Экологические профессии для детей. Основные направления и формы природоохранной работы с детьми в доу

19.01.2024

Эколог (инженер-эколог) – специалист, занимающийся анализом ситуации и разработкой мер для уменьшения существующего и возможного вреда природе.

Эколог (инженер-эколог) - специалист, занимающийся анализом ситуации и разработкой мер для уменьшения существующего и возможного вреда природе. Эколог выявляет причины катаклизмов природы и разрабатывает возможности снижения воздействия людского фактора на окружающую среду. Профессия подходит тем, кого интересует физика, химия, биология и география (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам).

В будущем все большее место будут занимать проблемы сохранения окружающей среды. В связи с ростом выброса вредных элементов в атмосферу проблемы экологии ставятся на одно из первых мест. Спрос на профессиональных экологов будет повышаться, но и будут увеличиваться требования к ним. Профессия эколога станет одной из самых востребованных и важных.

Экологи пытаются понять и объяснить, например, почему высыхают озера или гибнут его обитатели. Они изучают состояние земли, воды, воздуха, а также степень воздействия промышленных производств на людей, растения, животных. Экологи выявляют степень загрязненности, анализируют причины и составляют прогноз ситуации в будущем. Специалисты-экологи изучают последствия тех или иных событий, влияющих на окружающую среду (например, запуск ракет), следят за правильной утилизацией различных отходов, ведут контроль вредных производств.

Инженеры-экологи сталкиваются с разработкой и согласованием в государственных органах природоохраны документов, которые обосновывают экологическую безопасность различных проектов и промышленных производств. Специалисты в лабораториях проводят исследование содержания в воздухе городов специфических и основных загрязняющих веществ.

В данный момент квалифицированные экологи необходимы для проведения экспертиз при начале строительства каких-либо жилых зданий, заводов, объектов транспортных дорог. Без положительного заключения ни одно из строительств не приступит к работе. Более того, каждое предприятие должно вести свою деятельность под пристальным контролем инженеров-экологов.

Изучение основ экологического менеджмента особенно важно в связи с вступлением России во Всемирную Торговую Организацию (ВТО). Всемирная торговая организация (ВТО) планирует принять и внедрить в страны, вошедшие в ВТО международные стандарты ISO, обеспечивающие единую мировую систему требований к управлению качеством услуг и товаров. Один из важнейших мировых стандартов - ISO 14000. Предметом этого стандарта является система экологического менеджмента (СЭМ), применение которой дает возможность эффективно сочетать экономический рост дохода компании с сохранением благоприятной окружающей среды. Знание стандартов серии ISO и их внедрение в организации обязательные требования к будущим экологам.

Необходимые профессиональные навыки и знания

  • уметь свободно разбираться в экологическом законодательстве, стандартах и нормативах
  • знание физики, химии, биологии, процессов проходящих в окружающей среде
  • иметь представление о порядке проведения экологической экспертизы
  • знать методы экологического мониторинга
  • иметь навыки компьютерного моделирования
  • разбираться в зарубежном и отечественном опыте в сфере охраны окружающей среды
  • уметь составлять необходимую отчетность и документацию по охране окружающей среды
  • владение иностранным языком (для возможности командировок или работы за границей)

Личные качества

  • дипломатичность, гибкость, гражданская смелость (для оспаривания действий должностных лиц, органов власти, госструктур)
  • внутренняя дисциплина
  • стрессоустойчивость
  • скрупулезность, ответственность, аккуратность
  • аккуратность (нельзя допускать ошибки)
  • аналитический склад ума
  • увлечение живой природой, способность к научному творчеству
  • умение работать в команде
  • самостоятельность
  • порядочность
  • работоспособность

Плюсы профессии

  • получение морального удовлетворения от проделанной работы, в связи с получением зарплаты через улучшение состояния окружающей среды
  • квалифицированные экологи пользуются популярностью среди работодателей и этот спрос будет расти
  • выпускники вузов уже имеют некоторый опыт работы из-за прохождения необходимых практик на производствах, что способствует приобретению полезных знакомств и рекомендаций (это упростит и ускорит карьерный рост)
  • инженер-эколог, получивший необходимую квалификацию может рассчитывать на достаточно прибыльное место работы в нефтехимической, строительной или энергетической отраслях.
  • профессия эколога является международной, что дает возможность работать за рубежом (данная профессия за границей пользуется большим спросом, чем в России)
  • работа эколога достаточно интересна и подразумевает командировки

Минусы профессии

  • невысокие зарплаты экологов
  • возможность работать в экстремальных условиях
  • опасность для здоровья, в связи с необходимостью работы с вредными веществами

Место работы и карьерный рост

Выпускники экологи могут начать свою карьеру в государственных структурах (например, Ростехнадзоре, Росприроднадзоре, Федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу, Министерстве сельского хозяйства, Министерстве лесного хозяйства и природных ресурсов и т.п.). В организациях природоохраны, на больших предприятиях, в муниципальных структурах существует штатная единица эколог.

Молодой специалист обычно начинает свою карьеру с места технического помощника. Позже он может стать координатором и взяться за определенное направление. Следующим этапом развития карьеры уже может стать курирование нескольких координаторов.

В коммерческих организациях специалисты-экологи имеют более высокую заработную плату, но большое значение при формировании зарплаты имеет опыт и квалифицированность инженера-эколога.

Самый высокий спрос на специалиста-эколога в промышленных предприятиях. Однако также можно устроиться в проектную организацию, которая оказывает услуги всевозможным заводам, строительным компаниям.

Основные места работы экологов:

  • Исследовательские лаборатории
  • Экологические структуры на предприятии
  • Государственные структуры, органы контроля и надзора
  • Природоохранные организации
  • Строительные компании
  • Заводы и фабрики

Из истории праздника

Всемирный день окружающей среды (День эколога) был установлен 15 декабря 1972 года по инициативе Генеральной Ассамблеи ООН, чтобы «обратить внимание общественности на необходимость сохранять и улучшать окружающую среду».

