Как взлетает вертолет. Как летает вертолет

10.02.2024

Радиоуправляемый вертолет — не просто детская игрушка, а настоящее чудо современной техники. Запускать ввысь этот механизм — одно удовольствие как для малышей, так и для взрослых. Такой подарок, как вертолет игрушечный, подойдет детям старше 8 лет. Производители предлагают покупателям широкий ассортимент товара: на прилавках магазинов представлены самые разные модели. Как же выбрать такую игрушку? Рекомендации — в нашем материале.

Какими они бывают?

Летающие игрушечные вертолеты выпускаются самые разные. Классифицировать их можно по следующим основным техническим параметрам:

  • по размеру;
  • типу двигателя;
  • по методу управления;
  • по количеству каналов управления;
  • по виду винтов и т. д.

Когда покупать первый вертолет?

Вертолет на пульте — технически достаточно сложная конструкция, к тому же имеющая высокую стоимость. Поэтому если такой подарок сделан раньше времени, ребенок попросту не сумеет справиться с управлением, что может привести не только к поломке такого подарка, но и к огорчению малыша.

Виды радиоуправляемых вертолетов по типам двигателя

Для того чтобы выбрать вертолет игрушечный, в первую очередь следует четко определить его предназначение. Так, если механизм приобретается для ребенка с целью проведения досуга, то следует остановить выбор на аккумуляторных моделях. Вертолеты с таким типом двигателя могут беспрерывно работать до 30 минут, после чего потребуется зарядка. Но значительное преимущество такой модели по сравнению с другими видами — доступная цена.

Если же такая игрушка приобретается с целью участия в специализированных соревнованиях, то лучше выбрать вертолет игрушечный с двигателем, который работает на топливе. Эта модель отличается высокой скоростью и возможностью непрерывной эксплуатации длительное время. Но такой тип вертолетов сложно назвать детской игрушкой — это технически сложный и, соответственно, дорогостоящий аппарат. Дополнительно разделяют на классы такие в зависимости от объема топливного двигателя, начиная с тридцатых, сороковых и т. д.

Механизм управления

Различают два вида механизма управления:

  • игрушечный вертолет на радиоуправлении;
  • частотный (управляется с помощью инфракрасных лучей).

Последний восприимчив к солнечному свету, поэтому чаще всего такое управление подходит для вертолетов, которые запускают в помещении.

Что такое каналы управления игрушечным вертолетом?

При выборе такого подарка, как вертолет игрушечный, следует обратить внимание на количество каналов управления конкретной модели. Что это такое и для чего нужно? Каналы управления — это те технические возможности, которыми оснащена конкретная модель вертолета, и которыми можно управлять с помощью пульта. Чем их меньше, тем проще управлять устройством. Но в то же время двух- и трехканальные модели не отличаются маневренностью.

Рассмотрим подробнее, какие имеют технические возможности вертолеты с разным количеством каналов управления:

  1. Двухканальная игрушка может летать вверх-вниз, вокруг собственной оси и по кругу. Модели с такой характеристикой не способны развивать высокую скорость. С управлением таким аппаратом справятся дети 8-10 лет. Поэтому если планируется приобрести такую игрушку ребенку впервые, то рекомендуется остановить свой выбор именно на двухканальном вертолете.
  2. Трехканальные модели отличаются от предыдущих лишь увеличением траектории полета: они могут летать вперед-назад.
  3. С четырехканальным управлением вертолета на пульте новичок может не справиться. Эта модель имеет возможность поворачивать влево-вправо. Такой вариант подходит в том случае, если ребенок уже освоил управление трехканальным вертолетом.
  4. Для спортивных соревнований приобретают шестиканальные модели — это вертолеты для профессионалов. Они имеют такие дополнительные возможности, как гироскоп (способность «зависать» в воздухе), регулировка скорости полета.

Дополнительные возможности

Некоторые модели игрушечных вертолетов, помимо вышеописанных, оснащены дополнительными опциями. Например, модель Silverit имеет встроенную видеокамеру. Такой вертолет подойдет, скорее, тем, кто увлекается фотографией, а не пилотированием радиоуправляемыми моделями. Этот аппарат способен фиксировать фото- и видеоматериал небольшого объема, но находиться длительное время в полете не может.

Многие детские вертолеты стреляют водой или пластиковыми «ракетами».

Так как игрушечные управляемые вертолеты стоят относительно недешево, а во время обучения управлению ими часто происходят аварии и поломки, производители предложили потребителям такую новинку как виртуальные симуляторы. Чаще всего такими виртуальными играми комплектуются устройства, имеющие четыре и более каналов управления.

