Чтобы вам было проще - объединил информацию по ним в одну таблицу. Включил в виды сертификации то, что достаточно распространено в России, и может помочь вам в вашей карьере.Если говорить в целом, то есть 3 направления сертификации:
Вид обучения | Описание | Требования к опыту управления проектами | Язык | Примерные затраты на сертификацию | Сроки | Где посмотреть информацию |
PMP и PMI-АСР | 3 года управления проектами | Английский / Русский | От 20000р до 60000р | 1.5 – 3 месяца |
pmi.org pmi.ru |
|
PRINCE2 | Международная сертификация по управлению проектами | нет | Английский | От 12000р (PRINCE2 Foundation) | 1,5 - 3 месяца | --- |
PME | Российский аналог PMP | нет | Русский | От 7000р. Если проходили обучение в pmexpert – от 3000р | 1.5 – 3 месяца | pmexpert.ru |
IPMA A/B/C/D | Европейская сертификация по управлению проектами | IPMA C – 3 года управления | Русский | IMPA C – стоимость экзамена 25 000р | 1-3 месяца | sovnet.ru |
MCTS 70-632, 70-633, 70-634 | Сертификация Microsoft по использованию MS Project/Server | Нет | Английский | От 1700р. | 1 – 2 месяца | microsoft.com |
ITIL | Сертификация по управлению услугами IT | Нет | Английский | Базовая ступень ITIL Foundation – 6600р | 1-2 месяца | itexpert.ru |
CompTIA Project+ | Управление проектами | Нет | Английский | От 9000р | 1.5-3 месяца | certification. comptia.org |
MCP 70-301 | Microsoft Solution Framework | Нет | Английский | От 1700р | 1.5-3 месяца | microsoft.com |
В России представлены три классические, наиболее популярные сертификации: PMI, IPMA, PRINCE2.
Эти системы похожи, но направлены на решение разных задач и имеют разную целевую аудиторию.
Сертификация PMI представляет процессную школу в управлении проектами.
В процессной школе основное внимание уделяется стандартизации процессов. Представители этой школы считают, что для получения качественного результата достаточно построить качественный процесс. Соответствующие стандарты описывают процессы, инструменты и техники, которые в этих процессах применяются.
Наиболее известной организацией, представляющей процессную школу, является Институт управления проектами (Project Management Institute – PMI). Институт выпускает свой стандарт Project Management Body Of Knowledge (PMBOK)® – Свод знаний по управлению проектами.
В книге описываются процессы, которые менеджер проекта должен применять, чтобы держать под контролем проект. Для каждого процесса описаны:
После успешного прохождения сертификации кандидат получает звание Project Management Professional (PMP)® – профессионал управления проектами.
Для получения сертификата PMP нужно не только подтвердить, что вы знаете и понимаете содержание PMBOK®, но и подтвердить наличие определенного опыта в управлении проектами.
Экзамен проходит в форме компьютерного тестирования и длится 4 часа. Из 200 вопросов в зачет идут 175, проходной балл составляет 61%, стоимость экзамена – 555 $.
Сертификат PMP действует в течение 5 лет, по окончании этого срока его можно продлить. Продлевать сертификат необходимо каждые три года, для продления необходимо получить 60 PDU (Professional Development Units – единиц профессионального развития). Учет и начисление PDU осуществляется в личном кабинете специалиста на сайте PMI. Получить PDU можно за участие в образовательных мероприятиях и профессиональных конференциях, за волонтерскую деятельность.
Наличие сертификата PMP говорит о том, что его обладателю можно доверить серьезный, масштабный, дорогой проект. Подобно тому как мы, выбирая, например, стоматолога, стремимся оценить его профессиональную квалификацию – и для этого проверяем наличие у него профессиональных сертификатов и дипломов о специальном медицинском образовании, также и собственник бизнеса стремится убедиться в том, что доверяет свой проект и свои деньги настоящему профессионалу. И эту уверенность ему дает наличие у кандидата на роль менеджера проекта сертификата PMP.
На сегодняшний день в мире насчитывается более 700 000 PMP.
Другое широко известное направление в управлении проектами – это компетентностная школа.
Основное внимание здесь уделяется компетенциям менеджеров проектов. Соответствующие стандарты описывают качества, знания и навыки людей, работающих в управлении проектами.
Главной организацией, представляющей компетентностную школу в мире, является Международная ассоциация управления проектами IPMA (International Project Management Association).
IPMA широко представлена по всему миру через сеть национальных ассоциаций – на сегодняшний день их насчитывается более 60.