Выбор даты не случаен: 5 июня 1972 года впервые была проведена специальная конференция ООН по вопросам окружающей среды. День эколога профессиональный праздник для сотрудников Министерства природных ресурсов, Природоохранной прокуратуры, департаментов природопользования, а также других государственных и частных экологических организаций.

Традиционно, в этот день проходит множество мероприятий экологической направленности - конференции, круглые столы, форумы и презентации, а также силами общественных и природоохранных организаций организуются выставки детского рисунка, уборка территорий парков, посадка деревьев и другие акции, направленные на привлечение внимания общественности к проблемам экологии и сохранения окружающей нас среды.

В разные годы темами Всемирного дня окружающей среды были: «Только одна Земля», «Вода - ключевой ресурс жизни», «Только одно будущее для наших детей - развитие без разрушения», «Организация сбора, удаления и захоронения опасных отходов: кислотные дожди и энергия», «Дерево для мира», «Молодежь: население и окружающая среда», «Изменение климата. Необходимость глобального партнерства», «Бедность и окружающая среда - разорвать порочный круг», «Одна Земля - одна семья», «Ради жизни на Земле - спасем наши моря», «Войти во Всемирную паутину жизни», «Зеленые города»: План для планеты!», «Нужны моря и океаны! Живыми, а не мертвыми», «Леса: используя услуги природы», «Думай. Ешь. Сохраняй», «Подними свой голос, но не уровень моря!» и другие.


Эколог. Профессиограмма.

Общая характеристика профессии

Эколог – специалист, занимающийся всесторонним изучением воздействия человеческой деятельности на окружающую природу и разрабатывающий комплекс природоохранных мероприятий.

В наши дни один из наиболее мощных факторов, влияющих на природу, - это деятельность человека, последствия разнообразных воздействий человека на живой мир (индустриальные загрязнения, сельскохозяйственное производство, урбанизация, туризм и др.).

Экология тесно связана с экономикой, правовыми и моральными аспектами природопользования, политикой.

Современная экология – наука не только биологическая, но, в определенной степени, и социальная.

На основании экологических закономерностей разрабатываются законы об охране природы, система заповедников и заказников, Красные книги со списками подлежащих охране растений и животных.

Экологические знания необходимы и для разработки практических мероприятий по охране окружающей среды и здоровья человека (например, при создании безотходной технологии, в системе контроля за качеством среды и т.д.).

Всем этим занимаются специалисты – экологи.

Главное место в их работе занимает научно-исследовательская деятельность.
Эколог работает в учреждениях санитарно-гигиенического, метеорологического, научного профилей, на промышленных предприятиях, в экологических инспекциях.

Обязанности эколога:

Исследования состояния воды, земли, воздуха, наблюдения за жизнью растений и животных;
исследования влияния природной среды и продуктов питания на здоровье и самочувствие людей, их генетический аппарат;
выявление и классификация действующих и потенциальных источников экологической опасности, определение влияния различных факторов на окружающую среду их характера, степени, масштабов, реальных и прогнозируемых последствий;
разработка комплексов природоохранных мероприятий, реализация их и контроль результатов;
определение уровня соответствия состояния технических объектов экологическим стандартам и осуществление мероприятий по внедрению новой техники и технологий, соответствующих экологическим нормативам.

Основная цель деятельности эколога – организация защиты жизни и здоровья людей, животного и растительного мира от процесса и последствий нерационального и бесконтрольного использования людьми достижений науки и техники.

Основной предмет труда - природа (изучение, исследование состояния и условий жизни человека, животных, растений), сопутствующий – знаковые системы (цифры, документы).


В своей работе эколог использует вещественные (орудийные) средства труда - ручные (ручка, карандаш), механические и автоматические, контрольно-измерительные приборы (химического и физико-химического анализа, газоанализаторы, биотестеры, регистрирующее оборудование).

Кроме этого, к основным относятся его невещественные (функциональные) средства - аналитическое мышление, долговременная память; хорошо координированное тело, деловая речь, а также органы чувств - зрение, слух, обоняние, осязание.


Работа эколога имеет четко определенный характер и осуществляется в соответствии с действующими:
должностными обязанностями;
законодательными и нормативными правовыми актами;
методическими, руководящими материалами, экологическими стандартами;
постановлениями, распоряжениями, приказами, инструкциями, касающихся охраны окружающей среды и рационального природопользования.

Труд эколога имеет такую организацию, при которой выполнение трудовых заданий зависит от процесса и результата действий других людей (члены коллектива, специалисты других контактных подразделений).

Функционально эколог является организатором собственной работы – сам планирует её, распределяет нагрузку, изменяет способы выполнения и решения задач соответственно меняющимся обстоятельствам.

Контакты у эколога немногочисленные - с коллегами по работе и представителями смежных организаций, которые связаны между собой общими трудовыми функциями.
Ответственность у эколога повышенная – за жизнь и здоровье людей, животных, растений.

Эколог работает как в комфортных условиях - в помещении (письменный стол с ПК и средствами связи), так и на воздухе в постоянном передвижении – это выезды в экспедиции, заповедники, работа в полевых отрядах.

Психофизиологическую напряжённость в работу эколога могут вносить следующие факторы:
повышенная ответственность за жизнь и здоровье человека, животных и растений;
физические нагрузки;
работа во вредных условиях (загазованность воздуха, загрязнение воды и почвы, наличие вибрации, повышенная влажность);
работа на открытом воздухе.

Требования профессии к индивидуальным способностям специалиста:

Нервно-психическая устойчивость;
аналитическое мышление;
хорошая долговременная и кратковременная память;
физическая выносливость.

Требования профессии к личностным способностям и качествам специалиста:

Стрессоустойчивось;
личная организованность;
наблюдательность;
умение принимать решение;
организаторские способности.

Медицинские противопоказания:

Работа эколога не рекомендуется людям с заболеваниями:
нервно-психическими;
опорно-двигательного аппарата;
аллергическими;
верхних дыхательных путей;
органов пищеварения;
зрительного анализатора.

Допрофессиональное образование

Необходимы знания по биологии, химии, русскому языку и литературе в рамках школьной программы.

