Крестьянское (фермерское) хозяйство не является юридическим лицом. Его глава зарегистрирован как индивидуальный предприниматель

04.01.2024

По каким правилам и законам в настоящее время ведётся фермерское хозяйство? Рассмотрим, какими особенностями обладают КФХ, что требуется для их создания и функционирования, а также кто имеет право организовывать такие объединения и чем они отличаются от личных подсобных хозяйств.

КФХ - что это такое? Этой аббревиатурой в настоящее время принято обозначать «крестьянское фермерское хозяйство» - особую форму предпринимательской деятельности, направленную на создание или выращивание сельскохозяйственных товаров и их реализацию на рынке.

Главная цель любого КФХ - получение прибыли путём выращивания аграрной продукции и продажи её розничным или оптовым покупателям. Для этого в рамках фермерского объединения работают близкие родственники и привлекаются посторонние участники (но не более 5 человек).

Любое такое К Ф Х создаётся исключительно добровольно, а каждый член хозяйства полноценно участвует в его деятельности, но не ранее чем с 16 лет. Состоять одновременно в нескольких подобных объединениях, зарегистрированных как юридические лица, запрещено. КФХ имеют право на государственную поддержку в форме субсидий и грантов, так как работают в стратегически важной отрасли производства продуктов питания.

В настоящее время в вопросах регистрации КФХ нет ясности в законодательной базе.

Особенности юридического оформления КФХ

Теперь, когда вам известна расшифровка данной аббревиатуры, рассмотрим другие важные особенности КФХ. Современные российские фермеры имеют право регистрировать крестьянское фермерское хозяйство как юридическое лицо или отказаться от этой процедуры. К сожалению, в настоящее время в вопросах регистрации КФХ нет ясности в законодательной базе. То есть, хозяйства могут функционировать как юридические лица, так и без регистрации.

Также возможен вариант, когда КФХ регистрирует индивидуальный предприниматель, который планирует работать полностью самостоятельно или с привлечением наёмных работников. С другой стороны, человек, не зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, также имеет право единолично зарегистрировать КФХ и работать единолично.

Как видите, вариантов, кто вправе организовать КФХ несколько. Это может быть:

  • добровольное соглашение нескольких человек с регистрацией юридического лица;
  • добровольное объединение нескольких человек без регистрации юридического лица;
  • индивидуальный предприниматель;
  • гражданин без статуса ИП, регистрирующий и ведущий хозяйство единолично.

Законодательное регулирование фермерских объединений

Такой форме хозяйствования посвящён федеральный закон №74. В нём подробно описан порядок ведения хозяйства, распоряжения имуществом и земельными участками, приём новых членов в КФХ и другие важные нормы. Учтите, что этот закон касается только объединений, оформленных как юридические лица.

Обратите внимание, что если крестьянское хозяйство не зарегистрировано как юридическое лицо, в своей деятельности с точки зрения законодательства оно руководствуется Гражданским кодексом - точнее статьёй 86. Эта статья фиксирует добровольность участия в объединении, возраст, с которого разрешено быть членом КФХ, субсидиарную ответственность участников (рассмотрим ниже).

Юридические нюансы оформления КФХ

При создании фермерского хозяйства группой лиц или членами одной семьи составляется специальное соглашение, в которое вносятся:

  1. Полный перечень участников объединения, с указанием родственных связей (при наличии).
  2. Данные о главе хозяйства.
  3. Права и обязанности участников объединения.
  4. Полный перечень имущества, порядок владения и пользования им в хозяйственных целях.
  5. Порядок вступления в объединение или выхода из него.
  6. Порядок распределения произведённой продукции, основные каналы реализации.
  7. Иные пункты по усмотрению участников хозяйства, не противоречащие российскому законодательству.

Все члены крестьянского хозяйства подписывают соглашение о его создании лично и добровольно (даже несовершеннолетние). Кстати, если планируется, что через несколько лет к объединению присоединится ещё один член семьи (например, достигнет 16-летия), этот пункт можно внести в соглашение . Если КФХ создаётся одной семьёй, к соглашению и уставным документам нужно приложить документы, подтверждающие родство.

Если КФХ создаётся одной семьёй, к соглашению и уставным документам нужно приложить документы, подтверждающие родство.

Ответственность членов крестьянского хозяйства

Статья 86.1 ГК РФ фиксирует субсидиарную ответственность для членов фермерского хозяйства. Что это значит? В связи с тем, что любое КФХ ведёт предпринимательскую деятельность, то есть пытается получать систематическую прибыль, оно рискует потерей части капитала или имущества.

Если хозяйство задолжает по кредитам или другим финансовым обязательствам, его имущество будет пущено с публичных торгов. Если этого окажется недостаточно, возможно взыскание долгов не только засчёт личного имущества главы хозяйства, но и всех остальных членов КФХ в равной степени.

Что делает глава фермерского хозяйства

У любого хозяйства должен быть глава КФХ. В этом качестве выступает либо один из членов объединения, либо единоличный хозяин. В связи с тем, что любое крестьянское хозяйство по сути является добровольным объединением равноправных работников, никаких особенных полномочий, равно как и особенной ответственности у главы нет.

Это во многом формальная должность, предполагающая представительские функции , например, при получении субсидий, взаимодействии с контрагентами и государственными органами. Интересно, что создавать КФХ и возглавлять его вправе не только граждане России, но также граждане других стран и даже лица без гражданства.

Статистика: как много КФХ в России

Сколько таких хозяйств действует на территории России в настоящее время? Может быть странно, но точного ответа на этот вопрос сейчас ещё нет. Дело в том, что результаты последней сельскохозяйственной переписи (2016 год) ещё не подведены. Их опубликование планируется в конце 2018 года.

Если учесть более старые данные переписи 2006 года, можно сказать, что в стране действует не менее 170 тысяч крестьянских хозяйств. В рамках огромного государства это очень небольшое число. Однако учитывая с 2012 года реализуется государственная программа поддержки фермеров, можно предположить, что сейчас КФХ стало значительно больше.

