Темп роста 2013/2012, %...
Безопасность железнодорожного транспорта - основная задача инновационного развития локомотивного депо г. Жлобин, приоритетное направление в развитии в целом Белорусской железной дороги. Поэтому в локомотивном депо г. Жлобина необходимо создать испытательный центр объектов железнодорожного транспорта. Его задача - подтверждение соответствия железнодорожной продукции (деталей и узлов подвижного состава, железнодорожного пути, автоматики, телемеханики и т.д.) требованиям безопасности.
Далее отметим, что следующим направлением инновационного развития депо г. Жлобина может стать внедрение автоматизированного технологического комплекса отечественного производства по ремонту колесных пар. Он будет включать в себя моечные машины, манипуляторы, транспортеры, роботизированные установки наплавки и другое оборудование.
Подобный комплекс внедрен в настоящее время в Барановичском вагонном депо. Производителем данного комплекса является ОАО "Барановичский завод автоматических линий".
Рисунок 5.1 - Автоматизированный технологический комплекс по ремонту колесных пар
Следует отметить, что в настоящее время в локомотивном депо г. Жлобина колесно-роликовый участок является одним из основных в технологическом процессе ремонта грузовых вагонов. Оборудование участка давно устарело, стало энергозатратным и не позволяло увеличить объемы ремонта. А потребности в ремонте грузовых вагонов испытывает не только Белорусская железная дорога, но и предприятия-собственники вагонов, такие, как "Беларуськалий", "Гродно Азот", соседи из стран СНГ и Балтии.
Автоматизированный технологический комплекс отечественного производства по ремонту колесных пар не имеет аналогов среди стран СНГ и Балтии. Самое главное: с его внедрением можно уйти от тяжелого ручного труда и заметно повысить производительность. Если сейчас вагонное депо каждый год ремонтирует около 16 000 колесных пар, то новый комплекс позволит обновлять 24 000.
Столь высокая производительность труда будет обеспечена за счет применения прогрессивных решений в процессе мойки колесных пар, букс и подшипников, восстановления и механической обработки изношенных поверхностей. Так, колесные пары моются под сверхвысоким давлением около 390 атмосфер. Причем до самого металла смываются холодной водой без моющих средств. Установка не потребляет тепла. А весь комплекс оснащен локальными очистными сооружениями. То есть процесс мойки - бессточный и ведется на оборотной воде.
Еще одно направление оптимизации труда - внедрение роботизированного оборудования для восстановления изношенных поверхностей корпусов букс. Колесные пары, их детали, узлы перемещаются с помощью манипуляторов и транспортеров. В качестве роботов установлены японские манипуляторы.
Благодаря роботам из вредной зоны можно вывести людей, т.е. качественно улучшить условия труда работающих, а уровень механизации и автоматизации ремонта колесных пар достигает 75%. Без увеличения штата работников и площадей это позволит увеличить объем ремонта на 60%. Надо учитывать еще и тот факт, что депо проводит не только плановое обновление вагонов, но и обеспечивает пункты технического обслуживания вагонов на станциях.
Помещение под установку уникального оборудования в локомотивном депо имеется. Все работы, в том числе и замена оборудования, могут вестись без остановки производства.
Таким образом, коллектив депо сможет зарабатывать больше валюты, увеличивая объемы ремонта вагонов и для партнеров из России.
Кроме того, внедрение вышеуказанного оборудования позволит сократить продолжительность ремонтов и их трудоемкость. Также из вредной зоны можно вывести людей, т.е. качественно улучшить условия труда работающих, а уровень механизации и автоматизации ремонта колесных пар достигает 75%.
Следует отметить, что ориентировочно стоимость внедрения оборудования составит 480 млн. руб. При этом планируется увеличить объем ремонтов на 50-60 %, что позволит увеличить выручку на 10-12 % (5139 млн. руб.).
Расчет экономической эффективности внедрения оборудования в 2016 г. представлен в таблице 3.1.
Таблица 5.1 - Оценка экономической эффективности внедрения оборудования в 2016 г.
Руководству необходимо стимулировать коллектив на достижение поставленных целей, не просто материально поощряя, по принципу "уравниловки", как мы это наблюдаем в данной организации, а применять более эффективные способы мотивации, которые будут лично значимыми для каждого сотрудника разного уровня управления. Это даст организации стабильное высокое качество работы и удовлетворенность работников. Также руководству предприятия в системе поощрения необходимо учитывать не только результаты труда, но и удачную инициативу работников. Люди станут работать с энтузиазмом, вносить новые предложения. В результате этого на предприятии сложится команда единомышленников, которая сможет воплотить наиболее интересные замыслы.
В решении проблемы по совершенствованию системы мотивации на данном предприятии необходимо выработать надежную оценочную систему, в которой должны приниматься такие факторы, как профессиональные знания, стаж и опыт, умственные и физические возможности, условия и качество труда, вклад работника в конечный результат деятельности предприятия.
Руководство обычно настолько загружено повседневными заботами, что видит, как самые сильные сотрудники теряют "аппетит" к работе, не находя в ней настоящего интереса. Лучшим работникам за достижение высоких результатов обязательно нужно объявлять благодарность, выписывать премию, помещение фотографии на доску почета. Все это будет мотивировать сотрудников на результат.
Как уже говорилось ранее на данном предприятии нет больших возможностей для роста по служебной лестнице. И если в нашей организации нет достаточных возможностей для удовлетворения потребности человека в росте, то, разочаровавшись, он может с повышенным интересом переключиться на потребность связи (причастность к коллективу, признание, самоутверждение, авторитет). В данном случае организация сможет предоставлять ему возможности для удовлетворения данной потребности, увеличивая тем самым свой потенциал мотивирования данного сотрудника. Также рекомендуется активнее использовать информацию о собственной организации, следует больше говорить о коллективе, причастности каждого к нему, уделять большее внимание корпоративным традициям организации, создавать не только не только благоприятную рабочую атмосферу, но и хорошую психологическую атмосферу в коллективе. Все эти действия будут способствовать сплочению сотрудников, и создавать нацеленность на решение поставленных производственных задач.
Из анализа анкеты во второй главе мы выяснили, что большинство сотрудников организации недовольны условиями труда на предприятии. Особенно это заметно среди рядовых сотрудников, почти все из них ответили, что на предприятии необходимо улучшить условия труда. Нам кажется, что руководству нужно прислушаться к рабочим и создать те условия, которые способствовали нормальной работе. Для этого предлагаем улучшить условия труда машинистов, создать комнату отдыха для персонала. Самыми важными на сегодняшний день, по мнению автора, являются мероприятия по улучшению условий труда машинистов и помощников послужат по поддержанию благоприятного микроклимата в кабине локомотива, а именно, мероприятия по установке систем кондиционирования, оборудованию магистральных локомотивов биотуалетами и холодильниками для хранения продуктов. В парке приписки находится 120 локомотивов.
Предлагается организовать комнату релаксации в кабинете, где ранее был кабинет заместителя начальника депо. В этом кабинете недавно был сделан ремонт, что не требует дополнительных затрат на отделку. Все те меры предложенные руководству в конечном результате должны сложить постоянный дружный коллектив, что подразумевает хорошую психологическую атмосферу.
Также руководству не нужно забывать и о психологических методах воздействия. Психологические методы воздействия на персонал не требуют значительных материальных затрат, но их воздействие на людей имеет высокую результативность, для этого предлагаются следующие мероприятия:
Проведение праздничных дней в честь знаменательных дат и событий;
Объявление благодарности работникам;
Возможность общаться с сотрудниками в процессе труда.
Составим смету расходов для внедрения предложенных мероприятий. Взяты средние цены в магазинах города.
Таблица 3.1 - Смета расходов на внедрение проекта рублей
Мероприятие |
Количество |
Стоимость |
||
Доска почета размером 112 х 150 см |
Стенд для доски |
|||
Кондиционеры для локомотивов |
Кондиционеры с установкой и всеми комплектующими |
|||
Мини-холодильники для локомотивов, производство ЗАО "Комтех-Плюс" |
Холодильники с установкой и доставкой |
|||
Биотуалеты для локомотивов (опт) |
Биотуалеты с установкой |
|||
Комната релаксации |
Мягкие кресла с подлокотниками и подставкой для ног |
|||
Кондиционер (с установкой) |
||||
Аквариум Cube Garden 60-H (60х30х45) |
||||
Аквариумные рыбки |
||||
Музыкальный центр |
||||
ЖК Телевизор Philips 42 дюйма |
||||
DVD - диски с релаксирующими фильмами и аудиозаписями |
||||
На внедрение предложенных мероприятий, предприятию потребуется 7026310 рублей. Эти мероприятия, по мнению автора, позволят повысить удовлетворенность работников условиями труда и мотивировать сотрудников к повышению показателей в работе.