Профессиональное образование

Профессии эколога обучают в учреждениях высшего профессионального образования.

Родственные профессии

Лаборант-эколог, биолог, санитарный врач, метеоролог.


Учебные заведения по специальности «Эколог»

Естественно-географический факультет образован в октябре 1932 года , тогда же была создана кафедра химии. В 1934 году организована совместная кафедра ботаники и зоологии, которая в 1940 году разделена на кафедры ботаники и зоологии. В 1960 году основана кафедра географии в связи с открытием специальности «история и география», а в 1963 году факультет получает название – естественно-географический. В 2012 году факультет отметил 80-летие своей деятельности.

В настоящее время факультет является центром подготовки специалистов: биологов, географов, педагогов (учителей биологии, географии, химии).

В структуре факультета 5 кафедр (кафедра ботаники и экологии растений, кафедра зоологии и экологии животных, кафедра географии, кафедра химии, кафедра безопасности жизнедеятельности и медико-биологических дисциплин), проблемные лаборатории (экологических исследований, регионологических исследований, ГИС-лаборатория), зоологический музей, ресурсный центр коллективного пользования Гербарий ПсковГУ, биологическая станция - в Гдовском районе (д. Пнево).

БАКАЛАВРИАТ

Педагогическое образование
профиль "Биология и химия" (очная форма обучения, 5 лет)

Биология
профиль "Биоэкология" (очная форма обучения, 4 года)

Водные биоресурсы и аквакультура (очная форма обучения, 4 года)

МАГИСТРАТУРА

Педагогическое образование
профиль "Теория и методика обучения биологии и химии" (очная форма обучения, 2 года)

Биология
профиль "Экология" (очная форма обучения, 2 года)


Кафедра общей экологии - одна из самых молодых кафедр факультета,
она создана в середине 1999 года.

Кафедра оснащена современными средствами обучения и оборудованием для эффективного осуществления учебного и научно-исследовательского процессов, создан современный компьютерный класс, на базе которого кафедра ведет общефакультетский курс «Математические методы в биологии». При кафедре работает постоянный научный семинар «Популяционная и системная экология»; сотрудниками кафедры созданы и поддерживаются научно-образовательный портал «Фундаментальная экология», информационная система "Экология пресных вод России и сопредельных стран», сайт «Василий Васильевич Налимов – выдающийся ученый, математик и философ».


Профессиональная периодика

Международный научный журнал "Экология" (Russian Journal of Ecology)
http://ipae.uran.ru/ecomag/

Журнал "Экология" основан в 1970 году.

Периодичность - 6 номеров в год.

С 1973 года журнал "Экология" переводится на английский язык.
Журнал публикует обзоры и оригинальные статьи из всех стран мира по законченным материалам фундаментальных исследований во всех областях теоретической и экспериментальной экологии в классическом понимании этого термина, т.е. науки о взаимоотношениях живых организмов и их сообществ со средой обитания.

Журнал "Экология" в настоящее время является признанным авторитетным российским изданием, публикующим оригинальные научные статьи по проблемам теоретической и экспериментальной экологии.

Наиболее важные темы:
изучение структуры популяций в различных условиях окружающей среды,
гомеостаз, адаптация и устойчивость к стрессам,
проблемы биоразнообразия и стабильности экосистем,
основные типы изменчивости морфо-физиологических признаков разных видов,
антропогенное воздействие на живые организмы и экосистемы, 6. радиоэкология,
новые методы исследований.

В журнале публикуются также краткие сообщения, хроника международных и российских конференций и симпозиумов по проблемам экологии, обзоры и рецензии на новые книги.

Полнотекстовые версии статей доступны по подписке на сайте электронной научной библиотеки elibrary.ru

Газета «Общество и Экология»
http://www.ecogazeta.ru/


Газета издаётся с мая 1999 года, выходит ежемесячно.

Распространяется газета бесплатно способом доставки в административные, информационные, законодательные, политические, экологические и иные структуры, а также, на конференциях, выставках и семинарах.

Каждый номер газеты в электронном виде рассылается по базе данных в научные, общественные, экологические организации, административные учреждения, законодательные и исполнительные органы власти, в редакции газет, журналов, телерадиокомпаний, интернет-сайтов – более 500 адресатов.

Темы, освещаемые газетой: экологическая культура, экологическое образование, экологическое законодательство, энергетика, строительство, защита лесов и зелёных насаждений, экопоселения, состояние воздушного бассейна, чистая вода, состояние почв, грунты, изыскательская и природоохранная деятельность, заповедное дело, зелёная молодёжная проблематика, развитие экологической журналистики, бытовые и промышленные отходы, сельское хозяйство, атомная энергетика, информационная политика, религиозные и мировоззренческие вопросы, эко-политика, экологический туризм, пресс-туры и многое другое.

На сайте содержится архив номеров газет в формате PDF с 2011 года.


Книги и статьи о профессии ЭКОЛОГ

Клёпа выбирает профессию. Эколог: альманах // Клёпа. – 2001. – № 7 (70). – С. 2-32.

Чем занимается эколог? Что такое биосфера? Как возник парниковый эффект? Кто виноват в появлении озоновых дыр? Почему идут кислотные дожди? Как сохранить планету чистой?
Клёпа разрабатывает разумные решения экологических проблем.
Также в альманахе содержится комикс "Клёпа и экологическое равновесие".


Колозариди, П. Стать профессиональным «зелёным» / П. Колозариди // Абитуриент. – 2009 - № 9. – С. 22-24.

В XX веке появилась необходимость особо бережно относиться к природе. Эколог стал специалистом, востребованным в самых разных сферах. Статья расскажет о том, как стать экологом и где может применить себя человек с такой профессией.


Романова Е. С. 99 Популярных профессий: психол. анализ и профессиограммы / Е. С. Романова. - 2-е изд. - СПб. : Питер, 2003. - 460 с.

На С. 423-426 содержится профессиограмма профессии «Эколог».

