Психология профессионального самоопределения выбора профессии. Предпосылки и трудности профессионального самоопределения учащихся Что такое профессиональное самоопределение

04.02.2024

Кузнецова И.В.

Центр профориентации и психологической поддержки «Ресурс»,

Ярославль

Профессиональное самоопределение – это непрерывный процесс, который сопровождает всю профессиональную жизнь человека. Он не заканчивается однократным выбором профессии. Личность постоянно переосмысливает свое профессиональное бытие и уточняет профессиональный выбор: смена работы, вида и сферы деятельности, определение специализации, планирование деятельности, изменение способа выполнения деятельности и т.д. Невозможно профессионально самоопределиться один раз на всю жизнь. Профессиональное самоопределение актуализируется при решении различных социально-профессиональных задач. Гибкость, постоянное уточнение и корректировка профессиональных ценностей, возможностей, позиции, планов и перспектив – это важнейшие факторы эффективности самоопределения, особенно в условиях постоянного изменения самой личности и значительных социально-экономических перемен.

Ключевой характеристикой профессионального самоопределения является преодоление неопределенности на личностно-мотивационном уровне за счет определения и переопределения собственной профессиональной позиции. Профессиональное самоопределение является одним из механизмов профессионализации личности, тесно связанным со становлением субъекта профессионального развития. Оно выполняет ряд функций в ходе профессионального выбора, становления и развития человека: профориентационную, проектировочную, идентификационную, организационную, контрольную, регулятивную, адаптационную, компенсаторную.

Профессиональное самоопределение личности можно рассматривать как процесс, как состояние и как результат. Со стороны процесса можно говорить об определенных этапах, условиях и факторах, влияющих на разворачивание процесса профессионального самоопределения. Со стороны результата профессиональное самоопределение характеризуется новообразованиями в различных сферах личности: мотивационной, когнитивной, поведенческой, эмоциональной и др.: расширение представлений о себе и мире (в том числе профессиональном), приобретение опыта осуществления выборов, опыта профессиональных проб, формирование образа «Я», формирование образа желаемого будущего и т.д. Оценку эффективности процесса профессионального самоопределения можно осуществлять по успешности решения задач профессионального самоопределения и сформированности необходимых для их осуществления новообразований, составляющих основу способности к профессиональному самоопределению. Как состояние профессиональное самоопределение отражает, как бы поперечное сечение с непрерывно может характеризоваться более или менее высокой эмоциональной насыщенностью, осознанностью, широкой или узкой (сфокусированностью).

Профессиональное самоопределение – это деятельностный процесс, включающий решение задач профессионального самоопределения. Его протекание осуществляется в соответствии с системно-генетическим и системно-функциональным принципами: одна и та же проблема самоопределения выступает по-разному в разном возрасте и при реализации различных функций.

Ключевые задачи профессионального самоопределения решаются на основе самопознания, осмысления (рефлексивного анализа) реальных выборов, социальных и профессиональных проб и других ментальных и практических действий, проектирования и перепроектирования собственного профессионального будущего и профессионального пути. Важную роль в процессе самоопределения наряду с рациональными (осознание, анализ, сопоставление и др.), играют нерациональные компоненты: чувства, переживания, привычки, интуиция.

Среди значимых задач профессионального самоопределения старшеклассников, которые будут более подробно рассмотрены в данной публикации, выделяют задачи, связанные с принятие решения о выборе профессии, выработкой путей и способов ее приобретения, рассмотрение профессиональных перспектив и др.

Профессиональное самоопределение происходит в определенной ситуации, представляющей собой совокупность субъективных и объективных факторов выбора: социально-экономические перспективы, характеристики современного рынка труда и профессий, требования, предъявляемые ими к работнику, возможные пути приобретения профессий и т.п., индивидуальные характеристики каждого человека, субъективное отношение к ситуации выбора, сложившиеся связи, традиции и т.д.

Обобщение результатов ряда исследователей, а также осмысление практики собственной работы позволило нам разработать нормативную модель процесса профессионального самоопределения выпускников школ. Она включает в себя формирование образа «Я» на основе самопознания и саморазвития; формирование обобщенного представления о рынке труда и ситуации выбора на основе анализа и синтеза, формирование образа наиболее привлекательной, «идеальной» сферы будущей профессиональной деятельности на основе сопоставления и согласования образа «Я» и обобщенного представления о рынке труда и ситуации выбора; выработка альтернативных вариантов выбора на основе конкретизации образа привлекательной сферы профессиональной деятельности; принятие решения (предпочтение одного из вариантов) на основе взвешивания, ограниченного принятия, вытеснения и др. механизмов; разработка программы, путей и способов реализации выбранного варианта.