Прежде чем приступить к оценке экономического эффекта предложенных мероприятий по совершенствования системы мотивации, необходимо пояснить, что данная оценка будет носить во многом экспертный характер, т.к. опирается на косвенные характеристики и не имеет четко выраженных материальных показателей.
При внедрении предложений можно отметить два основных прямых экономических эффекта:
повышение качества труда в связи с возросшей мотивацией сотрудников к своей профессиональной деятельности и, как следствие, повышение производительности, улучшения качества работы;
снижение оттока персонала и текучести кадров и, как следствие, снижение затрат на подбор и адаптацию персонала.
Как уже упоминалось, оценить степень влияния указанных эффектов можно лишь экспертным путем, используя ранее полученные данные по отрасли.
Таковыми являются работы Н.И. Дряхлова и Е.А. Куприянова, в них указывается, что система мотивации повышает качество труда сотрудника на 10-15%, следовательно, можно предположить, что увеличение качества труда персонала также приведет к дополнительному притоку средств от качества услуг на перевозки на 10-15% Дряхлов Н.И., Куприянов Е.А. Эффективность деятельности сотрудников и их вознаграждение // СОЦИС: Социологические исследования - 2002. - № 12. , а именно недопущение браков в работе, отмен локомотивных бригад.
Также повысится производительность труда.
Рассчитаем производительность труда на данный момент по формуле:
39,912 т-км бр. /чел
Доходы предприятия составляют за этот же период 191754000 руб.
При увеличении производительности в среднем на 15 %, увеличит доходы предприятия на 28763100 руб.
Также экспертно можно оценить экономический эффект от снижения текучести кадров.
Текучесть кадров в настоящий момент составляет 2,5%.
Такой коэффициент текучести считается естественным и не требует вмешательства для снижения.
Однако, при росте неудовлетворенности персонала он может достичь критичного уровня.
В данное время по собственному желанию уволено 23 человека.
Рассчитаем расходы на подбор и обучение персонала.
Подбор, адаптация и обучение нового сотрудника займет длительное время.
Подбор может занять месяц, это около 176 рабочих часов, 8 смен дается на стажировку, это 96 часов.
Помимо этого, адаптация сотрудника может происходит в течении трех месяцев, то есть его работоспособность равна примерно 70 % работоспособности опытного специалиста. В часах, это получается около 158 часов за три месяца. В среднем, оплата труда в час около 200 рублей.
176 + 96 + 158 = 430 часов составляют потери рабочего времени.
430*200 = 86000 рублей - это ущерб от увольнения одного специалиста.
Рассчитаем ущерб от увольнения 23 сотрудников:
86000*23=1978000 рублей.
Итого, предложенные мероприятия принесут организации 49916500 рублей:
28763100+1978000=30741100 рублей.
Экономический эффект от предложенных мероприятий будет составлять:
Э ф = 49916500 - 7026310 = 42890190 рублей.
Экономическая эффективность = экономический эффект поделить на сумму затрат и умножить на сто процентов
Э = 42890190 рублей / 7026310 рубля * 100 %= 610 %.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Забайкальский государственный университет»
(ФГБОУ ВПО «ЗабГУ»)
Факультет дополнительного профессионального образования
Кафедра управления персоналом
ОТЧЕТ
ПО УЧЕБНОЙ ПРАКТИКЕ
Управление персоналом в эксплуатационном локомотивном депо
города Чита
Студента 2 курса Гурова Ирина Сергеевна группы УПб12-1
Руководитель практики от выпускающей кафедры
Казарян Ирина Рафаэльевна
Введение
1.Общая характеристика Забайкальской дирекции тяги эксплуатационного локомотивного депо Чита
2.Кадровая политика
.Анализ устава предприятия
.Характеристика организационной структуры предприятия
.Нормативно- методическая база предприятия
.Охрана труда предприятия
.Профсоюзная деятельность
Заключение
Введение кадровый профсоюзный организационный Эксплуатационное локомотивное депо Чита образовано в соответствии с приказом ОАО «РЖД» В.И.Якуниным от 31 декабря 2008 г. №156. Сегодня локомотивное депо Чита - самое крупное структурное подразделение Читинского отделение Забайкальской железной дороги. Численность работающих в депо составляет 1615 человек, из них локомотивных бригад 1483 работника, которые трудятся в грузовом, пассажирском, маневровом и хозяйственном видах движения. Депо в своём составе имеет: участок эксплуатации Чита, оборотное депо Карымская, база запаса локомотивов Могзон, дома отдыха локомотивных бригад Чита и Карымская. Датой основания предприятия признано считать 25 декабря 1899 год, ставшего родным не одному поколению работников. Нет возможности подсчитать специалистов, подготовленных для определённых структур подразделения Забайкальской дирекции тяги. Скажем только - за это время сменилось 49 начальников. Основной целью прохождения учебной практики является закрепление и практическое применение профессиональных компетенций, полученных в ходе теоретической подготовки. В структурное подразделение Забайкальской дирекции тяги эксплуатационного локомотивного депо Чита входят машинисты, помощники машинистов, цех эксплуатации, дом отдыха, отдел психологов, столовая, музей, спортивный зал, сауна. Взаимоотношения представителей работодателя и работников строятся в соответствии с трудовым законодательством, действующего в ОАО « РЖД» нормативной базой, правилами внутреннего трудового распорядка эксплуатационного локомотивного депо Чита. Цель прохождения практики в ОАО «РЖД» - подкрепить практическими навыками теоретические знания, полученные в ходе обучения по специальности «Управление персоналом», ознакомиться с организационной структурой предприятия и деятельностью его основных подразделений. Для достижения поставленной цели в процессе прохождения практики были поставлены следующие задачи: Ознакомление с рабочим местом; Войти в курс дел отдела кадров структурного подразделения; Познакомиться в ходе работы с коллективом; Ознакомиться с его организационной структурой; Систематизация данных для отчета. 1. Общая характеристика Забайкальской дирекции тяги эксплуатационного локомотивного депо Чита
Локомотивное депо Чита-1 является одним из главных структурных подразделений Забайкальской железной дороги. Оно выполняет функции структурного подразделения Дирекции тяги Забайкальской дирекции тяги- структурного подразделения Дирекции тяги- структурного подразделения Дирекции тяги- филиала открытого акционерного общества «РЖД». Депо входит в состав Дирекции тяги и не является юридическим лицом. сентября 1895 года, в час дня, после молебствия, на пятой версте по тракту от Читы к Верхнеудинску состоялась закладка железного пути и станции Чита Забайкальской железной дороги. Следовательно, днём начала строительства Читинского паровозного депо можно считать 2-е сентября 1895 года, но летом 1897 года работы по строительству паровозного депо и станции Чита -1 были прерваны разливом реки Читинки и Ингоды, почт все возведённые постройки были смыты. И хотя первые здания паровозного депо были построены в 1897 году, днём официального основания Читинского депо, видимо, нужно считать 25 декабря 1900 года. Именно тогда в этот день начальник железной дороги В.Оглоблин подписал приказ о пуске в эксплуатацию Читинского паровозного депо как основного предприятия дороги. Новый век предъявил дороге повышенные требования по пропуску длинносоставных и тяжеловесных поездов, повышению скоростей движения поездов. В пассажирском комплексе дороге реализуется программа реконструкции посадочных платформ и перронов, ремонтируется вокзал международного значения на пограничной станции Забайкальск, расширяется сеть сервисных центров. Дорога решает две стратегические задачи: первая - совершенствование качества и объемов экспортно-импортных перевозок в КНР через пограничную станцию Забайкальск; вторая - обеспечить гарантированный ускоренный пропуск транзитного поездопотока по главному ходу, создав условия для создания трансконтинентального коридора между странами Азиатско-Тихоокеанского региона и Западной Европы. Работа дороги обеспечивает также стабильность и последовательное социально - экономическое развитие Амурской и Читинской областей, по территории которых она проходит. Деятельность локомотивного депо выполняет 2 вида деятельности это грузовые перевозки и пассажирские перевозки. Основные направления деятельности: Своевременное и полное удовлетворение потребностей экономики и населения в перевозках грузов и пассажиров. Управление процессами перевозок, управление деятельностью отделений, предприятий. Читинское отделение Забайкальской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" - крупнейшее предприятие на территории Читинской области. Эксплуатационная длина отделения - 1323,4 километра, протяженность главного хода (с запада на восток) составляет 659 километров, Южного