Как управлять игрушечным вертолетом: инструкция

Сложность управления описываемым устройством зависит от технических характеристик конкретной модели (веса, размера, типа двигателя и количества каналов). С чего начать? Вот примерная инструкция по эксплуатации радиоуправляемого вертолета:

  1. Откройте отсек на задней панели пульта управления и вставьте необходимое количество батареек согласно полюсам или аккумулятор (максимально заряженный). Затем закройте крышку.
  2. Прикрутите антенну к пульту.
  3. Включите пульт и сам вертолет с помощью специальной кнопки.
  4. Поставьте игрушку на ровную горизонтальную поверхность.
  5. В некоторых моделях требуется активация джойстика с помощью однократного передвижения рычага из крайнего верхнего положения в крайнее нижнее. После чего загорается индикатор, который извещает о готовности прибора к действию.

Как научиться управлять? В первую очередь рекомендуется овладеть техникой взлета и приземления. Только отработав такие навыки, можно переходить к прямолинейному полету, а затем и проводить другие возможные маневры.

В целях предотвращения аварий и поломок профессионалы советуют придерживаться следующих несложных правил:

  1. Использовать вертолет нужно в соответствии с его предназначением, указанным в инструкции. Так, если игрушка сконструирована для полетов в помещении, не нужно играть с ней на улице — это быстро выведет из строя такой механизм. Ремонт игрушечных вертолетов — дело недешевое, а порой и безнадежное.
  2. Перед игрой требуется полностью зарядить аккумулятор (это займет от двадцати минут до полутора часов). Нельзя допускать полной разрядки батареи — это значительно сокращает срок ее эксплуатации. Заряжать аккумулятор дольше указанного в инструкции времени также не рекомендуется.
  3. Не стоит заряжать батарею сразу после игры. Следует выдержать промежуток 10-15 минут для остывания аккумулятора.
  4. Необходимо избегать соприкосновения вращающихся винтов механизма с пальцами, волосами, предметами одежды и украшениями. Особенно важно, чтобы за игрой с вертолетом детьми следили взрослые. Попадание инородных тел в лопасти игрушечного вертолета крайне травмоопасно как для человека, который управляет аппаратом, так и для окружающих. Поэтому нельзя запускать игрушку в местах скопления людей или животных.
  5. Производители не рекомендуют использовать запчасти к устройству, не входящие в фирменный комплект.
  6. Перед запуском радиоуправляемого вертолета следует убедиться, что никто не использует ту же частоту. При эксплуатации одного и того же частотного канала механизмы могут выйти из строя и не поддаваться управлению.

Обзор популярных моделей

Фирм-производителей игрушечных вертолетов на радиоуправлении множество. Проведем обзор самых распространенных моделей, имеющих разные технические характеристики:

  1. Отличается простотой, но в то же время многофункциональностью модель для детей Angry Birds. Выполнен вертолет в виде птичек. Механизм имеет трехканальный способ управления, то есть устройство может летать вверх-вниз, вперед-назад, вправо-влево. Диаметр действия пульта составляет 15 метров. Имеет доступную стоимость такой игрушечный вертолет — цена составляет около 600-800 рублей.
  2. Для новичков подойдут такие несложные в управлении вертолеты как MJX T38, SYMA S32G, HappyCow. Это устройства имеют от трех до четырех каналов управления. Отличаются стильным дизайном, подсветкой. Имеют неплохие технические характеристики, стоят около 1500 рублей.
  3. Модели, имеющие дополнительные возможности, можно рекомендовать следующие: WL Toys V319 (стреляет водой), прибор этого же производителя V398 стреляет «ракетами», MJX Heli Thunderbird T53C имеет видеокамеру. Также можно предложить вертолеты марки Walkera — их отличие в том, что они обладают системой автоматической стабилизации равновесия, поэтому неплохо летают даже в ветреную погоду. Вертолет Air Hogs обладает дополнительной защитой от поломок во время аварий — он окружен металлической клеткой, которая и не позволяет деталям игрушки повредиться при столкновении.
  4. Профессионалам в пилотировании вертолетами на радиоуправлении следует остановить свой выбор на таких марках как Art-Tech и E-sky.

Таким образом, анализируя вышеописанную информацию о технических характеристиках разных моделей, выбирать вертолет на пульте следует по таким критериям:

  1. Вес игрушки. Чем он меньше, тем сложнее будет управлять таким вертолетом на улице.
  2. Материал корпуса сказывается на долговечности устройства.
  3. Количество каналов управления. От этого показателя зависит функциональность механизма.
  4. От мощности двигателя зависит скорость движения.
  5. Емкость аккумулятора определяет длительность полета. Чаще всего игрушечный вертолет не взлетает из-за недостаточной зарядки батареи.
  6. Диаметр зоны покрытия действия пульта. Чем он больше, тем дальше и выше может летать вертолет.
1

Рецепты читателей 21.06.2017

Несколько десятилетий назад сложно было представить летающие по комнате вертолеты или квадрокоптеры. Современные модели имеют встроенный гироскоп, который не позволяет им перевернуться. Техника способна «бороться» с ветром, лопасти создаются из прочных материалов, а в комплекте изделия можно найти дополнительные запчасти.

