Луков Вал. А

24.01.2024

Социальное проектирование. Социальное проектирование - это научно-теоретическая и од-новременно предметная практическая деятельность по созданию проектов развития социальных систем, институтов, социальных объ-ектов, их свойств и отношений на основе социального предвидения, прогнозирования и планирования специальных заведомо нужных качеств и свойств, яв-ляющихся значимой социальной потребностью . Прогнозируемые, моделируемые и конструируемые качества и свойства социальных объектов дают возможность управлять социальными процессами и являются выражением того социально нового, что характеризует тенденции современного социального развития . В соответствии с этим социальное проектирование связано с инновационной деятельностью и внедрением социальных инноваций.

Социальное проектирование представляет собой синтез научно-теоретической, предметно практической деятельности и социального образования. Как научно-теоретическая деятельность социальное проектирование касается прежде всего таких научных направлений как социологии, социальной работы (социономии), социальной философии, политологии, конфликтологии, регионоведения, экономики. Как предметно-практическая деятельность социальное проектирование выражается в создании конкретных социальных проектов, в планировании и управлении развитием территориально-промышленных, экономико-хозяйственных, социально-культурных и других комплексов. Как элемент системы образования социальное проектирование - учебная дисциплина, связанная с изучением методологии и технологии проектирования, инструментальных средств проектирования, его системных принципов, форм и методов .

Развитие социального проектирования связано с применением различных математических методов и создании математических моделей с применением компьютерных технологий. Вместе с этим, многовариантность разных векторов социального развития характеризуется применениемдля осмысления актуальных и возможных тенденций социальной динамики таких фундаментальных философских понятий, как концепция возможных миров, разработанная еще в трудах таких классических философов, как Готфрид Лейбниц и Иммануил Кант, а также принципов кибернетики и синергетики, с привлечением таких понятий, как социальная энтропия и ее уровни, социальная деструкция, хаос и порядок, социальная гармония, социальная динамика, социальное ожидание и социальная проекция. Систематическое представление о социальном проектировании выводит эту область знания на уровень теории социального проектирования, которая включает в себя субординированную систему понятий и принципов, методологии и методов, технологии и инструментария, форм и средств социального предвидения, а также видов и типов социальных проектов , стратегий и тактик проектной деятельности .

Сам термин «проектирование» (от лат. «projectus» - брошенный вперед: проектирование - процесс создания прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния - специфическая деятельность, результатом которой является научно-теоретически и практически обоснованное определение вариантов прогнозируемого и планового развития новых процессов и явлений . Проектирование - составная часть управления, которая позволяет обеспечить осуществление управляемости и регулируемости некоторого процесса.

Проектирование означает определение версий или вариантов развития или изменения того или иного явления. Чтобы точно и однозначно осмыслить суть проектирования, необходимо соотнести его с понятиями, которые являются близкими по смыслу и значению. Такими понятиями являются следующие:: планирование, проекция, предвосхищение, предвидение, прогнозирование, конструирование, моделирование . Выявление вариантов развития или изменения объекта дает возможность выбирать тактику и стратегию взаимодействия с этим объектом, управления объектом, выработки технологии воздействия на него, выбора путей планомерного введения нововведений. Осмысление указанных понятий, этапности их достижения и методов реализации представляет собой суть проектирования . Все эти понятия как специфические познавательные методы и методики в соответствующей последовательности рассматриваются в настоящей работе, но представляется необходимым уточнить содержание этих понятий как рабочих терминов :

Планирование - научно и практически обоснованное определение целей, выявление задач, сроков, темпов и пропорций развития того или иного явления, его реализации и претворения в интересах общества.

Предвидение - в узком смысле предсказание, в более широком -предпочтительное знание о событиях или явлениях, которые существуют, но не зафиксированы в наличном опыте. Предвидение может быть простым предвосхищением, предугадыванием, основанным на биологических и психофизиологических способностях (начальная ступень) и собственно предвидением (высшая ступень) - человеческим представлением о будущей судьбе самого себя своих качеств, своего окружения и ближайшей контактной микросреды. Научное предвидение основывается на выявлении закономерностей развитияявления или события, когда известны причины его зарождения формы функционирования и ход развития.

Прогнозирование - есть форма предвидения, выражающаяся в целеполагании, программировании и управлении планируемым процессом явления на основе выявленных параметров его возникновения, существования, устойчивых форм и тенденций развития. Связана с предвидением направления развития явления в будущем, посредством переноса на него представлений о том, как развивается явление в настоящем. Указанный перенос осуществляется с помощью методов экстраполяции, моделирования и экспертизы. Выражается в анализе прогнозного фона, формировании исходных прогнозных моделей, поисковых прогнозов, формировании нормативных прогнозных моделей, их оценке.

Социальное проектирование - это проектирование социальных объектов, социальных качеств, социальных процессов и отношений . В отличие от проектирования объектов, при изменении которых не учитывается субъективный фактор, при проектировании социальных объектов этот фактор должен учитываться. Его учет во многом предопределяет специфику социального проектирования. При этом в основания социального проектирования должны быть заложены следующие параметры:

Противоречивость социального объекта;

Многовекторность развития социального объекта;

Невозможность описания социального объекта конечным числом терминов любой социальной теории (принципиальная неформализуемость);

Многофакторность бытия социального объекта;

Наличия множества субъективных составляющих, определяющих соотношение должного и сущего в отношении развития социального объекта;

Субъективные факторы формирования социального ожидания, социального прогноза и социального проектирования;

Факторы, определяющие разные критерии оценки зрелости развития социального объекта.

Перечисленные выше факторы не являются конечным списком причин, определяющих специфику социального проектирования. Они лишь являются системой тех параметрических черт, которые характеризуют то, что проектирование социальных объектов коренным образом отличается от проектирования таких объектов, которые не обладают указанными чертами.

Социальное проектирование дает возможность оценить обоснованность прогноза, разработать научно обоснованный план социальною развития. Проектирование учитывает и возможность неудачного эксперимента по проверке идей, так называемый отрицательный результат. При его получении необходим тщательный анализ причин, чем вызвано несоответствие в решении поставленных задач. Процесс социального проектирования так же называют «социальным конструированием».

Методики социального проектирования. Социальное проектирование использует специальные методики . Методики - это способы достижения цели; построение социального проекта -- это определенным способом упорядоченная деятельность субъекта проектирования. Среди методик проектирования следует выделить следующие: методику матрицы идей, методику вживания в роль, метод аналогии, метод ассоциации, методику мозгового штурма, методику синектики.

Методика матрицы идей. Методика матрицы идей, когда на основе нескольких независимых переменных составляются различные варианты решений. Обычно разработка социального проекта зависит от сложности и первоочередности поставленных задач, от сроков, в пределах которых требуется осуществить замысел, а также от материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Просчитывая варианты из этих переменных, можно определить наиболее эффективный путь реализации проекта в заданных условиях. Этот важный прием применяется, как правило, при ограниченных возможностях.

Методика вживания в роль. Методика вживания в роль помогает получить более точное представление о Том, что нужно сделать в процессе проектирования. Это не просто заглядывание в будущее, проектируемое, а стремление глубже понять, как будет реализован проект. Сегодня любая проблема требует учета интересов и желаний людей, а это лучше достигается, когда проектировщик внимательно изучает условия, в которых протекает процесс.

