Китайский "шелковый путь" обошел россию стороной. Китай создает новый мировой экономический порядок Саммит шелковый путь

19.01.2024
  • 1124 9
  • источник: www.finanz.ru
  • В понедельник в Пекине завершился двухдневный форум стран-участниц проекта "Новый шелковый путь", который был запущен властями Китая в 2013 году и предполагал создание сухопутного транспортного коридора из КНР в Европу, в том числе через территорию России.

    Удачно вписанный в поворот внешней политики на Восток, китайский "Шелковый путь" сразу же получил одобрение на самом высоком уровне российского руководства и рассматривался как источник живительных иностранных инвестиций в условиях санкций Запада.

    На саммита-2017 российскую делегацию в Пекине возглавлял президент Владимир Путин. В своем выступлении он заявил о "застое мировой экономики", ответом на который должно стать создание "евразийского партнерства", которое бы "изменило ландшафт континента".

    Председатель КНР Си Цзиньпин на итоговой пресс-конференции провозгласил успех как саммита, так и проекта в целом, пообещав инвестировать в "инфраструктурные проекты, укрепление взаимных связей и борьбу с бедностью".

    Новая порция деклараций от российских и китайских официальных лиц призвана замаскировать тот факт, что на деле проект китайского "Шелкового пути" остается химерой, отмечают аналитики Сбербанка России.

    Доля транзита китайских грузов через территорию России и Казахстана составляет лишь 1,6%. Приток инвестиций также не состоялся.

    Два года назад Китай объявил о создании Фонда Шёлкового пути (ФШП) объёмом 40 млрд долларов и Азиатского банка инфраструктурных инвестиций (АБИИ) с уставным капиталом 100 млрд долларов.

    Но ФШП за все время своего существования поучаствовал лишь в 5 проектах, а АБИИ выдал кредитов всего на 2 млрд долларов.

    "По итогам 3,5 лет, не существует даже конкретной карты наземного маршрута грузоперевозок из Китая в Европу. Имеется лишь список заявленных "экономических коридоров" - "Китай-Россия-Монголия", "Китай-Центральная Азия-Западная Азия" и т.д., которые Китай вписывает в перечень проектов Пояса и пути, хотя изначально они таковыми не были", - говорится в обзоре Сбербанка.

    В проект "Шелкового пути" планировали включить строительство ВСМ "Москва-Казань", финансировать которую, как ожидалось, будут частично китайские банки. Но Китай потребовал заметную долю в доходах и предоставление госгарантий на случай финансовой неудачи проекта. Российская сторона отказалась принять такие условия, и проект был заморожен.

    Отчасти проблемы финансовые, объясняет руководитель программы Россия в АТР Московского центра Карнеги Александр Габуев: морской маршрут по-прежнему в 1,5 раза дешевле сухопутного.

    Хотя проект Пояса и пути не выглядит экономически успешным, он остаётся одним из важнейших политических проектов Китая и декларации о его продвижении станут одним из важнейших аргументов в пользу вероятной пролонгации полномочий Си Цзиньпина, которая, как ожидается, произойдёт осенью 2017 года на 19 съезде КПК, отмечают в Сбербанке.

    Интересна статья?

Российский президент может принять участие в саммите Шёлкового пути, который состоится 14-15 мая нынешнего года в Пекине. Как сообщил прессе российский посол в Китае Андрей Денисов, Владимир Путин уже получил приглашение от председателя КНР Си Цзиньпина.

Владимир Путин, предположительно, примет участие в форуме, находясь с рабочим визитом в Пекине. Саммит станет составной частью стратегии «Один пояс — один путь», провозглашённой Си Цзиньпином в 2013 году и включающей в себя создание «Экономического пояса Шёлкового пути» и «Морского Шёлкового пути XXI в.» Основной целью проекта является создание транспортно-логистической системы, связывающей Китай со странами Евразийского континента. Как отмечают эксперты, российский лидер станет главным гостем майского саммита в Пекине.

Сегодня большая часть грузов доставляется из КНР по морю: это относительно недорого, но долго, во всяком случае, до запуска Северного морского пути. Например, до портов Санкт-Петербурга морской контейнеровоз идёт примерно 30-40 дней.

На протяжении последних лет Пекин вёл переговоры с рядом государств — потенциальных участников проекта, нащупывая наиболее перспективные маршруты для сухопутного торгового пути. Пока на сухопутные перевозки приходится лишь 6% грузов, следующих из Китая, причём большая их часть транспортируется по Транссибирской магистрали.