Шалаева, Г. П. Большая книга профессий для самых маленьких / Г. П. Шалаева. - М. : Слово: Эксмо, 2005. - 239 с.

На С. 226-227 рассказано о профессии эколог.

Книги об экологии

География Псковской области: Природа, население, хозяйство: учеб. пособие для 8-9 кл. / под ред. А. Г. Манакова. - 2-е изд., испр. и доп. - Псков: ПОИПКРО, 2000. - 199 с.

На С. 160-165 содержится тема «Экологические проблемы», где рассказывается о том, как изменяется растительность, загрязняется воздух, вода и почва Псковской области.

Грешневиков А.Н. Экологический букварь: [для сред. и ст. шк. возраста] / Грешневиков А.Н. - М. : Экос-информ, 1995. - 73 с.

Экологический букварь – это первая книга, которая обучит экологической грамотности и поможет подготовить беседы по экологии и охране окружающей среды с учащимися средних и старших классов.
В букваре рассказано о том, как сохранить родную землю, растения и животных, поля и леса, вернуть чистоту морям и рекам, земле и воздуху.
После каждой главы есть практические задания.
Цель занятий – приобщить детей к охране природы и пробудить в ребятах чувство ответственности за всё живое и неживое на земле, показать на конкретных примерах, что здоровье планеты во многом зависит от взаимодействия человека с природой.


Краеведение и охрана природы / Псков. гос. пед. ин-т; Псков. обл. ин-т повышения квалификации работников образования. - Псков: [б. и.], 1993. - 217 с. - Библиогр.: с. 212-215 .

На С. 3-36 содержится глава «Экология и охрана природы», посвященная экологической обстановке в Псковской области, состоянию экосистемы Псковско-Чудского озера, экологическому прогнозированию и многому другому.


Молодова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми: учеб.-метод. пособие / Л. П. Молодова. - М. : ЦГЛ, 2003. - 128 с.

В пособии предложены 54 разработки игровых занятий с детьми от 2 до 12 лет и старше по воспитанию у детей экологической культуры.
Для доступного объяснения экологических проблем в содержание занятий включены разнообразные игры, большой литературный и фольклорный материал.
Многие занятия можно проводить не только с дошкольниками и младшими школьниками, но и с ребятами среднего школьного возраста.
Пособие предназначено для воспитателей детских садов, детских домов, интернатов, групп продленного дня, учителей школ, организаторов досуга детей, а также студентов училищ и вузов педагогического профиля.


Прядко, К. А. Экология: словарик школьника / К. А. Прядко. - СПб. : Литера, 2006. - 63 с. - (Понятия и определения).

В словарике собраны основные понятия и определения по курсу экология для средней школы. Материал подобран в соответствии с требованиями учебной программы и расположен в алфавитном порядке в виде словарных статей.
Пользуясь словариком, можно закрепить полученные на уроках знания, проверить себя и подготовиться к контрольным работам, а также просто почерпнуть интересную информацию.
Словарик предназначен для учащихся общеобразовательных школ, студентов вузов, а также для всех, кто интересуется экологией.


Рянжин С. В. Экологический букварь: кн. для занятий с детьми в шк. / Рянжин С. В. - СПб. : Пит-Тал, 1996. - 184 с. - Библиогр.: с. 182 . -ISBN 5-72-61051-18

В "Букваре" в простой и доступной форме излагаются основы знаний по современной экологии.

Сценарии, посвящённые Всемирному дню охраны окружающей среды (Дню эколога)

1. Пешкун, Л. Г. Экорадуга: 5 июня – Всемирный день охраны окружающей среды: для детей 9 лет / Л. Г. Пешкун // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. – 2015. - № 4. – С. 56-58.

Сценарий командной игры содержит задания составить рассказ из трёх предложений о спрятанной в нём опасности для природы, назвать и нарисовать зверька по описанию, написать благодарность солнцу, за всё, что оно даёт природе и человеку и многое другое.

2. Астафьева, А. А. Природа - наш дом родной: экологический утренник для детей 6-7 лет / А. А. Астафьева // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. – 2014. - № 4. – С. 57-59.

Данный сценарий мероприятия для дошкольников посвящён Всемирному дню охраны окружающей среды.

3. Юнда, Н. Н. Экологический суд / Н. Н. Юнда, М. И. Черныш // Классный руководитель. – 2012. № 7. – С. 99-102.

Предлагаемый сценарий в форме судебного заседания по слушанью дела о загрязнении планеты предназначен для формирования у учащихся представлений об обострении экологической обстановки и развития экологической культуры учащихся.

4. Лобода, О. В. Будь человеком, человек! : 5 июня – День эколога: для детей 8-10 лет / О. В. Лобода // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. – 2012. - № 4. – С. 30-32.

Сценарий мероприятия содержит познавательную информацию об экологии, Красной книге Росси и интерактивные задания для детей, которые способствуют воспитанию у участников мероприятия уважения и любви к природе.


Стихотворения об экологе и экологии

Зелёную природу,
Всех птичек и зверей
Эколог защищает
Заботою своей.

Он говорит народу,
Волнуясь и любя:
«Кто сохранит природу –
Тот сохранит себя»,

Пусть чистым будет море,
Цветущими - поля,
Пускай не знает горя
Любимая Земля.



Профессия "Эколог" на телеканале "ПРОСВЕЩЕНИЕ"

ольга ильинская
Конспект НОД по теме «Знакомство с профессией эколог» для детей 5–6 лет

Цель : Формировать представления о профессии эколог

Задачи :

1. Дать представления о профессии эколог .

2. Дать знания о том, что профессия эколог затрагивает все сферы жизнедеятельности

человека.

3. Воспитывать интерес к данной профессии , желание самому что-то изменить.

4. Чувствовать сопричастность каждого человека к происходящему на Земле.

5. Формировать умение чётко отвечать на поставленные вопросы.

6. Активизировать словарь : эколог . экологическая проблема , катастрофа, международный, эксперимент.

Оборудование : глобус, мольберт, эмблемы международной организации по охране окружающей среды «Гринпис» , воронки, пластиковые стаканы, баночки с загрязнённой водой, фильтры, лейки.

