Конспект воспитательского часа "Самые «Зелёные» профессии." план-конспект занятия на тему. Зеленые профессии Монтировщик солнечных панелей

06.01.2024

Тема занятия: Самые «Зелёные» профессии.

Цель занятия: Показать значение профессии садовника, озеленителя, цветовода в жизни человека.

Задачи:

Формировать умения и навыки работать по графическому образцу посева цветочных семян для рассады;

Корректировать и развивать связную речь, зрительное восприятие, память, логическое мышление;

Воспитывать трудолюбие, уважительное и доброе отношение к людям самой «Зелёной» профессии, желание познать окружающий мир.

Оборудование:

Мультимедиа – 20 слайдов;

Раздаточный материал (технологические карты – «Как правильно посеять семена для рассады);

Семена цветка Астры, контейнеры, стаканчики с землёй, мерные палочки, лейки или стаканчики с водой, опрыскиватель для увлажнения.

Понятия для закрепления.

Профессия, садовник, озеленитель, цветовод.

    ВВОДНАЯ ЧАСТЬ .

Воспитатель:

Здравствуйте, строители, маляры, сварщики, плотники, портные, художники, садовники, цветоводы, озеленители, спортсмены, животноводы какое у вас настроение сегодня? (ответы детей) Хорошее.

Не удивляйтесь, что я вас так называю. Пройдут школьные годы, и именно вы построите красивые дома, сошьёте модную одежду, вырастите красивый сад. Но чтобы кем – то стать в жизни, вам надо, прежде всего, вырасти и получить специальное образование.

Поэтому сегодня на занятии мы будем говорить о профессиях.

А как вы понимаете слово профессия? (ответы детей)

Профессия – это специальность, которую получает человек в результате обучения.

    ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

В мире очень много профессий, но поговорим о самых «Зелёных».

Какие профессии называют «Зелёными»? (ответы детей)

Садовник, озеленитель, цветовод

Чем занимаются садовники, озеленители и цветоводы нам расскажут мои помощники

(краткие сообщения детей)

Воспитанники:

Слайд№

Профессия озеленитель, садовник и цветовод

В последние годы профессии озеленителя, садовника и цветовода стали очень востребованными. Это связано с желанием людей украсить свою жизнь. Они создают в парках, скверах у себя под окнами, цветники, газоны, лужайки и прочие зеленые насаждения. За всем этим разнообразием необходим правильный уход. Поэтому для этих целей стали нанимать особенный персонал – садовников и озеленителей. Профессия больше мужская, чем женская, так как нужны физические усилия.

Слайд №

Озеленитель и садовник выполняют следующие работы:

1. Подготавливает инструменты и посадочный материал.

2. Планирует и делает разметку дорожек, грядок, лунок для посадки.

3. Занимается подготовкой почвы, рыхлением, удобрением.

4. Высаживает саженцы, рассаду на подготовленные грядки.

5. Формирует кроны подрастающих саженцев деревьев, выполняет декоративную стрижку древесно-кустарниковых растений, поливает, подкармливает.

Слайд№

Цветоводы работают в теплицах, выращивая там цветы, растения и прочие саженцы, чтобы потом с их помощью украшать клумбы и газоны города и приусадебных участков. На этой работе уже чаще специализируются женщины, они более тонко чувствуют природу.

Воспитатель:

Так чем занимаются садовники, озеленители и цветоводы? (ответы детей)

Они создают красоту вокруг нас, а это важно для людей! Занимаются посадкой растений, ухаживают за ними и оберегают их.

Давайте немного отдохнём и поиграем в игру «Король и садовники»

Игра «Король и садовники»

Дети сейчас мы выберем короля, а все остальные будут садовниками, которые умеют выполнять только один н вид работы в саду. Работу показывайте только движениями и молча.

Если король угадает что делает садовник, он забирает его к себе в сад трудиться.

Садовники подходят к королю и вступают с ним в диалог:

- Здравствуй, Король!

Здравствуйте, садовники! Где вы были?

- Где мы были, мы не скажем, а что делали - покажем.

Король угадывает по движению вид работы и забирает к себе в сад садовника.

Если король не угадывает, они идут наниматься к другому королю, в другое царство-государство.

Вот какие молодцы садовники всё-то они умеют, а король всё знает, значит, красивый сад вырастит в его царстве-государстве и будет радовать народ.

Профессия садовника, озеленителя, цветовода кажутся романтическими, поэтому вдохновляют поэтов, фотографов.

Предлагаю фото-путешествие по улицам города Саянска и экскурсию в стихах по «цветочной» оранжереи группы.

Воспитанники:

Слайд №

Прилежный садовник трудился не зря.