Несмотря на то что Россия и Китай являются стратегическими партнёрами, Пекин активно тестирует альтернативные торгово-транспортные пути, пролегающие в обход РФ. Эта тактика объясняется стремлением диверсифицировать маршруты транспортировок.

Также Китай рассчитывает простимулировать развитие своих западных областей, которые получат прямой доступ на рынки стран-транзитёров.

Схемы пути

Первый и самый рискованный маршрут должен был пройти через Афганистан, Ирак, Иран и Турцию. Однако эти планы китайского руководства расстроила экспансия «Исламского государства»*, распространившегося в 2014 году за пределы Сирии. Не исключено, что Пекин вернётся в будущем к созданию ближневосточной ветви Шёлкового пути, но для этого в регионе сначала должна быть подавлена террористическая активность.

Ещё одна нитка торгового пути — Транскаспийский международный транспортный маршрут (ТМТМ, ещё одно название — Шёлковый ветер) — должна была протянуться через Казахстан, Азербайджан, Грузию и Турцию.

Главным недостатком маршрута является наличие двух морских переправ — через Каспийское и Чёрное море. Для оптимизации перемещения строится железная дорога Баку — Тбилиси — Карс, запуск которой позволит отказаться от паромной переправы через Чёрное море. Но даже одна переправа через Каспийское море может сильно затруднить прохождение грузов. По самым обнадёживающим оценкам, путь по маршруту «Шёлковый ветер» может занять около двух недель, однако любой шторм на Каспии способен растянуть эти сроки.

Третий путь пролегает также в обход России — через Казахстан, Азербайджан, Грузию и Украину.

В январе прошлого года пробный состав был направлен из порта Черноморска (Одесская область) в Китай. Заместитель министра инфраструктуры Украины Владимир Омелян оценил продолжительность маршрута в 10-12 дней (чиновник даже допустил в перспективе сокращение транзитного срока до 9 дней), но поезд шёл в КНР 15 дней, переправившись на паромах через Каспийское и Чёрное море. И это при том, что пробный состав выехал из Черноморска без груза для более быстрого прохождения пограничных процедур.

Ещё один украинский состав, отправленный украинскими властями в Китай в начале 2016 года, попросту потерялся на территории Казахстана. По информации СМИ, состав был задержан в Карагандинской области из-за неуплаты транзитных пошлин.

В результате наиболее успешным стал «российский» маршрут: Казахстан — Россия — Белоруссия — Польша.

Состав, нагруженный китайскими товарами, проехал по европейской территории и прибыл в Лондон 18 января 2017 года, преодолев 12 тыс. километров за 18 суток без каких-либо накладок. Успех этого направления был вполне предсказуем. На маршруте нет морских переправ или горных хребтов, оптимален он и с точки зрения военно-политических рисков — государства, по которым он пролегает, не подвержены политическим катаклизмам. Ещё одним преимуществом является членство Казахстана, России и Белоруссии в ЕАЭС: единые таможенные правила облегчают транзит товаров через границы.

«Альтернативные маршруты оказались не очень окупаемыми, в этом случае большим вопросом остаётся то, какие товары поедут в составах обратно в Китай. Это необходимо для экономической загрузки транспортных магистралей. В этом смысле возможности российского направления могут показаться более привлекательными, например, можно говорить о поставках сырья в КНР», — отметил в интервью RT главный научный сотрудник Института Дальнего Востока РАН Владимир Петровский.

Проблемные точки

Однако в торгово-экономическом взаимодействии РФ и КНР существуют проблемы. Даже с учётом всех преимуществ этого сотрудничества многие вопросы ещё требуют решения — и не в последнюю очередь с российской стороны. В частности, эксперты отмечают недочёты в российской транспортной инфраструктуре. Построенная ещё при Николае II Транссибирская магистраль до сих пор остаётся основным транспортным хабом, связывающим восточную и западную части России. Магистраль до упора загружена внутренними перевозками и в своём нынешнем состоянии выдержать увеличение транзитного потока из Китая просто не сможет.

«Россия должна проделать очень серьёзную «домашнюю работу», в частности, необходимо модернизировать и БАМ, и Транссиб, сейчас есть проблемы с безопасностью и скоростью передвижения грузов, — считает Петровский. — Ещё один важный аспект — готовность российской стороны участвовать в проекте сопряжения в законодательной области. Как пример: проект «Евразийская транспортная магистраль», которая должна пройти через Оренбургскую область и Урал на Запад. Китай уже построил свою часть пути, а с российской стороны движения нет из-за несовершенства правовых норм о государственно-частном партнёрстве на период более 10 лет. Это уже вопрос стратегического планирования, ещё очень многое предстоит сделать».