Метод аналогии. Метод аналогии является общенаучным и логическим методом, с помощью которого на основе подобия, сходства предметов в каких-либо свойствах, признаках или отношениях формулируется предположение (прогноз) о наличии указанных свойств, признаков или отношений у явления, которое выступает объектом проектирования. Аналогия может быть простая, распространенная, строгая и нестрогая. Утверждение (прогноз и проектирование) по аналогии является более достоверным, если принимаются в расчет следующие обстоятельства:

Чем больше известно общих признаков (PI, P2, ....Рп) у сравниваемых предметов, тем выше степень вероятности вывода по аналогии;

Чем существеннее найденные общие признаки у сравниваемых предметов, тем выше степень вероятности;

Чем глубже познана взаимная закономерная связь сравниваемых предметов, тем выше степень вероятности;

Если предмет в отношении которого мы осуществляем прогнозирование по аналогии, обладает каким-нибудь свойством, не совместимым с тем свойством, о существовании которого осуществляется прогнозирование, то общее сходство не имеет никакого значения.

Метод ассоциации. При подготовке проекта нередко возникает необходимость принять новое решение, которое вызвано неудовлетворенностью существующей практикой. В связи с этим встает вопрос.как улучшить положение, найти более рациональный и эффективный способ управления.

С учетом накопленных знаний разрабатываются подходы, которые позволяют серьезно видоизменять объект воздействия, т. е. затрагиваются не только формы, но и существенные содержательные элементы. Метод ассоциации предусматривает сочетание приемов приспособления, модификации и полной реорганизации.

Методика мозгового штурма. Методика мозгового штурма, который связан с генерацией идей, с их равноправной конкуренцией, с возможностью сопоставления. Он осуществляется посредством коммуникативного взаимодействия, в котором обсуждаются различные проекты, осуществляются оценки, экспертиза фактов, полемика мнений.

Методика синектики. Согласно данной методике несколько предложенных идей рассматриваются отдельно друг от друга, а потом между ними устанавливается определенная взаимосвязь и взаимозависимость.

Условия проектной деятельности. Среди характеристик социального проектирования особое место занимают условия - система социальных явлений и процессов, оказывающих определенное влияние на проектную деятельность. Условия проектной деятельности включают в себя множество компонентов - отношения, процессы, среда, действия, вещи, деятельность, средства и т. п .

Проектный фон - это совокупность внешних по отношению к объекту проектирования условий, существенно влияющих на его функционирование и развитие. Одним из элементов социальной деятельности является социальное действие. Социальное действие - это воздействие человека как субъекта социальной активности на управляемую подсистему (социальную структуру), среду, регион, коллектив, группу, личность, направленное на реализацию разработанного проекта, осуществления поставленной цели , .

При проектировании систем социальная деятельность представляет собой функционально-временную последовательность социальных действий (социальная технология процесса проектирования), а проект - особую форму отображения потребностей, интересов, установок, стремлений, выраженных в определенной знаковой форме.

В концепции социального проектирования отразился более общий социологический принцип, который эффективно применяется в построении теорий относительно различных сторон и проявлений социальности. Суть принципа - в признании активности субъекта социального в качестве решающего фактора, определяющего содержание и формы социальной жизни. Принцип этот хорошо известен, освящен в рамках разных научных парадигм и под различными обозначениями великими, но нередко встречается в слишком абстрактной форме, не позволяющей перевести его из сферы социальной философии в сферу социологических интерпретаций.

В самом общем виде социальное проектирование деятельности представляет собой конструирование локализованного по месту, времени и ре­сурсам действия, направленного на достижение социально значи­мой цели.

В социальной области проектный способ организации деятельности реализовывался менее системно и в из­вестном отрыве теории от практики. Видимо, этому способствова­ло и то, что бизнес - проектное мышление исходило из оценки успешности проекта по показателям эко­номической эффективности, а такой подход мало применим в социальной ра­боте и другой деятельности социокультурного характера.

Желаемые состояния будущего. Сущность социального проектирования - конструирование же­лаемых состояний будущего. Исходные вопросы социального проек­тирования - какие состояния желаемы и какие ресурсы есть для их достижения - в современных условиях раскрываются иначе, с иными акцентами и оттенками, чем еще 15-20 лет назад.

Проблема желаемого состояния общества приобрела явные черты экофобии. Социальный проект не должен разрушить хрупкое равновесие в системах «человек-природа», «человек-человек» - эта концептуальная установка ведет к установлению экологически ориентированных параметров при оценке социальных проектов. Эти новые параметры отражают, во-первых, мультипликационный харак­тер любого социального нововведения: оно не может не затронуть целой группы социальных потребностей, интересов и ценностей, как бы ни были скромны задачи проекта и какой бы малой общности он ни был адресован. Они, во-вторых, учитывают кумулятивный характер последствий, к которым ведет любое социальное новов­ведение: изменение, порождаемое успешной реализацией проекта, нарастает и со временем может пересечь экологическую границу, за которой положительные последствия нововведения будут пере­вешиваться его негативными последствиями.

Отсюда - стремление к оптимизации социально-проектной де­ятельности, ее постановки под контроль не столько государства, сколько общественности. Идея участия населения в выработке и принятии решения по проектам, их корректировке, в недопущении произвольных социальных решений властей, администраций всех уровней или частных лиц стала одной из общепринятых основ практики социального проектирования во многих странах. Доктри­на «public participation», развивающаяся в США и Европе с 1960-х годов, более всего затрагивает градостроительные решения (ее зародыш содержался в критике планирования городского развития без учета интересов потребителей, отказ от практики осущест­вления архитектурных решений, исходя из представления о рацио­нальном городе, о функциональной основе жизни людей). Доктрина строится на переходе от функционального к средовому (environmental) подходу - с активным участием жителей города в разработке и осуществлении социальных проектов. Реализация доктрины предполагает «разработку процедур поддержки естественных соци­ально-идентификационных механизмов», т. е. «отождествление участников процесса выработки решений с проблемными жизненными ситуациями друг друга», а самого процесса как диалога, парт­нерства.


Как представляется, новые особенности социального проектирования определяются прежде всего новым качеством мышления широких масс в развитых странах Европы и Америки, которые включают экофобный фон как основной для повседневной жизни большинства (или значимого большинства) жителей. Академик Б. Раушенбах, исходя из своих наблюдений над повседневной жизнью современной Германии, отмечает «буквально помешанность населения на проблемах экологии. Стремление сохранить природу, ее первозданность, принимает формы совершенно необычные, порой даже, казалось бы, гипертрофированные». Он специально отмеча­ет, что «не государственные деятели или люди, которым положено заниматься такими проблемами, а все помешаны на экологии, все население»

В российских условиях подобный фон также начинает склады­вается, но его параметры пока неустойчивы и масштабы подверже­ны значительным колебаниям. Исследования кафедры социологии Института молодежи 1995-1996 гг., в частности, показали, что актуальность загрязнения окружающей среды, экологической ка­тастрофы как детерминанты личностных опасений в среде старшек­лассников и студентов осознают 29-42% опрошенных.

Экологический алармизм охватывает также и сферу социаль­ной и культурной жизни, что дает толчок новым моделям утопи­ческого проектирования, не выходящего за рамки интеллектуаль­но-художественной деятельности. Фактически это способ создания новых социокультурных образцов общежития людей, иногда приоб­ретающих черты реального поведения локальных сообществ.

Тем не менее воспроизведение социокультурных образов, спустя более полувека после начала их литературной жизни, само по се­бе представляет исследовательский интерес. В рамках же нашей темы немаловажно отметить замещение агрессии групповой соли­дарности предписанными в литературном источнике нормами пове­дения (а точнее - образцами поведения в ситуациях смоделиро­ванного мира). Ингрупповой фаворитизм предопределен сказкой, о которой участникам изначально известно, что это сказка. Симво­лы агрессии (например, меч) также «экологичны»: это лишь образы таких символов (картонные мечи).