Представители этой школы считают, что стандартизировать нужно не процессы, а человека. Если специалист обладает определенным набором элементов компетентности, то, независимо оттого, выстроены или нет процессы в организации, его можно бросать на любой проект – наличие ключевых компетенций позволит ему сориентироваться, собрать команду, выбрать инструменты и успешно завершить проект.
Такой подход нашел отражение в разработанном IPMA стандарте PM ICB – Project Management International Competence Baseline. ICB содержит требования к компетентности специалистов в области управления проектами.
В настоящее время каждая из национальных ассоциаций разрабатывает свой адаптированный к местным условиям, но основанный на ICB национальный стандарт. В России IPMA представляет некоммерческая организация СОВНЕТ, которая разработала и поддерживает НТК – Национальные требования к компетентности в области управления проектами.
Сертификация IPMA включает четыре уровня:
На рисунке ниже представлена структура и стоимость прохождения экзамена для разных уровней сертификации IPMA.
Экзаменационная сессия длится три дня:
Разработка концепции управления предметной̆ областью проекта не включает в себя:
Как связаны объем работы, её скорость и количество ресурса?
Сертификат IPMA действует в течение 5 лет, для его продления необходимо сдавать экзамен. Всего в мире насчитывается около 500 000 обладателей таких сертификатов.
Существует еще одна популярная международная система сертификации менеджеров проектов, которая не относится ни к одной из вышеперечисленных школ – PRINCE2®.
Это метод, который был разработан в конце1980-х гг. в правительстве Великобритании как способ управления проектами информатизации. Со временем этот метод перешел на новый качественный уровень и стал универсальным, применимым для проектов любого типа. Метод используется на правительственном уровне практически во всех странах Евросоюза для реализации важных масштабных проектов.
В качестве примера можно привести недавно реализованный проект реконструкции морского порта в г. Роттердам (Нидерланды). PRINCE2® – это официальный метод реализации всех проектов ООН, очень похожий метод используется в Еврокомиссии.
Руководство Managing successful projects with PRINCE2® – это инструкция к действию, которая описывает три вещи:
На сегодняшний день этот метод является наиболее популярным в сфере управления проектами благодаря своей практичности и возможности адаптации для крупных и небольших проектов.
Всего в мире насчитывается более 1 500 000 сертифицированных специалистов по PRINCE2®.
Система сертификации включает три уровня:
В конце стадии инициации менеджер проекта обновил план проекта, чтобы показать, как и когда будут измерены и зафиксированы все ожидаемые выгоды от рекламного календаря.
Является ли это надлежащим применением PRINCE2® в этом проекте?
Сертификация ПМ СТАНДАРТ – первая национальная система сертификации в области управления проектами, задуманная как сертификация по российским ГОСТам:
На сегодняшний день доступен базовый уровень сертификации.
Готовятся к выпуску еще 5 уровней. Сертификация для руководителей проектов будет доступна уже в конце марта 2017 г.
Стоимость сертификации базового уровня – 7 000 рублей, что выгодно отличает ее от других представленных на российском рынке систем.
Тестирование проводится в региональных центрах сертификации с помощью специально разработанной информационной системы сертификации.
Экзамен базового уровня длится 90 минут, включает 60 закрытых и 2 открытых вопроса. Закрытые вопросы могут включать несколько правильных вариантов ответа и предусматривают возможность оставлять комментарии.
Ответы проверяют и компьютер, и асессор, который может добавлять баллы в спорной ситуации.
Чтобы получить сертификат, кандидат должен правильно ответить на 70% вопросов. Сертификат действует 5 лет, для продления необходимо пересдать экзамен.
На день публикации материала (9 месяцев с момента старта), уже сертифицировано более 400 человек, в том числе руководители и сотрудники проектных офисов ряда органов государственных власти и госкомпаний.
Поскольку сертификация ПМ СТАНДАРТ в рамках организации позволяет внедрить единый язык проектного управления, основным интересантом проведения этой сертификации является организация, в отличие от трех вышеописанных систем, где основным интересантом является кандидат.
Какие из приведенных утверждений являются верными?
(Укажите несколько вариантов ответа)
Международная сертификация специалистов по УП - процесс определения соответствия:
Профессиональных знаний, опыта и навыков кандидата - установленным требованиям к специалисту по УП;
Деятельности кандидата - этическому кодексу менеджера проекта.
Сертификат является подтверждением опыта и профессионализма специалиста в области УП независимым, авторитетным органом.