Вертолеты на пульте управления – чудо современной техники

Для детей радиоуправляемые вертолеты и самолеты представлены в виде ярких, красочных и оригинальных моделей, аналоги которых летают по всему свету. На полках игрушечных магазинов можно встретить конструкции разных размеров, от крошечных до больших. С двумя или четырьмя лопастями на основном роторе.

Летающие изделия классифицируются по следующим техническим параметрам:

  • размеру;
  • типу двигателя;
  • методу управления;
  • виду винтов.

А также количеству каналов управления. Это сложный механизм, который предназначен для детей после 8 лет. Ведь необходимо правильно запускать конструкцию, во избежание ее преждевременной поломки и огорчения ребенка.

Основные характеристики изделия

Вертолеты на пульте управления делятся на несколько видов – комнатные механизмы, которые отличаются небольшими размерами и доступностью в управлении, подойдут даже новичкам. Механизмы при столкновении не несут вреда для стен и мебели. При безветренной погоде можно запускать вертолеты на улице.

Чтобы получить первые навыки управлением уличных конструкций можно использовать компьютерные симулянты, дабы не разбить игрушку за несколько минут. В зависимости от маневренности вертолета различают несколько каналов управления:

  • три канала – подъем/спуск, вперед/назад и разворот по/против часовой стрелки;
  • четыре канала – дополнительное направление право/влево;
  • пять каналов – для крупногабаритных конструкций, управление лопастным шагом;
  • шесть каналов – регулировка чувствительности гироскопа.

Также выделяют несколько каналов связи. Инфракрасное отличается малым радиусом действия, радиоинтерфайс характеризуется значительным расстоянием, на котором механизм способен функционировать.

Если говорить про управление с помощью гаджетов, то применяется технология Wi-Fi, которая позволяет исключить риск возникновения помех. Такие модели дорогостоящие и подходят для ребят после 12 лет.

Дополнительные возможности

Некоторые модели оснащены дополнительными опциями. Например, конструкция Silverit имеет встроенную камеру, больше используется для создания снимок, а не для пилотирования ради развлечения.

Детские модели могут иметь резервуары с водой или пластиковые ракеты, для коллективного сражения. Более сложные конструкции комплектуются виртуальными симулянтами, для качественного запуска изделия.

Стробы научиться управлять летающим механизмом нужно овладеть техникой взлета и приземления, только после этого можно переходить к прямолинейному полету или совершению других более сложных маневров.

Развитие ребенка с помощью игрушек на пульте управления

Радиоуправляемые вертолеты и самолеты – это не только веселые игрушки. Такие модели помогут малышу при общении со сверстниками, ведь подобные игры рассчитаны на коллективные сражения.

Такая вещь тренирует реакцию, координацию движения, мышечные навыки и скорость мышления. Может стать одной из долговечных забав для детей. При правильном управлении конструкция способна служить годами.

Модели на пульте заставляют ребят мыслить логически, фантазировать, продумывать свои действия на несколько шагов вперед. Орудуя механизмом запуска техники ребенок тренирует мелкую моторику, что полезно для кровообращения и развития речевого аппарата.

Такие игрушки несут пользу для зрения, предупреждают близорукость, контролируют остроту и направленность взгляда. Вертолеты и самолеты на пульте управления заставляют ребят фантазировать, представлять себя настоящими покорителями воздуха.

Покупка летающего аппарата

Купить квадрокоптер на радиоуправлении можно в интернет-магазине, где представленный широкий выбор подобных изделий. На какие критерии обратить внимание, чтобы покупка оправдала все самые смелые ожидания?

  1. Вес конструкции – чем меньше, тем сложнее управлять механизмом на улице, особенно в ветреную погоду.
  2. Материал корпуса – определяет долговечность устройства.
  3. Количество каналов управления – функциональность механизма.
  4. Мощность двигателя – скорость движения агрегата.
  5. Емкость аккумулятора – длительность полета.
  6. Диаметр зоны захвата радиоуправляемого механизма – определяет насколько дальше и выше может летать вертолет.

