением, и как любой сотрудник, выполняет обязанности. Права и обязанности вожатого регламентируются законодательными актами, трудовым договором и должностной инструкцией и являются обязательными к исполнению. В процессе трудоустройства и оформления на работу вас обязательно должны ознакомить с этими документами. Внимательно их изучите, ведь именно в должностной инструкции прописаны трудовые обязанности, функции которые вожатый выполняет в процессе работы.

Перечень обязанностей может отличаться в различных лагерях, а в данной статье мы рассмотрим основные обязанности вожатого детского лагеря.

Обязанности вожатого ДОЛ.

  • Организация безопасного пребывания детей в лагере, как физического, так и психологического.
  • Обеспечение комфортного отдыха детей.
  • Соблюдение режима дня и режимных моментов.
  • Организация, поддержка и контроль за выполнением педагогических требований, психолого-педагогическая работа.
  • Контроль за выполнением санитарно-гигиенических норм.
  • Создание благоприятной атмосферы для развития личности ребенка.
  • Выполнение и организация культурно-досуговой программы детского отдыха.
  • Помощь в организации сохранности имущества детского лагеря.
  • Введение документации, составление отчетности в рамках своих компетенций.
  • Выполнение правил внутреннего распорядка организации.

В данный перечень могут быть внесены дополнения в зависимости от специфики лагеря или его географического расположения. Вожатый всегда должен помнить, что за невыполнение своих обязанностей он несет ответственность в соответствии с законодательством РФ. В работе педагогического состава нет обязанностей, которые можно не выполнять. В детском отдыхе важная каждая деталь!

Ответственное отношение к труду – залог успешной работы в детском лагере!

Законодательные основы, нормативные акты, регламентирующие деятельность детских лагерей

Жизнь и деятельность в детском лагере регламентируются как нормативными документами, так и документами, разрабатываемыми администрацией лагеря. Перечислим нормативные документы, которые лежат в основе организации деятельности детского лагеря.

Конвенция о правах ребенка.

Трудовой кодекс РФ.

Закон РФ «Об образовании».

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.1204 - 03. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 17 марта 2003 г.

Порядок проведения смен профильных лагерей труда и отдыха. Приказ № 2688 от 13.07.2001 Министерства образования РФ.

Рекомендации по профилактике детского травматизма и предупреждению несчастных случаев с детьми в пионерских, спортивно-оздоровительных лагерях и лагерях труда и отдыха. Утверждено ВЦСПС 4 июня 1982 г., № 332* (*В виду отсутствия новых документов данные Рекомендации и сегодня регулируют жизнедеятельность детских лагерей).

Уголовный кодекс РФ.

Внутренние документы детского лагеря (правила внутреннего трудового распорядка, правила по технике безопасности и охране труда, правила по противопожарной безопасности, должностные инструкции).

Должностные инструкции отрядного вожатого

I. Общие положения

1. К вожатской работе допускаются лица:

Достигшие 18-летнего возраста;

Как правило, имеющие высшее или среднее специальное образование, или студенты педагогических вузов;

Успешно прошедшие инструктивно-методический семинар по подготовке к работе в лагере.

2. Вожатый осуществляет педагогическую деятельность во вверенном ему отряде.

3. В своей работе вожатый подчиняется директору центра, его заместителям, старшему вожатому, методисту.

4. Рабочий день вожатого - ненормированный,

II. Компетенция и обязанности вожатого

1. Обеспечивает выполнение детьми санитарно-гигиенических норм, контролирует соблюдение ими опрятного внешнего вида, чистоты одежды, установленного порядка в спальных комнатах, иных помещениях жилых корпусов, столовой и на территории центра.

2. Обеспечивает неукоснительное соблюдение детьми дисциплины и порядка в соответствии с установленным режимом.

3.Организует обязательное участие отряда во всех общих культурно-массовых, спортивно-оздоровительных и трудовых мероприятиях.

4. Осуществляет контроль за приемом пищи в столовой, обращает внимание на культуру поведения за столом.

5. Организует дежурство детей в жилых корпусах, столовой, на закрепленной за отрядом территории центра.

6. Следит за чистотой и порядком в комнатах. Организует влажную уборку помещений. Следит за чистотой зубных щеток, полотенец, постельного белья.



7. Выводит детей на море систематически в установленном режимом порядке и в полном составе. Дети с простудными и другими заболеваниями остаются под присмотром медицинских работников центра и/или подменных вожатых.

8. Во избежание тепловых и солнечных ударов выводит детей на море строго в головных уборах, в легкой верхней одежде.

9. Купание на море производит строго в установленном режиме, заводит и выводит детей по установленному сигналу.

10. На пляже следит за тем, чтобы дети во время купания на море не покидали отрядные места, не собирали отходы, не занимались "попрошайничеством"; занимает детей играми в отряде.