Схожей точки зрения придерживается и директор Координационного центра Международного конгресса промышленников и предпринимателей «Экономический пояс Шёлкового пути» Владимир Ремыга.

«Средняя скорость продвижения составов по Транссибу — 11,7 км/ч., это скорость велосипедиста. Магистраль перегружена, на ней много участков, где движение тормозится», — отметил эксперт в интервью RT.

Транссиб нуждается в инвестициях и модернизации, но Пекин может сделать ставку на другой маршрут: уже построена высокоскоростная магистраль до границы с Казахстаном, в этом году будет введена в эксплуатацию вторая её часть, идущая по казахстанской территории.

Однако, несмотря на все трудности, и Россия, и Китай заинтересованы в сотрудничестве — речь идёт не только о транзитной магистрали, а о всеобъемлющем совмещении проектов Шёлкового пути и Евразийского экономического союза (ЕАЭС).

Для Пекина сотрудничество с ЕАЭС означает выход Шёлкового пути на принципиально новый уровень. А Москва, со своей стороны, заинтересована в инвестициях в свою инфраструктуру.

«Россия рассчитывает на инвестиции в развитие российской инфраструктуры, в том числе транспортных систем, это основа экономической составляющей Шёлкового пути. Но получать эти инвестиции придётся на конкурсной основе, нужна будет напряжённая совместная работа, — отметил Владимир Петровский. — Подключение к Шёлковому пути — это шанс для России качественно улучшить инфраструктуру, в том числе транспортную».

Единая философия

Кроме того, Москва рассчитывает вовлечь Китай в свои интеграционные проекты, масштаб которых не уступает китайскому плану «Один пояс — один путь».

  • Reuters

В мае 2015 года президент России и председатель КНР подписали совместное заявление о сотрудничестве в рамках Евразийского экономического союза и трансевразийского торгово-инфраструктурного проекта экономического пояса Шёлковый путь. Как пояснил помощник президента РФ Юрий Ушаков, целью сопряжения интеграционных проектов является «построение общего экономического пространства на всём Евразийском континенте».

Как пояснил Владимир Путин осенью 2016 года в интервью РИА Новости, в перспективе процесс сотрудничества ЕАЭС и Шёлкового пути может стать основой для формирования Большого евразийского партнёрства с участием Шанхайской организации сотрудничества и Ассоциации государств Юго-Восточной Азии.

«Эта инициатива (по совмещению ЕАЭС и Шёлкового пути. RT .) предполагает новые подходы к формированию мирового экономического порядка, в этом заключается её сила и философия. Она заметно отличается от американских проектов, таких как Транстихоокеанское и Трансатлантическое партнёрство, где есть один лидер — США. А проекты Москвы и Пекина основываются на принципах равенства, базовый принцип — обоюдная выгода всех участников. Можно сказать, что у ЕАЭС и Шёлкового пути одна философия, и они могут дополнить друг друга», — подчеркнул Владимир Ремыга.

* «Исламское государство» террористическая групптровка, запрещённая на территории России.

Транспортная артерия с Востока на Запад, из Китая в Западную Европу, самый грандиозный проект в области транспорта последних десятилетий. Всё это - про «Новый шёлковый путь».

В сентябре 2013 Глава КНР Си Цзиньпин предложил новую идею этого амбициозного проекта под названием «Один пояс - один путь». Суть идеи состоит в объединении транспортной инфраструктуры Евразии в единую и целостную систему, по которой Китай сможет беспрепятственно экспортировать и импортировать товары (промтовары, изделия лёгкой промышленности, природные ресурсы и т.д) в Евросоюз и другие страны континента.

Что же это означает в практическом плане? Китай занимается строительством различных объектов инфраструктуры в области транспорта, а именно железными дорогами, автомагистралями, портами и трубопроводами.

В результате реализации этого проекта транспортная система КНР должна получить «точки соприкосновения» с транспортными системами западных стран, в первую очередь стран Евросоюза и, возможно, Объединённого Королевства, что позволит Китаю увеличить товарооборот со своими потребителями из этого региона. А это - дополнительный доход для китайской экономики. Это огромные рынки, куда Китай, по мнению ряда экспертов, намеренно не приглашали долгое время.

Что сделано и что будет сделано в будущем? Пока что китайское руководство в первую очередь занимается дипломатическими переговорами с целым рядом стран, включая Россию и Казахстан.

Для нужд проекта был создан инвестфонд Silk Road Company, имеющий в своём распоряжении 40 млрд долларов. В будущем китайское руководство ожидает поддержки ряда европейских и исламских стран в области финансирования строительства некоторых объектов, которые смогут принести пользу не только для «Нового шёлкового пути», но и для инфраструктуры тех государств, на территории которых они и будут построены.