Реальный процесс профессионального самоопределения далеко не всегда осуществляется в соответствии с нормативной моделью. Он может характеризоваться разной широтой (большее или меньшее число компонентов); противоречивостью (согласованность внутренних и внешних факторов); степенью структурности, моно направленностью (имеется интеграция одного или ряда намерений); устойчивостью (сохранение ценностных ориентаций относительно различных видов деятельности), обоснованностью (степенью полноты учета внешних и внутренних факторов). Возникающие противоречия, трудности и ошибки относятся к различным этапам и компонентам профессионального самоопределения.

Организационно-управленческое обеспечение профессионального самоопределения – профориентация - существенным образом зависит от того, как понимается сущность данного процесса. Если поставить во главу угла деятельность личности, когда р ешение должен найти сам выбирающий, то педагог (или другой человек, занимающийся сопровождением процесса профессионального самоопределения) не может и не должен давать готовые рекомендации. Так же как нельзя дышать и жить за другого человека, нельзя за него принять судьбоносные решения. Даже самый инфантильный молодой человек может сделать это сам, опираясь на помощь мудрого и понимающего взрослого, поскольку не существует абсолютно правильных или неправильных решений, есть решения приемлемые и неприемлемые с точки зрения конкретного человека, находящегося в определенной ситуации. Специалист, оказывающий помощь выпускнику, может создавать условия, активизировать процесс поиска, сопровождать в ходе профессионального самоопределения, помогая определить «цену» и способы овладения профессией, возможную успешность и удовлетворенность от работы в каждом конкретном случае.

Таким образом, создание условий для профессионального самоопределения старшеклассников должно, в первую очередь, обеспечивать запуск и осуществление деятельности личности по профессиональному самоопределению, формированию средств построения ее профессиональной карьеры.

Профессиональное самоопределение личности

Профессиональное самоопределение личности - сложный и длительный процесс, охватывающий значительный период жизни. Его эффективность, как правило, определяется степенью согласованности психологических возможностей человека с содержанием и требованиями профессиональной деятельности, а также сформированностью у личности способности адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям в связи с устройством своей профессиональной карьеры. В словарях профессиональное самоопределение определяется как, процесс формирования личностью своего отношения к профессиональной деятельности и способ его реализации через согласование личностных и социально - профессиональных потребностей. Профессиональное самоопределение является частью жизненного самоопределения, т.е. вхождение в ту или иную социальную и профессиональную группу, выбора образа жизни, профессии .

Профессиональное самоопределение в старших классах

Подросток чаще всего воображает себя в разных эмоционально привлекательных для него профессиональных ролях, но окончательный психологически обоснованный выбор профессии сделать не может. Однако в самом начале старшего школьного возраста эта проблема возникает перед теми девушками и юношами, которые оставляют основную общеобразовательную школу. Это примерно треть старших подростков: одни из них поступают в учреждения начального и среднего профессионального образования, другие вынуждены приступить к самостоятельной трудовой деятельности.

В 14 - 15 лет крайне сложно выбрать профессию. Профессиональные намерения диффузны, неопределенны. Профессионально ориентированные мечты и романтические устремления реализовать в настоящем невозможно. Самоанализ становится психологической основой отсроченного профессионального самоопределения для многих учащихся профессиональной школы. Хотя, казалось бы, именно они, получающие профессиональное образование в профтехучилищах, профлицеях, техникумах и колледжах, профессионально уже определились. Но статистика свидетельствует о том, что выбор учебно-профессионального учреждения психологически не обоснован .

На основе оценки своих способностей и возможностей, престижа профессии и ее содержания, а также социально-экономической ситуации девушки и юноши прежде всего самоопределяются относительно путей получения профессионального образования и резервных вариантов приобщения к профессиональному труду.

Основные моменты профессионального становления личности:

  • 1. Профессиональное самоопределение - это избирательное отношение индивида к миру профессий в целом и к конкретной выбранной профессии.
  • 2. Ядром профессионального самоопределения является осознанный выбор профессии с учетом своих особенностей и возможностей, требований профессиональной деятельности и социально-экономических условий.
  • 3. Актуализация профессионального самоопределения личности инициируется различными событиями (окончание общеобразовательной школы, профессионального учебного заведения, повышение квалификации, смена местожительства, аттестация, увольнение с работы и др.).
  • 4. Профессиональное самоопределение является важной характеристикой социально-психологической зрелости личности, ее потребности в самореализации и само актуализации .

Профессиональное самоопределение человека в мире профессий является личностным аспектом формирования профессионала. Профессиональное самоопределение сопровождается построением личного профессионального плана, формированием внутренней готовности к осознанному и самостоятельному представлению, корректировке и реализации перспектив своего развития, готовности рассматривать себя субъектом, развивающимся во времени, и самостоятельно находить личностно значимые смыслы в конкретной профессиональной деятельности .