Чем и каким образом владеет крестьянское фермерское хозяйство

В рамках своей деятельности любое фермерское объединение вправе владеть и использовать:

  • земельные угодья;
  • объекты капитального строительства и иные сооружения;
  • сельскохозяйственную технику, оборудование и любой инвентарь;
  • финансовые средства, полученные в ходе предпринимательства;
  • сооружения для мелиорации;
  • транспортные средства, включая грузовые;
  • племенных животных;
  • семена и другие сырьевые ресурсы.

Важно помнить, что перечень имущества (по крайней мере такого как земля и техника) обязательно должен быть указан в соглашении. Все члены владеют собственностью сообща, на равных правах. Поэтому нельзя утверждать, что земельное угодье принадлежит, например, главе КФХ, а грузовик - его брату.

После подписания соглашения перечисленная в нём собственность становится общей. При прекращении деятельности имущество делится между участниками хозяйства, а после смерти переходит по наследству в соответствии с требованиями российского законодательства, в частности Гражданского Кодекса.

При прекращении деятельности имущество делится между участниками хозяйства.

Чем КФХ отличается от ЛПХ

Иногда люди, ещё не владеющие понятийным аппаратом в данной области, путают понятие КФХ с «личным подсобным хозяйством» или сокращённо ЛПХ. Отличаются ли чем-либо эти термины? Ответ на этот вопрос довольно прост. Основное отличие состоит в цели деятельности: у КФХ - это предпринимательство и получение прибыли, у ЛПХ - производство продукции для личных нужд.

То есть, члены крестьянских объединений выращивают и производят продукцию на продажу, а хозяева ЛПХ - только для себя. Личное подсобное хозяйство не требует регистрации и уплаты налогов, в то время как на КФХ налагаются такие обязательства.

Уплата налогов фермерскими хозяйствами

КФХ занимаются предпринимательской деятельностью, поэтому обязаны уплачивать в бюджет налог на прибыль. Большинство таких объединений используют упрощённую систему налогообложения со ставкой 6% от прибыли. В таком случае декларация в ФНС подаётся всего 1 раз в год, что существенно экономит время. Другие режимы (УСН с 15%, ОСНО и ЕВНД) не запрещены законом, но считаются менее выгодными.

Следить за своевременной уплатой налогов в полном объёме обязан глава хозяйства. Помимо налогов за всех членов КФХ нужно уплачивать страховые и пенсионные взносы, а за наёмных работников - обязательные взносы и подоходные налоги.

Стоит ли создавать КФХ: плюсы и минусы

Какие преимущества и недостатки есть у такой формы сельскохозяйственного объединения? Многие аграрии, работающие в профильной сфере долго не могут решить, нужно ли регистрировать такой вид хозяйства. Его выгодные стороны во многом не очевидны. Равно как и «подводные камни», проявляющиеся уже только после начала работы. Рассмотрим, какой положительный и отрицательный опыт накоплен российскими фермерами.

Преимущества создания КФХ

  1. Для создания такой формы хозяйствования отсутствуют требования к минимальному уставному капиталу (для обычных юридических лиц - от 10 тысяч рублей).
  2. Зарегистрированные КФХ с большей вероятностью получат государственные или муниципальные субсидии.
  3. КФХ могут получать землю для деятельности на льготных условиях.
  4. Значительно меньший объём отчётности, по сравнению с ООО.

Недостатки регистрации фермерского хозяйства

  1. Возможность привлечь в объединение только 5 человек, не являющихся родственниками.
  2. Для всех членов хозяйства обязательно личное участие в сельскохозяйственных работах, что затрудняет привлечение новых членов и тем более инвесторов.
  3. В случае финансовых проблем у хозяйства его членам придётся нести личную ответственность, в том числе за счёт частной собственности.
  4. Законодательство в отношении крестьянских хозяйств проработано недостаточно, многие сферы не урегулированы вовсе.

КФХ подходит фермерам, уже имеющим опыт в аграрной сфере и желательно в торговле.

Перспективы фермерских хозяйств

В настоящее время назвать российское сельское хозяйство современным и преуспевающим довольно трудно. Несмотря на постоянный высокий спрос на продукты питания среди населения, организация производства и выход на рынок требуют существенных затрат.

Такая форма ведения сельского хозяйства подходит большим семьям, живущим в сельской местности. Она даёт возможность рассчитывать на государственную помощь, в том числе выделение земельных угодий и в то же время не отягощает владельцев бумажной волокитой.

КФХ подходит фермерам, уже имеющим опыт в аграрной сфере и желательно в торговле. Помните, что цель такого объединения - производство товаров на продажу, а не только личное пользование. Поэтому не лишним будет составление бизнес-плана и заблаговременное продумывание порядка реализации продукции.

1. Граждане, ведущие совместную деятельность в области сельского хозяйства без образования юридического лица на основе соглашения о создании крестьянского (фермерского) хозяйства (статья 23), вправе создать юридическое лицо - крестьянское (фермерское) хозяйство.

Крестьянским (фермерским) хозяйством, создаваемым в соответствии с настоящей статьей в качестве юридического лица, признается добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности в области сельского хозяйства, основанной на их личном участии и объединении членами крестьянского (фермерского) хозяйства имущественных вкладов.

2. Имущество крестьянского (фермерского) хозяйства принадлежит ему на праве собственности.

3. Гражданин может быть членом только одного крестьянского (фермерского) хозяйства, созданного в качестве юридического лица.

4. При обращении взыскания кредиторов крестьянского (фермерского) хозяйства на земельный участок, находящийся в собственности хозяйства, земельный участок подлежит продаже с публичных торгов в пользу лица, которое в соответствии с законом вправе продолжать использование земельного участка по целевому назначению.

Члены крестьянского (фермерского) хозяйства, созданного в качестве юридического лица, несут по обязательствам крестьянского (фермерского) хозяйства субсидиарную ответственность.

5. Особенности правового положения крестьянского (фермерского) хозяйства, созданного в качестве юридического лица, определяются законом.