хода (участок Карымская-Забайкальск) - 366 километров, а также ветки Лесная - Голубичная (20 километров), Борзя - Соловьевск (84 километра), Харанор-Приаргунск (207 километра), Урулюнгуй-Краснокаменск (15 километров). Главный ход отделения электрифицирован в 2 этапа. В 1970-1974 годы участок Петровский Завод-Карымская и в 1982-1984 годы участок Карымская-Шилка. Линия Карымская-Забайкальск и ветки обслуживаются тепловозами. Начиная с весны 2004 года здесь ведутся работы по прокладке двухпутных вставок с последующей электрификацией Южного хода. Железнодорожный путь отделения в своем большинстве проходит вдоль больших и малых рек в условиях сложного низкогорного рельефа, имея два участка работы с подталкивающими локомотивами: Яблоновая-Тургутуй и Адриановка-Бурятская. Включает в себя 82 станции, в том числе 7 крупных: Петровский Завод, Хилок, Чита-1, Карымская, Оловянная, Борзя, Забайкальск. Протяженность путей на железобетонном основании составляет 332,4 километра. или 17,5% от протяженности всех путей, протяженность бесстыкового пути - 301,7 километров или 15,9% от общей длины. Балансовая стоимость имущества отделения - 15 миллиардов 687 миллионов рублей. Численность персонала - 20690 человек. В состав Читинского отделения дороги входят: локомотивных депо (Чита, Карымская, Борзя); вагонных депо (Хилок, Чита, Борзя); дистанций пути (П-Завод, Хилок, Могзон, Чита, Карымская, Борзя, Маргуцек); путевые машинные станции; распорядительных станций (Хилок, Чита, Карымская, Оловянная, Борзя, Забайкальск); дистанции погрузо-разгрузочных работ (Чита, Забайкальск); дистанции сигнализации и связи; дистанции энергоснабжения (Хилок, Чита, Борзя); дистанций гражданских сооружений, водоснабжения и водоотведения (Хилок, Чита, Карымская, Борзя, Забайкальск); автобаза. Коллектив Читинского отделения вносит большой вклад в общие итоги деятельности Забайкальской железной дороги - филиала ОАО "РЖД". За год работы в ОАО на отделении выше средне дорожных такие объемные и качественные показатели, как грузооборот, производительность труда, оборот вагона. Сохраняется тенденция улучшения показателей, характеризующих качество эксплуатационной работы. Так же в состав локомотивного депо Чита входят: Ремонтное депо, расчётная группа, эксплуатационное депо, дом отдыха, тренажёрный зал, различные комнаты релаксации, соляные комнаты, и конечно же работа с психологами. Функционирует предприятие как обособленное структурное подразделение Дирекции тяги (ДТ). Для организации деятельность предприятия Забайкальска железная дорога наделяет его необходимым имуществом. Для более полной характеристики предприятия необходимо проанализировать предприятие. Поставщики и финансирование, контроль за сохранностью и использованием переданного депо имущества, Так же главным поставщиком трудовых ресурсов является ИрГУПС, следует заметить, что депо не является плательщиком налогов и обязательных платежей. Эксплуатационное депо является частью ОАО»РЖД», поэтому потребители услуг железной дороги Также будут являться потребителями услуг локомотивного депо. Железнодорожный транспорт пользуется большим спросом среди населения, так как является достаточно недорогим и надёжным. Под воздействием выше указанных факторов сложилась структура предприятия.
Кадровая политика
В 2010 г. в Компании в соответствии со Стратегией развития кадрового потенциала ОАО "РЖД" на период до 2015 года реализовывалась единая кадровая политика, направленная на повышение эффективности деятельности и вовлеченности персонала в реализацию корпоративных задач Холдинга. Главный итог - Компания в условиях посткризисной ситуации в стране выполнила все обязательства перед трудовым коллективом, сохранив тем самым социальную стабильность. Понятно, что, осуществляя вложения в человеческий капитал, мы увеличиваем стоимость Компании. Определяющим условием кадровой политики ОАО "РЖД" было и остается совершенствование профессиональных качеств руководителей, специалистов, а также работников массовых профессий. в 2010 г. продолжена реализация Стратегии развития кадрового потенциала ОАО "РЖД". Для повышения эффективности процессов управления в Компании Департамент управления персоналом продолжил работу по совершенствованию нормативной базы в этой сфере. Были утверждены следующие документы: Положение о профессиональной ориентации, допрофессиональной и довузовской подготовке молодежи (утв. распоряжением ОАО "РЖД" от 02.02.2010 № 209р); Положение о порядке адаптации работников в ОАО "РЖД" (утв. ОАО "РЖД" 30.03.2010 № 665); Концепция развития системы дошкольного и общего образования ОАО "РЖД" (2010-2015 годы) (утв. распоряжением ОАО "РЖД" от 13.05.2010 № 1019р); Положение о реализации единой политики холдинга "Российские железные дороги" в области управления персоналом (утв. распоряжением ОАО "РЖД" от 14.05.2010 № 1038р); и многие др. Подбор и расстановка руководящих кадров Высокое качество и эффективность работы любого подразделения могут быть обеспечены только при правильном подборе и расстановке руководителей и специалистов. Для укрепления руководства филиалов и структурных подразделений Компании и ДЗО приняты определенные меры. Приказами по ОАО "РЖД" назначены 424 руководителя, приказами начальников железных дорог - 2,4 тыс. руководителей, приказами руководителей функциональных филиалов и структурных подразделений ОАО "РЖД" -1,1 тыс. чел. В результате реорганизации внутри Компании осуществлен перевод 476,7 тыс. работников. В связи с упразднением отделений железных дорог решены вопросы с трудоустройством 15,4 тыс. руководителей и специалистов отделенческого звена. Опытные инженерные кадры направлены на укрепление служб железных дорог, структурных подразделений дирекций и филиалов ОАО "РЖД".И здесь следует остановиться на подготовке резерва кадров. Распоряжением ОАО "РЖД" от 04.10.2010 № 2075р утверждено Положение о формировании единого кадрового резерва ОАО "РЖД" и его дочерних и зависимых обществ. Единый кадровый резерв Холдинга состоит из стратегического резерва, резерва корпоративного развития, базового и молодежного резерва. В эксплуатационном депо имеются различные отделы(отдел кадров, отдел труда и заработной платы, охрана(ТБ и ПБ), расчётная группа, профсоюз, бухгалтерия), отдел инженеров). В настоящее время проводится работа по изданию нормативных и инструктивных документов, касающихся всего цикла работы с резервом кадров, начиная от создания системы оценки и заканчивая автоматизацией процессов формирования резерва в системе ЕКАСУТР. С целью обеспечения действенности резерва необходимо проводить зачисление в него только на основе результатов оценки кандидатов по корпоративным компетенциям, а также обоснованной и объективной оценки непосредственным руководителем. Все это создаст базу для качественного формирования резерва и перехода к индивидуальной программе развития и обучения. Развитие персонала В настоящее время система организационной структуры управления Компанией претерпевает коренные изменения. К знаниям, умениям и навыкам персонала в новых условиях предъявляются повышенные требования. Достижение уставных целей ОАО "РЖД", реализация Стратегии развития Холдинга, повышение конкурентоспособности, рост доходности в современных условиях обеспечиваются за счет внедрения новых услуг и повышения их качества, снижения себестоимости производственных процессов, лучшей организации труда. Решающим фактором является подготовленность работников Компании к решению таких задач. Инновационное развитие требует последовательного развития человеческих ресурсов, а также задействования профессионального и творческого, инновационного потенциала работников, обладающих высоким уровнем управленческих, профессиональных компетенций и финансово-экономическими знаниями, заинтересованных в постоянном повышении своих знаний и умений. На сегодняшний день созданная система обучения и развития персонала в целом обеспечивает выполнение задач по укомплектованию железных дорог, дирекций и структурных подразделений квалифицированными руководителями, специалистами и рабочими кадрами на выполняемый объем работы. Однако скорость изменений во внутренней и во внешней среде Компании нарастает, в завершающую фазу вступает ее реформирование в холдинг. С учетом этих изменений уже сегодня необходимо активно заняться дальнейшим совершенствованием системы обучения в Компании, причем комплексно для всех категорий персонала. Прежде всего, следует повысить ее экономическую эффективность и сделать акцент на индивидуальном учете потребности работников в обучении, создании среды в компании, стимулирующей к получению новых знаний и саморазвитию работников, а также более широком использовании современных технологий обучения ("обучение действием", тренинги, бизнес-кейсы, деловые игры, дистанционное обучение и т. п.).