Бывало, еще не проснулась заря,

А он поливает и холит растенья,

Чтоб в будущем видеть бутонов цветенье.

Да и в нашей группе есть

Любители – цветоводы.
Разводят в комнате цветы.
Разнообразней год от года
Домашний уголок природы.
И кто заходит в гости к нам,
Не в силах скрыть восторг и чувства.
Перед волшебным тем искусством…

В расписных горшочках.
Подрастают разные цветочки.
Вот герань и аспарагус.

Хойя, Спатифиллум,

Розочки китайские,

Плющ и молочай.

Как прекрасны все цветы!
Милой нежности черты

Ярких красок хоровод.
Их польем мы спозаранку.
Чтоб и дальше удивляли

Разноцветьем весь народ.

Воспитатель:

Наша цветочная оранжерея в группе многих удивляет своим разнообразием, а за этой красотой мы все дружно ухаживаем.

Можно ли нас назвать юными - цветоводами, если мы смогли вырастить вот такую красоту? (ответы детей) Да.

За растениями нужно ухаживать, для этого у садовника, озеленителя и цветовода есть инструменты. А вот какие инструменты и их названия нам поможет узнать игра

«Буква – инструмент».

Я называю букву и, а вы инструмент на эту букву, а затем изображение инструмента.

Игра «Буква – инструмент»

Слайд №

В - вилы, ведро

Г - грабли, газонокосилка

К - коса

Л - лейка, лестница, лопата штыковая, лопата совковая

М - мотыга (тяпка), молоток

Н - нож и ножницы садовые, ножовка

О - опрыскиватель

С - секатор, сучкорез

Т – тележка

Вот сколько инструментов существует на свете и все они помощники садовника, озеленителя и цветовода.

Какими инструментами мы пользуемся, когда озеленяем школьный участок? (ответы детей) Лопата штыковая и совковая, грабли, ведро, лейка.

Слайд№

Для каких цветов мы готовим клумбы с помощью этих инструментов? (ответы детей) Ромашки, Космея, Астры, Ноготки, Шафраны, Бархатцы, ….

Какие цветы мы высаживали рассадой, а какие семенами? (ответы детей)

Космея, Ноготки – семенами.

Ромашки, Астры, Шафраны, Бархатцы, Георгины – рассадой.

Когда высевают семена для рассады? (ответы детей) В конце Февраля или в Марте.

Работа с технологической картой.

У вас на столах лежат технологические карты « Как правильно посеять семена для рассады». Контейнеры с землёй и семена цветка Астры.

Показ посева семян наглядно по технологической карте воспитателем с проговариванием инструкции.

В контейнере для посадки семян землю польем е из лейки.

Подождем, пока вода впитается.

Вода впиталась, теперь палочкой с меткой делаем лунку для посадки семян. Вот так.

Взяли семя Астры и кладем в лунку, присыпаем землей.

Увлажняем землю и приминаем, плотно выравнивая поверхность.

Теперь можете приступать к работе.

Практическая часть

Индивидуальная помощь нуждающимся воспитанникам.

Воспитатель:

Молодцы, ребята! Сегодня вы научились сажать рассаду из семян.

Куда поставим контейнеры? (Ответы детей.) На подоконник.

Почему? (Ответы детей.) Там тепло и много света.

Как будем ухаживать? (Ответы детей.) Поливать, рыхлить землю.

Что вырастит из семян, которые посадили? (Ответы детей.) Цветочная рассада Астры.

Для чего нужна нам цветочная рассада? (Ответы детей.). Чтобы высадить её в клумбы.

3. ИТОГОВАЯ ЧАСТЬ.

Давай вспомним, о каких профессиях говорили? (Ответы детей.) О профессиях садовника, озеленителя, цветовода

- Каково значение этих профессий в жизни человека? (Ответы детей) Люди любят создавать вокруг себя красоту, значит, эти профессии будут всегда востребованы.

Что мы делали с семенами цветка Астры? (Ответы детей.) Сеяли для рассады.

Вы хорошо занимались? (Ответы детей.) Да

Спасибо вам за занятие.

Профессия

это специальность, которую получает человек в результате обучения.

Технологическая карта

« Как правильно посеять семена для рассады».

Развитие возобновляемой энергетики спасает планету от климатической катастрофы, а заодно создает миллионы новых вакансий. По данным International Renewable Energy Agency , в мире уже появилось 10,3 млн рабочих мест в этой области.

Причем, их количество выросло на 5,3% с 2017 года. Мы выбрали пятерку наиболее востребованных на рынке труда в странах Запада специалистов в зеленой энергетике.