4. Общество с ограниченной ответственностью

К Варианту 1.

Приложение 2

Поправка № 2 в ГК РФ

(Новый раздел: § 3.1. Крестьянское (фермерское) хозяйство – юридическое лицо)

§ 3.1. Крестьянское (фермерское) хозяйство – юридическое лицо

Статья 112.1. Понятие крестьянского (фермерского) хозяйства – юридическое лицо

1. Крестьянским (фермерским) хозяйством ЮЛ признается малое семейное сельскохозяйственное предприятие, создаваемое гражданами на основе членства и состоящее из членов одной семьи или близких родственников (супруги, их родители, дети, внуки, братья, сестры, бабушки и дедушки каждого из супругов, - но не более чем из трех семей), осуществляющих совместную хозяйственную деятельность по производству сельскохозяйственной продукции, ее переработке, хранению, транспортировке и реализации, на основе личного участия и объединения имущественных вкладов - имущества крестьянского (фермерского) хозяйства.

Крестьянское (фермерское) хозяйство ЮЛ (сокр. КФХ ЮЛ) является коммерческой организацией .

6. Прием новых членов осуществляется только по взаимному согласию (единогласному решению) всех членов данного хозяйства.

Статья 112.4. Управление в крестьянском (фермерском) хозяйстве ЮЛ

1. Высшим органом крестьянского (фермерского) хозяйства ЮЛ является общее собрание его членов.

Единоличным исполнительным органом крестьянского (фермерского) хозяйства ЮЛ является его глава. Он осуществляет текущее руководство деятельностью данного хозяйства и подотчетен общему собранию членов.

2. Порядок управления крестьянским (фермерским) хозяйством ЮЛ и порядок принятия решений определяется законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве и уставом данного хозяйства.

3. К исключительной компетенции общего собрания членов крестьянского (фермерского) хозяйства ЮЛ относится:

1) изменение устава,

2) прием и исключение, прекращение полномочий членов,

3) принятие единогласного решения о прекращении полномочий главы крестьянского (фермерского) хозяйства ЮЛ и о признании новым главой другого члена данного хозяйства в порядке, установленном законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве;


4) утверждение годовых отчетов и бухгалтерских балансов хозяйства и распределение его прибыли и убытков;

5) решение о реорганизации и ликвидации крестьянского (фермерского) хозяйства ЮЛ.

Статья 112.5. Глава крестьянского (фермерского) хозяйства ЮЛ

1. Главой крестьянского (фермерского) хозяйства ЮЛ признается по взаимному согласию один из его членов. Главой крестьянского (фермерского) хозяйства ЮЛ не может быть лицо, не являющееся членом данного хозяйства.

2. Руководящие и представительские функции главы крестьянского (фермерского) хозяйства ЮЛ не могут делегироваться третьему лицу, не являющемуся членом данного хозяйства.

3. В случае если крестьянское (фермерское) хозяйство ЮЛ создано одним гражданином, он является главой этого хозяйства.

4. Права и обязанности главы крестьянского (фермерского) хозяйства ЮЛ определяются законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве и уставом данного хозяйства.

Статья 112.6. Имущество крестьянского (фермерского) хозяйства ЮЛ, вклады в имущество и уставный капитал крестьянского (фермерского) хозяйства ЮЛ

1. Имущество крестьянского (фермерского) хозяйства ЮЛ, созданное за счет вкладов его членов, а также произведенное и приобретенное этим хозяйством в процессе его деятельности, принадлежит крестьянскому (фермерскому) хозяйству ЮЛ на праве собственности.

2. Вкладом в имущество крестьянского (фермерского) хозяйства ЮЛ могут быть: земельный участок, хозяйственные, жилые и иные постройки, мелиоративные и другие сооружения, продуктивный и рабочий скот, птица, сельскохозяйственная и иная техника и оборудование, транспортные средства, инвентарь, денежные средства и иное имущество, необходимое для осуществления деятельности хозяйства, а также плоды, продукция и доходы, полученные этим хозяйством в результате хозяйственной деятельности.

3. Уставный капитал крестьянского (фермерского) хозяйства составляется из стоимости вкладов его участников.

Уставный капитал определяет минимальный размер имущества крестьянского (фермерского) хозяйства ЮЛ, гарантирующего интересы его кредиторов.

Минимальный размер уставного капитала крестьянского (фермерского) хозяйства устанавливается законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве.

4. Уставный капитал крестьянского (фермерского) хозяйства ЮЛ должен быть на момент регистрации хозяйства оплачен его членами не менее чем наполовину. Оставшаяся неоплаченной часть уставного капитала крестьянского (фермерского) хозяйства ЮЛ подлежит оплате его членами в течение первого года деятельности хозяйства.

5. Уменьшение уставного капитала крестьянского (фермерского) хозяйства ЮЛ допускается после уведомления всех его кредиторов.

6. Увеличение уставного капитала крестьянского (фермерского) хозяйства ЮЛ допускается после внесения всеми его участниками вкладов в полном объеме.

Порядок формирования уставного капитала крестьянского (фермерского) хозяйства ЮЛ, перечень включаемых объектов устанавливается членами этого хозяйства по взаимному согласию.

Статья 112.7. Реорганизация и ликвидация крестьянского (фермерского) хозяйства ЮЛ

1. Крестьянское (фермерское) хозяйство ЮЛ может быть реорганизовано или ликвидировано добровольно по единогласному решению его членов.

Иные основания реорганизации и ликвидации крестьянского (фермерского) хозяйства ЮЛ, а также порядок его реорганизации и ликвидации определяются настоящим Кодексом и другими законами.

2. Крестьянское (фермерское) хозяйство ЮЛ вправе преобразоваться в хозяйственное общество, товарищество или в производственный кооператив.

Статья 112.8. Переход доли в уставном капитале крестьянского (фермерского) хозяйства ЮЛ к другому лицу

1. Член крестьянского (фермерского) хозяйства ЮЛ вправе продать, подарить или иным образом уступить свою долю в уставном капитале или ее часть одному или нескольким членам данного хозяйства.