Анализ устава предприятия
Устав предприятия - это официальный правовой документ, подтверждающий законность создания предприятия (компании, общества) и определяющий порядок и условия его функционирования, основы взаимоотношений между его членами. Анализируя типовое положение о Забайкальской Дирекции тяги можно сказать, что все работники Дирекции руководствуются этим положением. Без общего устава ОАО «РЖД» , без общего положения слаженной, быстрой и эффективной работы не было бы. Так таковой устав эксплуатационного локомотивного депо является коммерческой тайной, так как в нем прописаны все данные работников, финансовые виды деятельности и много другое, поэтому устав может быть в доступе только у экономистов предприятия.
Анализ организационной структуры
Основой построения производственной структуры любого предприятия являются научно обоснованные разделения и кооперация труда. Для определения взаимосвязи ступеней и звеньев производства, а также отдельных исполнителей между собой, четкого распределения ответственности за отдельные участки производства строится организационная структура управления депо. Структура предприятия является линейной, т.к. во главе каждого структурного подразделения находится руководитель-единоначальник, наделенный всеми полномочиями и осуществляющий единоличное руководство подчиненными ему работниками и сосредоточивающий в своих руках все функции управления. Как видно из схемы, в линейной структуре управления каждый подчиненный имеет начальника, а каждый начальник имеет несколько подчиненных. Такая структура функционирует в небольших организациях на низшем уровне управления (секция, бригада, отдел и т.д.).
Нормативно - методическая база
Это совокупность законов, нормативно правовых актов и методических документов, регламентирующих технологию создания, обработки, хранения и использования документов в текущей деятельности учреждения, а также регламентирующих работу службы делопроизводства, ее структуру, функции, штаты, техническое обеспечение и др. Нормативно- методическая база включает в себя различные распоряжения, приказы, указы, правовые акты, унифицированные системы документации, гос. стандарты на документацию предприятия, нормативные документы по организации управленческого труда и охране труда и т.д.
Охрана труда предприятия
Охрана труда - важная составляющая деятельности ОАО "РЖД", так как работа на железнодорожном транспорте имеет ряд факторов, негативно влияющих на здоровье человека, - напряженность и тяжесть труда, шум, вибрация, недостаточная освещенность, химический фактор. В связи с этим, в аппарате компании создано Управление охраны труда, промышленной безопасности и экологического контроля, а на железных дорогах - соответствующие службы. Основные задачи охраны труда в ОАО "РЖД" Улучшение условий труда на рабочих местах: строительство, реконструкция и ремонт санитарно-бытовых корпусов и помещений; оборудование пунктов обогрева и комнат приема пищи; монтаж, реконструкция и ремонт систем общего освещения, вентиляции и др.; оборудование кабин локомотивов стеклами повышенной прочности, виброзащитными креслами машиниста и т.д.; сокращение доли ручного труда, в частности, проведение работ по механизации производственных процессов, ремонта и строительства пути. На реализацию мероприятий по улучшению условий и охраны труда ежегодно выделяется не менее 0,7% от сумм эксплуатационных расходов без учета затрат на спецодежду, спецобувь и другие средства индивидуальной защиты, медицинские осмотры. Обеспечение работников современными сертифицированными средствами индивидуальной защиты, которые существенно снижают уровень профессиональной заболеваемости и производственного травматизма. Разработаны и соблюдаются "Типовые отраслевые нормы бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам организаций федерального железнодорожного транспорта". Сокращение производственного травматизма, в частности, высвобождение работников с опасных зон производства и внедрение технических средств, направленных на предупреждение травматизма. Снижение уровня профессиональной заболеваемости. Для решения этой задачи организованы дорожные центры профпатологии, которые обеспечены медикаментами и оснащены современным диагностическим и лечебным оборудованием, позволяющим выявлять профзаболевания на ранних этапах и принимать своевременные меры. ОАО "РЖД" активно сотрудничает с Фондом социального страхования Российской Федерации в сфере страхования от несчастных случаев на производстве и от профессиональных заболеваний. В ОАО "РЖД" функционируют 18 вагонов охраны труда, которые задействованы в единой системе организации обучения работников структурных подразделений железных дорог. Вагон охраны труда представляет собой мобильный обучающий комплекс, одной из основных функций которого является оказание методической и организационной помощи в проведении обучения и проверки знаний по охране труда работников с использованием аудио-, видео- и компьютерной техники, а также проведение профилактической работы по охране труда непосредственно на линейных предприятиях. 7. Профсоюзная деятельность
Первичная профсоюзная организация эксплуатационного депо Чита(ППО) - Добровольное объединение членов Общественной организации- Российского Профессионального союза железнодорожников и транспортных строителей (РОСПРОФЖЕЛ) работающих в эксплуатационном локомотивном депо Чита и уволенных из депо на пенсию членов Профсоюза. Организация объединяет работников, трудящихся в основном эксплуатационном депо Чита. Учёт общей численности численности членов Профсоюза осуществляется осуществляется профсоюзным комитетом. Прием в члены профсоюза производится в индивидуальном порядке на основании личного заявления вступающего в профсоюз. Решение о приёме в члены профсоюза и выходе из его рядов принимает выборный профсоюзный орган, находящийся в местности проживания вступающего. В состав профсоюзного комитета входят председатель организации и его заместители. Так же действует положение об Общественной организации- первичной профсоюзной организации Российского профсоюза железнодорожников и транспортных строителей эксплуатационного локомотивного депо Чита. В него входят следующие разделы: Общие положения; Основные задачи и принципы деятельности организации; Структура и органы организации; Взаимоотношения организации с работодателем; Финансы и имущество организации; Порядок прекращения деятельности организации; Заключительные положения. Заключение
За время прохождения учебной практики в эксплуатационном локомотивном депо Чита структурном подразделении Забайкальской Дирекции тяги - филиала ОАО «РЖД» были получены как теоретические, так и практические знания. Работая в отделе кадров на ровне со всеми с утра и до вечера в течении двух недель на практике познала, кто такой специалист по управлению персоналом, какие функции выполняет. Попробовала себя в этой роли, и ни капельки не пожалела. Так же была ознакомлена с рабочим местом, коллективом, в котором проходила практику. Не один раз выполняла поручения секретаря начальника. Отправлялась на различные выезды, печатала каждый день реестры, заполняла личные карточки Т2 всех сотрудников депо, заполняла и выдавала на руки трудовые книжки, приказы об отпусках, о донорских. Была ознакомлена с программой ЕКАСУТР, в которую забиты все данные о работниках в электронном виде. Печатала различные виды документов. Узнала, что в локомотивном депо так же имеются штат психологов, дом отдыха, тренажёрный зал, различные процедурные комнаты, комнаты релаксации, куда можно прийти в обеденный перерыв или с семьей вне рабочий день и спокойно заниматься и расслабляться морально и духовно. Ещё конечно же есть столовая, куда ходят обедать бригады и сотрудники депо. Скоро появиться сауна. А в целом практика прошла успешно. Многое узнала нового и интересного. Работники отдела кадров были очень довольны, когда я проходила практику у них. Помогала во всем им, помимо своей работы. Т.к. в их отделе очень большая проходимость за день. В общем всё было предельно ясно и понятно в специфике работы. Мне понравилось, и я осталась очень довольна.Похожие работы на - Управление персоналом в эксплуатационном локомотивном депо города Чита
Ключевые слова: Управление персоналом, Экономика предприятия, Менеджмент персонала, Анализ финансового состояния предприятия, Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов.
Объектом исследования является анализ условий "Повышение эффективности работы локомотивного депо". Предметом исследования является рассмотрение отдельных вопросов, сформулированных в качестве задач данного исследования.
Целью исследования является изучение темы "Повышение эффективности работы локомотивного депо" с точки зрения новейших отечественных и зарубежных исследований по сходной проблематике.
В процессе работы выполнялся теоретико-методологический анализ темы "Повышение эффективности работы локомотивного депо", в том числе исследовались теоретические аспекты изучения явления "Повышение эффективности работы локомотивного депо", изучалась природа темы "Повышение эффективности работы локомотивного депо".
В результате исследования выявлены и количественно обоснованы конкретные пути решения проблемы "Повышение эффективности работы локомотивного депо", в том числе обозначены некоторые возможности решения проблемы "Повышение эффективности работы локомотивного депо" и определены тенденции развития тематики "Повышение эффективности работы локомотивного депо".