Условием успешного самоопределения, по мнению Ю.А. Корелякова, можно считать формирование отношения у старшеклассника к себе как к субъекту избранной деятельности и профессиональной направленности. П.Г. Щедровицкий выделяет в качестве такого условия развитие способности строить свою индивидуальную историю, а О.С. Газман - овладение способами и механизмами саморазвития (информация о себе, о мире, самопознание, рефлексия, целеполагание, планирование) .

Осуществление себя в профессии включает формирование образа профессии, особенно на этапе выбора сферы профессиональной деятельности.

Личностный смысл профессионального идеала обусловлен социальной позицией человека, и его главными составляющими являются смыслообразующие мотивы, ценностные ориентации, смысловые установки.

Выбор профессионального пути связан с выбором реальных жизненных ценностей, которые и определяют реальную профессиональную мотивацию. Ценности осуществляют связь между когнитивными и эмоциональными составляющими профессионального самосознания через внутреннюю мотивацию. Образ профессии, как когнитивное эмоциональное образование, служит мотивирующим фактором оценки себя. В свою очередь, результат оценки мотивирует к постановке тех или иных профессиональных и жизненных целей.

В.И.Степанский выделил ряд типичных психологических проблем, связанных с профессиональным самоопределением личности. К ним прежде всего относятся:

Рассогласование идеального и реального образа выбираемой профессии.

Представления о своих личных ценностных ориентациях не соответствуют своим представлениям о ценностях, обеспечивающих успех в профессиональной деятельности в новых экономических и социальных структурах.

Рассогласование реальной и идеальной мотивации профессионального выбора.

Неадекватная самооценка .

Решение любых психологических проблем связано прежде всего с осознанием и принятием этих проблем, с развитием самосознания человека. Люди, стоящие на пороге профессионального выбора, обладают особым психологическим настроем к самопознанию. Для них характерны: стремление разобраться в себе, оценка своих возможностей в современном мире, в том числе и в профессиональном, стремление оценить, какие условия могут способствовать, а какие мешать вхождению в мир профессии. Наибольшей сензитивностью в развитии профессионального самосознания обладают люди рассматриваемого в нашей работе старшего школьного, для которых проблема профессионального самоопределения является насущной и актуальной .

У молодых людей, обеспокоенных своим профессиональным будущим (стремящихся учиться в профессиональном учебном заведении, или получить профессию в процессе работы), как правило, наблюдается опережающее развитие в оценке своих личностных качеств по сравнению с оценкой своих профессиональных качеств. Имеющиеся различия в самооценке прежде всего касаются ее содержательных компонентов. Одни знают о себе больше, другие меньше; определенные качества личности, способности, значимые на данный момент, подвергаются анализу и оценке, другие, в силу их неактуальности, человеком не оцениваются (хотя и могут быть оценены по ряду параметров). Существуют такие личностные свойства и качества, которые не включаются в сферу осознания и самооценки, человек просто не может оценить себя по ряду параметров .

Существует перечень особенностей профессионального самоопределения старшеклассников:

Характерна устремленность в будущее - старший школьник смотрит на настоящее с позиции будущего. Устремлённость в будущее лишь тогда благотворно влияет на формирование личности, когда есть удовлетворённость реальным.

Профессиональное самоопределение становится центральным новообразованием ранней молодости. Это новая внутренняя позиция, включающая осознание себя как члена общества, принятие собственного места в нём.

Для девушек и юношей актуальным является учебно-профессиональное самоопределение - осознанный выбор путей профессионального образования и профессиональной подготовки.

Старшеклассники стремятся выбрать тот вид деятельности, который соответствовал бы их пониманию собственных возможностей. Поскольку часто понимание собственных возможностей у школьников не правильно показателям, то на пути выбора их ждут неудачи.

Объективно и полно оценить себя старшеклассники не в состоянии. В самооценке у них нет единой тенденции: одни склонны переоценивать себя, остальные напротив.

профессиональный самоопределение психологический личность

Сущность профессионального самоопределения. Соотношение понятий "личностное" и "профессионально" самоопределение

Профессиональное самоопределение - это определение человеком себя относительно выработанных в обществе (и принятых данным человеком) критериев профессионализма. Один человек считает критерием профессионализма просто принадлежность к профессии или получение специального образования, соответственно и себя оценивает с этих позиций, другой человек полагает, что критерием профессиона­лизма является индивидуальный творческий вклад в свою профессию, обогащение своей личности средствами профессии, соответственно он иначе с этой более высокой планки себя самоопределяет и далее самореализует. В отличие от профориентации и профконсультации больше соотносится с «самоориенти­рованием».