2. Отчуждение членом крестьянского (фермерского) хозяйства ЮЛ своей доли (ее части) третьим лицам не допускается.

3. Крестьянское (фермерское) хозяйство ЮЛ обязано выплачивать наследникам (правопреемникам) своего члена действительную стоимость доли или выдать им в натуре имущество на такую же стоимость, в порядке и на условиях, предусмотренных законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве и уставом данного хозяйства.

Статья 112.9. Выход членов крестьянского (фермерского) хозяйства ЮЛ из хозяйства

1. Члены крестьянского (фермерского) хозяйства ЮЛ вправе добровольно выйти из хозяйства.

2. Раздел имущества крестьянского (фермерского) хозяйства ЮЛ и выдача его части в натуре допускается только при условии, что это не разрушает целостность функционирующего производственно-хозяйственного комплекса хозяйства.

3. Раздел земельного участка крестьянского (фермерского) хозяйства ЮЛ при выходе из него члена (членов) допускается при соблюдении требований пункта 2 настоящей статьи и при условии соблюдения требований, установленных Земельным кодексом Российской Федерации.

4. Члены крестьянского (фермерского) хозяйства ЮЛ в случае выхода имеют право на получение денежной компенсации, соразмерной их доле в имуществе (уставном капитале) хозяйства.

Сроки и условия выплаты денежной компенсации при выходе члены крестьянского (фермерского) хозяйства ЮЛ устанавливают по взаимному согласию.

5. Условия выхода и выплаты выходящим членам стоимости их доли в уставном капитале, а также в составе приобретенного и произведенного имущества крестьянского (фермерского) хозяйства ЮЛ, предусматриваются уставом данного хозяйства.

Статья 112.10. Ответственность крестьянского (фермерского) хозяйства ЮЛ

1. Крестьянское (фермерское) хозяйство ЮЛ несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.

Крестьянское (фермерское) хозяйство ЮЛ не отвечает по обязательствам своих членов.

2. Члены крестьянского (фермерского) хозяйства ЮЛ не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью своего хозяйства, в пределах стоимости внесенных ими вкладов.

Участники крестьянского (фермерского) хозяйства ЮЛ, внесшие вклады не полностью, несут солидарную ответственность по обязательствам хозяйства в пределах стоимости неоплаченной части вклада каждого из членов.

Гражданин может стать членом фермерского хозяйства , как при его регистрации, так и впоследствии путем вступления в уже действующее хозяйство. При этом в законе РФ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» устанавливается два императивных положения.

Во-первых, заявление о вступлении в хозяйство должно быть подано в письменной форме.

Во-вторых, принятие нового участника осуществляется по единогласному решению всех участников хозяйства, (п. 2 ст.14).

Отсюда следует, что если кто-то из членов хозяйства не согласен с кандидатурой предполагаемого участника, данное лицо не может быть принято в члены хозяйства. Согласно п. 7 ст.4 закона РФ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» изменение состава фермерского хозяйства необходимо закрепить в соглашении о создании хозяйства.

Неотъемлемыми составляющими статуса члена фермерского хозяйства являются его права и обязанности. В числе прав участников КФХ можно назвать право участвовать в управлении деятельности КФХ , избирать и быть избранным главой КФХ . Имущество фермерского хозяйства является общей собственностью его членов, поэтому каждый из участников хозяйства обладает правом на долю соответствующего размера. При выходе из состава хозяйства участнику КФХ выплачивается стоимость, принадлежащей ему доли. Общий режим имущества предопределяет порядок его использования, который должен устанавливаться участниками хозяйств. При отсутствии таких правил сделки с имуществом осуществляется главой.

В качестве дополнительного имущественного правомочия следует назвать право члена фермерского хозяйства на полученные в результате хозяйственной деятельности плоды и другие доходы, в том числе заработанную прибыль. В числе прочих прав членов фермерского хозяйства следует назвать право на образование на базе хозяйства производственного кооператива или хозяйственного товарищества, на получении информации о деятельности хозяйства, в том числе доступ к бухгалтерской и иной документации.

Участники фермерского хозяйства не только имеют права, но и несут предусмотренные законом обязанности. К их числу относится обязанность члена КФХ личным трудом участвовать в деятельности хозяйства, вносит предусмотренные соглашением взносы. Из общих норм, регулирующих статус члена фермерского хозяйства, также следует, что участник КФХ при осуществлении хозяйственной деятельности обязан действовать в интересах хозяйства и соблюдать его интересы.

Особый интерес представляют положения об ответственности членов по обязательствам фермерского хозяйства. Согласно ст. 8 (2003 г.) по сделкам, заключенным в интересах фермерского хозяйства, отвечает само хозяйство, имуществом, определенным в ст. 6 закона. Эта норма корреспондируется с положениями закона РФ «О несостоятельности (банкротстве)», в соответствии со ст. 223 которого имущество, принадлежащее главе и членам фермерского хозяйства на праве собственности, а также иное имущество, в отношении которого доказано, что оно приобретено на доходы, не являющиеся общими средствами фермерского хозяйства, не включается в конкурсную массу.

То есть, члены КФХ несут ограниченную ответственность по обязательствам хозяйства. Но из данного правила имеется исключение. В силу ст. 9 закона РФ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» гражданин, вышедший из хозяйства, в течение двух лет после выхода несет субсидиарную ответственность в пределах стоимости своей доли в имуществе КФХ по обязательствам, возникшим в результате деятельности хозяйства, до момента его выхода.

Закон «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» и Гражданский кодекс регулируют правовое положение не только главы хозяйства, но и его членов, которые по смыслу норм права являются равными с главой партнерами по ведению сельскохозяйственного производства. Регистрации подлежит не глава как индивидуальный предприниматель, а крестьянское хозяйство. Глава наделён лишь рядом представительских функций. Внутри же хозяйства все его члены, включая главу, обладают равными правами: сообща ведут хозяйство, соблюдая нормы гражданского, земельного, налогового и иного законодательства, владеют и пользуются общим имуществом, определяют и регулируют трудовые, отношения.