Степень внедрения - предложения и конкретные мероприятия опробованы в деятельности организации, послужившей базой для учебной практики.
Предложенные мероприятия с некоторой конкретизацией могут быть использованы в работе кадровых служб российских предприятий.
Реализация предлагаемых мер позволяет обеспечить более точное понимание природы и актуальных проблем "Повышение эффективности работы локомотивного депо".
Обзор источников по теме "Повышение эффективности работы локомотивного депо"
В списке литературы, использованной при подготовке данной работы, представлено 36 библиографических источников. Охарактеризуем некоторые из них:
Обозначенную проблему "Повышение эффективности работы локомотивного депо" рассматривает Питер Друкер в книге "Эффективный руководитель ", изданной в 2012 году и содержащей 240 стр. Из описания книги можно сделать вывод, что
Также проблем регулирования современных вопросов по теме "Повышение эффективности работы локомотивного депо" касается Питер Друкер в монографии "Эффективный руководитель ". Данная книга была выпущена в издательстве "Манн, Иванов и Фербер" в 2012 году, содержит 0 стр.
О чем эта книга Большинство книг по менеджменту обычно рассказывают об управлении другими людьми. Тема этой книги - управление самим собой. Чтобы эффективно работать, недостаточно быть умным, много трудиться или быть эрудированным. Чтобы быть эффективным, не требуются специальные навыки, таланты, склонности или подготовка. Чтобы быть эффективным руководителю нужно делать определенные - причем довольно простые - вещи. К ним относится небольшой набор правил, которые создал Питер Друкер. Почему мы решили издать эту книгу Потому что это самая известная книга Питера Друкера. Она переведена на 20 языков. Она представляет собой самый лучший вводный курс в теорию менеджмента. Эта книга - одновременно и краткий план повышения эффективности работы руководителя организации, и практическое руководство по управлению самим собой во имя достижения высоких целей. Фишка книги Автор убедительно доказывает, что эффективности не только можно - ей нужно...
Ряд актуальных проблем был затронут в книге "Эффективный руководитель (эксклюзивное подарочное издание) ". Питер Фердинанд Друкер определил актуальность и новизну этой темы в своем исследовании, опубликованном в 2012 году в издательстве "Манн, Иванов и Фербер". В описании книги сказано следующее.
Стильно оформленное эксклюзивное подарочное издание в кожаном переплете с трехсторонним окрашенным обрезом и ляссе. Обложка украшена золотым тиснением. О чем эта книга Большинство книг по менеджменту рассказывают об управлении другими людьми. Тема этой книги - управление самим собой. Чтобы эффективно работать, руководителю недостаточно быть умным, эрудированным и много трудиться. Нужно еще и соблюдать относительно небольшой набор правил, которые сформулировал Питер Друкер. Фишки книги Это самая известная книга Питера Друкера, ее перевели уже на 20 языков. Она представляет собой лучший вводный курс в теорию менеджмента. Это одновременно и краткий план повышения эффективности работы руководителя организации, и практическое руководство по управлению самим собой во имя достижения высоких целей. Над правилами, описанными в этой книге, не властно время, поэтому часть тиража (всего несколько десятков экземпляров) выполнена в коллекционном...
Кроме того, при изучении темы "Повышение эффективности работы локомотивного депо" были использованы такие периодические источники, как:
Образец введения
Представленная работа посвящена теме "Повышение эффективности работы локомотивного депо".
Проблема данного исследования носит актуальный характер в современных условиях. Об этом свидетельствует частое изучение поднятых вопросов.
Тема "Повышение эффективности работы локомотивного депо" изучается на стыке сразу нескольких взаимосвязанных дисциплин. Для современного состояния науки характерен переход к глобальному рассмотрению проблем тематики "Повышение эффективности работы локомотивного депо".
Вопросам исследования посвящено множество работ. В основном материал, изложенный в учебной литературе, носит общий характер, а в многочисленных монографиях по данной тематике рассмотрены более узкие вопросы проблемы "Повышение эффективности работы локомотивного депо". Однако, требуется учет современных условий при исследовании проблематики обозначенной темы.
Высокая значимость и недостаточная практическая разработанность проблемы "Повышение эффективности работы локомотивного депо" определяют несомненную новизну данного исследования.
Дальнейшее внимание к вопросу о проблеме "Повышение эффективности работы локомотивного депо" необходимо в целях более глубокого и обоснованного разрешения частных актуальных проблем тематики данного исследования.
Актуальность настоящей работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к теме "Повышение эффективности работы локомотивного депо" в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью. Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость.
Результаты могут быть использованы для разработки методики анализа "Повышение эффективности работы локомотивного депо".
Теоретическое значение изучения проблемы "Повышение эффективности работы локомотивного депо" заключается в том, что избранная для рассмотрения проблематика находится на стыке сразу нескольких научных дисциплин.
Объектом данного исследования является анализ условий "Повышение эффективности работы локомотивного депо".
При этом предметом исследования является рассмотрение отдельных вопросов, сформулированных в качестве задач данного исследования.
Целью исследования является изучение темы "Повышение эффективности работы локомотивного депо" с точки зрения новейших отечественных и зарубежных исследований по сходной проблематике.
Работа имеет традиционную структуру и включает в себя введение, основную часть, состоящую из 3 глав, заключение и библиографический список.
Во введении обоснована актуальность выбора темы, поставлены цель и задачи исследования, охарактеризованы методы исследования и источники информации.
Глава первая раскрывает общие вопросы, раскрываются исторические аспекты проблемы "Повышение эффективности работы локомотивного депо". Определяются основные понятия, обуславливается актуальность звучание вопросов "Повышение эффективности работы локомотивного депо".
В главе второй более подробно рассмотрены содержание и современные проблемы "Повышение эффективности работы локомотивного депо".
Глава третья имеет практический характер и на основе отдельных данных делается анализ современного состояния, а также делается анализ перспектив и тенденций развития "Повышение эффективности работы локомотивного депо".
По результатам исследования был вскрыт ряд проблем, имеющих отношение к рассматриваемой теме, и сделаны выводы о необходимости дальнейшего изучения/улучшения состояния вопроса.
Таким образом, актуальность данной проблемы определила выбор темы работы "Повышение эффективности работы локомотивного депо", круг вопросов и логическую схему ее построения.
Теоретической и методологической основой проведения исследования явились законодательные акты, нормативные документы по теме работы.
Источниками информации для написания работы по теме "Повышение эффективности работы локомотивного депо" послужили базовая учебная литература, фундаментальные теоретические труды крупнейших мыслителей в рассматриваемой области, результаты практических исследований видных отечественных и зарубежных авторов, статьи и обзоры в специализированных и периодических изданиях, посвященных тематике "Повышение эффективности работы локомотивного депо", справочная литература, прочие актуальные источники информации.
Экономика нашей страны практически перешла на рыночные рельсы и функционирует исключительно по законам рынка. Предприятия сами отвечают за свою деятельность, и сами принимают решения о дальнейшем развитии. А в рыночной экономике выживает тот, кто наилучшим образом использует имеющиеся у него ресурсы для получения максимального количества прибыли, решая основные проблемы экономической деятельности.Анализ трудовых ресурсов позволяет вскрыть резервы повышения эффективности производства за счет производительности труда, более рационального использования численности рабочих, их рабочего времени. Все сказанное определяет достаточно высокую степень как общественной, так и практической значимости рассматриваемого направления в анализе экономической деятельности предприятия.
Об актуальности темы свидетельствует, в частности, тот факт, что результаты производственно-хозяйственной деятельности, выполнение бизнес-плана, динамика выполнения плана производства во многом определяются степенью использования трудовых ресурсов. Кроме того, интенсификация общественного производства, повышение его экономической эффективности и качества продукции предполагают максимальное развитие хозяйственной инициативы трудовых коллективов предприятий. Из известных на данный момент факторов производства одним из главных, а зачастую и основным, требующим наибольших затрат, является труд.
По характеру участия в производственном
процессе рабочие подразделяются на
основных, занятых непосредственно
изготовлением основной продукции,
и вспомогательных, занятых во вспомогательных
производствах и всеми видами
обслуживания. Низкий уровень механизации
труда этих рабочих ведет к
тому, что их удельный вес значительно
выше в общей численности персонала
и доходит на отдельных производственных
участках до 50%. Это обстоятельство
в значительной степени снижает
общий эффект работающих.