ПРОСТРАНСТВЕ ШКОЛЫ

Ткачева Татьяна Юрьевна,

учитель истории и обществознания МОАУ «Григорьевская СОШ»

Соль-Илецкого района

Оренбургской области

Современное развитие российского государства, становление гражданского общества требует, чтобы система образования содействовала формированию сознательного гражданина, способного к сотрудничеству, отличающегося мобильностью, динамизмом, обладающего чувством ответственности за свою страну.

    Ученики хотят, чтобы в школе было интересно учиться, чтобы к ним относились с уважением, видели в них личность, чтобы можно было общаться друг с другом, хотят иметь учебный успех и получить качественное образование.

    Родители школьников сегодня стали реальными субъектами социального заказа в образовательном процессе. Они хотят, чтобы их дети были мобильными, умели приспосабливаться к современным условиям, как в городе, так и селе.

    Учителя хотят, чтобы были созданы условия для их творческого и профессионального потенциала, чтобы родители принимали активное участие в учебно-воспитательном процессе и чтобы государство уделяло внимание решению проблем учительства.

    Школа должна найти оптимальный для себя баланс между выполнением государственного заказа и общественными потребностями, а так же между современными образовательными технологиями и культурно-историческими, социальными особенностями села.

Социальное проектирование и есть средство, с помощью которого можно выполнить госзаказ и удовлетворить общественные потребности.

Я, как учитель истории и обществознания, вижу одно из главных направлений своей работы – освоение учащимися основных социальных навыков, практических умений в области социальных отношений. Навыки решения социально значимых проблем более эффективно осваиваются учащимися в ходе социальной практики, когда ребята участвуют в создании социальных проектов.

Социальные проекты - это проекты, которые носят практически-прикладной характер, направленные на решение проблем местного уровня. Позитивной чертой социального проектирования является возможность учащихся увидеть результаты своей деятельности через социологические опросы, интервью, увидеть отношение различных категорий населения к теме их проекта. Социальные проекты дают учащимся возможность связать и соотнести общие представления, полученные в ходе уроков, с реальной жизнью, в которую вовлечены они сами, их друзья, семьи, учителя, с общественной жизнью, с социальными и политическими событиями, происходящими в масштабах микрорайона, города, края, наконец, страны в целом. В ходе реализации проектов учащиеся активно используют свои знания, общаются и сотрудничают друг с другом.

С психологической точки зрения работа над социальным проектом является для учащихся практикой регулирования межличностных отношений, становления навыков делового общения, овладения основами перспективного планирования, принятия решений и осознания ответственности за их выполнение.

Для учителя социальное проектирование – это интегрированное дидактическое средство развития, обучения, воспитания, которое позволяет формировать социальные компетентности учащихся, развивать специфические умения и навыки: проектирования, прогнозирования, исследования, презентации.

Как для педагогов, так и для учеников участие в проекте должно осуществляться исключительно на добровольной основе. Опыт показывает, что лучшие проекты являются результатом искренней заинтересованности и высокой внутренней мотивации педагогов и учащихся.

Эффективная работа над проектом требует четкого распределения обязанностей между членами команды. При распределении обязанностей должны учитываться личные качества, навыки и, разумеется, интересы и склонности членов команды.

Успешность работы над проектом во многом определяется характером отношений между его юными и взрослыми участниками. Схема работа, предполагающая, что учитель является руководителем проекта, а ученики – его исполнителями, не ведет к успеху. Педагог должен осуществлять общую координацию деятельности школьников, выступая в роли помощника и консультанта, но главными действующими лицами в проекте являются дети.

Социальное проектирование требует кропотливой и трудоемкой работы, а порой и определенных материальных затрат. Вот почему для успешной реализации проекта исключительно важна поддержка администрации, и, прежде всего руководителей образовательных учреждений. Предоставление школьных аудиторий и технического оборудования для работы над проектом, материалов для оформления портфолио, поощрение педагогов и учащихся, активно участвующих в проектной деятельности – таков лишь примерный перечень возможных форм поддержки проекта со стороны администрации образовательных учреждений.

Использование информационно – коммуникационных технологий в проектной деятельности предоставляет новые возможности:

Поиск и использование необходимой информации, что особенно важно для сельской школы из-за ограниченности литературы в школьной библиотеке;

Представить защиту проектов наглядно, образно на уровне эмоционального восприятия.

Очень важно, чтобы участники проекта ощущали полезность своей работы, видели, как их предложения находят свое практическое воплощение. Это возможно при искренней заинтересованности в социальном проектировании и его результатах представителей властных структур и, прежде всего органов местного самоуправления.

Чтобы развить у учащихся демократические привычки, помочь им стать активными гражданами нашего города, я предлагаю им выйти из школы, чтобы увидеть социально-значимые проблемы села, проблемы других людей.

Работа над социальным проектом осуществляется поэтапно. На первом этапе мы с ребятами выявляем социальную проблему, проводим анализ, определяем цели, задачи проекта, ожидаемые результаты, составляем план работы, распределяем обязанности между членами группы, определяем необходимые ресурсы и источники их получения. На этапе реализации социального проекта учащиеся собирают информацию, выполняют исследования, ищут деловых партнеров, проводят плановые мероприятия, (роль учителя на этом этапе - консультант). Следующий этап – этап презентации проекта , когда происходит устная защита проекта учащимися, ребята представляют логику и эффективность своего проекта, показывают компьютерную презентацию проекта (роль учителя на данном этапе - консультант). И на последнем этапе, этапе рефлексии, мы с ребятами подводим итоги, анализируем результаты, определяем социальную значимость проекта, информируем общественность о результатах проекта. Авторы социальных проектов представляют их на ежегодном районном конкурсе «Я – гражданин России», где занимают призовые места.

Нашими социальными партнерами в работе над проектами стали органы местного самоуправления, администрация колонии-поселения ИКП-12, ЮК 25/6, ООО «Чашкан», родители. Можно сказать о готовности наших социальных партнеров выслушать доводы ребят, принять их предложения.

Мой опыт организации работы над социальными проектами позволил выделить следующие положительные результаты данного метода:

    в ходе работы над социальными проектами у учащихся формируются навыки социального поведения, умения общаться со взрослыми людьми, вести диалог, работать с официальными документами, отстаивать свои права, навыки коллективной работы в команде;

    расширяются знания учащихся о сложностях, взаимосвязях окружающей действительности;

    привлекается внимание ребят к актуальным социальным проблемам города, окружающих людей;

    ребята вовлекаются в реальную практическую деятельность.

Таким образом, социальное проектирование – это настоящая жизненная школа, уроки которой помогут подросткам, как в обычной жизни, так и в самых неожиданных обстоятельствах. Работая над социальным проектом, решая социальные проблемы конкретного сообщества, принимая решения взять ответственность на себя за будущее своего города, подросток становится личностью, гражданином, жителем планеты Земля.

Предлагаемые школьниками проекты помогают представителям власти по-новому взглянуть на острые общественные проблемы, и даже оказать практическую помощь в их решении. Сегодняшние лидеры школьных команд могут рассматриваться как кадровый резерв органов государственной власти и местного самоуправления.