Главная часть проекта должна пройти по суше (железнодорожная). Она будет состоять из 3-х частей (коридоров). Северная часть железной дороги должна пройти через Россию, а южная и центральная - через Казахстан и другие страны региона. После соединения железных дорог Востока и Запада, планируется строительство и автомобильных магистралей.

Мнение: эксперты в области геополитики уверяют, что у нашей страны есть свои амбиции, и быть частью китайского проекта, китайского мира — для нас не столь важно (достаточно ). Но при это оба государства в поисках точек более плотного взаимодействия, поскольку появилась роль для России в , а для России Китай — выгодный инвестор.

Основная часть проекта - путь из Китая в Евросоюз через территорию Средней Азии. Его протяжённость должна составить около 6.500 километров. Маршрут этого пути таков: Китай-Казахстан-Узбекистан-Туркменистан-Иран-Ирак-Сирия-Турция-Евросоюз.

Морская же часть пути должна пройти вдоль берегов Китая, стран Юго-Восточной Азии, Индии и Египта, таким образом достигнув Средиземного моря через Суэцкий канал.

Что же насчёт реализации? Пока что главным достижением «Нового шёлкового пути» является открытие самого длинного железнодорожного (грузового) пути в мире - Харбин-Гамбург, которой проходит через территорию России (в феврале текущего года между Харбином и Екатеринбургом был открыт новый железнодорожный путь).

В целом проект может сыграть весьма позитивную роль для мировой экономики, в том числе российской и казахской, однако основная часть маршрута идёт в обход территории России, поэтому говорить о реальных результатах этого проекта пока рано.

Для экономики Казахстана одним из самых значимых проектов в реализации концепции этого проекта стало строительство железнодорожного пути протяжённостью 293 километра между Жетыгеном и Коргасом. Эта железная дорога уже стала частью магистрали Чунцинь-Дуйсбург.

Саммит Шёлкового пути в Китае 14–15 мая 2017

В Китай съезжаются лидеры 28 стран, среди них и президент России. В Пекине начинается международный саммит Один пояс ― один путь. На форуме встретятся представители 110 государств и 20 международных организаций. Китай впервые собирает столь представительное собрание в сфере экономики. Сим, делается заявка на международное экономическое лидерство.

По сообщениям прессы, Пекин намерен подписать два десятка соглашений со странами нового .

Россия не относится к странам Шёлкового пути, но пресса называет нашу страну главным союзником Китая.

Кроме Владимира Путина ожидают премьер-министра Пакистана — Наваза Шарифа, премьера Камбоджи — Хун Сена, премьер-министра Италии — Паоло Джентилони.

Интересно, что ранее частью шёлкового пути был Крым, пока Россия не давала публичных сигналов, что готова дать Китаю строить здесь свой порт. И в Европе далеко не все хотят видеть дешёвые китайские товары, которые с лёгкостью могут вытеснить местных производителей. Поговаривают о протекционизме. Впрочем, с опасением на возвышение Поднебесной смотрят и в США. Отдельный и очень сложный вопрос — взаимоотношения Китая с исламским миром.

Со скандала начался в воскресенье, 14 мая, в Пекине саммит, посвященный инициированному Китаем проекту нового "Шелкового пути" (НШП). Представители государств ЕС после обсуждения с китайской стороной ряда торговых вопросов отказались подписывать запланированное совместное заявление, сообщает агентство dpa со ссылкой на информированные источники.

Контекст

По их словам, КНР отклонила предложения европейских партнеров, касающиеся соблюдения социальных и экологических стандартов, а также прозрачности и предоставления госзаказов при реализации проекта НШП, после чего лидеры стран ЕС уведомили Пекин, что не станут подписывать заявление.

Кроме того, атмосферу форума омрачили сообщения о том, что КНДР провела очередные испытания баллистической ракеты, которая поднялась на высоту около 2000 метров над уровнем моря и пролетела примерно 700 километров.

Китай внесет еще 100 млрд юаней в фонд проекта НШП

Тем временем присутствовавший на переговорах председатель КНР Си Цзиньпин объявил, что Китай перечислит в фонд нового "Шелкового пути" дополнительно около 100 млрд юаней (почти 13 млрд евро) для финансирования проекта, о котором было объявлено еще в конце 2013 года.

В работе саммита "Один пояс - один путь" по вопросам НШП, который продлится до 15 мая, участвуют представители более 100 стран, в том числе 29 глав государств и правительств.