Использование ИКТ : Ноутбук с презентацией «Земля наш дом, мы все хозяева в нём»

Предварительная работа : Просмотр м/ф «Валли» , Беседы о природе, экскурсия в зоосад.

Организационный момент

Цель : Активизировать слуховое внимание.

В. - Ребята, сегодня мы поговорим о красивой планете на которой мы живём. Как она называется?

Д. - Земля!

воспитатель показывает глобус

В. - Что это?

Д. - Это Земля!

В. - Нет это не земля, это глобус-макет земли. Если посмотреть на нашу планету из космоса, то она выглядит именно так!

В. - Какого цвета больше всего на глобусе?

Д. - Синего!

В. - Что означает синий цвет?

Д. - Это вода!

В. - А что означает зелёный цвет?

Д. - Это трава!

В. - Это не только трава, это леса, поля, луга.

В. - Ещё какой цвет есть на глобусе? Что означают этицвета?

Д. - Песок!

В. - Это пустыни, горы.

В. - Наша планета очень красивая, на ней множество изумительных мест, разные животные и растения населяют нашу планету.

Давайте посмотрим небольшой фильм о природе нашей Земли.

Демонстрация презентации «Земля наш дом- мы все хозяева в нём» .Воспитатель комментирует слайды.

В. - Очень красиво!

В. - Однако, есть люди, которые перестали ценить ту красоту и чистоту, сто подарила нам природа.

Множество заводов загрязняют воздух, вырубаются и горят леса, тысячи тон грязной воды сливаются в реки. Погибают растения и животные, от дыма и грязного воздуха болеют люди, и если этого не остановить, то может произойти экологическая катастрофа и наша красивая планета превратится в безжизненную пустыню.

Демонстрация кадров экологических бедствий .

В- Чтобы этого не произошло люди многих стран создали создали специальную организацию «Гринпис» - зелёный мир. Как вы думаете что это значит?

Выслушать предположения детей .

В. - Члены этой организации следят за тем, чтобы все соблюдали правила общежития на земле. В организации «Гринпис» работают специалисты- экологи . Экологи следят за сохранением растений, животных, чистотой воды и воздуха. И если где-то случается экологическая катастрофа , то первыми туда приезжают экологи .

В. - Чтобы помогать природе, экологи должны обладать разными знаниями по химии, биологии, медицине, географии.

В. - А какими качествами должны обладать экологи ? Какими людьми они должны быть?

Д. - Добрыми, смелыми, любить животных!

В. - А вы хотите быть защитниками природы?

Дети переходят к мольберту с эмблемой «Гринпис»

В. Показывает изображение панды. Кто это?

Д. - Это панда!

В. - Панда-это бамбуковый медведь, которых охотники почти всех истребили. Но благодаря экологам , численность этих медведей увеличилась и изображение панды стало эмблемой международной организации по защите окружающей среды «Гринпис»

В. - И сегодня я вам тоже вручу такие эмблемы и мы станем юными экологами , защитниками природы.

Вручение эмблем.

В. - Поздравляю вас. теперь мы помощники экологов и давайте проведём небольшой эксперимент по очистке воды.

Дети переходят к столам. где стоят пластиковые стаканы с загрязнённой водой, воронки с фильтрами и чистые баночки.

В. - Обратите внимание на воду. Такую воду можно пить?

В. - Сейчас мы будем её очищать. В воронках есть фильтр, он состоит из марли и ваты, этот фильтр будет задерживать частички грязи. Попробуйте налить немного воды в воронку и понаблюдайте как вода очищается.

Дети проводят эксперимент по очистке воды.

В. - Можно сказать, что вода в баночке чище чем в стаканчике?

Д. – Да можно!

В. - Можно сказать, что фильтр помогает очищать воду?

Д. - Можно.

В. - Ребята, а воду которую мы почистили теперь можно пить?

Д. - Нет, она ещё не совсем чистая!

В. - Да! Правильно. эта вода ещё недостаточно чистая для питья, но для полива цветов вполне пригодна. Мы сольём её в леечки и потом польём наши цветы.

В. - А чтобы воду можно было употреблять в пищу на специальных очистных сооружениях ставят огромные фильтры и они очищают воду, а так же для того, чтобы грязная вода не попадала в реку.

В. - Ребята. давайте мы придумаем правила для юных экологов в нашем детском саду.

Чтобы сохранять природу нужно :

1. Не сорить!

2. Не рвать растения!

3. Не ломать деревья и ветки!

4. Не давить насекомых!

5. Весной высаживать цветы и ухаживать за ними

6. Зимой делать кормушки и кормить птиц!

7. Закрывать кран и беречь воду!

В. - Эти правила мы напечатаем в наш уголок и вы расскажите мамам и папам как нужно беречь природу.

Игра на координацию речи и движения «Среди белых голубей»

Публикации по теме:

Важным способом реализации сотрудничества педагогов и родителей является организация их совместной деятельности, в которой родители – не.

НОД для детей 2-3лет, имеющих отклонения в развитии, на тему: «Зима» Программные задачи: Формирующие задачи: 1. Закреплять знания детей о.

Конспект НОД «Знакомство с профессией библиотекаря». Конспект НОД «Знакомство с профессией библиотекаря» в средней группе. Воспитатель: Шигеева Л. В. Задачи: 1. Познакомить с профессией.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №38 пос. Эльбан Амурского муниципального.

НОД «Знакомство с профессией-полицейский» НОД по теме «Знакомство с профессией полицейский» Елена Панкова НОД по теме «Знакомство с профессией полицейский» Задачи: -закреплять знания.

Цель: создание социальной ситуации развития в процессе познавательно-исследовательской деятельности «Путешествие в мир профессий. Знакомство с профессией эколога».

Задачи:

1. Создать условия для расширения представлений ребенка о разнообразии видов профессий, их назначении.

2. Выяснить уровень сформированности у детей знаний об экологии, о посильной помощи, которую дети могут оказать окружающей среде; воспитывать экологическое мировоззрение.