Статья 15 закона РСФСР 1990 г. «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» определяла, что имущество КФХ принадлежит его членам на праве общей долевой собственности, а при единогласном решении может вводиться режим совместной собственности. Это положение претерпело изменение с введением в действие с 1.01.1995г. части первой ГК РФ, ст. 257 которого устанавливает, что имущество хозяйства является общей совместной собственностью его участников, если иное не предусмотрено соглашением между ними. Окончательное юридическое закрепление данный подход получил с принятием закона РФ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» 2003 г., ст. 6 которого устанавливает презумпцию совместной собственности членов на имущество КФХ. Иной правовой режим может вводиться лишь по соглашению между участниками хозяйства, а возможность его изменения на основании закона не предусматривается.

Имущество, передаваемое участниками в общую собственность фермерского хозяйства , должно быть надлежащим образом оформлено. Недаром в п. 4 ст. 6 закона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» подчеркивается, что перечень объектов, входящих в состав хозяйства, и порядок формирования имущества КФХ устанавливаются членами хозяйства по взаимному согласию. Таким образом, при передаче имущества участника в состав КФХ необходимо в соглашении о создании фермерского хозяйства четко предусмотреть, какое имущество передается, его оценку и сделать указание, что данное имущество поступает в общую (совместную или долевую) собственность участников.

Разграничение имущества фермерского хозяйства и личного имущества участника КФХ имеет важное теоретическое и практическое значение. Так же необходимо сформулировать критерии, позволившие установить, какими характеристиками должно обладать имущество, чтобы быть признанным имуществом фермерского хозяйства? Согласно ст. 257 ГК РФ одним из таких критериев является источник приобретения имущества - общие средства участников хозяйства, другим предпринимательское назначение приобретаемых объектов.

Этот вывод следует из положения указанных статей, где сказано, что имущество КФХ - это имущество, приобретенное для фермерского хозяйства, то есть для ведения предпринимательской деятельности. Именно этот критерий был отмечен в судебной практике, как ключевой при определении принадлежности к имуществу фермерского хозяйства. При рассмотрении дела суд указал, что поскольку приобретаемый товар характеризуется предпринимательскими свойствами и не связан с личным потреблением, он является собственностью КФХ.

В соответствии со ст. 7, 8 закона 2003 г. «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» порядок владения, пользования и распоряжения имуществом хозяйства определяется соглашением, заключенным членами КФХ. Пункт 2 ст. 8 предоставляет главе хозяйства право распоряжаться общим имуществом, но лишь в пределах правил, установленных в соглашении и в интересах фермерского хозяйства , причем стороной в сделке является не отдельный член хозяйства, а КФХ в целом, как субъект права.

Имущество и права, приобретаемые в результате деятельности КФХ, поступают в общую собственность участников хозяйства и здесь необходимо правильно оформлять соответствующие договоры. Это особенно важно для недвижимого имущества, права на которое возникают с момента государственной регистрации (ст. 131 ГК РФ).

Одним из наиболее актуальных вопросов в деятельности фермерского хозяйства является выход участника из состава КФХ и компенсация его доли. По общему правилу доля члена КФХ подлежит компенсации денежными средствами. Но ст. 9 закона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» и ст. 258 ГК РФ содержат норму, запрещающую выдел в натуре доли в имуществе КФХ лишь в случае выхода одного члена. При этом не понятно, вправе ли два и более участника, покидающие хозяйство, получить часть общего имущества.

Следующая проблема заключается в том, что ни ГК РФ, ни закон «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» не содержат положений, регламентирующих порядок определения стоимости доли выходящего члена КФХ.

Как быть, если член фермерского хозяйства в течение длительного времени не принимал участие в его деятельности, но претендует на получение своей доли. Из стоимости какого имущества надлежит исходить при определении размера доли, того имущества, которое было в хозяйстве к моменту фактического выбытия члена, или имущества, имеющегося в наличии к моменту рассмотрения спора?

Следует принять норму: если член фермерского хозяйства не принимает участия в производственной деятельности или попросту отбыл в неизвестном направлении, стоимость его доли должна определяться не на дату предъявления требования о выделе, а на момент прекращения участия в совместной деятельности.

Продолжая тему правового режима имущества КФХ, необходимо рассмотреть вопрос наследования, который имеет большое значение в деятельности фермерского хозяйства. Отношения наследования имущества КФХ, включая земельный участок, регулируются частью третьей Гражданского кодекса, вступившей в силу 1 марта 2002 г. Статья 1179 ГК РФ определяет, что наследство открывается после смерти любого члена фермерского хозяйства. Порядок вступления в наследство должен осуществляться с учетом правил ст. 253-255, 257-259 ГК, в соответствии с которыми, имущество хозяйства принадлежит его членам на праве общей собственности.

Земельный участок и основные средства производства при выходе из состава КФХ одного из членов разделу не подлежат. Поэтому наследодатель не может включать в круг завещаемого имущества индивидуально-определенную вещь, например, участок. В этом случае он нарушит права остальных членов общей собственности. Поскольку распоряжение имуществом, находящимся в общей собственности, осуществляется по соглашению между всеми сособственниками, речь должна идти не о завещании имущества фермерского хозяйства, а о завещании доли в праве общей собственности.

Наследник, не являющийся членом хозяйства, имеет право на получение компенсации, соразмерной наследуемой им доле в имуществе КФХ (п. 2 ст. 1179 ГК). В соответствии со ст. 15 закона РСФСР «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» 1990 г. срок компенсации доли участия в хозяйстве равнялся 5 годам, а по одноименному закону РФ 2003 г. срок составляет один год (ст.9).Эта норма корреспондируется с положениями части третьей ГК, где сказано, что срок может быть определен членами фермерского хозяйства и наследникам, а при отсутствии соглашении- судом, но не должен превышать один год со дня открытия наследства (п. 2 ст. 1179 ГК РФ).