В
процессе анализа изучается соотношение
между основными и вспомогательными
рабочими, устанавливается тенденция
изменения этого соотношения, и
если оно не в пользу основных рабочих,
то необходимо осуществить мероприятия
по устранению негативной тенденции.
Характеризуя
изменения структуры работников,
по их категориям обращают внимание на
соотношение численности руководителей,
специалистов, служащих и рабочих. Считается,
что эффект от внедрения прогрессивных
систем управления производством и реализацией
продукции должен проявляться в том числе
и в сокращении управленческого персонала,
приходящегося, например, на 100 чел. рабочих.
Вместе с тем полагается, что конкретному
производству, с учетом его технических
особенностей и применяемой технологии,
соответствует определенная оптимальная
структура кадров. В той или иной степени
эта структура находит отражение в плановых
расчетах потребной численности отдельных
категорий работников – штатном расписании.
Причинами отклонений фактической структуры
кадров от плановой или сложившейся в
базисном периоде, могут быть изменения
объемов перевозок и состава работ по
перевозкам, перевыполнение или невыполнение
плана внедрения организационно-технических
мероприятий, недостаточное регулирование
движения рабочей силы.
При
последующем анализе изучают
состав рабочих (а при необходимости
и других категорий работников) по профессиям
и уровню квалификации. Излишек или недостаток
рабочих оценивают в разрезе отдельных
подразделений и в целом по предприятию
путем сравнения фактической и потребной
численности рабочих каждой профессии.
Характеризуя
загрузку рабочих отдельных профессий
следует привлечь сведения о динамике
их выработки, наличии простоев рабочих
(в том числе по причине отсутствия работы),
сверхурочных работ.
Указанная
информация позволяет судить о рациональности
использования трудовых ресурсов. Так,
снижение выработки рабочих отдельных
профессий, наличие простоев являются
признаками содержания излишней рабочей
силы.
Влияние
изменения удельного веса основных
рабочих в общей их численности
на выработку продукции одним
работающим определяется по формуле
, (2.2.9)
где
- удельный вес основных рабочих в общей
их численности по плану (базисный) и отчету;
В
- среднегодовая выработка одного основного
рабочего по плану.
Для
локомотивного депо данный показатель
будет равен
=(85.6-86.7)
3.035=-3.3385 ед/чел
Сокращение
численности вспомогательных рабочих
достигается за счет концентрации и
специализации вспомогательных
работ: по накладке и ремонту оборудования,
повышению уровня механизации и
совершенствованию труда этих рабочих
и т.д.
Наряду
с количественным обеспечением изучается
качественный состав рабочих, который
характеризуется общеобразовательным,
профессионально- квалификационным уровнями,
половозрастной и внутрипроизводственной
структурами.
Анализ
профессионального и квалификационного
уровня рабочих производится путем
сопоставления наличной численности
по специальностям и разрядам с необходимой
для выполнения каждого вида работ
по участкам, бригадам и предприятию
в целом. При этом выявляется излишек
или недостаток рабочих по каждой
профессии. Отношением объема каждого
вида работ к плановому фонду
рабочего времени одного рабочего с
учетом выполнения норм выработки определяется
требуемая численность рабочих.
Для
оценки соответствия квалификации рабочих
сложности выполняемых работ
по участку, цеху и предприятию сравниваются
средние тарифные разряды работ
и рабочих, которые определяются
отношениями
(2.2.10) или, (2.2.11)
где
- разряд; Т р - численность рабочих
каждого разряда; Т- объем работ каждого
вида.
Если
фактический средний тарифный разряд
рабочих ниже планового и ниже
среднего тарифного разряда работ,
то это может привести к выпуску
менее качественной продукции. Если
средний разряд рабочих выше среднего
тарифного разряда работ, то рабочим
нужно производить доплату за
использование их на менее квалифицированных
работах.
Таблица2.3- Средний тарифный разряд рабочих тарифицируемых по разрядам
цех,
участок
|
РАЗРЯДЫ | итого
чел.
|
средний
разряд
|
|||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |||
10 | 1 | 2 | 4 | 7 | 4.29 | |||
12 | 9 | 12 | 24 | 10 | 2 | 57 | 3.72 | |
14 | 3 | 3 | 4.00 | |||||
15 | 10 | 1 | 11 | 2.18 | ||||
16 | 4 | 33 | 57 | 38 | 34 | 3 | 169 | 3.44 |
17 | 2 | 7 | 17 | 15 | 13 | 54 | 4.44 | |
20 | 1 | 10 | 30 | 33 | 16 | 90 | 4.59 | |
21 | 2 | 24 | 12 | 19 | 2 | 59 | 3.92 | |
22 | 2 | 7 | 2 | 1 | 12 | 4.17 | ||
23 | 3 | 47 | 56 | 47 | 18 | 171 | 3.96 | |
24 | 2 | 5 | 4 | 11 | 5.09 | |||
25 | 3 | 2 | 3 | 8 | 4.25 | |||
26 | 5 | 5 | 2 | 12 | 3.75 | |||
27 | 18 | 2 | 20 | 3.10 | ||||
30 | 6 | 6 | 3.00 | |||||
41 | 4 | 14 | 14 | 6 | 1 | 39 | 3.64 | |
50 | 3 | 7 | 9 | 4 | 23 | 4.61 | ||
54 | 3 | 4 | 3 | 6 | 16 | 4.75 | ||
57 | 3 | 3 | 3 | 2 | 11 | 4.36 | ||
51 | 1 | 4 | 1 | 1 | 7 | 4.29 | ||
52 | 3 | 16 | 14 | 6 | 39 | 4.59 | ||
53 | 2 | 6 | 11 | 19 | 4.47 | |||
62 | 2 | 5 | 11 | 18 | 4.50 | |||
ДЕПО | 4 | 65 | 221 | 259 | 231 | 82 | 862 | 3.98 |
Из
данных таблицы видно, что численность
рабочих 2-го, 3-го, 4-го разрядов примерно
равны и выше, чем у1-го, 5-го, 6-го
разрядов, при этом больший удельный
вес занимает 4 разряд, численность
человек которого составляет 30% от общей.
При этом большинство работающих
имеют 4 разряд (56 чел.), а 3-й и 4-й разряды
по 47 человек (24,5%). Средний разряд по
всему локомотивному депо равен
3,98, т.е. это говорит о том, что
работники депо являются высококвалифицированными,
и это положительно влияет на общие
результаты работы.
Структура
рабочих обусловливает необходимость
изучения их квалификационного уровня,
который определяется на основе сопоставления,
фактического среднего тарифного коэффициента
с плановым. Если в результате окажется,
что фактический средний уровень
ниже планового (среднего разряда работ),то
это безусловно снижает эффективность
работы. Поэтому необходимо в плане
подготовки и переподготовки рабочих
кадров предусмотреть повышение
квалификации рабочих нужных специальностей,
которое определяется путем сравнения
фактической численности рабочих
по специальности с плановой. Загруженность
рабочих, а также дефицит рабочей
силы устанавливается на основании
фотографии рабочего дня.
Наиболее
ответственным этапом в анализе
обеспеченности рабочей силой предприятия
является изучение её движения. Тщательному
изучению должно подвергнуться выбытие
работников за нарушение трудовой дисциплины,
так как это связано с нерешенными
социальными проблемами и в первую
очередь с таким социальным злом,
как пьянство, хищение и т.п.
Итак,
показатели обеспеченности предприятия
(объединения) работниками еще не
характеризуют степень их использования
и, естественно, не могут являться факторами,
непосредственно влияющими на объем
выпускаемой продукции. Выпуск продукции
зависит не столько от численности
работающих, сколько от количества
затраченного на производство труда, определяемого
количеством рабочего времени, от эффективности
общественного труда, его производительности.
Важнейшим
показателем эффективности использования
труда является производительность
труда.
Для
оценки уровня производительности труда
применяется система обобщающих,
частных и вспомогательных показателей.
К
обобщающим показателям
относятся среднегодовая, среднедневная
и среднечасовая выработка продукции
одним рабочим, а также среднегодовая
выработка продукции на одного работающего
в стоимостном выражении. Частные показатели
- это затраты времени на производство
единицы продукции определенного вида
(трудоемкость продукции) или выпуск продукции
определенного вида в натуральном выражении
за один человеко-день или человеко-час.
Вспомогательные показатели
характеризуют затраты времени на выполнение
единицы определенного вида работ или
объем выполненных работ за единицу времени.
Наиболее
обобщающим показателем производительности
труда является среднегодовая выработка
продукции одним работающим.