Инженер-эколог

По данным LinkedIn, за последний год эта профессия вошла в десятку самых востребованных в сфере защиты окружающей среды. Круг должностных обязанностей инженера-эколога варьируется от проектировки ливневых канализаций до утилизации токсичных отходов. Иногда им нужно даже разбираться в управлении городскими транспортными потоками.

Также инженеры-экологи работают над улучшением системы переработки отходов, вывоза мусора и контролируют уровень загрязнения воды и воздуха . На сайте collegegrad.com указано, что их среднегодовая зарплата составляет $84 890.

Мастер по установке и обслуживанию ветровых турбин

Мир борется с изменением климата, и ветровые электростанции перестали быть диковинкой с открыток из Нидерландов. Теперь их строят по всему миру, и перспективы развития отрасли выглядят обнадеживающе. Только за 2017 год суммарная мощность новых ветрогенераторов составила 52 ГВт .

Такой спрос на чистую энергетику привел к колоссальному дефициту квалифицированных мастеров по установке и обслуживанию ветровых турбин, пишет CNBC. В их обязанности, помимо прочего, входят: регулярный осмотр ветрогенераторов, подъем на башню для устранения неполадок, починка оборудования, сбор данных с приборов для анализа и дальнейших испытаний, а также тестирование электронных и механических систем.

По данным Бюро статистики труда США, в 2017 году среднегодовая зарплата мастера по установке и обслуживанию ветрогенераторов составляла $53 880.

Ученый-эколог

Чем больше общественность знает о состоянии окружающей среды, тем проще государству формировать политику по переходу на чистую энергетику или постепенному отказу от личного транспорта . И именно ученые в области экологии проводят соответствующие исследования и предоставляют людям достоверную информацию.

Они выясняют, как те или иные факторы влияют на окружающую среду и разрабатывают комплексные решения, которые помогут справиться с негативным воздействием. По данным поисковой платформы в сфере трудоустройства Indeed, количество объявлений по запросу «ученый-эколог» в Великобритании выросло на 157% за последние три года.

Монтировщик солнечных панелей

Все больше домовладельцев в США и некоторых других странах стремятся оборудовать свои крыши солнечными панелями, и поэтому спрос на рабочих, которые это делают, растет с небывалой скоростью. В некоторых штатах рабочие даже имеют право самостоятельно подключать их к сети - по сути, они выполняют функции электриков. Согласно опросу портала YouGov, даже жители пасмурной Британии мечтают о солнечной черепице - об этом заявили 62% респондентов.

Как сообщает Бюро статистики труда США, уровень занятости мастеров по установке солнечных панелей вырастет на 105% к 2026 году. Это намного быстрее, чем в любой другой профессии. Средняя зарплата монтировщиков в США в 2017 году составляла $49 010 в год.

Рабочий на предприятии по переработке отходов

Как утверждает управляющий директор Indeed U.K. Билл Ричардс, спрос на рабочих для предприятий по утилизации отходов утроился за последние три года. Раздельный сбор мусора стал в Британии нормой жизни, и поэтому необходимость в таких специалистах сильно возросла.

Платят им, правда, довольно мало - $10,05 в час. И большинство рабочих не задерживаются на таких предприятиях дольше, чем на год.

Во многих странах вопросы утилизации отходов приобретают государственное значение. Так, во Франции со следующего года введут систему штрафов для организаций, использующих неперерабатываемый пластик для упаковки товаров. Премьер-министр Новой Зеландии объявила о намерении запретить использование пластиковых пакетов на территории страны. А Доминикана станет первым государством, которое полностью откажется от одноразовой пластиковой посуды: правительство планирует запретить ее использование уже

Валентина Петрушина
Деловая игра «Путешествие в мир профессий»

Деловая игра «Путешествие в мир профессий » .

«Лежит дорога к счастью через труд.

Пути иные к счастью не ведут».

Абу Шукур

Цель : формирование общей готовности к самоопределению, активизация проблемы выбора профессии ; расширение представлений о мире профессий и их особенностях ; выявление профессиональных интересов и склонностей воспитанников; уточнение соответствия выбранной профессии своим склонностям и способностям; развитие групповой сплочённости.

Оборудование : - компьютерная презентация;

Брошюры о профессиях ;

Высказывания о профессиях ;

Картинки с изображением профессий ;

Ход занятия:

Ведущий : Очень скоро каждый из вас столкнётся с проблемой выбора профессии , и сегодня на занятии мы коснёмся этой важной темы. У вас будет возможность соотнести свои интересы и способности с различными профессиями – возможно , кому-то это поможет сделать свой выбор. Может быть, кто-то из вас уже определился, какую профессию он хочет приобрести , в каком учебном заведении дольше обучаться. Лучше ещё раз перепроверить свой выбор, действительно ли выбранная профессия подходит тебе . Ну, а тем, кто ещё не определился в профессиональном выборе , тема нашего разговора будет более актуальна.