Следует учитывать, что наследник не может быть принят членами КФХ , если он не связан с остальными участниками родством и (или) свойством, либо, когда число входящих в состав семей или родственников главы хозяйства достигает предела, установленного ст. 3, 13 закона РФ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве».

Фермерское хозяйство является производителем сельскохозяйственной продукции, поэтому право хозяйства на землю играет особую роль в практической деятельности КФХ и являются неотъемлемой частью юридического статуса хозяйства (слайд 29). Земельные права КФХ регулируются законом «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», Земельным и Гражданским кодексами, а также нормативными актами Президента Правительства РФ, регламентирующими возникновение, изменение и прекращение прав на земельные участки граждан, ведущих фермерское хозяйство.

Согласно ст. 9 закона РСФСР 1990 г. «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» КФХ считалось созданным с момента государственной регистрации прав на землю. Данные нормы утратили силу с принятием одноименного закона РФ 2003 г., в соответствии со ст. 11 которого земельные участки предоставляются и приобретаются для создания и осуществления деятельности фермерского хозяйства. Отсюда следует, что земля может выделяться как до, так и после регистрации КФХ. Такой вывод не в полной мере основывается на нормах Земельного кодекса, ст. 81которогго, устанавливая общий порядок получения земли, говорит, что этим правом обладают граждане, «изъявившие желание вести фермерское хозяйство». Представляется, что данная формулировка не исключает прав членов действующего КФХ обратиться за дополнительным участком с целью расширения землепользования.

В соответствии со ст. 81 ЗК РФ порядок получения земельного участка определяется настоящим кодексом и законом о КФХ .

Процедура выделения земли урегулирована ст. 12 закона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» , а в части заключения договора купли- продажи или аренды подчиняется также Гражданскому кодексу и актам Министерства имущественных отношений РФ. При этом согласно пункту 3 ст. 11 закона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» формирование земельного участка осуществляется в соответствии с положениями земельного законодательства.

В соответствии со ст.12 закона РФ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» граждане, заинтересованные в получении земли для КФХ, подают заявление в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления. Согласно п. 19 ст. 3 закона «О введение в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками до разграничения государственной собственности на землю осуществляется органами местного самоуправления в пределах их полномочий, если законодательством не предусмотрено иное.

Статья 12 закона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» устанавливает требования к содержанию заявления о выделении земли для КФХ, согласно которым в нем должны указываться:

1) цель использования земельного участка (создание, осуществление деятельности КФХ или его решение);

2) испрашиваемое право на землю (в собственность или аренда);

3) условия предоставления участка в собственность (за плату или бесплатно);

4) срок аренды;

5) обоснование размеров предоставляемых участков;

6) предполагаемое место нахождения земельных участков. Также предоставляется соглашение о создании фермерского хозяйства.

Данный перечень является исчерпывающим. Поэтому уполномоченные органы не в праве предъявлять дополнительные требования помимо перечисленных в п. 1 ст. 12 закона.

После введения в действие закона РФ 2003 г. «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» положение об индивидуальной собственности на землю утратило силу, однако данный закон не определяет, на кого оформляется земельный участок, на имя главы или членов хозяйства. Нет также в законе норм о том, что заявление о выдаче земли для КФХ подается от всех участников хозяйства.

При этом в литературе справедливо обращалось внимание на противоречия ст. 258 ГК РФ, где говорится о праве собственности на земельный участок всех членов КФХ с одновременным указанием на выделение участка фермерскому хозяйству. Такая ситуация не соответствует заложенному в ГК РФ принципу равных имущественных прав членов хозяйства, которые в соответствии со ст. 257 ГК РФ обладают правом общей собственности на все имущество КФХ, включая земельный участок.

Гражданский кодекс и закон «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» не содержит ответ, подлежит ли разделу земельный участок и средства производства при выходе нескольких членов из состава КФХ.

С экономической точки зрения положения законодательства, допускающие разделение средств производства и земли фермерского хозяйства даже в случае ликвидации КФХ выглядят не достаточно обоснованными.

Хозяйство представляет собой семейную форму мелкого сельскохозяйственного производства, ликвидация которой не отвечает интересам развития государства, поскольку негативно сказывается на продовольственной безопасности. Кроме того, фермерство- это особый уклад жизни, сохраняющий самобытную культуру и генофонд нации.

Конечно, нельзя ставить под сомнение право собственности членов фермерского хозяйства на имущество КФХ. Однако более целесообразным, нежели раздел активов хозяйства, предоставляется нормативное закрепление правила о реализации земли и средств производства КФХ как имущественного комплекса в случае добровольной либо принудительной ликвидации фермерского хозяйства. Высказываемые предложения соответствуют европейскому опыту. Например, в Дании объектом сделок может быть только целое фермерское хозяйство как имущественный комплекс. Аналогичный опыт имеется и в Польше.

Некоторые Российские ученые также обоснованно говорили о том, что имущество фермерского хозяйства следует рассматривать в целом как объект прав, используемых для осуществления предпринимательской деятельности, то есть, имущественный комплекс, являющийся недвижимостью. Введение соответствующих норм в законодательство позволит сохранить целостность фермерских хозяйств, а, следовательно, и устойчивость их развития. В случае не состоятельности КФХ реализация имущественного комплекса также в большей степени будет способствовать эффективному развитию аграрного сектора экономики по сравнению с распродажей отдельных объектов собственности КФХ . При таком подходе немало важно-то обстоятельство, что права кредиторов будут лучше защищены.

Существенным недостатком российского законодательства является отсутствие четких положений, регламентирующих труд в фермерском хозяйстве. Так, закон «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» 2003 г. вообще не регулирует указанные отношение и ничего не говорит о том, какими нормами надлежит руководствоваться на практике. В трудовом кодексе РФ о труде также нет соответствующих положений, что следует оценить критически, поскольку отсутствие надлежащего правового регулирования ведет к смешению понятий «член фермерского хозяйства» и «наемный работник».