Наш опыт показывает, что, обучая подростков социальному взаимодействию и проектированию социально–значимых дел, поддерживая их инициативы, мы можем говорить о воспитании активной гражданской позиции юных граждан.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Введение…………………………………………………………………..2

1. Сущность социального проектирования…………………………4

2. Проблемы социального проектирования в России……………...9

Список использованной литературы…………………………………...18

Введение

Социальное проектирование как отрасль социологической науки появилось в XX веке, когда стало очевидным, что игнорирование социальных аспектов развития чревато серьезными издержками в функционировании современных обществ.

На первых этапах своего становления оно было производным от научного и технического проектирования. Исторически научно обоснованные методы проектирования впервые стали применяться в архитектуре и машиностроении. Все большее распространение получает проектирование при решении проблем расселения, а также при совершенствовании систем управления.

В настоящее время наряду с традиционными видами складываются новые самостоятельные направления проектирования: человеко-машинных систем, экологическое, демографическое, инженерно-психологическое и др. Проектирование охватывает практически все сферы деятельности человека и общества.

Что касается социального проектирования, то его исходные принципы разрабатывались Я. Дитрихом, Т. Тиори, Д. Фра-ем, П. Хиллош, Ф. Ханикой и другими исследователями.

В отечественной социологии первые идеи о проектировании социальных систем были высказаны в работах И.И.Ляхова, В.Н-Дубровского, А.Г. Раппопорта, В.М. Разина, Б.В. Сазонова, Г.П. Щедровицкого и О.И. Генисаретско-го. С точки зрения социального управления эти проблемы рассматривались В.Г. Афанасьевым, И.В. Бестужевым-Ладой, П.Н. Лебедевым. Собственно теоретические основы социального проектирования были проанализированы в работах Н.А. Аитова, Г.А. Антонюка, Н.И. Лапина, А.И Пригожина, Ж.Т. Тощенко, Н.Г. Харитонова, а также в исследованиях Т.М. Дридзе, Ю.А. Крючкова, О.Н. Яницкого и др.

Вопросам исследования посвящено множество работ. В основном материал, изложенный в учебной литературе, носит общий характер, а в многочисленных монографиях по данной тематике рассмотрены более узкие вопросы проблемы. Однако требуется учет современных условий при исследовании проблематики обозначенной темы.

Высокая значимость и недостаточная практическая разработанность проблемы определяют несомненную новизну данного исследования.

Дальнейшее внимание к этому необходимо в целях более глубокого и обоснованного разрешения частных актуальных проблем тематики данного исследования.

Актуальность настоящей работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к этой теме в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью.

1. Сущность социального проектирования

Термин "проектирование" происходит от лат. "projectus" - брошенный вперед; это -процесс создания прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта или состояния. Это специфическая деятельность, результатом которой является научно-теоретически и практически обоснованное определение вариантов прогнозируемого и планового развития новых процессов и явлений.

Проектирование - одна из форм опережающего отражения действительности, создание прообраза (прототипа) предполагаемого объекта, явления или процесса посредством специфических методов. Проектирование в конкретной форме выражает прогностическую функцию управления, когда речь идет о будущей материальной или идеальной реальности. Его целью является реализация одного из вариантов преобразования объективной действительности, связанного со стремлением придать желаемые свойства и черты проектируемому объекту.

Проектирование означает определение версий или вариантов развития или изменяемого или иного явления.

Человек или организация, прежде чем предпринять какое-либо действие, всегда сначала обдумывает несколько вариантов, одному из которых после сопоставления отдается предпочтение . Широко известно высказывание К.Маркса об отличии архитектора от пчелы, который, приступая к созиданию, подготавливает предварительно проект своего будущего детища.

Социальное прогнозирование представляет собой одно из проявлений целенаправленной деятельности, когда разрабатываются различные варианты решения социальных проблем. Оно применяется также при подготовке социальных планов и программ по регулированию коренным образом преобразуемых процессов и явлений, которые ранее не нуждались в детальной проработке и управлении.

Проектирование, будучи одной из форм выработки и принятия решения, выступает как важный элемент цикла управления, обеспечивающий реализацию других его функций. Однако социальное проектирование в отличие от планирования в меньшей степени обусловливает, детерминирует другие функции управления, ибо допускает многовариантность решений, исходя из имеющихся материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

Эта задача несколько изменяется, когда речь идет о реорганизации (реконструкции) существующих социальных процессов или социальных институтов на принципиально иных основах. В этом случае проектирование направлено на поиск и обоснование таких средств, которые предполагают возможность их воспроизведения или замены в различных ситуациях.

Еще одно отличие заключается в том, что социальное проектирование может и не иметь определенных сроков, основываясь лишь на примерных расчетах, без строгого временного ограничения.

Чтобы точно и однозначно осмыслить суть проектирования, необходимо соотнести его с понятиями, которые являются близкими по смыслу и значению. Такими понятиями являются следующие: планирование, проекция, предвосхищение, предвидение, прогнозирование, конструирование, моделирование.

Планирование - научно и практически обоснованное определение целей, выявление задач, сроков, темпов и пропорций в развитии того или иного явления и его реализации и претворения в интересах общества.

Предвидение - в узком смысле - предсказание, в более широком - предпочтительное знание о событиях или явлениях, которые существуют, но не зафиксированы в наличном опыте . Предвидение может быть простым предвосхищением, предугадыванием, основанным на биологических и психофизиологических способностях (начальная ступень), и собственно предвидением (высшая ступень) - человеческим представлением о будущей судьбе самого себя, своих качеств, своего окружения и ближайшей контактной микросреды. Научное предвидение основывается на выявлении закономерностей развития явления или события, когда известны причины его зарождения, формы функционирования и ход развития. Прогнозирование - есть форма предвидения, выражающаяся в целеполагании, программирования и управлении планируемым процессом явления на основе выявленных параметров его возникновения, существования, устойчивых форм и тенденций развития.

Социальное проектирование- это процесс создания прототипа, прообраза социальных объектов, социальных качеств, социальных процессов и отношений. В отличие от проектирования таких объектов, при изменении которых не учитывается субъективный фактор, при проектировании социальных объектов этот фактор должен учитываться. Его учет во многом предопределяет специфику социального проектирования. При этом в основания социального проектирования должны быть заложены следующие параметры, т.е. необходимо помнить, что: социальный объект противоречив; у социального объекта существует многовекторность развития (несколько путей развития); невозможно описать социальный объект конечным числом терминов любой социальной теории (принципиальная неформализуемость); на социальный объект влияет много объективных факторов; существует множество субъективных факторов, влияющих на социальный объект, например, исследователь может по-разному оценить зрелость развития социального объекта и т.п. Социальное проектирование дает возможность оценить обоснованность прогноза, разработать научно обоснованный план социального развития. Проектирование учитывает и возможность неудачного эксперимента по проверке идей, так называемый отрицательный результат. При его получении необходим тщательный анализ причин, чем вызвано несоответствие в решении поставленных задач. Процесс социального проектирования также называют "социальным конструированием".