Итак, что обозначает слово «профессия » ? (ответы детей)

Слово «профессия » от латинского слова «профитерий » «Я объявляю своим делом… »

Почему же нас так волнует проблема выбора профессии ?

Дети : выбор профессии –одно из самых главных решений жизни, потому что он является основой самоутверждения человека в обществе.

выбор профессии – это не просто «кем быть» , это и выбор принадлежности к определённой социальной группе, это и определение будущего круга общения, стиля жизни и, возможно, всей своей судьбы.

Ведущий : Что же помогает человеку в этом непростом мире профессионального самоопределения ? Разумеется, профессиональная ориентация . Этот термин принадлежит профессору Гарвардского университета Ф. Парсону. В 1908 году он организовал профбюро по выбору профессии в городе Бостоне . Если говорить о современной системе профориентации , то ей уже 100 лет. В 20-ее годы XX века появились первые психотехнические лаборатории в России. Но, в 1936 году профориентационная работа в России была прекращена и возобновилась лишь в середине XX столетия.

Возникнув ещё в глубокой древности, профориентация развивалась как ориентирование на определённый вид деятельности, профессию , помощь и руководство в её выборе. В чём же заключается выбор профессии ? (ответы детей)

Ведущий : Человек анализирует свои внутренние ресурсы, т. е. свои возможности, и затем соотносит их с требованиями профессии , как бы примеряя её на себя. Поэтому необходимо формировать профессиональные навыки в предстоящем выборе будущей профессии . Сделать правильный выбор- это значит, суметь в будущем адаптироваться и высвободить свои внутренние ресурсы для дальнейшего развития личности.

Существует ряд профессий , которые мы с вами знаем. Сейчас на экране увидим их.

(презентация старые профессии ) .

Профессия должна быть :

1) с хорошими условиями труда;

2) чтобы ее легко было приобрести;

3) интересной;

4) престижной;

5) хорошо оплачиваемой;

6)можно было бы учиться и работать;

7) востребована на рынке труда.

А теперь давайте немного поиграем . Игра «Разминка-юморинка»

Переставьте буквы в словах так, чтобы получились названия профессий .

РВАЧ-В (медицинский работник)

СОПЛО-П (дипломатический представитель)

МАРЛЯ-М(«разноцветный» рабочий)

ВОДОСТОК-С (животноводческая профессия )

ТЕРКА-А (театральная и кинематографическая профессия )

КРЕДИТОР-Д (руководитель предприятия)

АВДОТКА –А (юридическая профессия ) ьььТРАВИНКА-А (продавец старины) ююСТАРИНА-С (младший медицинский рабочий) ююФИАКР-Ф (волшебная цирковая профессия )

Ведущий : Мы увидели старые профессии без которых невозможна жизнь человека.

Жизнь меняется, становится более модернизированной, современной, что приводит к возникновению новых профессий .

(презентация новых профессий )

Какие современные профессии вы ещё знаете ?

(ответы детей)

Статисты по результатам социологического опроса выделили десятку самых востребованых профессий будущего .

1. Логистик (специалист по организации транспортировки продукции 2. Веб-мастер (разрабатывает проекты сайтов) 3. Маркетолог (тот, кто изучает рынок) 4. Фандрайзер (ищет деньги и возможности для организации) 5.PR-агент (специалист по связям с общественностью) 6. Имиджмейкер (специалист по созданию имиджа-образа личности) 7. Эколог 8. Психоаналитик 9. Ландшафтный дизайнер 10. Специалист по информационным технологиям

Ведущий : Сегодня мы с вами говорили о старых, современных, самых востребованных профессиях , а также профессиях будущего .

Предлагаем вам игру, в которой речь пойдёт о различных профессиях .

Игра «Самая-самая»

Мы предлагаем вам некоторые необычные характеристики профессий , а вы должны назвать профессию , которая по-вашему, в наибольшей степени соответствует данной характеристике.

Например, самая денежная профессия . Какие профессии являются самыми денежными? Банкир.

*самая зелёная профессия (садовник, лесник)

*самая сладкая профессия (пчеловод, кондитер, дегустатор, повар)

*самая детская профессия (воспитатель, помощник воспитателя, учитель)

*самая смешная профессия (клоун)

*самая общительная (учитель, журналист)

* самая серьёзная (атомщик)

* самая умная (учёный, профессор )

* самая белая (врач)

* самая зубастая (стоматолог)

* самая красивая (фотомодель, модель, манекенщица)

* самая творческая профессия (музыкант, художник)

* самая новаторско-ремонтная (дизайнер)

*самая скандальная (пиарщик, папарацци)

(астрологический прогноз-презентация)

(результаты тестирования)

Ведущий : На сегодняшнем занятии мы говорили о том, какие знания, умения, навыки помогут вам правильно выбрать профессию . Давайте подведём итоги.