Основные характеристики личностного самоопределения. Два принципиальных отличия понятий личностного и профессионального самоопределения

Заключаются в следующем: потребность в личностном самоопределении представляет собой потребность в формировании смысловой системы, в которой слиты представления о себе и о мире; самоопределение ориентировано в будущее. Соотношение понятий «личностное» и «профессиональное самоопределение». Концепция профессионального развития Д.Сьюпера - теория, утверждающая единство профессионального и жизненного самоопределения. Д. Сьюпер считал, что профессиональное развитие, в сущности, состоит в развитии и реализации Я-концепции. при этом взаимодействие Я-концепции и реальности происходит при проигрывании и исполнении профессиональных ролей, например, в фантазии, в беседе с профконсультантом или в реальной жизни. Профессиональный выбор предусматривает компромисс между синтезом личностных и социальных факторов, Я-концепцией и реальностью, недавно приобретенными реакциями и существующими моделями реакций;

Различия профессионального и жизненного самоопределения: во-первых, профессиональное самоопределение - более конкретное понятие, его проще оформить официально (получить диплом и т.п.); личностное самоопределение - это более сложное понятие, оформить официально его невозможно; во-вторых, самоопределение зависит от внешних, чаще всего благоприятных условий; личностное самоопределение зависит от самого чело­века.

Процесс профессионального самоопределения включает: развитие само­сознания, формирование системы ценностных ориентации, моделирование сво­его будущего, построение эталонов в виде идеального образа профессионала. Формирование Я-концепции, включающей образ «Я-профессионала», зависят от степени согласованности идеального и реального «образа-Я» и идеального и реального образа профессии.

Личностный смысл профессионального идеала обусловлен социальной по­зицией человека. Его главными составляющими являются: смыслообразующие мотивы, ценностные ориентации, смысловые установки.

Ценности осуществляют связь между когнитивными и эмоциональными составляющими профессионального самосознания через внутреннюю мотива­цию. Смыслообразующие мотивы в профессиональном самоопределении - это мотив соответствия самому себе, мотив самоуважения, мотивы достиже­ния, успеха или избегания неудач.

Говоря о профессиональном самоопределении также используют понятия «карьера» и «профессиональный выбор».

Карьера - успешное продвижение вперед в той или иной области (общест­венной, служебной, научной, профессиональной) деятельности. Целесообразно различать: 1) широкое понимание карьеры как профессиональное продвиже­ние, профессиональный рост, как этапы восхождения человека к профессионализму и др.; 2) более узкое понимание карьеры как должностного продвиже­ния. Профессиональный выбор - решение, затрагивающее ближайшую жизнен­ную перспективу.

Задачи профессионального самоопределения. 1) просветительские, 2) диагностические, 3) морально-эмоциональная поддержка клиента, 4) помощь в выборе.

Взгляды на профессиональное самоопределение А. Маслоу, П.Г. Щедровицкого, Е.А. Климова, В. Франкла, Э.Р. Саитбаевой, Н.С. Пряжникова

Понятие «самоопределение» вполне соотносится с такими понятиями, как «самоакутализация», «самореализация», «самоосуществление», «самотрансценденция»... При этом многие мыслители связывают эти понятия с трудовой деятельностью. Например, А. Маслоу считает, что самоактуализация проявляет себя «через увлеченность значимой работой»; И.О. Кон говорит, что самореа­лизация проявляется через труд, работу и общение; П.Г. Щедровицкий отмеча­ет, что «смысл самоопределения - в способности человека строить самого се­бя, свою индивидуальную историю, в умении постоянно переосмысливать соб­ственную сущность»; Подробно анализируя профессиональное самооп­ределение, Е.А.Климов понимает его «...как важное проявление психического развития, формирования себя как полноценного участника сообщества «делате­лей» чего-то полезного, сообщества профессионалов». Он выделяет два уровня профессионального самоопределения: 1) гностический (перестройка сознания и самосознания); 2) практический (реальные изменения социального статуса че­ловека).

Самоопределение предполагает не только «самореализацию», но и расши­рение своих изначальных возможностей - «самотрансценденцию» (по В. Франклу ): «...полноценность человеческой жизни определяется через его трансцендентность, то есть способность «выходить за рамки самого себя, а главное - в умении человека находить новые смыслы в конкретном деле и во всей своей жизни...». Таким образом, именно смысл определяет сущность са­моопределения, самоосуществления и самотрансценденции.

Саитбаева Э.Р. считает, что в общей проблеме самодетерминации поведе­ния человека важное значение принадлежит как механизму трансценденции, так и механизму рефлексии. Причем, рефлексия характеризуется как выход за пределы ситуации, деятельности, любого непосредственно текущего процесса или состояния - для разотождествления с ними, для того, чтобы встать в пози­цию "стороннего" наблюдателя по отношению к своим мыслям, действиям в этой ситуации. Она предполагает направленность на себя, высвечивающую не­совпадение и противоположность "Я" и "не-Я". Трансценденция также характе­ризуется как выход за пределы себя, за границы наличного бытия, но с целью достижения единства, сопричастности, тождества с Миром как целым, с другим "Я". Условием трансценденции является направленность на существующее "вне": на смысл, дело или другого человека, причем независимо от конкретной ситуации.