Чтобы ребенку понравилась покупка, важно обратить внимание на дизайн конструкции. Большинство моделей выполнены из прочного пластика, способного пережить любые падения. Важно не экономить на игрушке, дабы не огорчать малыша быстрой поломкой изделия.

Нужно учитывать, что стандартное время полетов около 10 минут, а потому требуется запастить дополнительными батарейками, дабы избежать форс-мажоров. Для ребенка лучше всего выбирать соосную схему управления, чтобы игрушку не заносило в сторону.

Такой подарок для малыша будет неописуемой радостью, который позволит всей семье проводить время на свежем воздухе. Для подростков есть возможность выбрать более усовершенствованные модели, чтобы покорять небесные просторы. Вертолет на радиоуправлении это своеобразный тренажер, который позволяет познакомиться с механизмами управления еще с малых лет.

Внимание! Любителям квадрокоптеров – летательного аппарата с четырьмя винтами на пульте управления, будет возможность не только пилотировать сложные конструкции, но и создать свой агрегат (наборы для конструирования Лего), с усовершенствованным внутренним наполнением.

Осуществите свою мечту и сделайте свой досуг не только увлекательным, но и полезным для здоровья! Удачным Вам покупок!


Люди были одержимы идеей подняться в воздух на протяжении столетий. В мифах практически всех народов есть легенды о летающих животных и людях с крыльями. Самыми ранними известными летательными аппаратами были крылья, имитирующие птичьи. С ними люди прыгали с башен или пытались воспарить, сорвавшись со скалы. И хотя такие попытки заканчивались, как правило, трагически, люди придумывали все более сложные конструкции летательных аппаратов. О знаковых летательных аппаратах пойдёт речь в нашем сегодняшнем обзоре.

1. Бамбуковый вертолет


Один из старейших в мире летательных аппаратов, бамбуковый вертолет (также известный как бамбуковая стрекоза или китайская вертушка) - игрушка, которая взлетает вверх, если быстро раскрутить ее основной стержень. Изобретенный в Китае около 400 г. до н.э., бамбуковый вертолет состоял из лопастей-перьев, насаженных на конец бамбуковой палки.

2. Летающий фонарик


Летающий фонарик - небольшой воздушный шар из бумаги и деревянного каркаса с отверстием на дне, под которым разжигается небольшой огонь. Считается, что китайцы экспериментировали с летающими фонариками уже в 3 веке до нашей эры, но традиционно, их изобретение приписывается мудрецу и полководцу Чжугэ Ляну (181-234 г.г. н.э.).

3. Воздушный шар


Воздушный шар - первая успешная технология полета человека на несущей конструкции. Первый пилотируемый полет провели Пилатр де Розье и маркиз д"Арланд в 1783 году в Париже на воздушном шаре (на привязи), созданном братьями Монгольфьер. Современные воздушные шары могут пролетать тысячи километров (самый длительный полет на воздушном шаре - 7672 км от Японии до Северной Канады).

4. Солнечный воздушный шар


Технически этот тип воздушного шара летает за счет нагревания воздуха в нем при помощи солнечного излучения. Как правило, такие аэростаты делают из черного или темного материала. Хотя они в основном используются на рынке игрушек, некоторые солнечные шары достаточно велики для того, чтобы поднять в воздух человека.

5. Орнитоптер


Орнитоптер, который был вдохновлен полетами птиц, летучих мышей и насекомых, представляет собой самолет, который летит, хлопая крыльями. Большинство орнитоптеров беспилотные, но также было построено несколько пилотируемых орнитоптеров. Одна из самых ранних концепций такого летательного аппарата была разработана Леонардо да Винчи еще в 15 веке. В 1894 году Отто Лилиенталь, немецкий пионер авиации, впервые в истории совершил пилотируемый полет на орнитоптере.

6. Парашют


Изготавливаемый из легкой и прочной ткани (подобной нейлону) парашют представляет собой устройство, которое используется, чтобы замедлить движение объекта через атмосферу. Описание самого древнего парашюта было найдено в анонимной итальянской рукописи, датируемой 1470 годом. В современные дни парашюты используются для спуска различных грузов, в том числе людей, продуктов питания, оборудования, космических капсул и даже бомб.

7. Воздушный змей


Первоначально построенный путем растяжения шелка над рамкой из расщепленного бамбука, воздушный змей был изобретен в Китае в 5 веке до нашей эры. В течение длительного времени много других культур переняли это устройство, а некоторые из них даже продолжали дальнейшее усовершенствование этого простого летательного аппарата. Например, воздушные змеи, способные переносить человека, как полагают, существовали в древнем Китае и Японии.

