Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
"Устное народное творчество" "Малые жанры устного народного творчества"
Фольклор Фольклор – это слово означает творчество любого народа, которое передается из поколения в поколение. Фольклор – это пословицы, песни, сказки,частушки,загадки,потешки,небылицы,поговорки,прибаутки,пестушки.
Колыбельные песенки Баю-бай, котенок мой Спи, усни, ребенок мой... Вот тебе под спинку - Мягкую перинку Сверху на перинку - чистую простынку. Вот тебе под ушки - белые подушки, Одеяльце на пуху и платочек наверху... Баю-бай, котенок мой, Спи-усни, ребенок мой!
Потешки Идет коза рогатая, Идет коза бодатая, Ножками - топ-топ, Глазками - хлоп, хлоп. - Кто каши не ест, молока не пьет - Забодаю, забодаю, забодаю. Этот пальчик - бабушка, Этот пальчик - дедушка, Этот пальчик - мама Этот пальчик - папа Этот пальчик - я Вот и вся семья!
Прибаутки А лады, лады, лады, Поехали на зады. Продали морковку, Купили коровку. А коровка с кошку - Доят понемножку! Во саду ли, в огороде Там бежит собачка. Ножки тонки, Бока звонки, А хвост закорючкой, Зовут ее Жучкой.
Пестушки Петушок, петушок, Золотой гребешок, Масляна головушка, Шелкова бородушка, Что ты рано встаешь, Деткам спать не даешь? - Ножки вы, ножки! Куда вы бежите? - Побегу по бору Тебе ягод наберу: Черну черничку, Алу земляничку.
Заклички Божья коровка, Лети на небко, Там твои детки Кушают конфетки. Всем по одной, А тебе ни одной. Божья коровка, Ты лети на небо, Принеси нам хлеба Черного и белого, Только не горелого. Солнышко-ведрышко, Выйди из-за облышка. Сядь на пенек, Погуляй весь денек.
Небылицы На березе сидит заяц, Книжку вслух читает. Прилетел к нему медведь, Слушает, вздыхает. У козла в бороде Живут две лягушки, На спине сидит медведь, Держится за ушки.
Приговорки Мотылек- витилек, Принеси нам ветерок: От ворот в поворот Гнать кораблик в ручеек. Солнце обогрело, Лето повелело: Трижды окунуться, Нырком пройти, Из-под воды вон уйти.
Считалки Раз, два, три, четыре, пять, Будем в прятки мы играть. Небо, звезды, луг, цветы - Ты пойди-ка, поводи! Ехала белка на тележке, Раздавала всем орешки: Кому два, кому три - Выходи из круга ты!
Жеребьевка Роза или мимоза Орел или решка
Загадки Стучат, стучат - не велят скучать. Идут, идут, а все тут как тут. (Часы) Я прихожу с подарками, блещу огнями яркими. Нарядная, забавная, на Новый Год я главная. (Елка)
Описательные загадки Хвост пушистою дугой, Вам знаком зверёк такой? Ответ:Котик По полю скачет - ушки прячет, Встанет столбом - ушки торчком. Ответ: Заяц.
Пословицы Для дружбы нет расстояния. Азбука - к мудрости ступенька. На деньги ума не купишь. Сильный победит одного, знающий тысячу.
Поговорки Слово не воробей: вылетит, не поймаешь. Для матери ребенок до ста лет детенок. Счастье и труд рядом живут. Семь раз отмерь, один раз отрежь.
Русская народная сказка Сказка-жанр устного народного творчества имеющие фантастическое содержание и опирающийся на прочную реалистическую основу. Виды сказок: о животных, волшебные, бытовые.
Сказки о животных "Лиса и журавль" "Зимовье зверей" " Кот,петух и лиса" и д.р.
Сказки волшебные "Летучий корабль" "Гуси лебеди" "Сивка Бурка"
Сказки бытовые "Каша из топора" "Муж и жена" "Как мужик у барина обедал"
Былины Былины - русские народные эпические песни о подвигах богатырей. Основным сюжетом былины является какое-либо героическое событие,либо примечательный эпизод русской истории. Русские народные былины: " Добрыня и Алёша" "Добрыня и Змей" "Илья-Муромец и Калин-царь" "Илья-Муромец и Соловей-Разбойник" и д.р.
консультация для родителей "Русское народное творчество как средство народной педагогики"
Ознакомление родителей с народной педагогикой, различными видами устного народного творчества. Испльзование народной педагогики в воспитании ребенка....
Консультация "Приобщение детей к истокам русской народной культуры через устное народное творчество"
Сказки, песни, былины, загадки, пословицы - отражение мечты народа, уточняет представление ребёнка об окружающем мире....
Фольклор-коллективное устное народное твочество. Малые жанры фольклора. - Что означает слово фольклор? - Что возникло раньше: фольклор или литература? - Кто являлся создателем фольклора? - Какие жанры фольклора вам известны? - Какие малые жанры фольклора вам известны?