Самоопределе­ние в конкретной трудовой функции, самоопределение на конкретном трудовом посту, самоопределение на уровне конкретной специальности, самоопределе­ние в конкретной профессии, жизненное самоопределение, личностное самооп­ределение, самоопределение личности в культуре.

Уровни возможностей самоопределения: 1) агрессивное неприятие деятельности; 2) молчаливое избегание деятельности; 3) реализация стереотипных способов деятельности; 4) стремление усовершенствовать элементы деятельно­сти; 5) стремление усовершенствовать деятельность в целом.

Профессиональное самоопределение на разных стадиях становления жизни (по Н.С. Пряжникову).

7. Конфликты профессионального самоопределения. Профессиональное самоопределение неизбежно порождает столкновение различных целей, интересов, позиций, несовпадение потребностей в самоосуществлений и реальных возможностей, противоречия между «Я-реальным», «Я-отраженным» и «Я-возможным». Эти противоречия приводят к возникновению внутриличностных конфликтов, преодоление которых, как правило, требует психологической помощи психолога-профессиоведа.

8. Методы активизации профессионального самоопределения: 1) Профориентационные игры и упражнения; 2) карточные профконсультационные методики и игры; 3) активизирующие и ценностно-смысловые профконсультационные опросники; 4) бланковые игры.

Процесс профессионального самоопределения охватывает очень продолжительный период жизни человека - от появления профессиональных интересов и склонностей в детстве до окончательного утверждения в сфере профессиональной деятельности в зрелые годы.Не вызывает сомнения, что главным условием успешного профессионального самоопределения является полноценное психическое и личностное развитие ребенка, сформированность его мотивационно-потребностной сферы, наличие развитых интересов, склонностей и способностей, достаточный уровень самосознания. Поэтому работа по подготовке к выбору учащимися профессии должна стать органичной частью всего учебно-воспитательного процесса и начинаться уже в младших классах.

На протяжении этого времени происходит не только профессиональное, но и социальное, а также и жизненное самоопределение личности. В понятии самоопределения подчеркнут тот важный момент понимания проблемы развития личности, который связан с ее самостоятельным выбором профессионального и жизненного пути. На личность воздействует очень широкий спектр различных, часто противоположных по направленности факторов внешней среды, что только при условии активного освоения и осмысления всех этих влияний возможен выбор профессионального и жизненного пути, соответствующий потребностям и интересам личности.

В настоящее время исследователи подчеркивают многомерность и многоступенчатость этого процесса, в котором выделяются несколько аспектов, связанных: а) с задачами общества, которые оно выдвигает перед формирующейся личностью; б) с процессом формирования индивидуального стиля жизни, частью которого является профессиональная деятельность; в) с принятием решений, в которых должен быть установлен баланс личных предпочтений и склонностей и потребностей существующей системы разделения труда. Последний аспект является точкой пересечения социальных и психологических факторов профессионального самоопределения и представляет наиболее широкие возможности для эффективного решения самых острых проблем выбора молодежью профессии и жизненного пути.

Исследование жизненной перспективы молодежи, находящейся на различных этапах профессионального самоопределения, открывает большие возможности реализации междисциплинарного подхода, поскольку в содержании жизненной перспективы сконцентрированы ценности и нормы социальной среды, в которой формируется личность. Каждому этапу профессионального самоопределения соответствуют определенная социальная ситуация. В процессе профессионального становления личности выделяются четыре основные стадии: формирование профессиональных намерений; профессиональное обучение; профессиональная адаптация; частичная или полная реализация личности в профессиональном труде. Ключевым моментом этого длительного процесса оказывается выбор профессии, отделяющий период неограниченных, но абстрактных возможностей профессиональной самореализации от реальной, но ограниченной перспективы профессиональной деятельности. Именно в этом смысле “самоопределение - одновременно и самоограничение”.

Старший школьный возраст - это период формирования ценностных ориентации человека, которые в дальнейшем будут определять его отношение к профессиональной и другим сферам деятельности. Среди этих ориентации выделяются одна или несколько наиболее значимых для личности, определяющих главные направления жизненного пути. И если выбор профессии не соотносится с этими ориентациями, то он, вероятнее всего, окажется неудачным. Поэтому в описаниях профессий наряду с информацией об условиях и содержании труда, о качествах, требуемых от работника, и другими характеристиками профессии, необходимо выделить специальный раздел, посвященный ценностно-ориентационному аспекту данной профессии, что, по сути, и будет непосредственным профориентационным воздействием. Различные профессии могут в разной степени способствовать реализации тех или иных ценностных ориентации личности.