8. Дирижабль


Дирижабль стал первым летательным аппаратом, способным на управляемые взлет и посадку. В начале в дирижаблях использовали водород, но из-за большой взрывоопасности этого газа, в большинстве дирижаблей, построенных после 1960-х годов, начали использовать гелий. Дирижабль также может оснащаться двигателями, а экипажа и/или полезная нагрузка в нем расположены в одной или нескольких "гондолах", подвешенных под баллоном с газом.

9. Планер


Планер - летательный аппарат тяжелее воздуха, который поддерживается в полете динамической реакцией воздуха на его несущие поверхности, т.е. он не зависит от двигателя. Таким образом, большинство планеров не имеют двигателя, хотя некоторые парапланы могут быть оснащены ими, чтобы продлить полет в случае необходимости.

10. Биплан


Биплан - самолет с двумя неподвижными крыльями, которые расположены друг над другом. Бипланы имеют ряд преимуществ по сравнению с обычными конструкциями крыла (монопланами): они позволяют добиться большей площади крыльев и подъемной силы при меньшем размахе крыла. Биплан братьев Райт в 1903 году стал первым успешно поднявшимся в воздух самолетом.

11. Вертолет


Вертолет - винтокрылый летательный аппарат, который может взлетать и садиться вертикально, парить и лететь в любом направлении. На протяжении последних столетий было много концепций, похожих на современные вертолеты, но только в 1936 году был построен первый рабочий вертолет Фокке-Вульф Fw 61.

12. Аэроцикл


В 1950-х годах Lackner Helicopters придумали необычный летательный аппарат. HZ-1 Aerocycle предназначался для эксплуатации неопытными пилотами в качестве стандартной разведывательной машины в армии США. Хотя раннее тестирование показало, что аппарат может предоставить достаточную мобильность на поле боя, более обширные оценки показали, что его слишком трудно контролировать неподготовленным пехотинцам. В итоге, после пары аварий проект был заморожен.

13. Кайтун


Кайтун - гибрид воздушного змея и воздушного шара. Основным его преимуществом является то, что кайтун может оставаться в достаточно стабильном положении над точкой привязки троса, независимо от силы ветра, в то время как обычные воздушные шары и воздушные змеи менее стабильны.

14. Дельтаплан


Дельтаплан – немоторизованный летательный аппарат тяжелее воздуха, в котором отсутствует хвост. Современные дельтапланы изготовлены из алюминиевого сплава или композитных материалов, а крыло - из синтетической парусины. Эти аппараты имеют высокое соотношение подъемной силы, что позволяет пилотам летать в течение нескольких часов на высоте тысяч метров над уровнем моря в восходящих потоках теплого воздуха и исполнять фигуры высшего пилотажа.

15. Гибридный дирижабль


Гибридный дирижабль представляет собой летательный аппарат, который сочетает в себе характеристики аппарата легче воздуха (т. е. технологии дирижабля) с технологиями летательных аппаратов тяжелее воздуха (либо неподвижное крыло, либо роторный винт). На массовое производство такие конструкции не были поставлены, но на свет появилось несколько пилотируемых и беспилотных прототипов, включая Lockheed Martin P-791 - экспериментальный гибридный дирижабль, разработанный Lockheed Martin.

16. Авиалайнер


Также известный как реактивный лайнер, реактивный пассажирский самолет представляет собой тип самолета, предназначенный для перевозки пассажиров и грузов по воздуху, который передвигается благодаря реактивным двигателям. Эти двигатели позволяют самолету достигать высоких скоростей и генерировать достаточную тягу для передвижения воздушного судна большой массы. В настоящее время A380 Airbus является крупнейшим в мире реактивным пассажирским лайнером со вместимостью до 853 человек.

17. Ракетоплан


Ракетный самолет - летательный аппарат, который использует ракетный двигатель. Ракетопланы могут достигать гораздо более высоких скоростей, чем реактивные самолеты аналогичных размеров. Как правило, двигатель у них работает в течение не более нескольких минут, после чего самолет планирует. Ракетоплан подходит для полетов на очень большой высоте, а также он способен развивать гораздо большее ускорение и имеет более короткий разбег.

18. Поплавковый гидросамолет


Это тип самолета с неподвижным крылом, способный взлетать с воды и садиться на нее. Плавучесть гидросамолету обеспечивают понтоны или поплавки, которые устанавливаются вместо шасси под фюзеляжем. Поплавковые гидросамолеты широко использовались до Второй мировой войны, но затем их вытеснили вертолеты и самолеты, применяющиеся с авианосцев.

19. Летающая лодка


Другой тип гидросамолета - летающая лодка - представляет собой самолет с фиксированным крылом и корпусом такой формы, которая позволяет ему садиться на воду. Он отличается от поплавкового гидросамолета тем, что в нем используется специально спроектированный фюзеляж, который может плавать. Летающие лодки были очень распространены в первой половине 20-го века. Подобно поплавковым гидросамолетам, впоследствии их перестали использовать после Второй мировой войны.