В предстоящем выборе профессии вам необходимы :

*осведомлённость, совпадение желаний и возможностей, наличие склонностей;

*правильная самооценка и понимание ограничений, которые помогут избежать ошибок в выборе;

* необходимы знания о профессии и знание того , что нужно для успешной деятельности после приобретения профессии .

* в каждой профессии не только для материального благополучия, но и для морального необходимо реализовать свой творческий потенциал. Человек, который смог его реализовать, - это не человек, которому что-то добавлено, а человек, у которого ничто не отнято.

Для успеха в жизни не следует забывать о том, что не только человек выбирает дело , но и дело выбирает человека , и надо, чтобы их интересы совпадали; поэтому так необходим поиск профессии и поиск себя в этой профессии .

«ЗАЙМИСЬ ТАКИМ ТРУДОМ, КОТОРЫЙ ПРИНОСИЛ БЫ ТЕБЕ ЧЕСТЬ И ДОХОД» .

Ведущий : Закончить наше сегодняшнее занятие мне хотелось бы словами

М. Раскатова : «Друзья, берегите минуту и час

Любого из школьных дней!

Пусть станет профессором каждый из вас

В профессии нужной своей ».

Успехов в выборе профессии !

С.С.Самарова, воспитатель высшей категории

Мероприятие было проведено в форме игры. Выбранная форма проведения соответствует возрасту детей.

Выбор темы обусловлен системой воспитательной работы группы, возрастными особенностями детей, актуальностью проблемы.

Цели мероприятия:

Продолжить формировать реальное представление о возможностях своих профессиональных намерений (профессиональное самоопределение воспитанников)

Задачи мероприятия:

  • Воспитывать интерес и чувство ответственности к выбору профессии.
  • Определить мотив выбора профессии.
  • Ознакомить воспитанников с житейским способом выбора профессий.
  • Информировать их о качествах, присущих людям тех или иных профессий.
  • Формировать актуальное для подростков «информационное поле» при выборе профессии;

Перед воспитанниками я ставлю проблемный вопрос: "Что же такое счастье?", как это понятие связано с другим понятием - профессия

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГОУ «Вологодский детский дом имени В.А.Гаврилина»

Игра по профориентации

"Я и мир профессий"

Воспитатель С.С.Самарова

Вологда

2011 г

Игра по профориентации "Я и мир профессий"

Если вы удачно выберете труд и

Вложите в него всю свою душу, то

Счастье само вас отыщет.

Константин Дмитриевич Ушинский

Цель: Продолжить формировать реальное представление о возможностях своих профессиональных намерений (профессиональное самоопределение воспитанников)

Задачи мероприятия:

  1. Воспитывать интерес и чувство ответственности к выбору профессии .
  2. Определить мотив выбора профессии.
  3. Ознакомить воспитанников с житейским способом выбора профессий.
  4. Информировать их о качествах, присущих людям тех или иных профессий.
  5. Формировать актуальное для подростков «информационное поле» при выборе профессии;

План мероприятия:

  1. Провести игру: “Назови профессии или специальности на заданные буквы”.
  2. Провести игру: “Самая – самая”.
  3. Провести упражнение «Основной мотив выбора профессии»
  4. Изучить житейский способ выбора профессии.
  5. Выявить и перечислить профессиональные качества для некоторых профессий, найти сходства между ними.
  6. Провести игру: “Угадай профессию”.
  7. Провести игру «Пантомима»
  8. Провести игру «Закончи пословицу»
  9. Подвести итоги мероприятия.

Оборудование: карточки с заданиями для игр, тестовые бланки, классная доска (название мероприятия, высказывание Ушинского К.Д.)

Ход мероприятия:

1. Слово воспитателя .

Ребята, не далек тот час, когда вы получите аттестаты об образовании и вступите в новую пору своей жизни. Прежде главным для вас была учеба в школе, которую вы и дальше продолжите в учебных заведениях нашей области, где вы будете получать знания не только по школьным дисциплинам, но и приобретать знания по выбранной профессии. И именно сейчас мы с вами серьезно задумываемся о выборе своей профессии.

В вашем возрасте это сделать нелегко. Помогают вам в этом выборе воспитатели, психолог, социальные педагоги, друзья, люди, к мнению которых вы прислушиваетесь, которые служат вам примером.

При выборе профессии существует множество нюансов. Можно применить целую научно разработанную систему, состоящую из нескольких способов поиска.

Сегодня мы с вами познакомимся с одним из способов - житейским, определим ваш мотив выбора профессии.