Устное народное творчество
Выполнили ученицы 8 класса «А»
МОБУ «СОШ №73»
Короткова Мария
Хайбулина Елена
Русские забавы
Русский Национальный костюм
Русские народные песни
У нас нонче субботея, Со деньгами любить можно, А на завтра воскресенье. От орехов зубы больно. Барыня ты моя, сударыня ты моя, Барыня ты моя, сударыня ты моя, А-а воскресение. А-а зубы больно.
Ко мне нонче друг Ванюша приходил, От изюма губы сладки, Три кармана друг Ванюша приносил. Нельзя с милым целовати. Барыня ты моя, сударыня ты моя, Барыня ты моя, сударыня ты моя, А-а друг Ванюша приносил. А-а целоваться.
Первый карма-ан со деньгами, Нельзя с милым целоваться, Второй карма-ан с орехами. Можно только обниматься, Барыня ты моя, сударыня ты моя, Барыня ты моя, сударыня ты моя, А-а с орехами. А-а обниматься,
Третий карман со изюмом, Барыня ты моя, сударыня ты моя, Третий карма-ан со изюмом, А-а обниматься. Барыня ты моя, сударыня ты моя, А-а со изюмом.
Русские народные танцы
Русские народные праздники и обряды
Масленица Начинается за 56 дней до Пасхи Древнейший истинно народный праздник проводов зимы и встречи весны. Масленичная неделя приходилась на период сыропустной недели перед началом Великого поста. "Разгульная", "широкая" "обильная" Масленица - любимейший зимний праздник русского народа. Каждый день масленичной недели отличался своими традиционными обрядами и развлечениями.
Пасха Отмечается в первое воскресенье после мартовского полнолуния, следующего за весенним равноденствием (в период между 4 апреля и 7 мая). Великий двунадесятый праздник церковного календаря - Светлое Христово Воскресенье. Христианская Пасха является памятью об искупительной жертве Иисуса Христа, о его смерти на кресте и чудесном воскресении. Включает пасхальную заутреню, крестный ход, освящение яиц и куличей в церкви, приготовлении творожной пасхи, семейную трапезу, поминовение усопших. Сохранялся древний обычай охранительных обходов домов детьми и молодежью со сбором угощений.
Иван Купала 24 июня / 7 июля Один из праздников древнего земледельческого календаря, когда отмечается летнее солнцестояние и наивысший расцвет природы. По церковному календарю это праздник в честь рождества святого Иоанна Предтечи.
Ильин день 20 июля / 2 августа День памяти ветхозаветного пророка Илии. В народном представлении Илья - Пророк управлял плодородием земли, был повелителем грозы, молнии и дождя. В Ильин день крестьяне не работали на земле и совершали охранительные обряды во избежание наказания пророка.
Преображение (Яблочный Спас) 6/19 августа Великий двунадесятый праздник православной церкви Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Народное название праздника связано с созреванием к этому дню яблок, которые прихожане носили освящать в церковь, после чего их разрешалось есть. С этого дня начинали сбор яблок, спасовскими яблоками угощали больных и нищих.
Рождество Христово 25 декабря/7 января Великий двунадесятый праздник христианской церкви, когда отмечается рождение Иисуса Христа. По крестьянскому календарю знаменовал наступление Святок и начало роста светового дня.
Елена Олесова
Презентация «Устное народное творчество в воспитании духовно-нравственных качеств у детей младшего возраста»
Цель моей работы – духовно -нравственное развитие личности ребенка средствами его приобщения к ценностям русской народной культуры и освоения духовно -нравственных традиций русского народа .
Основные задачи духовно-нравственного воспитания :
Образовательные :
расширять знания об окружающем мире
совершенствовать речь;
обогащать словарный запас
Воспитательные :
формировать уважительное, милосердное, внимательное отношение к ближним;
воспитывать любовь и уважение к Родине (учитывая региональный компонент, своему народу , культуре, святыням;
воспитывать послушание , желание подражать благим образцам, жить по совести;
воспитывать гуманное отношение к животным и природе.
Развивающие :
развивать творческие способности ;
развивать познавательную активность, умение эмоционально общаться;
развивать воображение, мышление;
развивать интерес к народному фольклору .
5 слайд :
Актуальностью темы является то, что в настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными , поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость . Постепенно утрачиваются формы коллективной деятельности.
Духовно-нравственное воспитание формирует личность , благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром : на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие.
В своей работе с детьми раннего возраста я использую следующие виды малого жанра :
Колыбельные песни;
Заклички;
Прибаутки;
Пословицы;
Поговорки;
Народные праздники ;
Народные игры ;
7 слайд :
Столетиями передавались из поколения в поколение тексты «материнского» фольклора, колыбельные песни. Ритм колыбельной песни обычно соотнесен с ритмом дыхания и сердцебиения матери и ребенка. В них можно отчетливо увидеть то трепетное отношение любящей мамы к сыну или дочери, которое закрепляется в образных, рифмованных текстах. В них поется обо всем, что окружает малыша в первые месяцы и годы жизни. В них поется о животных и птицах, которые помогают матери убаюкивать малыша. Эти коротенькие песенки помогают ребенку познавать мир. Они становятся для ребенка первыми, а часто незабываемыми уроками заботы, терпения, доброты.