3. Способствовать развитию познавательной активности детей, любознательности, наблюдательности.

4. Создать условия для побуждения детей к высказыванию предположений и формулировке простейших выводов.

5. Создать условия для детей в экспериментальной деятельности, развивать интерес к экспериментированию.

· Познавательное развитие;

· Социально-коммуникативное развитие;

· Речевое развитие.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МДОУ детский сад «Колокольчик»

Конспект

познавательно-образовательной деятельности детей подготовительной к школе группе «Путешествие в мир профессий. Знакомство с профессией эколога»

Воспитатель: Маслова О.А.

Июнь, 2016 год

Цель: создание социальной ситуации развития в процессе познавательно-исследовательской деятельности «Путешествие в мир профессий. Знакомство с профессией эколога».

Задачи:

  1. Создать условия для расширения представлений ребенка о разнообразии видов профессий, их назначении.
  2. Выяснить уровень сформированности у детей знаний об экологии, о посильной помощи, которую дети могут оказать окружающей среде; воспитывать экологическое мировоззрение.
  3. Способствовать развитию познавательной активности детей, любознательности, наблюдательности.
  4. Создать условия для побуждения детей к высказыванию предположений и формулировке простейших выводов.
  5. Создать условия для детей в экспериментальной деятельности, развивать интерес к экспериментированию.

Реализация содержания программ в образовательных областях:

  • Познавательное развитие;
  • Социально-коммуникативное развитие;
  • Речевое развитие.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская.

Планируемые образовательные результаты: знает о профессиях, их назначении.

Знает о профессии своих родителей.

Умеет поддерживать беседу, выражает эмоции при просмотре видеоролика.

Активно взаимодействует с педагогом и сверстниками.

Активно участвует в экспериментальной деятельности.

Методические приемы:

  1. Беседа с детьми о профессии эколога, о правилах поведения в природе.
  2. Игры «Кто что делает?», «Что будет, если…», «Мы в профессии играли»
  3. Просмотр видеофильма «Экологическая катастрофа»
  4. Активные действия детей
  5. Экспериментальная работа по очистке воды
  6. Использование художественности слова «Загадка про эколога, стихотворение о профессии эколога»

Предшествующая работа:

  1. Чтение В.Маяковский «Кем быть…», В. Лифшц «И мы трудиться будем», В. Борисов «Такая нужная работа», С. Михалков «А что у вас?».
  2. Беседы с детьми на темы «Все работы хороши, все профессии нужны», «Кем ты хочешь стать, когда вырастешь».
  3. Дидактические игры «Убери лишний предмет», «Кому что нужно для работы»
  4. Рассматривание картин и иллюстраций о профессиях
  5. Рассказы родителей о своих профессиях
  6. Экскурсия в магазин «Знакомство с профессиями продавец, кассир, кондитер, грузчик, товаровед»
  7. Экскурсия в профессиональное училище «Знакомство с профессиями каменщик, плотник, маляр»

Материалы и оборудование:

  • Мультимедийная установка
  • Оборудование для экспериментальной деятельности по очистке воды.

На каждого ребенка: две прозрачные емкости (одна пустая, другая с грязной водой), воронка, вата, салфетка, пять таблеток измельченного активированного угля, небольшой слой бинта, мелкие камешки.

Организационный момент.

Ты мой друг и я твой друг,

Становись скорее в круг

Крепче за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Дети, сегодня мы с вами совершим небольшое путешествие в мир профессий. Перед тем как сеть на стульчик каждый из вас должен назвать какую-нибудь профессию. Профессии не должны повторяться.

На золотом крыльце сидели:

Царь, царевич, король, королевич,

Сапожник, портной,

Кто ты будешь такой?

(Воспитатель указывает на ребенка, дети поочередно называют профессию).

Дети, а что такое профессия? (Ответы детей)

Правильно, профессия – это труд, которому человек посвящает всю свою жизнь. Это дело, которым взрослый занимается каждый день и которое полезно для других людей. Профессии нужно обучаться специально. В каждом деле свои правила, свои обязанности. Сейчас мы с вами вспомним, чем занимаются люди разных профессий.

Игра «Кто что делает»

Врач лечит, учитель учит, продавец продает и т.д.

Дети, а кто знает кем и где работают ваши родители? (ответы детей)

А сейчас мы с вами поиграем еще в одну игру. Я буду бросать мяч и задавать вопрос, а вы должны поймать мяч и постараться ответить правильно. Готовы?

Игра с мячом в кругу «Что будет, если…»

Что будет, если:

Повара перестанут готовить пищу?

Врачи перестанут лечить людей?

Учителя перестанут учить детей?

Строители перестанут строить дома?

Все водители откажутся сесть за руль?

Пожарные откажутся тушить пожар?

Дети отвечают.

Дети, сегодня я хочу познакомить вас с очень нужной и полезной не только для людей, но и для окружающей природы профессией, но в начале отгадайте загадку

Он природу охраняет,

Нам здоровье сберегает,

Окружающий мир дорог,

Его профессия … (эколог).

Правильно, это эколог.

Дети, а что такое экология? (Ответы детей)

Слово «экология» означает: наука о доме, жилище, о месте где живут.

Что же это за дом?

Правильно, этот огромный дом – природа, в которой мы, люди, живем рядом с другими земными обитателями: зверями, птицами, насекомыми, рыбами и растениями.

Эколог – это ученый, который оберегает все, что растет и всех, кто живет в природе от исчезновения, помогают животным и растениям, учат людей, как нужно спасать природу.

Для развития науки и техники требуется огромное количество угля, древесины, нефти, газа. Добывая полезные ископаемые люди получают свет и тепло, но при этом погибают тысячи животных и растений, загрязняется и уничтожается природа.

Дети, сейчас я предлагаю вам посмотреть небольшой фильм, в котором показано, как прекрасная наша планета Земля и что происходит, когда люди обращаются с ней неправильно, не берегут ее.