А для начала проведем игровую разминку. Я предлагаю вам разделиться на две команды.

(Деление на команды повышает активность учащихся)

2. Игровая разминка.

Игра первая : К, Р, О, П (представитель команды вытягивает незаполненные карточки с заданием)

Задание: надо придумать профессии или специальности, начинающиеся на заданную букву. За каждую названную профессию или специальность команда получает 1 балл. Если названная профессия или специальность вызывает сомнение, команда должна объяснить, чем занимается представитель данной профессии или специальности. Если команда не сможет дать объяснение, то ответ не засчитывается. Чья команда это сделает лучше и быстрее? - дополнительные 3 балла. Время выполнения – 3 минуты.

Каменщик

Пиротехник

Кутюрье

Повар

Кондитер

Пекарь

Кондуктор

Портной

Парашютист

Вторая игра : "САМАЯ-САМАЯ ". А теперь вы ответите на вопросы с элементами юмора.

Сейчас вам будут предлагаться некоторые необычные характеристики профессий, а вы должны по очереди называть те профессии, которые, по нашему мнению, в наибольшей степени соответствуют данной характеристике. За каждую названную профессию или специальность команда получает 1 балл. (Воспитатель называет первую характеристику, а команда сразу же по очереди предлагают свои варианты профессий. Если у кого-то возникают сомнения, что названа самая-самая подходящая к данной характеристике профессия (или близкая к самой-самой), то можно задавать уточняющие вопросы).

Назовите профессии:

Самая зеленая (садовод, лесник, специалист по ландшафтному дизайну, цветовод-декоратор...)

Самая сладкая (кондитер, продавец в кондитерском отделе...)

Самая денежная (банкир, профессиональные теннисисты, боксеры, модель...)

Самая волосатая (парикмахер...)

Самая детская (воспитатель, педиатр, детский психолог, учитель...)

Самая смешная (юморист, клоун, пародист...)

Самая общительная (журналист, экскурсовод, тренер, учитель, массовик-затейник...)

Самая серьезная (не имеет право на ошибку) (сапер, хирург, разведчик, милиционер, политик, психолог...)

Инструкция.

Важным элементом данного игрового упражнения является обсуждение. Воспитатель должен проявить уважение к мнениям различных участников, поскольку оценки могут (и должны) быть субъективными. В то же время, выделение некоторых «самых-самых» профессий должны опираться на объективные знания о них. Например, если как самая денежная называется профессия депутата Гос думы страны, то можно уточнить у ребенка, а знает ли он, сколько зарабатывают депутаты (по сравнению с другими высокооплачиваемыми профессиями)? Можно в ходе обсуждения совместными усилиями определить, какую профессию вообще можно считать денежной и т.п.

3. Слово учителя.

Играя, мы освежили свою память и вспомнили множество разнообразных профессий и специальностей. Возможно не обычных для нашего региона, но востребованных в стране и мире.

Вряд ли кто из вас мечтает стать разведчиком, астрологом, балериной, а тем более – полярником, космонавтом или кинорежиссером. Основная масса выпускников выбирает более обыденную профессию.

Давайте мы выясним, почему же так происходит и что влияет на наш выбор.

4. Упражнение по профориентации "Основной мотив твоего выбора"

Это упражнение помогает разобраться в том, что же двигает человеком при выборе профессии (распечатка 16 основных мотивов выдается каждому участнику).

Список мотивов включает 16 фраз:

Воспитатель дает задание: зачеркнуть 8 из 16 мотивов, которые к тебе меньше всего относятся. У ребят остается 8 мотивов. Следующие задание - зачеркнуть 4 мотива, которые в меньшей степени руководят тобой. Потом нужно исключить еще 2 менее важных из четырех. И потом удаляем еще один из двух. Вуаля!

Давайте подведем итог этого упражнения (каждый подросток зачитывает свой мотив, который остался у него не зачеркнутый). Вывод делается воспитателем исходя из ответов детей.

5. Слово воспитателю

Кроме мотива, как мы уже говорили, существует подходы к выбору профессии, Таких подходов много, но мы с вами сегодня воспользуемся самым приемлемым для нас – житейским.

Само слово «житейский» говорит за себя. Это не научный специфический подход, а то, чем люди руководствуются в повседневной жизни, исходя из существующих обстоятельств, своего опыта и возможностей.

Итак, что же мы учитываем при выборе профессии, следуя этому способу?