Также известный под другими названиями (например, грузовое воздушное судно, грузовое судно, транспортный самолет или грузовой самолет), грузовой самолет является самолетом с неподвижным крылом, который предназначен или переоборудован для перевозки грузов, а не пассажиров. В данный момент самым большим и самым грузоподъемным в мире является построенный в 1988 году Ан-225.

21. Бомбардировщик


Бомбардировщик - боевой самолет, предназначенный для атаки наземных и морских целей путем сбрасывания бомб, запуска торпед или пуска крылатых ракет "воздух-земля". Есть два типа бомбардировщиков. Стратегические бомбардировщики в первую очередь предназначены для бомбардировочных миссий дальнего действия - т. е. для атаки стратегических целей, таких как базы снабжения, мосты, заводы, верфи и т.д. Тактические бомбардировщики направлены на противодействие военной деятельности противника и поддержки наступательных операций.

22. Космоплан


Космоплан - аэрокосмический аппарат, который используется в атмосфере Земли. Они могут использовать как только ракеты, так и вспомогательные обычные реактивные двигатели. Сегодня есть пять подобных аппаратов, которые успешно использовались: X-15, Space Shuttle, Буран, SpaceShipOne и Boeing X-37.

23. Космический корабль


Космический корабль представляет собой транспортное средство, предназначенное для полетов в космическом пространстве. Космические аппараты используются для различных целей, в том числе для связи, для наблюдения за Землей, метеорологии, навигации, космической колонизации, исследования планет, а также перевозки людей и грузов.


Космическая капсула представляет собой особый тип космического аппарата, который был использован в большинстве пилотируемых космических программ. Пилотируемая космическая капсула должна иметь все необходимое для повседневной жизни, включая воздух, воду и пищу. Космическая капсула также защищает космонавтов от холода и космической радиации.

25. Дрон

Официально известный как беспилотный летательный аппарат (БПЛА), дрон часто используется для миссий, которые являются слишком "опасными" или попросту невозможными для людей. Изначально они использовались в основном в военных целях, а сегодня их можно встретить буквально повсюду.

Как летает вертолет?

Авиация - сколько в этом слове завораживающего и невероятного! Чего стоят одни только самолёты и вертолёты! А задумывались ли вы, как летает вертолет? Ну, с самолётом всё понятно, крылья позволяют ему держаться в небе, не падая, лететь вперёд, в сторону. «А вот вертолёт таких крыльев не имеет» - скажете вы. И будете правы только наполовину. Но об этом подробней.

Принцип полета вертолета

Вероятно, все видели винт, расположенный на крыше у вертолёта. Именно он и отвечает за поднятие машины в воздух. Несущий винт больших размеров состоит из лопастей, которые при вращении и подымают вертолёт. Они выполняют функцию крыла, как у самолёта, вот только по размеру меньше, а количество их больше. Когда заводится двигатель, лопасти винта начинают вращение, заставляя летательный аппарат взлетать в небо. Сила, которая применяется к каждому крылу-лопасти, суммируется в общую силу, которая применяется ко всей машине в целом. Именно эта аэродинамическая сила перпендикулярная по отношению к плоскости, создающейся при вращении всех лопастей и винта в целом, способствует поднятию в воздух тяжёлого летательного аппарата. Если сила вращения винта больше, чем вес всего летательного аппарата, он будет взлетать. Если сила меньше, полёт не будет совершён. А вот если сила одинаковая, вертолёт застрянет на месте. Можно посмотреть подробней о том, как летает вертолет, на видео. Вы заметите, что после того как лопасти набирают обороты, вертолёт начинает взлетать, но не сразу. Сперва он немного зависает, а уж после того как набирает обороты, взлетает.

Топливо для полета

Для вертолёта в основном используют бензин - авиационный керосин. Но с развитием технологий начинают искать более подходящее и менее дорогостояще топливо. Например, метан, вернее, криогенное топливо, которое делают из метана. Оно устойчиво к малым температурам (- 170 градусов). Это природный газ, который можно безопасно транспортировать на тех же вертолётах. Также верным ответом на вопрос о том, на чем летает вертолет, будет и такой газ как бутан или пропан. Такое топливо можно перевозить в условиях обычных температур. Оно отлично подходит для двигателя, не портит качества полета, считается практически лучшим топливом для летательного аппарата.