Субъектом социального проектирования (т.е. тем, кто осуществляет проектирование) являются различные носители управленческой деятельности, как отдельные личности, так и организации, трудовые коллективы, социальные институты и т. п., ставящие своей целью организованное, целенаправленное преобразование социальной действительности. Необходимая черта субъекта проектирования - его социальная активность, непосредственное участие в процессе проектирования. Объектом социального проектирования (т.е. где или на ком осуществляется процесс проектирования) называют системы, процессы организации социальных связей, взаимодействий, включенных в проектную деятельность, подвергающиеся воздействиям субъектов проектирования и выступающие основанием для этого воздействия. Это могут быть объекты самой различной природы:

1) человек как общественный индивид и субъект исторического процесса и социальных отношений с его потребностями, интересами, ценностными ориентациями, установками, социальным статусом, престижем, ролями в системе отношений;

2) различные элементы и подсистемы социальной структуры общества (трудовые коллективы, регионы, социальные группы и т. п.);

3) разнообразные общественные отношения (политические, идеологические, управленческие, эстетические, нравственные, семейно-бытовые, межличностные и т.п.);

Анализ объекта и субъекта проектирования позволяет создать "информационный массив", который является главным источником социального проектирования. Информационный массив - это система определенных на научной основе параметров, факторов, комплексно характеризующих объект проектирования. Среди множества источников создания "информационного массива" - материалы социологических исследований, интервьюирование, анализ периодической печати, статистические данные и т. п.

Основная цель социального проектирования как специфической управленческой деятельности - создание с помощью информационного массива социальных проектов. Социальный проект как источник информации представляет собой связанные определенной зависимостью сознательно разработанные научно обоснованные характеристики, дающих конкретные знания о будущем желаемом состоянии социальной системы или процесса. Нужно отметить, что социальный проект представляет собой предписывающую модель. В проекте отражено будущее желаемое состояние системы, которое возникает при определенных действиях людей, наличии определенных финансовых, трудовых, материальных, топливно-энергетических и других ресурсов, в том числе интеллектуальных, познавательных, эвристических, ценностных.

Социальный проект должен содержать систему общих параметров проектируемого объекта, характеризующих его целостность, а также систему параметров составляющих его подсистем, блоков, элементов, их связей. Всем научно разработанным социальным проектам присущи следующие черты:

1) наличие таких характеристик, которые у проектируемого объекта без четкого проекта не возникают;

2) наличие параметров, способных обеспечить реализацию социального заказа;

3) наличие характеристик, поддающихся внедрению в течение определенного промежутка времени.

Проект будущих возможных состояний социальных систем, процессов и явлений должен соответствовать следующим условиям его разработки:

он должен быть создан на научной основе,

не противоречить нравственным нормам,

выражать общепринятые социальные ценности,

выражать социальный заказ,

быть эффективным с точки зрения реализации,

должен быть предназначен для реализации.

Социальный проект устанавливает параметры, основные характеристики развития социальных систем на ограниченный, четко определенный отрезок времени. Однако мало определить стратегически важные цели, направление развития, важно уметь выразить их в определенных показателях. Основной конечной стратегической целью социального проекта является создание оптимальной общности организации коллективных отношений с учетом объективных условий и жизнедеятельности различных социальных групп. К средствам осуществления социального проектирования относятся те (в том числе технические, математические и логические), при помощи которых получается, анализируется и перерабатывается информация о состоянии систем и процессов, тенденциях их развития, возникновения и развития проблемной ситуации, потребностях субъектов, средств, при помощи которых ведется непосредственное проектирование, создаются словесные описания, таблицы, чертежи, бланки, схемы, сети взаимодействий, макеты, коды, символы, алгоритмы, блок-таблицы, матрицы и другие носители, осуществляется управление процессом проектной деятельности.

2. Проблемы социального проектирования в России

Конкретные социальные проблемы определяются особенностями развития мировых социальных систем общественно-экономических формаций. Эти процессы происходят ныне в условиях научно-технической революции ее социально-экономических последствий. Они и определяют общую (в относительном смысле) проблематику социологических исследований: наблюдаемые, ожидаемые и желательные изменения в системе социальных потребностей, в социальной структуре, в социальной организации и управлении, в структуре времени и в жизненной среде общества, в образе жизни людей: повышение эффективности общественного производства и улучшение качества выпускаемой продукции; ускорение темпов роста производительности труда; создание изобилия материальных и культурных благ; развитие общества в направлении социальной однородности; активизация участия трудящихся в управлении производством, обществом; повышение культуры быта, досуга, рост свободного времени; ликвидация существенных различий между городом и деревней, между людьми умственного и физического труда; эффективная охрана окружающей среды; ликвидация антиобщественных явлений. В отличие от более развитых направлений прогнозирования в социологии относительно слабы исходные информационные массивы, необходимые для построения динамических рядов, значительно ниже уровень математизации исследований, что сужает возможность применения методов моделирования, существенно сложнее сами прогнозируемые явления, это приводит к уменьшению периода упреждения, вообще диапазона между кратко- и долгосрочными прогнозами, к преобладанию пока еще сугубо предварительных, ориентировочных, преимущественно качественных оценок, сравнительно слаба еще и организационная база социологического прогнозирования. В России разработкой таких прогнозов занимается лишь несколько отделов различных научных учреждений и сравнительно незначительное число исследователей . Требование комплексности социально-экономических прогнозов заставляет подтягивать период упреждения, точность и конкретность количественных и качественных прогнозных оценок в социологии до стандартного уровня передовых в данном отношении общественных дисциплин. Социологи - прогнозисты пытаются компенсировать суженные возможности экстраполирования и моделирования расширением практики анкетирования, в частности совершенствованием методик опроса экспертов и развитием практики опроса населения специально в целях прогнозирования, что почти не всречалось до настоящего времени в других отраслях прогнозирования. Продолжая эту линию, необходимо позаботиться о форсировании математизации социологических исследований, что создаст возможность более широкого применения методов моделирования.

Одна из социальных проблем - проблема сиротства носит глобальный характер и приобрела всероссийский масштаб. В то же время позитивный опыт ее решения имеет локальный «точечный» характер. Таким образом, возникает серьезный разрыв между насущным требованием развертывания крупномасштабной работы и имеющимся ресурсом для ее осуществления. Сложившийся в государственной системе образования и социальной защиты механизм решения проблемы нуждается в серьезной перестройке. Проблема в том, как от точечных инициатив перейти к решению проблемы в глобальном масштабе.

Обычный путь решения подобного рода проблем -- создание комплексных целевых программ, придание им приоритетного характера на определенный период, перестройка работы государственных органов. Но именно здесь возникает ряд проблем, без специальной проработки которых вся эта глобальная деятельность может принести сугубо отрицательные результаты.

В области сиротства глобальных программ пока нет, но следует ожидать, что момент начала интенсивной работы в этом направлении общественных и государственных структур близок, судя по активному освещению этой проблемы в СМИ, выступлению Президента РФ, обсуждению проблемы в Государственной Думе.

Социальное проектирование -- термин, который стал употребляться относительно недавно -- с 70-80-х годов прошлого века. Хотя, как отмечает автор одной из ранних работ по методологии социального проектирования, В. М. Розин, первую попытку разработки глобального социального проекта осуществил еще Платон, разработав учение об идеальном государстве. После революции 1917 года Россия становится огромным полем глобальных социальных экспериментов. Предметом проектирования становится общество в целом, включая человека -- каждого гражданина этого общества. Задача формирования нового человека входила в программные документы КПСС. Эта установка настолько глубоко проникла в сознание многих руководителей, что в 1991 году, уже после августовского путча, на одном из региональных совещаний крупный чиновник системы образования вполне серьезно утверждал, что «задача системы образования -- проектирование ребенка нового типа».

Поставленные в советское время задачи глобальных изменений требовали осуществления крупномасштабных программ. И такие программы создавались. Многие из них реализованы, правда, весьма дорогой ценой, и принесли не совсем те результаты, на которые были рассчитаны. Однако большинство глобальных программ, особенно, в последние десятилетия советской власти, носило идеологический характер и практических положительных результатов не принесли.