  1. Востребованность на рынке труда.
  2. Доходность.
  3. Требования к умственным и физическим способностям, здоровью (космонавт, водолаз …).
  4. Нервно-эмоциональная напряженность (милиционер, учитель, МЧС, шахтер…).
  5. Образованность (врач, учитель, психолог, ученый…).
  6. Возможность проявить творчество (художник, поэт, танцор, дизайнер, парикмахер, портной…).
  7. Положительное влияние на семейную жизнь.
  8. Общение в труде (работа в коллективе или индивидуальная работа).
  9. Возможность карьерного роста (важно или не важно).

В нашем регионе, как и в любом регионе страны, большую роль играет пункт: “ востребованность на рынке труда ”.

Вот именно поэтому вы и не мечтаете стать полярниками и балетмейстерами, а выбираете более знакомые вам профессии, которые востребованы на рынке труда на сегодняшний день.

Положение можно изменить, если иметь мечту, желание, стремиться к поставленной цели, при этом обладать нужными качествами, способностями.

А теперь по перечисленным качествам угадайте профессию.

5. Игра третья «Угадай профессию»

Воспитатель перечисляет профессиональные качества, а команды угадывают и называют профессию. За правильный ответ – 1 балл.

Знание техники и оружия

Знание оборудования

ВОЕННЫЕ СПЕЦИАЛЬНОСТИ

ПРОДАВЕЦ (бармен, официант)

5. Профессиональные качества ”.

Естественно, что каждая профессия требует определенного набора качеств, которыми должен обладать представитель данной профессии.

Сейчас мы выясним качества, присущие тем профессиям, которые выбираете вы - выпускники нашего детского дома. (Дети самостоятельно анализируют и перечисляют качества заданных профессий в карточках). Время выполнения 5 минут. Выигрывает та команда, которая более полно составит профессиональные качества – 5 баллов.

ВОДИТЕЛЬ

УЧИТЕЛЬ

ПОВАР

БУХГАЛТЕР

Самообладание

Дисциплина

Ответственность

Хорошее цветовое восприятие Концентрированность внимания быстрота реакции;

Способность реагировать на неожиданный сигнал посредством определённых движений…

Терпение

Милосердие…

Оперативность; …

Коммуникабельность

Точность Образованность

Находчивость

Тактичность Интуиция

цифрами, информацией…

Какая картина вырисовывается перед нами? Казалось бы – такие разные профессии, а качества повторяются.

Это значит, что кроме узкой специализации, человек должен быть всесторонне развитым.

7. Игра пятая «Пантомима»

А теперь давайте отдохнем и поиграем.

Я раздам карточки с указанной там профессией (желающим) - показывать содержимое карточки командам нельзя.

Задание: необходимо изобразить профессию, указанную в карточке при помощи жестов и мимики, без слов. Команды должны угадать, какую профессию им демонстрируют, за правильный ответ – 1 балл.

Предлагаемый список профессий:

Плотник, пилот, учитель, кружевница, врач, повар.

Мы с вами уже знаем, что существует более 10 000 профессий. Не раз мы с вами говорили, что именно «труд человека кормит, а лень портит». Для того, чтобы получить профессию нужно много трудиться – ведь учеба-это тот же труд.

8. Игра шестая «Закончи пословицу».

Существует более 100 пословиц о труде и ученье, вот некоторые из них:

Пашню пашут, руками не машут.

Кто не ходит, тот и не падает.

С мастерством люди не родятся, а добытым ремеслом гордятся.

С охотой можно и в камень гвоздь забить.

Усердная мышь и доску прогрызет.

Не все те повара, у кого ножи длинные.

Ваша задача сейчас закончить пословицу, которую я вам буду предлагать. За каждую правильно законченную пословицу команда получает 1 балл :

  1. Уменье и труд все (перетрут).
  2. Не стыдно не знать, стыдно не (учиться).
  3. Дело мастера (боится).
  4. За всякое дело берись (умело).
  5. Умение везде найдет (примененье)
  6. Птицу узнают в полете, а человека в (работе).
  7. Маленькое дело лучше большого (безделья).
  8. Без труда не выловишь рыбку из (пруда).
  9. На работу он сзади последних, а на еду - впереди (первых).
  10. Больше дела – меньше (слов).
  11. Не откладывай на завтра то, что можно сделать (сегодня).
  12. Кончил дело - гуляй (смело).

9. Подведение итогов

  1. Подведение итогов игры

А сейчас подведем итог нашей игры (подведение итогов, награждение)

  1. Отзывы детей о мероприятии

Продолжите, пожалуйста, предложения:

Игра мне понравилась…

Игра мне не понравилась и я бы посоветовал(а)…

  1. Заключительное слово воспитателя

Однажды, на вопрос: "Что же такое счастье?" прозвучал такой ответ: "Счастье - это когда утром с радостью идёшь на работу, а вечером с радостью возвращаешься домой", а известный советский педагог Константин Дмитриевич Ушинский написал: «Если вы удачно выберете труд и вложите в него всю свою душу, то счастье само вас отыщет». Значит, одной из составляющих счастья является правильный выбор своей профессии. Эта проблема рано или поздно встаёт перед любым человеком, в том числе и перед вами.