В профессиональной информации не принято говорить о трудностях и проблемах, которые могут ожидать человека, избравшего ту или иную профессию. По-видимому, здесь срабатывает принцип рекламы, который накладывает запрет на недостатки и целиком сосредоточен на достоинствах того, что необходимо сбыть в данный момент. Однако профессия - не совсем тот “предмет”, с которым, как правило, имеет дело реклама. Даже если на какое-то время привлечь человека к профессии, акцентируя его внимание только на достоинствах ее выбора, то в дальнейшем его неподготовленность к возможным трудностям может только усугубить ситуацию недостаточно взвешенного и продуманного выбора.

Молодежь должна ясно осознавать и преимущества, и трудности, связанные с выбором профессии, и на основании объективной информации принимать продуманное решение, от которого зависит вся дальнейшая жизнь. В этом случае профессиональная деятельность будет представлена как сложная, в ряде моментов противоречивая сфера самореализации личности, поскольку многие сами по себе положительные ценности, которые молодой человек предполагает реализовать во внепроизводственной деятельности, могут вступить в противоречие с требованиями профессии.

Таким образом, проблема несоответствия профессиональных намерений старшеклассников реальной профессиональной структуре могла бы быть вполне успешно разрешена, если бы ориентация на высшее образование не была безусловной доминирующей ценностью, а рассматривалась самими школьниками как одна из возможных линий профессиональной деятельности наряду с другими возможностями, предоставляемыми профессиями, не требующими высшего образования. И здесь решение вопроса упирается в проблему формирования жизненной перспективы. Одно дело, если с конкретной профессией, обязательно предусматривающей высшее образование, связаны основные жизненные ценности и цели человека, тогда совершенно оправданно его стремление во что бы то ни стало поступить в вуз по конкретной специальности. И совсем другое дело, когда высшее образование - самоцель, дань стереотипам, прочно утвердившимся в общественном сознании. Тогда ближайшие жизненные планы, даже если они реализуются, вступят в неминуемое противоречие с долговременными жизненными целями и ценностными ориентациями. Уровень образования обязывает ко многому, в первую очередь к более сложным и ответственным профессиональным обязанностям, наконец, просто к поддержанию определенного культурного образца, ожидаемого окружающими от человека, имеющего высшее образование.

Расширение круга интересов личности во внепрофессиональной сфере жизни соответственно сказывается и на удельном весе профессиональных интересов. Чтобы он не уменьшался, необходимо постоянно расширять горизонты профессиональной перспективы, теснее увязывать ее компоненты с жизненной перспективой личности в целом. Разумеется, выбор профессии в значительной степени определяется социальными факторами, воздействием макро- и микросреды, в которой формируется личность. Влияние этих факторов на профессиональное самоопределение молодежи рассматривалось в многочисленных социологических исследованиях. В них раскрывается роль семьи, школы, сверстников, средств массовой информации и других общественных институтов на формирование молодежи, находящейся на различных этапах профессионального самоопределения. Обращаясь к анализу факторов внешней среды, нельзя упускать из виду, что речь в конечном счете идет именно о самоопределении - о процессе, в котором человек сам определяет свою профессию и дальнейший жизненный путь, т.к. самоопределение профессиональное неразрывно связано с самоопределением личностным.

В отечественной психологии в последние годы все большее количество ученых связывают процессы профессионального самоопределения с выбором образа жизни, личностным самоопределением. Выбирая профессию, человек планирует способ существования, соотнося свой будущий профессиональный статус со смысложизненными ценностями. В русле данного подхода выполнены исследования К.А. Абульхановой-Славской, М.Р. Гинзбурга, Е.И. Головахи и др. Наиболее последовательно и разносторонне вопросы профессионального самоопределения субъекта рассматриваются в работах Э.Ф. Зеера, Е.А. Климова, Н.С. Пряжникова.
Е.А. Климов рассматривает профессиональное самоопределение в качестве одного из важнейших проявлений психического развития человека, как процесс его включения в профессиональное сообщество и более широко - в социальное сообщество. В течение жизни у человека складывается определенное отношение к различным областям труда, формируется представление о профессиях, своих возможностях, выделяются предпочтения в социально-экономических факторах оценки труда, определяется спектр возможных выборов. Результатом смысловых и мотивационных поисков человека выступает выполнение социально значимой деятельности, направленной на производство социально ценного продукта.
Важнейшей составляющей самоопределения, согласно Е.А. Климову, является формирование профессионального самосознания, в структуре которого выделяются:
1. Осознание своей принадлежности к определенной профессиональной общности («мы - инженеры»).
2. Оценка своего соответствия профессиональным эталонам и своего места в сообществе согласно системе социальных ролей (новичок, один из лучших специалистов и пр.).
3. Знание человека о степени его признания в социальной группе («меня считают хорошим специалистом»).
4. Знание о своих сильных и слабых сторонах, путях самосовершенствования, индивидуальных способах успешного действия, о своем индивидуальном стиле деятельности.
5. Представление о себе и своей работе в будущем.
Е.А. Климов выделяет два уровня профессионального самоопределения:
. гностический (перестройка сознания и самосознания);
. практический (реальные изменения социального статуса человека).
Э.Ф. Зеер рассматривает проблему профессионального самоопределения личности в контексте новой отрасли прикладной психологии - психологии профессий. Профессиональное самоопределение характеризуется:
. избирательностью отношения человека к миру профессий;
. осуществлением выбора с учетом индивидуальных особенностей человека, требований профессии и социально-экономических условий;
. постоянным самоопределением субъекта в течение всей жизни;
. детерминацией внешними событиями (окончание обучения, изменение места жительства и пр.);
. тесной связью с самореализацией, проявлением социальной зрелости личности.
Задачи профессионального самоопределения решаются по-разному на каждой стадии профессионального развития (табл. 3).