Автор одной из наиболее популярных в мире книг по методам проектирования -- Дж.Джонс, сопоставляя мнения авторитетов в сфере проектирования технических и человеко-машинных систем, пришел к выводу, что под проектированием следует понимать процесс «полагания начала изменениям в окружающей искусственной среде» . Обычно эти изменения полагаются на основе благих побуждений, в том смысле, что каждый проектировщик стремится сделать мир лучше. Таким образом, за полагаемыми изменениями стоят ценности людей, их представления о «лучшей жизни» (часто кажущиеся им настолько самоочевидными, что нет необходимости в рефлексии по их поводу).

Возвращаясь к теме сиротства, отметим, что в ряде проектов по социальной адаптации воспитанников и выпускников интернатных учреждений, авторы искренне полагали, что своими воздействиями переделывают детей-сирот, формируют у них новые личностные свойства и интеллектуальные характеристики. Социотехническая мегамашина детского дома заменяет «штучную» работу по воспитанию ребенка, который, кроме обучения, нуждается в стойкой эмоциональной привязанности, чувстве своей значимости для другого человека, способности определять собственную судьбу. Поэтому эффективная адаптация выпускников детского дома имела место там, где складывались устойчивые человеческие отношения между ними и их взрослыми наставниками.

Один стереотипов состоит в том, что масштабные программы социальных изменений могут инициироваться только «сверху». Еще в XIX веке П. Я. Чаадаев отмечал эту особенность социального развития России: «Посмотрите от начала до конца наши летописи, -- вы найдете в них на каждой странице глубокое воздействие власти, непрестанное влияние почвы, и почти никогда не встретите проявлений общественной воли». И там же: «Самой глубокой чертой нашего исторического облика является отсутствие свободного почина в нашем социальном развитии». Недоверие к общественным инициативам и упование на власть -- стереотип, который сохранился по сей день.

Судьбу крупномасштабного проекта (программы) во многом предопределяет момент «запуска». Если в момент «запуска» программа будет пониматься как спускаемый «сверху» документ, а люди практики -- как исполнители разработанного без их участия, но зато «научно обоснованного» проекта, то результаты и последствия такого программирования предсказать несложно. О них нам напоминает весь опыт разработки и реализации программ социалистического строительства в нашей стране. А уж перестроечный период можно описать как историю создания и краха подобных программ, начиная от борьбы с алкоголизмом и самогоноварением до программы всеобщей автоматизации.

Причиной неизбежного краха подобных программ являются два процесса, которые запускаются программой-документом, идущим «сверху»: имитация и манипулирование. Имитация выполнения программы обусловлена, во-первых, тем, что сама программа для большинства участников процесса не рассматривается ими как то, что должно быть выполнено (отчитаться за выполнение и выполнить -- вещи разные), а, во-вторых, исполнитель (в отличие от автора замысла) работает в соответствии с «буквой», но не «духом» программы. Манипуляция -- второй процесс, запускаемый «такой» программой -- осуществляется как «сверху вниз», так и «снизу вверх». Манипуляция «сверху» -- необходимый спутник насильственного внедрения, манипуляция «снизу» выступает как защитный процесс, как средство защиты имитатора. В силу разрушенности содержательных связей, и доминирования имитационно-манипулятивных отношений между участниками инновационного процесса, цели, заявленные в программе, оказываются в принципе недостижимыми. Когда процесс заходит достаточно далеко, и становятся видны последствия, то руководству не остается ничего другого как заказать «ученым» разработку новой концепции, новой программы.

Альтернативой данному, хотя и сложившемуся и имеющему глубокие корни в нашей стране, подходу является подход к разработке крупномасштабной программы как программы действий конкретных людей, объединяющихся в сообщество на основе общности в ценностях, в видении проблем, путей их решения. Объединяясь в сообщество, складывая совместные усилия, члены сообщества увеличивают масштабы своей деятельности, свои возможности осуществления преобразований. В идеале даже такой документ, как региональная программа решения проблем сиротства, может быть продуктом рефлексивного оформления реально осуществляемых действий данного сообщества. Тогда программа становится не средством достижения социальных целей, нередко носящих коньюнктурный характер, а будучи программой действий сообщества, становится процессом реализации культуросообразных ценностей, принятых сообществом, а цели, средства и ресурсы становятся чисто техническими моментами этой реализации.

Именно таким образом -- как объединение авторских проектов -- создавалась региональная "Программа стабилизации и развития образования Пермской области на 1996-2000 гг. Разработке программы предшествовала трехлетняя работа по инициации инновационных проектов учителей, образовательных учреждений, органов управления образованием. Решение о разработке инициативной программы был принято на конференции педагогов-инноваторов, а концепция программы разработана группой специалистов, которая была выбрана на этой же конференции. Основа программы, включавшая более 80 авторских проектов была создана в течение месяца. В большинстве проектов указывалось, что они будут реализованы в том или ином масштабе даже в случае, если не получат поддержку со стороны управления образованием области. Программа была «обречена на реализуемость» и утверждена начальником Главного управления образования Пермской области. Несмотря на объективные трудности (дефолт 1998 года, экономический кризис), эта программа успешно реализована.

Именно такой путь «снизу» был предложен в качестве стратегической основы руководству инвестиционной программы «Помощь детям-сиротам в России» (Программы АРО) в тот момент, когда стала очевидной неадекватность первоначальной стратегии на поддержку крупных общественных инициатив для достижения быстрых широкомасштабных результатов.

Казалось бы, что инвестиционные программы не должны сталкиваться с теми трудностями, которые возникают при запуске программ «сверху». Однако, как показал первый же конкурс, большинство проектов, особенно претендующих на крупные суммы (верхним пределом в программе «Помощь детям-сиротам в России» был грант в сто тысяч долларов США), носило отчетливо имитационный характер.

Программа АРО, ориентированная на поддержку крупных региональных инициатив, столкнулась с отсутствием таковых, и оказалась, тем самым, неспособной выполнить свою миссию в России. В этой ситуации руководство Программы АРО оказалось перед необходимостью самоопределения: либо формально реализовать программу и раздать деньги организациям, косвенно касающихся в своей деятельности проблем детей-сирот, но прямо этой проблемой не занимающихся; либо свернуть программу; либо изменить стратегию программы и найти решение, при котором средства программы пошли на помощь детям-сиротам.

В этой ситуации директор Программы АРО Крис Кавано выбрал путь поиска решения, которое бы позволило сделать программу максимально эффективной.

В качестве возможного решения В.Зарецким и М.Дубровской было предложено провести региональные проектные семинары с потенциальными деятелями в сфере социального сиротства (потенциальными грантополучателями Программы).

Почему потенциальными? -- Потому что, как показал анализ ситуации, реальных деятелей -- людей, организаций, которые бы занимались именно проблемами сиротства, почти не оказалось. При этом, с одной стороны, сам факт появления Программы АРО выявил большой потенциал общественных организаций и государственных органов, которые при определенной перестройке своей деятельности, могли бы направить свои усилия на решение проблем сиротства, но, с другой стороны, ставил их в двусмысленное положение.

Таким образом, само появление Программы АРО провоцировало «разработку» имитационных проектов. Имитационными мы называем, в данном случае, проекты, которые формально привязываются к теме, а реально, по своему содержанию, направлены на решение других проблем.

В то же время конкурс Программы АРО стал поводом для многих организаций, работающих с особенными детьми, с неблагополучными семьями, чтобы задуматься над тем, а какое они имеют отношение к этой проблеме, и, может быть, заняться ею всерьез, расширив рамки своей деятельности.