И я вам желаю правильного выбора профессии, которая станет вашей судьбой.

Спасибо всем за внимание, активное участие в игре! До новых встреч!

Литература.

  1. Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8-11 классы). - Москва: Вако, 2005.
  2. CHUDOPREDKI.RU Сайт для родителей «Детские радости » Пословицы
  3. Русские пословицы и поговорки/ под редакцией В. Аникина, - М.- :Худож. лит., 1988

Приложение 1

Основной мотив твоего выбора профессии.

1. Возможность получить известность, прославиться.

2. Возможность продолжать семейные традиции.

3. Возможность продолжать учебу со своими товарищами.

4. Возможность служить людям.

5. Заработок.

6. Значение для экономики страны, общественное и государственное значение профессии.

7. Легкость поступления на работу.

8. Перспективность работы.

9. Позволяет проявить свои способности.

10. Позволяет общаться с людьми.

11. Обогащает знаниями.

12. Разнообразная по содержанию работа.

13. Романтичность, благородство профессии.

14. Творческий характер труда, возможность делать открытия.

15. Трудная, сложная профессия.

16. Чистая, легкая, спокойная работа.

Приложение 2

Самообладание

Дисциплина

Ответственность

Хорошее цветовое восприятие Концентрированность внимания быстрота реакции;

Умение быстро ориентироваться в окружающей среде

Способность реагировать на неожиданный сигнал посредством определённых движений

Любовь к детям Гуманность Образованность

Терпение

Находчивость Самосовершенствование Эрудированность Интуиция Воспитанность Информированность Коммуникабельность

Милосердие

Самосовершенствование Образованность Ответственность Хороший глазомер Хорошо развитая вкусовая память, зрительная, обонятельная

Твердость руки, устойчивость кистей рук

Хорошая координация движений;

Оперативность;

Терпение Собранность Информированность

Коммуникабельность

Точность Образованность

Находчивость

Тактичность Интуиция

Ответственность Порядочность Умение оперировать

цифрами, информацией.

Приложение 5

ВОДИТЕЛЬ

УЧИТЕЛЬ

ПОВАР

БУХГАЛТЕР

Методика предназначена для повышения уровня ориентации в мире профессионального труда и лучшему осознанию особенностей профессий, связанных с престижностью. Упражнение может проводится в круге или при работе с целым классом. Для круга количество участников от 6-8 до 10-15. По времени упражнение занимает от 15 до 25-30 минут. Процедура упражнения включает следующие основные этапы:

1. Инструкция: “Сейчас вам будут предлагаться некоторые необычные характеристики профессий, а вы должны будете по очереди называть те профессии, которые, по вашему, в наибольшей степени данной характеристике под­ходят. К примеру, характеристика - самая денежная профессия, - какие профессии являются самыми-самыми денежными?..”.

2. Ведущий называет первую характеристику, а участники сразу же по очереди (по кругу) предлагают свои варианты. Если у кого-то возникают сомнения, что названа самая-самая (или близкая к самой-самой), то можно задавать уточняющие вопросы.

Если упражнение проводится с классом то после того, как ведущий назовет первую необычную характеристику, участники просто со своих мест предлагают варианты наиболее подходящих профессий. Ведущий выписывает 3-5 наиболее “прозвучавших” вариантов на доске, после чего организуется небольшое обсуждение и выделение “самой-самой” профессии.

Важным элементом данного игрового упражнения является обсуждение. Ведущий должен проявить уважение к мнениям различных участников, поскольку оценки могут (и должны) быть субъективными. Тем временем, выделение некоторых “самых-самых” профессий должно опираться на объективные знания о них. К примеру, если называется самая денежная профессия - депутат, то можно уточнить у школьника, а знает ли он, сколько зарабатывают депутаты (по сравнению с другими высокооплачиваемыми профессиями)? Можно в ходе обсуждения совместными усилиями определить, какую профессию вообще можно считать де­нежной и т.п.

Для того, чтобы упражнение проходило более ее интересно, ведущий обязательно должен заранее отобрать наиболее необычные характеристики профессий, которые должны заинтриговать участников. Это могут быть, например, такие характеристики: “самая зеленая профессия”, “самая сладкая профессия”, “самая волосатая профессия”, “самая неприличная профессия", “самая детская профессия”, “самая смешная профессия” и т.д. В определенном смысле данное упражнение близко к известной игре “ассоциации”, поскольку участники фактически должны проассоциировать профессии с необычными характеристиками.