Стоит сказать, что топливо для вертолёта может использоваться совершенно разное, но при этом портится качество полета. Как и в машине, если залить плохой, некачественный бензин, автомобиль ездит плохо, так и с вертолетами: плохое топливо негативно влияет на работу вертолета.

Второй винт

Часто можно увидеть вертолёт с двумя винтами, один из которых располагается на хвосте. Благодаря ему он и взлетает. Хвостовой винт создаёт противодействие основному. Его лопасти вращаются не в унисон несущему винту, а наоборот. Таким образом, создавая тягу, второй винт уравновешивает силу несущего, чем и заставляет вертолёт взлететь, при этом защищая его от «заносов» влево или вправо при вращении большого винта.

Но на некоторых вертолётах нет хвостового винта. На моделях такого летательного аппарата находится ещё один несущий винт. Он расположен под верхним несущим. Его лопасти так же, как и у хвостового, вращаются противоположно. Вертолёты с таким механизмом взлетают быстрее, поскольку винты имеют одинаковую силу при подъёме. Такие вертолеты подымаются в воздух немного быстрее.

Для того чтобы самолет или планер летал, нужна подъемная сила, а эта сила создается крылом. Поэтому главным в самолете является крыло, ибо в конечном счете Весь самолет может быть сведен в летающее крыло, без фюзеляжа, без оперения.

У вертолета роль крыла играет несущий винт. Даже если в летательном аппарате ничего больше нет, кроме несущего винта, мы можем принципиально назвать его «вертолетом».

Наверное, многие в детстве делали себе такой «вертолет», состоящий только ив одного винта, вырезанного из куска жести. Стартовым устройством для него служила обыкновенная катушка от ниток, вращающаяся на стержне.

Однако роль несущего винта вертолета гораздо более многогранна, чем роль крыла самолета.

Созданием подъемной силы еще не ограничивается назначение несущего винта.

Когда вы посмотрите на вертолет в горизонтальном полете, вы неизбежно обратите внимание на то, что фюзеляж носом наклонен к горизонту. При этом наклоненным вперед оказывается и несущий винт.

Полная аэродинамическая сила R, развиваемая несущим винтом и направленная перпендикулярно к плоскости вращения концов лопастей, в этом случае может быть разложена на две составляющие: направленную вертикально подъемную силу, которая поддерживает вертолет на заданной высоте, и силу, направленную по касательной к траектории полета, Р, которая на вертолете является силой тяги. За счет этой силы вертолет летит вперед. Таким образом, несущий винт в поступательном полете одновременно является и тянущим винтом.

Однако и этим не ограничивается роль несущего винта. У вертолета в отличие от самолета нет рулевых поверхностей, таких, как элероны, триммеры, рули направления и высоты. Да они и не имели бы смысла, так как во время полета не обдувались бы потоком воздуха и в силу этого не могли бы служить целям управления.

Ведь мы знаем, что для изменения положения тела, к нему нужно приложить внешнюю силу. В полете вертолет окружен воздухом, поэтому внешняя сила может быть только результатом взаимодействия каких-либо частей вертолета с воздушной средой. Для того чтобы возникла сила сопротивления воздуха, тело должно перемещаться с большей скоростью. Когда вертолет висит в воздухе, то этому условию не отвечает ни одна его часть, кроме винта. Поэтому роль органа управления вертолетом также возложена на несущий винт. Действуя ручкой управления, летчик с помощью особых устройств, о которых будет рассказано в следующих главах, добивается такого положения, которое равносильно изменению плоскости вращения несущего винта. При этом изменяет свое направление и полная аэродинамическая сила воздушного винта и обе ее составляющие. И если подъемная сила всегда направлена вертикально вверх, то вторая составляющая - по касательной к траектории полета.

В зависимости от угла наклона полной аэродинамической силы меняется не только направление, но и величины ее составляющих. Следовательно, управляя несущим винтом, летчик может изменять не только направление полета, но и скорость полета.

Для подъема или спуска вертолета летчик также воздействует на лопасти несущего винта, уменьшая или увеличивая одновременно и на одинаковую величину угол установки всех лопастей.

Если на вертолете отказывает двигатель, то, уменьшая углы атаки лопастей, летчик ставит несущий винт в положение самовращения (авторотации). Поддерживаемый подъемной силой, создаваемой винтом на этом режиме работы, вертолет совершает безопасный планирующий спуск.

Из сказанного выше ясно, что для понимания устройства и полета вертолета надо разобраться прежде всего в работе несущего винта; для того чтобы вертолет успешно мог летать, конструктор должен обеспечить надежность прежде всего несущего винта.

Летчики, инженеры, техники и механики, летающие на вертолетах и обслуживающие их, прежде всего должны следить за безукоризненным состоянием несущего винта.