Таким образом, проблема конкретизировалась до предела. Если не появятся деятели, т.е. люди, которые занимаются решением именно проблем социального сиротства, Программа АРО и подобные ей программы помощь детям-сиротам оказать не смогут.

Следовательно, Программа должна помочь процессу появления деятелей в этой сфере, т.е. инициировать процесс самоопределения по проблемам сиротства.

Список использованной литературы :

Дридзе Т. На пороге экоантропоцентрической социологии // Общественные науки и современность, 1994.- №4. - С. 97-103.

Дридзе Т.М. Экоантропоцентрическая парадигма в социальном познании и социальном управлении // Человек, 1998. - №2. - С. 95-105.

Дридзе Т.М. Две новые парадигмы для социального познания и социальной практики // Социальная коммуникация и социальное управление в экоантропоцентрической и семиосоциопсихологической парадигмах. - М.: ИС РАН, Центр социального управления, коммуникации и социально-проектных технологий, 2000. - С. 5-42.

Дридзе Т.М. К преодолению парадигмального кризиса в социологии // Общественные науки и современность, 2000. - №5. - С. 121-141.

Винер Н. Кибернетика или управление и связь в животном и машине. Пер. с англ. - М., 1988.

Герловин И.Л. Основы единой теории взаимодействия в веществе - М., 1990.

Дридзе Т.М. Экоантропоцентрическая и семиосоциопсихологическая парадигма для интеграции социогуманитарного знания в исследовательской социально-диагностическую и социально-проектную практику // Мир психологии. - 2000. - № 2. - С. 10-26.

Дридзе Т.М. Экоантропоцентрическая модель социального познания как путь преодоления парадигмального кризиса в социологии // Социологические исследования. - 2000. - № 2. - С.20-28.

Ортега-и-Гассет Х. Избранные труды: Пер. с исп. / Сост., предисл. и общ. ред. А.М. Руткевича. 2 изд. - М.: Издательство "Весь Мир", 2000. - 704 с.

Ортега-и-Гассет Х. Что такое философия? - М.: Наука, 1991. - 408 с.

Тоффлер А. Футуршок. Пер с англ. - СПб, 1997.

12. Проблемы субъектов социального проектирования и управления / Препринт под ред. В.И.Аршинова и В.Е.Лепского. М.: «Когито-Центр», 2006. - 256 с.

13. Джонс Д. Методы проектирования. М., Прогресс, 1990.

Подобные документы

    Социальное проектирование как отрасль социологической науки. Методы и этапы проектирования. Методика матрицы идей. Проектирование при решении проблем расселения, при совершенствовании систем управления. Различные варианты решения социальных проблем.

    реферат , добавлен 25.11.2010

    Изучение сущности социального проектирования, построения социальных качеств, процессов, отношений. Характеристика категориального (понятийного) аппарата и структуры социального проектирования. Отличительные черты социальных технологий и социальных служб.

    реферат , добавлен 02.02.2010

    Основные понятия социального прогнозирования. Методы и типы прогнозов. Сущность социального проектирования. Направленность социальных процессов. Прогнозная социально-проектная деятельность в коммуникативном контексте. Методы социального проектирования.

    курсовая работа , добавлен 20.12.2012

    Социальное проектирование как отрасль социологической науки. Виды социального проектирования, его сущность, этапы и методы. Прогнозное проектирование в социальной сфере как фактор ускорения социально-экономического и научно-технического прогресса.

    реферат , добавлен 15.11.2011

    Сущность социального проектирования и социальный проект. Концепции социального проектирования и классификации социальных проектов. Гуманитаризация социотехнического проектирования. Объективные и субъективные факторы социального воспроизводства.

    реферат , добавлен 10.11.2010

    Принципы социального проектирования, характеристика проектного управления социальной сферы. Виды технологий данного проектирования на основе разновидности социальных проектов. Алгоритмы разработки социального проекта, требования, предъявляемые к нему.

    курсовая работа , добавлен 08.04.2011

    Социальное проектирование как отрасль социологической науки. Разработка различных вариантов решения социальных проблем. Технология социального прогнозирования. Метод ассоциации. Формулировка задания. Социальное проектирование новых производств, городов.

    реферат , добавлен 25.04.2016

    Определение понятия и раскрытие сущности социального проектирования. Описание образа жизни как объекта социального проектирования условий и особенностей повседневной жизни людей в обществе. Разработка социального проекта "Мы за здоровый образ жизни".

    контрольная работа , добавлен 18.06.2014

    Общенаучные принципы социального проектирования. Основания выделения разновидности социальных проектов при выборе технологии их разработки и реализации. Алгоритмы разработки социального проекта. Требования, предъявляемые к научно разработанным проектам.

    реферат , добавлен 26.11.2010

    Деятельность социальных сфер, технологии прогностических исследований и социального проектирования, выработке организационных моделей решений социальных проблем, координация механизмов и их реализации. Характеристика метода научного анализа и предвидения.

Зарубежный опыт социального проектирования

(на примере опыта Германии)

Анализ научной литературы [Луков В.А., 2003], а также личный опыт посещения и практической работы в социальных учреждениях Берлина, Кемница, Фрайберга, Кельна позволяют выявить существующие в настоящее время за рубежом тенденции развития социального проектирования:

178придание важного значения проектной технологии при разработке даже небольшой (приземленной) социальной идеи;

179утверждение микроподхода к проектированию социальных идей, выражающегося в широком распространении среднемасштабных (затрагивающих отдельные территории или поселения), и особенно маломасштабных (ориентированных лишь на несколько человек), социальных проектов.

Причины развития данных тенденций заключаются в следующем.

180Многие масштабные социальные проблемы в развитых странах уже решены, а решение других невозможно без потрясения основ общества.

181Эффективность микроподхода к проектированию социальных идей имеет практическое подтверждение:

182маломасштабные проекты более реалистичны, могут быть лучше обеспечены кадровыми, финансовыми и материально-вещественными ресурсами;

183с помощью микропроектов можно оперативнее реагироватьна насущные общественные потребности;

184маломасштабные проекты более целостны, конкретны, их преимущество – обозримость результатов;

185они характеризуются стабильностью и гибкостью организационной структуры;

186реально снижение риска, присущего инновационным разработкам;

187микропроекты предполагают тесный контакт социального работника с клиентами.

Значительное число социальных проектов в Германии – проявление инициативы негосударственных (общественных, благотворительных, религиозных) организаций, так называемых “свободных носителей” (“Freie Trдger”). Такая практика основана на известном принципе субсидарности, согласно которому государство, не соответствуя дифференцированным потребностям современного общества, передает приоритет при решении социальных проблем общественным структурам, которые имеют предпочтение при финансировании гражданских инициатив в социальной сфере по сравнению с государственными. При отсутствии свободных инициаторов в общественном секторе реализация социальных проектов передается государственным учреждениям.

Социальная активность негосударственного сектора способствует:

188решению многих проблем за счет экономного финансирования, так как свободные носители предоставляют социальные услуги значительно дешевле государственных структур;

189сокращению безработицы в среде инициаторов проектов. Так многие социально значимые, получившие временное финансирование и доказавшие свою жизнеспособность и эффективность, могут быть поставлены на коммунальное финансирование, что обеспечивает постоянной работой команду проекта;

190проведению экспериментальной работы в социальной сфере силами негосударственных организаций, которым доверяется апробация абсолютно инновационных проектов;

191разработке альтернативных общественных концепций, альтернативных форм работы с клиентами, индивидуально ориентированных, вызывающих больше доверия у населения;

192самореализации инициаторов социальных идей, с одной стороны, и проявлению их социальной энергии в одобряемых законом формах – с другой.