Профессиональное самоопределение проявляется в эмоционально окрашенном отношении личности к своему месту в мире профессий. Оно детерминируется социально-экономическими условиями, межличностными отношениями в коллективе, возрастными и профессионально обусловленными кризисами, однако ведущая роль принадлежит активности личности, ее ответственности за свое становление. Э.Ф. Зеер отмечает, что профессиональное самоопределение является важным фактором самореализации личности в конкретной профессии и культуре вообще.
H. С. Пряжниковым предложена модель профессионального самоопределения личности, которая включает в себя следующие компоненты:
1. Осознание ценности общественно полезного труда и необходимости профессиональной подготовки (ценностно-нравственная основа самоопределения).
2. Ориентировка в социально-экономической ситуации и прогнозирование престижности выбираемого труда.
3. Общая ориентировка в мире профессионального труда и выделение профессиональной цели-мечты.
4. Определение ближайших профессиональных целей как этапов достижения дальней цели.
5. Поиск информации о профессиях и специальностях, соответствующих профессиональных учебных заведениях и местах трудоустройства.
6. Представление о возможных трудностях достижения профессиональных целей, о личностных качествах, способствующих реализации намеченных планов.
7. Наличие резервных вариантов выбора в случае неудачи по основному варианту самоопределения.
8. Начало практической реализации личной профессиональной перспективы, постоянная корректировка планов по принципу обратной связи.
Профессиональное самоопределение, согласно Н.С. Пряжникову, реализуется на следующих уровнях:
1. Самоопределение в конкретной трудовой функции. Работник находит смысл своей деятельности в качественном выполнении отдельных трудовых функций или операций. Свобода выбора действий человека ограничена.
2. Самоопределение на конкретном трудовом посту. Трудовой пост характеризуется ограниченной производственной средой, включающей средства труда, профессиональные права и обязанности. Выполнение многообразных функций повышает возможность самореализации в рамках выполняемой деятельности. Смена трудового поста негативно сказывается на качестве труда, вызывает неудовлетворенность работника.
3. Самоопределение на уровне конкретной специальности. Предполагает смену различных трудовых постов, что расширяет возможности самореализации личности. Например, водитель автотранспорта легко управляет любыми видами автомобилей.
4. Самоопределение в конкретной профессии. Работник выполняет смежные виды трудовой деятельности по нескольким специальностям.
5. Жизненное самоопределение. Связано с выбором образа жизни и кроме трудовой деятельности включает самообразование, досуг и др. Профессия становится средством реализации определенного жизненного стиля.
6. Личностное самоопределение. Характеризуется нахождением самобытного образа Я и утверждением его среди окружающих людей. Человек приподнимается над профессией, социальными ролями, становится хозяином собственной жизни. Окружающие люди характеризуют работника не просто как хорошего специалиста, но и, прежде всего, как уважаемого человека и уникальную личность.
7. Самоопределение личности в культуре. Наблюдается направленность человека на «продолжение» себя в других людях. Характеризуется значительным вкладом личности в развитие культуры, что позволяет говорить о социальном бессмертии человека.
Профессиональное самоопределение - это самостоятельное и осознанное нахождение смыслов выполняемой работы и всей жизнедеятельности в конкретной культурно-исторической (социально-экономической) ситуации. Этот процесс обусловлен проявлениями внутренних ресурсов, сил, установок на пути профессионального становления личности и ее развития. Профессиональное самоопределение человека в мире профессий и на профессиональном пути является личностным аспектом формирования профессионала. Проблему самоопределения личности следует рассматривать не только в контексте выбора профессии, но и в более широком плане, в связи с вопросами профессионального развития личности.
Движущей силой самоопределения личности выступает противоречие. При этом внешние условия могут стать только причиной изменений, что в целом согласуется с общенаучным принципом детерминизма С.Л. Рубинштейна. Как отмечают В.А. Ганзен и Л.А. Головей, наличие противоречий между потенциалом человека и его интересами, отношениями, направленностью (т. е. между потенциями и тенденциями) выступает как необходимый фактор и движущая сила развития индивидуальности. Однако личность может сталкиваться с тенденциями, находящимися в непримиримом противоречии друг с другом. Они могут быть как социально обусловленными (между личностью и социально-профессиональными условиями), так и локализованными во внутреннем мире, когда наблюдается несовпадение представлений личности о собственных возможностях с реальными действиями и объективными результатами, в которых они воплощаются.