8 слайд :
В давние времена люди часто обращались к явлениям природы, призывали времена года, приветствовали солнышко, дождик и многое другое. Люди верили, что природа их слышит и понимает, они просили у нее помощи и благодарили за дары. Эти обращения велись в стихах, которые впоследствии стали называть закличками.
9 слайд :
Словесное русское народное творчество заключает в себе большие поэтические
ценности. Прибаутками, потешками издавна пользуются для воспитания детей , особенно самых маленьких, для того, чтобы привлечь их внимание, успокоить, развеселить, поговорить.
Такие процессы в жизни малыша, как одевание, купание, требуют сопровождения словом, и здесь русское народное творчество незаменимо . С раннего детства ребенок откликается на потешки, прибаутки.
10 слайд :
Пословицы и поговорки называют жемчужиной народного творчества . Они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства человека. Поучения, заключенные в них легко воспринимаются и запоминаются . Обращенные к детям пословицы могут открыть им правила поведения, моральные нормы.
Пословицы и поговорки являются богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей .
11 слайд :
Загадка - особенно интересная форма фольклора. Педагогическая ценность загадок заключается в том, что они знакомят с радостью «мышления» , направляют внимание на предмет и явления, побуждают вникать глубже в смысл словесных обозначений и предметов.
12 слайд :
Знакомя детей с народными праздниками , которые были частью труда и быта русского народа , дети получают возможность познакомиться с историей народа , с его укладом жизни и народной мудростью . На праздниках дети не только исполняют песни, но и слушают произведения русских композиторов. Это очень обогащает детский опыт, расширяет спектр эмоций. Дети учатся понимать оттенки эмоций : грусть мрачную и светлую, радость тихую и торжественную.
На протяжении веков народные игры сопутствуют повседневной жизни детей , вырабатывают жизненно важные качества : выносливость, силу, ловкость, быстроту, прививают честность, справедливость и достоинство.
Русские народные игры имеют многотысячелетнюю историю :
они сохранились до наших дней со времен глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции.
Помимо сохранения народных традиций игры оказывают большое влияние на воспитание характера , силы воли, интереса к народному творчеству и развивает физическую культуру. В народных играх много юмора , шуток, соревновательного задора; движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, потешками.
13 слайд :
Особое внимание в своей работе я уделяю сказкам.
Сказка – это эффективное средство воздействия на личность
ребенка. Она обучает, воспитывает , предупреждает, пробуждает высокие чувства, побуждает к действию. Великодушие, взаимопомощь, душевная щедрость выделяются в числе ведущих черт русского национального характера, эти черты ярко представлены в поступках главных сказочных героев. Слушая сказки, постепенно и естественно дети постигают противоречивое взаимодействие добра и зла, счастья и беды, отзывчивости и безразличия.
14 слайд :
В своей группе я организовала выставку совместных творческих работ по русским народным сказкам – «Колобок, колобок! Я тебя съем!» Родители вместе с детьми приняли активное участие в выставке : сделали красивые поделки из пластилина, связали сказочных героев, проявили фантазию в изготовлении.
15 слайд :
Устное народное творчество в разных видах образовательной деятельности.
Я использую с детьми :
Лепка – лепим оладушки, обыгрываем потешкой «Бабушка, бабушка испекла оладушки. Один Вареньке, один Коленьке…
Рисование – рисуем дождик, обыгрываем потешкой «Дождик, дождик пуще, будет травка гуще.»
16 слайд :
Конструирование – строим домик (теремок, использую пальчиковую гимнастику «На поляне дом стоит, ну а путь к нему закрыт. Мы ворота открываем, В этот домик приглашаем»
Инсценирование русских народных сказок – «Колобок, «Теремок» и т. д.
В физическом воспитании детей – гимнастика пробуждения «Ква-ква-ква- квакушки, В камышах лягушки! Мы открыли глазки, Мы потерли ушки - По-тя-гуш-ки. По-тя-гуш-ки. По-тя-гуш-ки.»
Использую в режимных моментах народные игры : «У медведя во бору» , «Кот и
мыши», «Каравай» , «Карусель» , «Солнышко и дождик» .
18 слайд :
Создала в группе художественно-речевой уголок с элементами устного народного
творчества : картотека потешек, скороговорки, загадки, настольно-печатные
19 слайд :
В своей работе я использую разнообразные формы работы с детьми :
Чтение художественных произведений;
Пальчиковые игры;
Дидактические игры;
Настольно - печатные игры;
Игры-драматизации;
Использование мультимедийных технологий в процессе организованной
деятельности;
Экскурсии;
Целевые прогулки.
Работа в детском саду должна быть продолжена и в семье, поэтому я применяю следующие формы работы с родителями :
Родительские собрания;
Анкетирование родителей;
Консультации;
Наглядные виды работы : картотека потешек, выставки творческих работ по
Совместные подготовки к праздникам;
Совместное разучивание произведение устного народного творчества (потешки,
колыбельные песни);
Помощь родителей детскому саду в изготовлении атрибутов.
21 слайд :
Спасибо за внимание!