11. При выходе на море и возвращении с моря пересчитывает детей, отмечает у дежурных время выхода на море и возвращения в центр отрядов с указанием количества человек.

12. Объясняет детям, что на территории центра имеются ядовитые ягоды и травы, проводит беседы о возможных последствиях соприкосновения этой растительности с человеческим организмом.

13. В соответствии с общим составляет отрядный план работы, согласованный со старшим вожатым и утверждаемый педсоветом, и отчитывается о его выполнении.

III. Ответственность вожатого

1. Вожатый несет всю полноту юридической ответственности за жизнь, здоровье и безопасность детей. Во время работы кружков, спортивных секций, клубов по интересам ответственность за жизнь, здоровье и безопасность детей возлагается на кружководов и других ответственных лиц.

2. Вожатый несет материальную ответственность за сохранность мебели, помещений и оборудования жилых корпусов, а также иных посещаемых детьми объектов центра, переданного е пользование отряду постельного белья, игрового, спортивного и иного инвентаря.

3. Вожатому запрещается:

Оставлять детей отряда без присмотра, в том числе и в ночное время;

Самому или с детьми покидать территорию центра без разрешения директора лагеря или старшего вожатого;

Допускать присутствие на территории центра посторонних лиц без разрешения директора центра;

Употреблять спиртные напитки и находиться в нетрезвом состоянии на территории лагеря, курить в присутствии детей, а также допускать распитие алкоголя и курение со стороны детей;

Применять к детям методы воздействия, не соответствующие действующему законодательству РФ, международным конвенциям по правам ребенка, нормам педагогической этики (в том числе физические наказания, наказания, унижающие честь и достоинство ребенка и др.);

Пропускать без уважительной причины планерки, заседания педсовета, иные установленные распоряжением администрации собрания педагогических работников.

Важную роль в жизни лагеря имеет знание персоналом своих прав и обязанностей, умелое разделение ответственности. Ответим на вопросы, которые раскрывают содержание профессиональной деятельности вожатого в рамках правового поля.

закрепляются в должностной инструкции и являются для него обязательными к исполнению. При этом перечень обязанностей конкретного сотрудника зависит от того, в каком лагере/заведении он будет вожатым и есть ли у него в подчинении другие работники. Обо всем этом и поговорим в статье далее.

Должностные обязанности вожатого летнего лагеря

Должностные обязанности вожатого в лагере заключаются в организации отдыха детей; причем он должен обеспечить во время отдыха их безопасность и создать условия, необходимые для проведения детьми свободного времени с пользой. В ходе реализации этих задач на вожатого возлагаются:

  • организация праздников, экскурсий и т. д.;
  • поддержание инициативы детей в играх и других занятиях;
  • организация выхода детей на зарядку и помощь в ее проведении;
  • обеспечение неукоснительного соблюдения воспитанниками порядка и режима в лагере;
  • организация участия детей в культурно-массовых мероприятиях;
  • соблюдение прав и свобод подопечных;
  • соблюдение этических норм в поведении;
  • ведение необходимой документации, составление отчетности и т. д.

Это примерный перечень обязанностей вожатого. Он может изменяться в зависимости от особенностей работы и специфики организации — места службы (это может быть как обычный оздоровительный лагерь, так и, например, лагерь коррекционный).

Что представляет собой должностная инструкция вожатого?

В силу того, что обязанности вожатого фиксируются в должностной инструкции, рассмотрим более подробно содержание этого документа. Должностная инструкция вожатого , как правило, состоит из следующих разделов:

  1. Общие положения (здесь регулируются вопросы организационного характера).
  2. Функции и задачи (раздел закрепляет основные направления деятельности вожатого).
  3. Должностные обязанности (о них мы уже рассказали).
  4. Права (раздел содержит перечень прав, которыми наделяется работник для надлежащего исполнения своих должностных обязанностей).
  5. Ответственность (в этом разделе определяются проступки, за которые работник несет ответственность).

Не знаете свои права?

Для справки: приведенная здесь структура должностной инструкции вожатого может быть изменена по желанию работодателя, так как законодатель никаких требований к этому не предъявляет.

Общие положения, функции и задачи вожатого

Раздел должностной инструкции «Общие положения» включает в себя следующую информацию:

  • указание должности и структурного подразделения, в котором трудится вожатый, в соответствии с текстом утвержденного на предприятии штатного расписания;
  • порядок назначения сотрудника и снятия его с должности;
  • порядок замещения сотрудника в случае его отсутствия;
  • перечень квалификационных требований к работнику;
  • список нормативных и локальных актов, положениями которых должен руководствоваться в своей деятельности вожатый;
  • навыки и умения, которыми он должен обладать.