Величина его зависит не только от выработки
рабочих, но и от удельного веса последних
в общей численности промышленно-производственного
персонала, а также от количества отработанных
ими дней и продолжительности рабочего
дня (рис. 13.1).
Рис. 13.1.
Взаимосвязь факторов, определяющих,
среднегодовую выработку продукции
работником предприятия
Отсюда
среднегодовая выработка продукции одним
работникомравна произведению следующих
факторов:
ГВ =
Уд? Д? П? ЧВ.
Расчет
влияния данных факторов на изменение
уровня среднегодовой выработки
промышленно-производственного персонала
произведем способом абсолютных разниц.
Расчет
влияния факторов на уровень среднегодовой
выработки работников предприятия
способом абсолютных разниц
Аналогичным
образом анализируется изменение
среднегодовой выработки рабочего,
которая зависит от количества отработанных
дней одним рабочим за год, средней продолжительности
рабочего дня и среднечасовой выработки:
ГВ =
Д? П? ЧВ.
К
первой группе факторов относятся такие,
как технический уровень производства,
организация производства, непроизводительные
затраты времени в связи с
браком и его исправлением. Во вторую
группу входят факторы, связанные с
изменением объема производства продукции
в стоимостной оценке в связи
с изменением структуры продукции
и уровня кооперированных поставок.
Для расчета влияния этих факторов
на среднечасовую выработку используется
способ цепной подстановки. Кроме планового
и фактического уровня среднечасовой
выработки, необходимо рассчитать три
условных показателя ее величины.
Первый
условный показатель среднечасовой
выработки должен быть рассчитан в
сопоставимых с планом условиях (за производительно
отработанное время, при плановой структуре
продукции и плановом техническом уровне
производства). Для этого фактический
объем производства товарной продукции
следует скорректировать на величину
его изменения в результате структурных
сдвигов (?ВП стр) и кооперированных
поставок (?ВП к.п.), а количество
отработанного времени - на непроизводительные
затраты времени (Т н) и сверхплановую
экономию времени от внедрения мероприятий
НТП (Т э) которую нужно предварительно
определить.
Большую
роль в изучении влияния факторов на уровень
среднечасовой выработки играют приемы
корреляционно-регрессионного
анализа. В многофакторную корреляционную
модель среднечасовой выработки можно
включить следующие факторы: фондовооруженность
или энерговооруженность труда; процент
рабочих, имеющих высшую квалификацию
или средний тарифный разряд рабочих,
средний срок службы оборудования, долю
прогрессивного оборудования в общей
его стоимости и т.д. Коэффициенты уравнения
множественной регрессии покажут, на сколько
рублей изменяется среднечасовая выработка
при изменении каждого факторного показателя
на единицу в абсолютном выражении. Для
того чтобы узнать, как за счет этих факторов
изменилась среднегодовая выработка рабочих,
необходимо полученные приросты среднечасовой
выработки умножить на фактическое количество
отработанных человеко-часов одним рабочим:
?ГВ" xi
= ?ЧВ xi ? Д ф? П ф.
Для
определения влияния их на среднегодовую
выработку работника нужно полученные
приросты среднегодовой выработки
рабочих умножить на фактический
удельный вес рабочих в общей
численности производственно- промышленного
персонала:
?ГВ хi
= ?ГВ" хi ?
Уд ф.
Чтобы
рассчитать влияние этих факторов на
изменение объема выпуска продукции,
следует прирост среднегодовой
выработки работника за счет i-го
фактора умножить на фактическую среднесписочную
численность промышленно-производственного
персонала:
?ВП хi
= ?ГВ хi ?
ППП ф,
или изменение
среднечасовой выработки за счет
i-го фактора умножить на фактическую величину
продолжительности рабочего дня, количества
отработанных дней одним рабочим за год,
удельного веса рабочих в общей численности
работников и среднесписочной численности
работников предприятия:
?ВП х
= ?ЧВ x ? П ф? Д ф? Уд ф? ППП ф.
Производительность
труда – показатель, по уровню и
динамике которого оценивается эффективность
использованиятрудовых ресурсов.
Он может быть исчислен в целом по всем
работающим, рабочим, их производственным
группам, как отношение объема производства
в натуральном, условно-натуральном, трудовом
или стоимостном выражении к соответствующей
численности работающих. На железнодорожном
транспорте производительность труда
работников, занятых на перевозках, определяется
как средний объем перевозок в приведенных
тонно-километрах, приходящийся на одного
работника эксплуатационного штата. Причем
объем приведенной работы по перевозкам
складывается из грузооборота в тарифных
(или эксплуатационных) тонно-километрах
и пассажирооборота, умноженного на коэффициент
приведения одного пассажиро - км к одному
т-км. В последние годы этот коэффициент
принимался равным 2. В действительности
соотношение трудоемкости пассажирских
и грузовых перевозок в среднем по сети
железных дорог приближается к 3. По отдельным
дорогам значения этого показателя могут
быть в пределах от 2 до 4.
Для
выделения из общего изменения численности
работающих влияния роста или
снижения производительности их труда
В
выполняют следующий расчет:
?N
(В)
= N
1
– N
0
J
, (2.1)
где J
– темп роста (коэффициент выполнения
плана) по объему перевозок в приведенных
тонно-километрах, принятых для исчисления
производительности труда; N
– среднесписочная
численность работников, занятых на перевозках.
Оценка
влияния этого фактора получила
название «изменение численности работников
относительно фактического объема перевозок»
или «изменение потребности в контингенте
работников по фактору производительность
труда».
Очевидно,
что второй составляющей общего изменения
численности работающих будет оценка
влияния на потребность в контингенте
изменений объемов перевозок:
?N
(?pl)
= N
0
J
– N
0
.
(2.2)
Отметим,
что эти расчеты выполнены
без расчета влияния изменений
объемов перевозок на уровень производительности
труда. Поэтому их результаты следует
рассматривать как ориентировочные оценки,
подлежащие уточнению при последующем
анализе.
В
случае, если прирост объема перевозок
осваивается частично за счет роста производительности
труда и, частично, – за счет привлечения
дополнительного контингента работающих
(тогда соблюдается следующее соотношение
темпов роста показателей: J
> J
N
>
100), то производится оценка доли
прироста объема перевозок d,
освоенной за счет роста, производительности
труда:
d
= (N
1
?B /
??pl
)
100. (2.3)
Производительность
труда работающих зависит от уровня их
квалификации, для характеристики которой
исчисляют их средний тарифный разряд
работающих:
r =
, (2.4)
где r
–
номер тарифного разряда работающих;
f
–
удельный вес работающих,
имеющий r-
й
разряд в общей численности
работников данной профессии.
Этот
показатель может быть исчислен по
категориям работающих, в целом по организации,
производственному участку, бригаде, смене.
Для
оценки соответствия имеющейся квалификации
рабочих сложности выполняемых работ
сопоставляют уровень их среднего тарифного
разряда со средним разрядом выполняемых
работ. Последний может быть исчислен
по формуле:
R =
R
i
, (2.5)
где R
i
–
номер разряда i
-го вида работ;
–
удельный вес затрат рабочего
времени (в нормо-часах) на выполнение
i
-го вида работ в общих затратах времени
на все работы.
Очевидно,
что средний разряд рабочих или
работ изменяется соответственно только
в результате структурных сдвигов в составе
рабочих с разным уровнем их квалификации
или в составе времени, затраченного на
выполнение работ разной сложности.
Важной
характеристикой качества использования
трудовых ресурсов является оценка состояния
безопасности, дисциплины и охраны труда.
Такая оценка производится на основе исследования
динамики следующих показателей:
Одним
из важнейших условий выполнения
плана производства, увеличения выработки
продукции на каждого члена трудового
коллектива, а также рационального
использования трудовых ресурсов является
экономное и эффективное использование
рабочего времени. От того, насколько
полно и рационально используется
рабочее время, зависят эффективность
работы, выполнение всех технико-экономических
показателей, доводимых трудовому коллективу.
Поэтому анализ использования рабочего
времени является важной составной частью
аналитической работы на промышленном
предприятии. Полноту использования трудовых
ресурсов можно оценить по количеству
отработанных дней и часов одним работником
за анализируемый период времени, а также
по степени использования фонда рабочего
времени. Фонд рабочего времени (Т
)
зависит от численности рабочих (ЧР
),
количества отработанных дней одним рабочим
в среднем за год (Д) и средней продолжительности
рабочего дня (П
):
Т =
ЧР
? Д
? П
.