В российской юридической литературе было высказано мнение, что работодателем в отношении членов фермерского хозяйства и наемных работников выступает глава КФХ , а в соглашении о создании хозяйства необходимо указывать на каких условиях (полной или частичной занятости) и по какой профессии член КФХ будет работать в хозяйстве и условия его перевода с одной работы на другую.

Глава фермерского хозяйства не является работодателем по отношению к другим членам хозяйства. Другие авторы подчеркивали, что труд членов КФХ подчиняется гражданским нормам, и применительно к взаимодействию участников хозяйства понятия «работодатель» и «работник» не применимы, так как эти отношения основаны на членстве, а не на трудовом договоре. Поэтому работодателем надлежит признавать не главу, а само фермерское хозяйство. Глава заключает с наемными работниками трудовые договора от имени КФХ, и именно хозяйство выполняет функции налогового агента в отношении налогов на доходы наемных работников, то есть рассчитывает, удерживает и перечисляет налог на доходы физических лиц в бюджет.

На примере Трудового кодекса России видно, что признание главы работодателем влечет наложение на него обязанностей уплачивать заработную плату, страховые взносы и другие обязательные платежи. Но будет ли такой подход законным с точки зрения ГК и закона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»? Согласно данного акта глава КФХ, являясь одним из членов хозяйства, выбирается на свою должность участниками КФХ и в установленных законом случаях может быть добровольно либо принудительно отстранён от исполнения своих обязанностей с назначением нового главы.

Согласно ГК РФ и закону «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» государственной регистрации подлежит фермерское хозяйство, несмотря на то, что оно действует без образования юридического лица. Поэтому правосубъектность хозяйства- это правосубъектность самостоятельного субъекта права. Отсюда следует, что граждане вступают в трудовые правоотношения и заключают соответствующий договор с фермерским хозяйством. От имени хозяйства договор вправе подписывать уполномоченное лицо, которым в силу закона является глава хозяйства.

Поэтому обоснованным представляется мнение ученых о том, что фермерское хозяйство, а не его глава нанимает работников, и хозяйство выступает для них работодателем.

Нельзя согласиться с высказанным в письме МНС РФ от 20 сентября 2004 г. № 04-05-03/252 мнением, что глава КФХ производит выплаты другим членам хозяйства. Полученные в результате деятельности хозяйства продукция и доходы являются общей собственностью всех участников хозяйства и распределяются не главой, а по соглашению всех членов КФХ (ст.258 ГК РФ).

Ведение КФХ -это предпринимательская деятельность, направленная на получение прибыли. Именно прибыль должна быть результатом, подлежащим распределению между членами КФХ. Её отсутствие говорит о том, что деятельность хозяйства и членов не увенчалась успехом. В этом случае члены хозяйства не вправе требовать выплат, предусмотренных трудовым законодательством, например, заработной платы. Данный критерий является ключевым при определении порядка и условий труда членов крестьянского хозяйства, их участия в покрытии убытков и распределении полученных доходов. Из сказанного следует вывод о том, что один член хозяйства не может выступать работодателем по отношению к другим участникам КФХ.

Рассмотрение трудового положения фермерского хозяйства будет неполным без анализа темы налогообложения КФХ .

В соответствии с Налоговым кодексом фермерское хозяйство вправе перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН), заменяющего большинство других налоговых платежей. В НК РФ для этих целей предусмотрена специальная глава 26.1 «Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)». До 1 января 2004 г. действовала редакция ст.346.1 главы 26.1 НК РФ, согласно которой фермерские хозяйства наряду с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями рассматривались в качестве плательщиков единого сельскохозяйственного налога при условии признания КФХ сельскохозяйственным товаропроизводителем. Для этого в свою очередь требовалось, чтобы за предшествующий календарный год доля выручки от реализации с/х продукции, произведенных на сельскохозяйственных угодьях, в том числе от реализации продуктов ее переработки, в общей выручке КФХ составила не менее 70 процентов.

Из сказанного следует, что налогоплательщиком следует признавать не его главу, а само фермерское хозяйство. Если спор возникает в период деятельности КФХ, то обязательно должны исполняться за счет общего имущества хозяйства. В случае ликвидации КФХ ответственность по налоговым и иным платежам подлежит взысканию с членов хозяйства.

Согласно п. 1 ст. 21 закона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» КФХ ликвидируется в случае единогласного решения участников. Причины могут быть самые разнообразные: достижение целей, ради которых хозяйство создавалось; переезд в другую местность, утрата интереса к деятельности КФХ вследствие старости или нетрудоспособности, отсутствие прибыли и т.д. Руководствуясь ст. 9ГК РФ, согласно которой субъекты гражданского права по его усмотрению осуществляют принадлежащие им права, и ст. 21 закона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» члены КФХ принимают решение о добровольном прекращении деятельности фермерского хозяйства.

Участники КФХ вправе принять решение о создании на базе хозяйства производственного кооператива или хозяйственного товарищества. В этом случае хозяйство также подлежит ликвидации, а кооператив или товарищество должно признаваться правопреемником фермерского хозяйства.

КФХ ликвидируется, если отсутствуют участники или их наследники, желающие продолжить деятельность хозяйства, а так же в случае его банкротства. Первое из указанных оснований требует уточнения, поскольку закон не разъясняет, кто принимает решение о ликвидации хозяйства при отсутствии в нем членов. Ведь если наследники не пожелают вести КФХ, то они не будут вступать в состав хозяйства. Очевидно, что в рассматриваемом случае о прекращении деятельности КФХ должен принять суд.

Многоукладность в российском аграрном секторе экономики не возможна без многообразия организационно-правовых форм хозяйствования.

Крестьянские (фермерские) хозяйства являются основной структурой малого и среднего аграрного предпринимательства, и имеют право на свое, позитивное развитие.

Но успешным аграрный бизнес может быть лишь при условии полноценного и качественного юридического урегулирования.

Это касается и законодательства о крестьянском (фермерском) хозяйстве .