Раздел «Функции и задачи вожатого» включает в себя указание основного вида деятельности сотрудника, с учетом которого формируются основные направления работы. Главное, что должен делать вожатый, — осуществлять надзор за вверенной ему группой воспитанников, создавая им условия для активной/пассивной деятельности как в стенах лагеря, так и за его пределами (при необходимости).

Права и ответственность в должностной инструкции

Раздел «Права вожатого» может включать в себя такие права, как:

  • участие в жизни лагеря;
  • защита чести и достоинства;
  • выбор методик воспитания и развития детей;
  • знакомство с жалобами и иными документами, которые дают оценку работы вожатого;
  • защита своих прав всеми разрешенными способами и т. д.

Раздел «Ответственность вожатого» обычно предусматривает:

  1. Указание видов ответственности, к которым может быть привлечен вожатый. Речь идет о следующих:
    • дисциплинарной (при нарушении положений трудового договора и должностной инструкции);
    • материальной (при нанесении ущерба имуществу работодателя);
    • административной (при совершении правонарушения, предусмотренного нормами КоАП РФ);
    • уголовной (при совершении преступления, предусмотренного УК РФ).
  2. Перечисление проступков, которые могут привести к установлению ответственности. Таковыми могут быть:
    • неисполнение должностных обязанностей;
    • необеспечение безопасности детей при организации культурно-массовых мероприятий и т. д.
  3. Отсылку к нормам закона. Этот производится посредством формулировок типа «ответственность работника наступает в случаях и в порядке, установленных действующим законодательством».

Работодатель вправе выбрать любой из предложенных вариантов. Главное, уточнить все спорные моменты либо на этапе переговоров, либо в тексте документа, чтобы работник четко понимал, какие его действия могут повлечь негативные последствия.

Особенности должностных обязанностей старшего вожатого

Старший вожатый в лагере является лицом, которое должно организовывать работу всех остальных вожатых. Это означает, что его должностные обязанности отличаются от обязанностей обычного вожатого.

Так, старший вожатый обязан:

  • организовывать разработку плана работы лагеря на смену;
  • составлять графики дежурства вожатых;
  • организовывать творческую деятельность детей по возрастным группам и интересам;
  • составлять графики экскурсий и выездов за пределы лагеря;
  • проводить семинары, совещания, планерки;
  • организовывать формирование детских коллективов и закреплять за ними вожатых;
  • организовывать оформление лагеря при проведении торжественных мероприятий;
  • осуществлять заботу о здоровье детей и организовывать безопасные условия для их нахождения в лагере;
  • контролировать соблюдение санитарных норм, техники безопасности и т. д.

Как видите, обязанности вожатого имеют свою специфику в зависимости не только от места работы, но и его роли в организации. Но в любом случае важно, чтобы в должностной инструкции они были прописаны самым подробным образом, чтобы у работника впоследствии не возникало вопросов при их выполнении.

Создавая резюме вожатого в лагерь нудно обратить внимание на несколько важных аспектов: опыт работы, навыки общения с детьми, знания и образование. От правильного и полного освещения этих пунктов в документе зависит заинтересованность работодателя в соискателе. Работа в лагере требует полной самоотдачи, эмоциональной вовлеченности в рабочий процесс. Обязательно надо указать опыт работы с детьми. Это не обязательно аналогичная должность. Под этот пункт подходит любая преподавательская или организационная работа в школе, в пришкольных лагерях, дошкольных учебных заведениях, опыт проведения праздников, организации анимации для детей в отелях и других местах отдыха.

От будущего вожатого требуется , организовывать их досуг, улаживать конфликты и формировать позитивное настроение в детском коллективе. Рядом с указанием позиций опыта работы необходимо перечислить функциональные обязанности и проблемы, которые приходилось там решать.

Какие навыки обязательны для работы вожатого

После указания предыдущих мест работы важно акцентировать внимание на навыках соискателя. Это могут быть любые , которые помогали на прошлой работе и могут пригодиться в детском лагере. Например:

  • проведение праздников, написание сценарием к тематическим дням;
  • общение с родителями детей;
  • проведение воспитательных бесед с детьми, тренингов;
  • организация спортивных и игровых мероприятий, конкурсов;
  • подготовка детей к выступлениям на фестивалях, соревнованиях;
  • создание творческих проектов с детьми;
  • устранение конфликтов внутри детского коллектива.

Существующие навыки и умения можно указывать возле предыдущих мест работы, акцентировав внимание на том, что каждая занимаемая ранее позиция повлияла на формирование педагогической компетенции соискателя. В этой работе ценится склонность к организационной работе, умение вдохновить и нацелить на общую работу большой детский коллектив, сформировать в них чувство общности и командный дух. Эти умения и составляют обязанности вожатого в лагере. Для резюме следует выбрать 3-4 пункта.