В процессе профессионального самоопределения могут возникать противоречия между:
. саморазвитием и самосохранением в профессии;
. ориентацией на результат и процесс труда;
. социальными и индивидуальными эталонами, нормами труда;
. различными видами компетентности (специальной, социальной, личностной, индивидуальной);
. темпами развития мотивационной и операциональной сфер профессиональной деятельности;
. стремлением к узкой специализации и потребностью в широкой компетентности.
Л.М. Митина и О.В. Кузьменкова определяют внутриличностное противоречие как субъективно переживаемое рассогласование тех или иных тенденций (оценок, притязаний, установок и т. п.) в самосознании личности, которые взаимодействуют и изменяют друг друга в процессе развития. Рассматривая психологические особенности внутриличностных противоречий, авторы отмечают, что они возникают между Я-действующим и Я-отраженным.
Выделяются следующие функции внутриличностных противоречий в процессе профессионального развития личности. Во-первых, они сигнализируют о назревшем рассогласовании противоречащих тенденций, выполняя индикаторную функцию. Во-вторых, внутриличностные противоречия могут стимулировать процесс профессионального развития личности при наличии у нее выраженной потребности в актуализации собственных потенций. В-третьих, они могут сдерживать развитие, выполняя при определенных условиях тормозящую функцию.
Пути и способы разрешения противоречий могут быть различными: формирование индивидуального стиля деятельности; снижение уровня притязаний; возникновение новых интересов, отношений; развитие и совершенствование свойств человека. Важным условием реализации личностного потенциала является психологическая зрелость человека, выражающаяся в умении конструктивно разрешать возникающие противоречия, в осознании собственных потенциальных возможностей и наличии активной позиции по отношению к их реализации и развитию в деятельности. В качестве предпосылок конструктивного разрешения внутрилично- стных противоречий выступают стремление к относительной независимости от воздействий извне, рефлексивные навыки, принятие ценностей самоактуализирующейся личности.
Конструктивный способ разрешения противоречий создает условия для дальнейшего развития личности, способствует ее движению от Я-эмпирического с присущими ему ограниченными психологическими характеристиками к Я-творческому, содержащему всю полноту потенциальных возможностей специалиста.
Важной особенностью самоопределения выступает его обращенность в будущее. Однако у учащихся подросткового и юношеского возраста, как правило, возникают субъективные трудности при определении своих жизненных целей и перспектив. Поэтому задача психологической помощи на данном этапе профессионального самоопределения состоит в освоении практически полезных навыков планирования, соотнесения ближней и дальней перспектив.
Перспектива будущей профессиональной деятельности является ментальной проекцией мотивационной сферы человека. Она представляет собой в разной мере осознанные надежды, планы, проекты, стремления, опасения, связанные с более или менее отдаленным будущим. Личная профессиональная перспектива формируется через интериоризацию ценностных установок родителей, их ожиданий в отношении собственного ребенка, через усвоение общекультурных, социальных паттернов, наконец, через развитие всей мотивационной сферы. Сформировавшись таким образом, личная профессиональная перспектива приобретает собственную побудительную силу, оказывая мощное обратное влияние на развитие личности человека.
Профессиональное самоопределение человека в мире профессий и на профессиональном пути является личностным аспектом формирования профессионала. Профессиональное самоопределение сопровождается построением личного профессионального плана, формированием внутренней готовности к осознанному и самостоятельному представлению, корректировке и реализации перспектив своего развития, готовности рассматривать себя субъектом, развивающимся во времени, и самостоятельно находить личностно значимые смыслы в конкретной профессиональной деятельности. Самоопределяющаяся личность - это субъект, осознавший, чего он хочет (свои цели, жизненные планы, идеалы), что он есть (свои личностные и физические свойства), что он может (свои возможности, склонности), чего от него ждут коллектив, общество.
Активизация процесса формирования психологической готовности личности к профессиональному самоопределению реализуется в процессе проведения развивающей профессиональной консультации. Основная цель этого вида профконсультации - психологическая подготовка личности к определению своей позиции, повышение ее готовности к самостоятельному решению профессионально обусловленных проблем.