193удовлетворению различных потребностей людей в услугах, возможности выбрать из многообразия существующих учреждений на рынке социальных услуг наиболее подходящие, вызывающие доверие.

Реальная возможность получить финансирование не реализацию социального проекта приводит к тому, что гражданские инициативы конкурируют между собой и с проектными идеями государственных учреждений. В связи с этим государственные ведомства социальной сферы проводят конкурсы программ и проектов и финансируют наиболее перспективные из них.

В качестве примера популярной проектной идеи в молодежной сфере, развивающейся активно за рубежом, а также являющейся предметом трансляции в молодежную работу в России и адаптации к российским условиям, выступает уличная социальная работа. Она представляет собой проблемно-ориентированный, мобильный рабочий подход в профессиональной социальной работе. Это предложение для детей, подростков и молодых людей, объединенных в субкультурные группы вне рамок организованной молодежной работы. Цель уличной социальной работы - обеспечить общее ограничивающее воздействие на опасные для молодежи перегибы в соответствующей субкультуре, не лишая молодых людей их субкультурной идентичности с помощью насильственной адаптации.

Работа на улице включает в себя превентивные меры: наблюдение за возникновением негативных факторов в молодежной субкультуре (наркотики, насилие, агрессивные идеологии), а также непосредственное вхождение в контакт с молодыми людьми в местах их встреч, различные формы групповой работы и индивидуальной помощи.

Проектная деятельность в сфере социальной работы с пожилыми людьми за рубежом

Мы имели возможность изучать опыт работы с пожилыми людьми в различных социальных учреждениях Германии (в Берлине и Кельне). В конце XX в. каждый пятый житель Германии был в возрасте старше шестидесяти лет, к 2010 году, по прогнозам немецких исследователей, в таком возрасте будет каждый четвертый немец, а к 2040 году – каждый третий (Prof. H. Bechtler). Можно назвать следующие качественные характеристики структуры старости в Германии.

1.Омоложение старости : более раннее наступление стадии семейного жизненного цикла – “пустое гнездо”, так как дети рано покидают семью; восприятие в профессиональной сфере 45-летних работников как “старых”, “пожилых”, а значит – не перспективных и т.д.

2.Более ранний уход из профессиональной сферы. Число участвующих в профессиональной деятельности людей старше пятидесяти пяти лет постоянно уменьшается. В среднем в Германии уход из профессии происходит в возрасте до шестидесяти лет. После шестидесяти пяти лет только 1% людей заняты профессиональной деятельностью.

3.Феминизация старости. Женщины, как правило, меньше работали, имели квалификацию ниже, чем мужчины, поэтому среди женщин больше малообеспеченных в пожилом возрасте. Возникают также специфические проблемы у пожилых женщин, связанные с невозможностью или ограничением реализации “естественной”, “природной” функции женщины – заботиться о ком-то.

4.Одиночество старости. Доля одиноких пожилых людей с возрастом увеличивается, среди них преобладают женщины. В связи с этим прогнозируется потенциальная потребность этой группы клиентов в посторонней поддержке и помощи.

5.Рост числа людей преклонного возраста (свыше восьмидесяти лет). Обычно это одинокие женщины, не способные к самообслуживанию, нуждающиеся в постоянном лечении и постороннем уходе. Таким образом, количественные и качественные социально-демографические изменения требуют развития необходимой инфраструктуры социальной работы, разработки новых современных форм и методов поддержки пожилых людей.

В связи с очевидной неоднородностью структуры старости социальные работники учитывают потребности и интересы, жизненные ситуации и специфические проблемы как “молодых” пожилых людей, так и “очень старых”. Предложения и услуги социальной работы для первой группы клиентов значительно разнообразней. Основные идеи, лежащие в основе организации социальной работы с пожилыми людьми в Германии:

194Пожилой человек – носитель общечеловеческих ценностей, профессиональных знаний и умений, жизненного опыта, особой житейской мудрости, которые он мог бы передать другим людям, другим поколениям.

195В допенсионном возрасте человек не успевает реализоваться на всех пяти уровнях потребностей по А. Маслоу, уровня самоактуализации в желаемых сферах достигают далеко не все. Остается широкая возможность для развития человека на последующих возрастных этапах. Поэтому многие пожилые люди стремятся приобрести новые знания и умения, осуществить давние стремления и желания, исполнению которых препятствовали профессиональные и семейные обязанности, жизненные обстоятельства и т.д.

196Опора на самоорганизацию пожилых людей. Создание и поддержка уже функционирующих групп самопомощи, групп общения.

197Вовлечение пожилых людей в посильную трудовую деятельность в личных или общественных интересах, развитие благотворительной, добровольческой деятельности пожилых в различных сферах.

198Использование принципа активизации (обретение контроля над обстоятельствами своей жизни) как базового в работе с пожилыми людьми, превращение человека из объекта (клиента) социальной работы в ее субъекта.

Подобные идеи лежат в основе ряда социальных проектов, которые осуществляются в Берлине в течение длительного времени, подтверждая свою актуальность и востребованность в среде пожилых людей.

Проект “Активный вечер жизни” объединяет людей, которые до выхода на пенсию были профессионально заняты в различных ремесленных, технических, коммерческих областях, управленческих структурах. Им предлагают возможности полезного труда с целью сохранения их здоровья и активности: легкие канцелярские работы; охранная служба в музеях; посещение одиноких и больных пожилых людей, общение с ними, чтение, сопровождение на прогулках и т.д. Участники проекта получают за свою работу небольшое вознаграждение.

Проект “Кафетерии в домах для престарелых” осуществляет группа пожилых людей, которые ведут активный и независимый образ жизни и рады общению с другими пожилыми людьми, не имеющими подобные возможности. По договоренности с руководством многих городских домов для престарелых они открыли в них кафетерии, к праздникам сами с удовольствием пекут пироги, украшают помещения кафе, создают атмосферу радости и взаимопонимания. Жильцы домов для престарелых получают возможность через кафетерии влиять на определенную изоляцию в домах и поддерживать контакт с внешним миром.

Проект “Кафе “Рассказ” посвящен восстановлению и сохранению субъективно пережитой пожилыми людьми истории. Они устно передают свои воспоминания молодежи. Участники проекта периодически собираются в специальном помещении, которое само по себе представляет историческую ценность. В центре разговоров всегда стоит определенная тема, отражающая важные для берлинцев исторические события и освещаемая с точки зрения тех, кого эти события непосредственно касались. Важным аспектом этих рассказов является документальная достоверность и привязанность к месту действия. Каждый рассказ записывается, обрабатывается и сдается в архив.

Социальный проект “Биржа знаний” содействует передаче знаний и опыта в различных областях науки, техники, повседневной жизни людям всех возрастов через установление личных контактов при посредничестве сотрудников биржи. Периодически издается биржевой лист с актуальными предложениями и спросом, зарегистрированными на бирже. Согласно номеру каждой публикации желающие получить новые знания и передать в беседах свои собственные устанавливают личный контакт.

Социальные проекты пожилых людей и для пожилых людей осуществляются в Германии на базе стационарных социальных учреждений, многочисленных Центров активности пожилых людей, музеев и кафе, общественных организаций и групп самопомощи.

Зарубежный опыт проектной деятельности в сфере социальной работы с пожилыми людьми может представлять большой интерес для специалистов-практиков, работающих с данной категорией клиентов в Волгоградском регионе.