Полезными для получения работы вожатого будут также творческие умения: написание стихов, песен, игра на музыкальных инструментах, умение рисовать, лепить, шить, вышивать и другие виды творческой деятельности.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Инкинская средняя общеобразовательная школа»

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ №__

ВОЖАТОГО

1. Общие положения

2. Функции

Основными направлениями деятельности вожатого являются:

2.1. содействие развитию и деятельности детских общественных организаций, объединений;

2.2. организация досуга обучающихся;

2.3. проведение внеклассной воспитательной работы в летнем оздоровительном лагере дневного пребывания детей.

3. Должностные обязанности

Вожатый выполняет следующие должностные обязанности:

3.1. способствует развитию и деятельности детского коллектива (группы, подразделения, объединения) в Учреждении, осуществляющем работу с детьми разного возраста, в том числе в летнем оздоровительном лагере с дневным пребыванием детей, организуемом в каникулярный период;

3.2. в соответствии с возрастными интересами и требованиями жизни воспитанников, детей способствует обновлению содержания и форм деятельности детского коллектива, организует коллективную творческую деятельность;

3.3. оказывает помощь воспитателю в программировании деятельности воспитанников, детей на принципах добровольности, самодеятельности, гуманности и демократизма с учетом их инициативы, интересов и потребностей;

3.4. организует досуг детей, подростков, создает необходимые условия для раскрытия способностей школьников, готовит и проводит массовые мероприятия;

3.5. организует наглядное оформление школы по тематике проводимой им работы;

3.6. совместно с воспитателем и другими работниками Учреждения заботится о здоровье и безопасности воспитанников, детей, создает благоприятные условия, позволяющие им проявлять гражданскую и нравственную позицию, реализовывать свои интересы и потребности, интересно и с пользой для их развития проводить свободное время , используя передовой опыт работы с детьми и подростками;

3.7. обеспечивает охрану жизни и здоровья воспитанников, детей во время образовательного процесса, соблюдает нормы и правила охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты;

3.8. принимает меры к развитию и сохранение материальной базы детских организаций и объединений;

3.9. проходит периодические бесплатные медицинские обследования;

3.10. организует каникулярный отдых обучающихся;

3.11. изучает и использует передовой опыт работы с детьми и подростками, повышает свою квалификацию;

3.12. планирует свою работу, ведет в установленном порядке документацию;

3.13. соблюдает этические нормы поведения в школе, в быту, в общественных местах, соответствующие общественному положению педагога;


3.14. осуществляет взаимодействие с органами самоуправления, педагогическим коллективом Учреждения и общественными организациями;

3.15. осуществляет выпуск школьной газеты.

4. Права

Вожатый имеет право:

4.1. самостоятельно выбирать формы и методы работы с обучающимися и планировать ее исходя из общего плана работы детского коллектива (группы, подразделения, объединения) и педагогической целесообразности;

4.2. участвовать в управлении школой в порядке, определяемом Уставом школы;

4.3. на защиту профессиональной чести и достоинства;

4.4. знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения;

4.5. на конфиденциальность дисциплинарного (служебного) расследования, за исключением случаев, предусмотренных законом;

4.6. повышать квалификацию;

4.7. давать детям во время занятий и перемен обязательные распоряжения, относящиеся к организации занятий и соблюдению дисциплины,

4.8. пользоваться в свободное от занятий время помещениям школы (за исключением кабинетов), спортивным залом, библиотекой.

5. Ответственность

5.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и Правил внутреннего трудового распорядка школы, иных локальных нормативных актов , законных распоряжений администрации школы, должностных обязанностей, установленных настоящей Инструкцией, вожатый несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством.

5.2. За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, совершение иного аморального проступка вожатый может быть освобожден от занимаемой должности в соответствии с трудовым законодательством и Законом Российской Федерации «Об образовании». Увольнение за данный проступок не является мерой дисциплинарной ответственности.

5.3. За виновное причинение школе или участникам образовательного процесса ущерба в связи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей вожатый несет материальную ответственность в порядке и в пределах, установленных трудовым и (или) гражданским законодательством.

6. Взаимоотношения. Связи по должности

6.1. получает от администрации школы информацию нормативно-правового и организационно-методического характера, знакомится под расписку с соответствующими документами;

6.2. систематически обменивается информацией по вопросам, входящим в его компетенцию, с педагогическими работниками школы;

6.3. передает руководителю структурного подразделения информацию, полученную на совещаниях, семинарах, методических учебах, непосредственно после её получения.

Заместитель директора по

воспитательной работе __________ ____________________

С инструкцией ознакомлен(а): __________ ____________________

(подпись) (расшифровка подписи)