Итак, несущий винт - вот что главное в вертолете

Режимов работы несущего винта вертолета чрезвычайно много. Каждому режиму полета вертолета соответствует свой режим работы несущего винта. Основными для вертолета являются: пропеллерный режим, режим косой обдувки, режим самовращения (авгоротация) и режим вихревого -сольца.

Пропеллерный режим возникает при вертикальном подъеме или висении вертолета.

Режим косой обдувки возникает при поступательном полете вертолета.

Режим самовращения возникает при отключении двигателя вертолета от несущего винта в полете, при этом винт вращается под действием потока воздуха.

Режим вихревого кольца возникает при снижении вертолета. При таком режиме поток воздуха, проходя сквозь ометаемую винтом поверхность сверху вниз, вновь подходит к винту сверху.

Однако в некоторых частных случаях, например, в пропеллерном режиме, его работа схожа с работой самолетного винта. Когда самолет находится на земле или летит горизонтально, его винт обдувается со стороны плоскости вращения (по оси). Когда вертолет находится на земле, висит в воздухе или поднимается вертикально вверх, его несущий винт также обдувается со стороны плоскости вращения (по оси). Различие при этом состоит только В ТОМ, что у самолета струи воздуха проходят через плоскость вращения винта в горизонтальном направлении, спереди назад, тогда как у вертолета - в вертикальном направлении, сверху вниз. При этом несущий винт захватывает воздух из зоны А сверху и отбрасывает его, закручивая, вниз, в зону. На место частиц воздуха, забранных из зоны А, поступают частицы воздуха из окружающей среды и частично из зоны Б, но уже вне плоскости вращения винта.

До того, как несущий винт был приведен во вращение, воздух над винтом н под ним находился в состоянии покоя С началом вращения винта приборы, внесенные с область действия винта, но находящуюся вдали от него, покажут наблюдателю, что в сечении 0-0 воздух по-прежнему находится в состоянии относительного покоя. Его давление равно атмосферному, а скорость. Расстояние от сечения 0-0, где еще не наблюдается влияния винта, до плоскости вращения винта есть величина переменная, которая зависит от вязкости среды и точности применяемых нами приборов. Чем точнее прибор, тем он дальше от винта зарегистрирует наличие скорости воздуха, частички которого будут устремлены к винту.

Если бы воздух был лишен сил вязкости, то действие винта сказалось бы бесконечно далеко.

Фактически ввиду того, что воздух представляет собой вязкую среду, влияние винта перестает ощущаться уже на расстоянии десятков метров.

Перенося наши приборы из сечения 0-0 все ближе к сечению, мы заметим постепенный прирост скорости воздуха, подсасываемого винтом. Та скорость, которую воздух имеет, подходя к сечению, называется индуктивной скоростью подсасывания. На основании закона сохранения энергии кинетическая энергия (энергия скорости движения) не может увеличиться без того, чтобы не уменьшался другой какой-либо вид энергии. И действительно, наряду с ростом скорости воздуха до ш, мы замечаем, что давление воздуха р0 при этом падает. Это значит, что увеличение скорости воздуха произошло за счет уменьшения давления. За винтом сечение потока сжимается и происходит еще большее увеличение скорости воздуха. Казалось бы, должно было последовать дальнейшее падение давления. Однако сразу за винтом давление растет до р-2. Не противоречит ли это закону сохранения энергии? Да, противоречит, если мы не примем во внимание того обстоятельства, что воздух извне (от винта) получил добавочную энергию (механическую). Механическая энергия винта, преобразуюсь в кинетическую и потенциальную энергию потока, увеличивает и скорость и давление воздуха одновременно.

В сечении сразу за винтом прибор нам показывает, что воздух по сравнению с сечением имеет скорость и», называемую скоростью отбрасывания. Причем скорость отбрасывания оказывается вдвое больше скорости подсасывания.

Далеко за винтом, в сечении (теоретически на бесконечном удалении), скорость и давление воздуха восстанавливаются до первоначальных значений. Энергия потока при этом из-за наличия сил вязкости рассеивается в пространстве.

Таково действие винта на воздух, которое является следствием приложения к винту энергии вращения. Этому действию соответствует ответное действие воздуха на винт, которое проявляется в виде силы тяги, являющейся проекцией полной аэродинамической силы R на ось, проходящую через втулку винта перпендикулярно плоскости его вращения. Если динамометр, соединенный с винтом, при остановленном винте показывал нулевое значение тяги, то по мере роста оборотов тяга будет все больше и больше возрастать. На режиме висения и вертикального подъема на всех других режимах полета

Величину тяги, создаваемой винтом, можно не только замерить, но и подсчитать.