Б.А.Воронин

д.ю.н. профессор

зав. кафедрой

управления и права

Уральской ГСХА

журнал "Нивы Зауралья"

фото Информационное агентство "Светич"

Крестьянское (фермерское) хозяйство не является юридическим лицом. Его глава зарегистрирован как индивидуальный предприниматель.
Обязан ли он уплачивать страховые взносы в фиксированных размерах дважды: за себя как за индивидуального предпринимателя и за себя как за главу крестьянского (фермерского) хозяйства (иной деятельности, кроме как деятельности в качестве главы крестьянского (фермерского) хозяйства, он не осуществляет)?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Глава крестьянского (фермерского) хозяйства, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, не обязан уплачивать страховые взносы за себя в фиксированных размерах по двум основаниям. За главу крестьянского (фермерского) хозяйства, являющегося индивидуальным предпринимателем, следует уплатить страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование в фиксированных размерах: 26 545 рублей за расчетный период 2018 года на обязательное пенсионное страхование и 5840 рублей за расчетный период 2018 года на обязательное медицинское страхование.

Обоснование позиции:
Индивидуальные предприниматели (в том числе главы крестьянских (фермерских) хозяйств - НК РФ) признаются плательщиками страховых взносов ( НК РФ).
Следует отметить, что крестьянское (фермерское) хозяйство может существовать в двух формах, отличных друг от друга по своему правовому статусу: в качестве образований, не обладающих статусом юридического лица ( ГК РФ), или в качестве юридических лиц ( ГК РФ).
Крестьянское (фермерское) хозяйство без образования юридического лица подлежит обязательной государственной регистрации путем регистрации в качестве индивидуального предпринимателя гражданина, определенного в соглашении в качестве главы фермерского хозяйства, либо гражданина, создающего такое хозяйство единолично ( ГК РФ, Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", смотрите также следующий материал: . Государственная регистрация крестьянского (фермерского) хозяйства).
При этом независимо от того, в какой форме зарегистрировано крестьянское (фермерское) хозяйство - как юридическое лицо либо без образования юридического лица, его глава признается плательщиком страховых взносов (смотрите также КС РФ от 24.06.2014 N 1551-О).
Индивидуальные предприниматели уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование за себя в размерах, которые определяются в порядке, предусмотренном НК РФ.
Главы крестьянских (фермерских) хозяйств уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование за себя и за каждого члена крестьянского (фермерского) хозяйства в размерах, которые определяются в порядке, предусмотренном НК РФ.
Соответственно, главы крестьянских (фермерских) хозяйств хоть и приравниваются для целей НК РФ к индивидуальными предпринимателем ( НК РФ), но положениями НК РФ для них установлен отдельный порядок определения размера страховых взносов.
Крестьянское (фермерское) хозяйство без образования юридического лица подлежит обязательной государственной регистрации путем регистрации в качестве индивидуального предпринимателя его главы. В этой связи мы полагаем, что глава крестьянского (фермерского) хозяйства, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, не обязан уплачивать страховые взносы за себя в фиксированных размерах по двум основаниям.
Встречаются примеры судебных споров, в которых контролирующие органы исходили из того, что физическое лицо, зарегистрированное одновременно в качестве главы крестьянского (фермерского) хозяйства и в качестве индивидуального предпринимателя, обязано уплачивать страховые взносы в виде фиксированных платежей по каждому из указанных оснований.
Например, в определении ВС РФ от 01.07.2016 N 309-КГ16-6659, АС Уральского округа от 18.02.2016 N Ф09-12022/15 по делу N А76-32547/2014, от 08.07.2015 N по делу N А76-25022/2014 такой подход поддержки не нашел.
Вместе с тем в ФАС Северо-Кавказского округа от 20.06.2014 N Ф08-3698/14 по делу N А53-15654/2013 судьи исходили из того, что уплата главой крестьянского (фермерского) хозяйства страховых взносов за себя как за индивидуального предпринимателя не является основанием для освобождения его от уплаты страховых взносов за него как за члена крестьянского (фермерского) хозяйства.
При этом судьи сослались, в частности, на Президиума ВАС РФ от 02.07.2013 N 58/13, согласно которому уплата страховых взносов главой крестьянского (фермерского) хозяйства за члена такого хозяйства и этим же членом крестьянского (фермерского) хозяйства как индивидуальным предпринимателем осуществляется из различных источников (не возникает двойного обложения страховыми взносами).
Подобную логику применили и судьи в АС Московского округа от 01.10.2015 N Ф05-13001/15 по делу N А41-56940/2014: уплата страховых взносов главой крестьянского (фермерского) хозяйства и этим же главой крестьянского (фермерского) хозяйства как индивидуальным предпринимателем осуществляется из различных источников.
Между тем необходимо отметить, что в упомянутом постановлении Президиума ВАС РФ спор касался уплаты страховых взносов главой крестьянского (фермерского) хозяйства не за себя, а за другого члена крестьянского (фермерского) хозяйства, который и был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя.
Кроме того, выводы, представленные в упомянутых постановлениях судов Северо-Кавказского и Московского округов, касаются крестьянских (фермерских) хозяйств, зарегистрированных в качестве юридических лиц.
В рассматриваемой же ситуации крестьянское (фермерское) хозяйство не является юридическим лицом. В таком случае, на наш взгляд, уплата главой крестьянского (фермерского) хозяйства страховых взносов в фиксированном размере за себя как за члена крестьянского (фермерского) хозяйства и за себя как за индивидуального предпринимателя будет осуществляться из одного источника, соответственно, должна быть осуществлена только один раз.
Таким образом, считаем, что в рассматриваемой ситуации за главу крестьянского (фермерского) хозяйства, являющегося индивидуальным предпринимателем, следует уплатить страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование в фиксированных размерах: 26 545 рублей за расчетный период 2018 года на обязательное пенсионное страхование и 5840 рублей за расчетный период 2018 года на обязательное медицинское страхование.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Арыков Степан

Ответ прошел контроль качества

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.