(Просмотр фильма «Экологическая катастрофа»)

Дети, вы тоже можете стать юными экологами. Как вы думаете чем мы можем помочь животным и растениям? (Ответы детей)

Правильно! Зимой делать кормушки для птиц, весной скворечники, сажать деревья, цветы, не рвать и не ловить все, что растет и движется.

Дети, как вы думаете, как мы должны вести себя в природе? (Ответы детей)

В сказке, которую написал французский летчик – Сент Экзюпери «Маленький Принц – хозяин маленькой планеты – астероида» придумал такое правило: встал утром, умылся, привел в порядок себя – приведи в порядок свою планету! У сказочного Маленького Принца планета была маленькая, и он управлялся в ней один. Мы живем на огромной планете! Поэтому порядок на ней будет только тогда, когда все взрослые и дети как настоящие хозяева будут постоянно его поддерживать.

А сейчас послушайте стихотворение

Эколог землю охраняет

От безответственных людей,

Планету от беды спасает,

Внедряя в жизнь поток идей;

Как уничтожить горы грязи

Бутылок, битого стекла…

Как чище жить нам стало б сразу

Кристальная б вода текла!

Дети, как вы думаете, а можно ли пить грязную воду? Почему?

Сегодня я предлагаю вам самим попробовать очистить воду. Для этого я приглашаю вас в нашу экспериментальную лабораторию.

(У каждого ребенка на столе находится все необходимое для эксперимента)

Для того чтобы очистить воду нам потребуется емкость, в которую будет стекать очищенная вода, воронка, вата, измельченный активированный уголь, завернутый в марлю, мелкие камешки и емкость с грязной водой.

(Дети выполняют эксперимент вместе с воспитателем)

Описание эксперимента: взять сосуд с воронкой, на дно воронки положить бумажную салфетку, вату, слой бинта с активированным углём, затем небольшие камешки. Камешки не пропустят крупные частицы грязи. Взять другой сосуд с грязной водой и переливать ее через воронку в пустой сосуд. Грязь будет оседать на фильтре, а сосуд наполнится чистой водой.

Дети, какой стала вода? Правильно, вода стала чистой.

Понравился вам наш эксперимент? Как вы думаете, где вам могут пригодиться эти знания по очистке воды?

А сейчас я предлагаю вам еще немного поиграть.

Игра в кругу «Мы в профессии играли»

Мы в профессии играли (ходьба на месте)

В миг мы летчиками стали! (прямые руки в стороны)

В самолете полетали (покружиться вокруг себя)

И шофёрами вдруг стали (ходьба на месте).

Руль теперь в руках у нас (руки перед собой, «держим руль»)

Быстро едем, просто класс! (бег вокруг себя с «рулем»)

А теперь на стройке мы (ходьба на месте)

Кладем ровно кирпичи (руки перед собой согнуты в локтях)

Раз – кирпич, и два, и три

Строим дом мы, посмотри! (соединить прямые руки над головой)

Дети, вот и подошло к концу наше удивительное путешествие в мир профессий. Скажите, что вам больше всего понравилось или запомнилось сегодня? (ответы детей)

Дети, мне тоже очень понравилось, как вы отвечали сегодня на вопросы, показали высокие знания в мире профессий, экспериментировали.

Дети, когда вы вырастите – многому научитесь, выберете себе профессию по душе и станете хорошими профессионалами, полезными людям.


С каждым годом люди все больше думают об окружающем мире, его состоянии, ресурсах и их исчерпаемости, экологии и так далее. Зеленый мир, который знали прошлые поколения, канул в Лету уже как несколько десятков лет. Все заполонили заводы, фабрики, деревоперерабатывающие концерны. На улицах все больше машин, все больше выбросов и выхлопов уходит в атмосферу. Все больше тяжелых металлов оседает в легких людей и животных. Чем дальше, тем хуже. И вот люди начали задумываться об опасности для наконец поняли, что о ней надо заботиться и делать это разумно. Этим и занялось Министерство экологии и природопользования. А вот штат для него и некоторых других организаций, занимающихся состоянием нашей среды обитания, подготавливают вузы. Называется это направление "Экология и природопользование". Давайте разберем характеристики и функции этого направления и специальности.

Характеристика направления

"Экология и природопользование" - специальность, которая готовит студентов по трем направлениям. А именно: геоэкология, природопользование, экология. Принцип у всех направлений смежный, и работать специалисты могут в будущем в одних и тех же условиях. Как стало ясно из предисловия, профессия действительно актуальна. И, что самое главное, специалистов по ней на данный момент не очень много. Это создает возможность более обширных карьерных изысканий и роста по служебной лестнице, при условии, что дело это действительно будет интересно студенту, а в будущем выпускнику и потенциальному работнику. Однако трудиться придется не только в уютном офисном кресле. "Экология и природопользование" - специальность, которая предполагает работу в полевых условиях, частые выезды на замеры и взятие проб образцов для анализов. Во всяком случае в начале карьеры будет именно так.

Что изучают студенты

Министерство экологии и природопользования Московской области нуждается в специалистах, которые могут качественно сделать свою работу. Оно предлагает множество практик, стажировок и даже вакантных мест будущим выпускникам высших учебных заведений. Но для того чтобы туда попасть, необходимо знать профильные предметы в совершенстве. Ну и, конечно, важно уметь применять знания на практике.

Комитет по экологии и природопользованию определил самые важные умения специалистов этой отрасли. К ним относятся: знание биологического разнообразия видов контролируемой территории, их требований к жизненным условиям; умение анализировать, истолковывать результаты экологических исследований; предсказывание в связи с определенными действиями техногенного характера; знание экономики природопользования; понимание принципов мониторинга состояния окружающей среды; умение рационально организовывать добычу и использование органических и природных ресурсов.

Необходимые навыки и знания

Министерство экологии и природопользования Московской области предполагает работу экспертов точной науки. Это не гуманитарная специальность в большинстве случаев. Студенту и специалисту придется делать множество расчетов глобального характера. На каждого подобного специалиста в группе работников будет возложена большая ответственность за результат их анализов, систематики и вынесенного вердикта. Направление "Экология и природопользование" вузы позиционируют как научно-исследовательское. А значит, абитуриент должен осознавать необходимость в умении орудовать числами и формулами, а также, вполне вероятно, выводить новые способы расчетов, анализа, мониторинга и других методов исследования и действий по защите окружающей среды. Способностью выдержать на себе большую ответственность обладают далеко не все люди, как и тягой к вычислениям, тем более таким сложным и масштабным.