Влияние
факторов на его изменение можно
установить способом абсолютных разниц:
?Т
чр
=
(ЧР
ф
-
ЧР
nл
)?
Д
nл
? П
nл
?Т
д
=
(Д
ф
-
Д
пл
) ?
ЧР
ф
?
П
nл
?Т
п
= (П
ф
-
П
пл
) ?
Д
ф
? ЧР
ф
Для
выявления причин целодневных и
внутрисменных потерь рабочего времени
сопоставляют данные фактического и планового
баланса рабочего времени.Они могут быть
вызваны разными объективными и субъективными
обстоятельствами, не предусмотренными
планом: дополнительными отпусками с разрешения
администрации, заболеваниями рабочих
с временной потерей трудоспособности,
прогулами, простоями из-за неисправности
оборудования, машин, механизмов, из-за
отсутствия работы, сырья, материалов,
электроэнергии, топлива и т.д. Каждый
вид потерь анализируется подробнее, особенно
те, которые зависят от предприятия. Уменьшение
потерь рабочего времени по причинам,
зависящим от трудового коллектива, является
резервом увеличения производства продукции,
который не требует дополнительных капитальных
вложений и позволяет быстро получить
отдачу.
Изучив потери рабочего времени, необходимо
установить непроизводительные затраты
труда,
которые складываются из затрат
рабочего времени в результате изготовления
забракованной продукции и исправления
брака, а также в связи с отклонениями
от технологического процесса.
Сокращение
потерь рабочего времени
- один из резервов увеличения выпуска
продукции. Чтобы подсчитать его, необходимо
потери рабочего времени (ПРВ
)
по вине предприятия умножить на плановую
среднечасовую выработку продукции:
?ВП =
ПРВ? ЧВ
пл
.
Однако
надо иметь в виду, что потери
рабочего времени не всегда приводят
к уменьшению объема производства продукции,
так как они могут быть компенсированы
повышением интенсивности труда
работников. Поэтому при анализе
использования трудовых ресурсов большое
внимание уделяется изучению показателей
производительности труда.
Рациональное
использование рабочих кадров является
непременным условием, обеспечивающим
бесперебойность производственного процесса
и успешное выполнение производственных
планов и хозяйственных процессов.
1.3
Основные аспекты
теории управления
трудовыми ресурсами
Управление
персоналом организации – целенаправленная
деятельность руководящего состава
организации, руководителей и специалистов
подразделений системы управления
персоналом, включающая разработку концепции
и стратегии кадровой политики, принципов
и методов управления персоналом
организации. Управление персоналом заключается
в формировании системы управления
персоналом; планировании кадровой работы,
разработке оперативного плана работы
с персоналом; проведении маркетинга
персонала; определении кадрового потенциала
и потребности организации в персонале.
Управление персоналом организации охватывает
широкий спектр функций от приема до увольнения
кадров: наем, отбор и прием персонала;
деловая оценка персонала при приеме,
аттестации, подборе; профориентация и
трудовая адаптация; мотивация трудовой
деятельности персонала и его использования;
организация труда и соблюдение этики
деловых отношений; управление конфликтами
и стрессами; обеспечение безопасности
персонала; управление нововведениями
в кадровой работе; обучение, повышение
квалификации и переподготовка кадров;
управление деловой карьерой и служебно-профессиональным
продвижением; управление поведением
персонала в организации; управление социальным
развитием; высвобождение персонала. Управление
персоналом организации предусматривает
информационное, техническое, нормативно-методическое,
правовое и документационное обеспечение
системы управления персоналом. Руководители
и работники подразделений системы управления
персоналом организации решают вопросы
оценки результативности труда руководителей
и специалистов управления, оценки деятельности
подразделений системы управления организации,
оценки экономической и социальной эффективности
совершенствования управления персоналом,
аудита персонала.
Все
эти вопросы находят свое отражение
в философии управления персоналом
организации.
Регламентироваться
общими для всех принципами, а в
организации нет одинаковых людей;
новые работники быстрее адаптируются
к существующей системе моральных
ценностей и требованиям администрации;
администрация проводит свою кадровую
политику, часто отличающуюся от других
организаций; руководящий состав организации
меняется, но преемственность должна
сохраняться и работники должны
жить по общим сложившимся правилам;
разнообразие вероисповедания влияет
на отношение людей к работе, поэтому следует
иметь общие принципы (правила), обязательные
для представителей всех религий 1 .
Всю
совокупность целей организации
можно разделить на четыре вида,
или блока: экономические, научно-технические,
производственно-коммерческие и социальные.
Каждый из названных блоков имеет свою
цель первого уровня, основное содержание
которой можно кратко выразить следующим
образом.
Экономическая
цель – получение расчетной величины
прибыли от реализации продукции или услуг;
научно-техническая цель – обеспечение
заданного научно-технического уровня
продукции и разработок, а также повышение
производительности труда за счет совершенствования
технологии; производственно-коммерческая
цель – производство и реализация продукции
или услуг в заданном объеме и с заданной
ритмичностью (обеспечивающие экономическую
цель договорные обязательства, госзаказы
и т.п.); социальная цель – достижение заданной
степени удовлетворения социальных потребностей
работников.
На
рис. 1 приведен упрощенный вариант базового
дерева целей системы управления организацией.
Он ограничен целями, выделенными по понятийному
(аспектному) признаку декомпозиции (1-й
и 2-й уровни), и одним уровнем целей, выделенным
по факторному признаку (3-й уровень). Поскольку
социальная цель является основой формирования
целевой направленности системы управления
персоналом, структуризация этого вида
целей рассматривается отдельно и более
подробно (см. рис. 2 и 3).
1-ый уровень
2-ой уровень
3-ий уровень
Рисунок
1 – Базовое дерево целей системы
управления организации
На рис. 1
под соответствующими шифрами обозначены
следующие цели:
Рисунок
2 – Система целей, позволяющая
реализовать потребности персонала
При внимательном
рассмотрении обеих ветвей блока
социальных целей (персонала и администрации)
можно заметить, что целевые задачи
непротиворечивы. Это, в свою очередь,
создает объективную основу эффективных
взаимоотношений данных, субъектов для
достижения общих целей. И хотя в качестве
главной цели на рис. 3 обозначена прибыль
организации, отправным моментом в методологии
управления персоналом стало осознание
того факта, что одним из важнейших условий
реализации этой цели является удовлетворение
социальных потребностей человека на
производстве.
Система
целей является основой определения
состава функций управления. Первоначальным
этапом формирования функций служит
выявление их объектов и носителей 4 .
Неразвитость
кадровых служб, неподготовленность руководителей
к управлению персоналом неизбежно
сказываются на общей управленческой
философии и культуре организации,
на общем моральном климате в
коллективе, не говоря уже о взаимоотношениях
руководителей со своими сотрудниками.
Это ведет к неудовлетворенности
работников своим трудом, к сковыванию
инициативы и творческого начала
в их работе 5 .
Исходя
из вышеперечисленных задач по этапам,
можно сделать вывод, что важнейшей
задачей службы управления персоналом
является обеспечение соответствия
качественных и количественных характеристик
персонала целям организации.
Под
качественными характеристиками персонала
следует понимать:
Термин
«заработная плата» относится к
денежному вознаграждению, выпл ачиваемому
организацией работнику за выполненную
работу. Она направлена на вознаграждение
служащих за выполненную работу (реализованные
услуги) и на мотивацию достижения желаемого
уровня производительности. Организация
не может набрать и удержать рабочую силу,
если она не выплачивает вознаграждение
по конкурентоспособным ставкам
и не имеет шкалы оплаты, стимулирующей
людей к работе в данном месте. Традиционный подход к предоставлению
дополнительных льгот заключается в том,
что одинаковые льготы имеют все работники
одного уровня. Однако при этом не учитываются
различия между людьми. Исследования показывают,
что не все служащие ценят такие льготы. Воспринимаемая
ценность дополнительных льгот зависит
от таких факторов, как возраст, семейное
положение, размер семьи и т.д. Так, например,
люди с большими семьями обычно весьма
сильно озабочены размером льготного
медицинского обслуживания и страхованием
жизни, пожилые люди - льготами, предоставляемыми
при выходе на пенсию, молодые работники
- немедленным получением наличных денег.
В свете вышеизложенного, некоторые организации
разработали систему, которую иногда называют
«системой вознаграждения по принципу
кафетерия». Работнику разрешается самому
выбрать в установленных пределах
тот пакет льгот, который наиболее его
устраивает. |
|
|