Перспективность направления

Все в этом мире в настоящий момент "болеет" экологичностью. Экологичные продукты питания, экологичное производство одежды и бытовых предметов, экологичная добыча и выработка полезных ископаемых. Практически во всех сферах жизни общества экология заняла первое место по важности. Мало кто из нынеживущих не осознает важности сохранения окружающей среды в первоначальном, чистом варианте. А так как этой чистоты по-факту не осталось, надо всеми силами постараться ее вернуть. В любом случае ближайшие несколько десятилетий и коммерческие организации, и государственные проекты не заставят задаваться вопросом выпускников специальности "Экология и природопользование": "Кем работать?".

Карьерная лестница

Обучение подразумевает возможность продвигаться дальше, а не стоять на одном месте. Да и любой уважающий себя человек не станет всю жизнь работать без каких-либо продвижений. Будь то зарплата, профессиональные обязанности, спектр функций и так далее. Жизнь - это движение. Так вот экологи - одни из немногих специалистов, которые действительно имеют четко выстроенную иерархию карьерной лестницы и возможность по ней продвигаться. Начиная с различных исследовательских групп, сообществ и лабораторий, продолжить работу в крупных концернах, ведущих мировых производствах. Для экологов есть приятная возможность занять высокопоставленные места в правительственном аппарате. Именно взгляд социума на остростоящую проблему поможет двигаться в нужном направлении.

"Экология и природопользование": кем работать

В наши дни люди идут учиться не по зову сердца, а по рыночной обстановке и спросу на специалистов. Поэтому всегда интересен список вакансий, на которые можно устроиться по окончании учебы. Вот тут и встает вопрос: "Я отучился по специальности "Экология и природопользование". Кем работать я смогу пойти?". Животрепещущий вопрос для многих, кто заинтересовался данным направлением.

Итак, получив специальность "Экология и природопользование", кем работать можно? Это: агроэколог, биоэколог, геоэколог, гидроэколог, эколог, эколог-аудитор, эколог-инспектор, эколог-природопользователь, ну и, конечно, самое очевидное, преподаватель пройденных дисциплин. Агроэколог занимается исследованием и защитой рационального использования воды, воздуха, осуществляет комплекс мер по охране их от загрязнений. Также в его обязанности входит изучение, защита растений и животных в сельском хозяйстве от различных вирусов, грибков и болезней.

Биоэкологи осуществляют свою деятельность в основном в лабораториях и исследовательских центрах. Их задача - изучение составляющих экосистемы и разработка мер по сохранению их баланса.

Геоэкологи сопровождают все строительные работы. Любая стройка должны иметь заключение данного специалиста. Во-первых, он должен определить, насколько ущербным для природы будет возведение нового объекта, во-вторых, как окружающая среда отреагирует, какие катаклизмы и аварии могут происходить.

Профессия гидроэколога связана с водохранилищами, реками, озерами, грунтовыми водами, их биологической составляющей и степенью безопасности в плане загрязнений. Разработка очистных сооружений, нормативная документация по использованию водных ресурсов, отчеты по проделанным работам - вот что предстоит делать этому специалисту.

Эколог и эколог-инженер требуются на всех заводах и фабриках, а также в организациях, занимающихся добывающей промышленностью. Все действия участников рынка должны укладываться в нормы экологических предписаний, не превышать допустимые уровни по загрязнению и безопасности. Следить за всем этим и должен эколог.

Аудиторы и инспекторы в области экологии работают в проверяющих органах, различных санитарно-эпидемиологических станциях, государственных службах по контролю, органах статистики. Их обязанность - проверка исполнения предписаний, наложение санкций на субъекты, нарушающие нормативы.

Престиж и востребованность профессии

Что такое престижная работа в нашем обществе? Вряд ли к ней относится продавец-консультант и штатный бухгалтер. Всех этих специалистов сейчас на рынке слишком много. А вот исследователи, проектировщики, аудиторы - это уже другое дело. А ведь экологи, по сути своей, могут быть всеми вышеперечисленными. Работа эколога требует обширных знаний и умений, что уже отсеивает многочисленную публику при поступлении на данную специальность. Незаурядный ум и умение видеть то, что другие не видят, - вот, что делает престиж. А главное, за это платят неплохую зарплату. Малочисленность экологов делает их наиболее востребованными специалистами в мире, где в них остро нуждаются на данный момент. А значит, и поиск работы профессионалом будет проходить гораздо быстрее и легче.

Суть работы

В зависимости от места, куда устроится специалист, и от деятельности работодателя, обязанности его будут заключаться в следующем: проведение экологических экспертиз и мониторингов, создание и ведение экологической базы данных, формирование политики предприятия в отношении экологического поведения, подготовка программ и планов мероприятий по защите окружающей среды, внесение предложений в законодательные органы, составление отчетов по экологии, выполнению нормативных планов, расчет уровня шума на отведенной территории и в помещениях, внедрение и поддержка системы внутреннего системы управления в области Особенно такие специалисты нужны на производственных предприятиях для контроля соблюдения экологических нормативов. Специалисты без опыта работы могут начать трудовую деятельность в различных лабораториях, исследовательских центрах, группах экспертов.

Зарплатные ожидания

Самая важная и интересная часть статьи для многих читателей - сколько же стоит работа такого специалиста. Стоит ли обучаться в этом направлении. Так вот, в инженера-эколога будет получать в районе 50 000 рублей в месяц, эколог-разработчик проектов до 70 000 рублей в месяц, инженер-эколог сможет увеличивать свой бюджет каждый месяц на 100 000. В большинстве вакансий стоит параметр оплаты труда "по договоренности", а это значит, что вашу цену как специалиста вам скажут после собеседования.