Преимущества сертифицированных специалистов по УП:
Международное признание квалификации и компетентности;
Персональное преимущество для роста карьеры;
Преимущества компаний, имеющих сертифицированных специалистов по УП:
Обеспечение потребности организации в квалифицированных специалистах в области УП;
Повышение эффективности работы организаций, использующих услуги сертифицированных управляющих проектом;
Среди международных программ сертификации по УП можно выделить две наиболее значимые:
1) сертификацию по стандартам Международной ассоциации по управлению проектами (IPMA);
2) сертификацию по стандартам американского Института управления проектами (PMI).
Система сертификации IPMA основана на международных требованиях к компетентности специалистов по управлению проектами (IBC - International Competence Baseline). Система сертификации предназначена для определения соответствия профессиональных знаний, опыта и навыков кандидатов установленным требованиям, предъявляемым к специалистам в области УП. Сертификационная программа IPMA включает четыре уровня, к каждому из которых разработаны свои требования соответствия. По результатам сертификации специалисту может быть присвоено в зависимости от уровня сертификации одно из следующих званий:
1) директор проекта (Project Director, IPMA Level А) способен управлять портфелем проектов или программой, а не только отдельным единичным проектом, с использованием соответствующих методологии и инструментов;
2) старший менеджер проекта (Senior Project Manager, IPMA Level B) способен управлять сложным проектом, координировать несколько подпроектов в его рамках;
3) менеджер проекта (Project Manager, IPMA Level C) способен управлять проектом ограниченной сложности. Это указывает на то, что в дополнение к своим умениям применять знания в УП он также продемонстрировал соответствующий уровень опытности;
4) помощник менеджера проекта (Project Manager Associate, IPMA Level D) способен применять знания в области УП и может быть привлечен к участию в проекте в качестве одного из членов команды управления, но его общие знания недостаточны для выполнения более сложных задач.
Быть способен управлять всеми проектами компании, или проектами ее отделения, или всеми проектами программы;
Иметь минимум пятилетний опыт управления комплексными проектами и программами, из которых не менее трех лет - руководство, координация и управление портфелем проектов;
Уметь осуществлять руководство координацией и контролем всех проектов компании или ее отделения;
Нести ответственность за реализацию УП, разработку руководящих и нормативных материалов, а также применение основных методов и средств УП.
Старший менеджер проекта должен:
Быть способным самостоятельно управлять сложными проектами;
Иметь минимум пятилетний опыт УП, из которых не менее трех лет - в качестве ответственного за руководство и управление сложными проектами;
Уметь руководить координацией и контролем всех проектов компании или ее отделения;
Иметь портфель конкретных стратегических предложений по общему управлению в компании;
Принимать участие в подготовке персонала, задействованного в УП, и управляющих проектами;
Нести ответственность за реализацию УП, разработку руководящих и нормативных материалов, а также за применение основных методов и средств УП.
Менеджер проекта должен:
Быть способным самостоятельно управлять несложными проектами и помогать управляющему сложными проектами во всех функциональных областях УП;
Иметь минимум трехлетний опыт УП в качестве руководителя в функциональных областях несложного проекта;
Нести ответственность за осуществление несложного проекта;
Управлять небольшими группами персонала по УП;
Применять методы, средства и инструментарий УП;
Быть способным работать в качестве руководителя группы специалистов, входящей в команду сложного проекта, и нести ответственность за его соответствующие параметры.
Помощник менеджера проекта должен:
Обладать знаниями во всех областях УП и быть способным применять их в некоторых областях как специалист;
Обладать широким спектром знаний в УП и быть способным применять эти знания на практике;
Быть способным выступать в качестве члена команды проекта в любой функциональной области по УП.
Требования, предъявляемые к специалистам по управлению проектами разных уровней сертификации, приведены в табл. 3.1.
Таблица 3.1. Требования, предъявляемые к специалистам по УП разных уровней сертификации
Требование к специалистам |
Уровень сертификации |
|||
1. Способность управлять: |
||||
– программой, комплексом проектов |
||||
– сложными проектами |
||||
– простыми проектами, основными функциями в сложных проектах |
||||
– отдельными функциями в проекте на основе своих знаний |
||||
2. Опыт работы: |
||||
– координатора программы, комплекса проектов (пять лет) |
||||
– управляющего проектом (пять лет) |
||||
– в команде проекта (три года) |
||||
3. Высшее образование |
||||
4. Владение одним из иностранных языков (английским, французским, немецким) |
Общая схема этапов сертификационного процесса для разных уровней сертификации представлена в табл. 3.2.
Таблица 3.2. Общая схема этапов сертификационного процесса для разных уровней сертификации
Этап |
Уровень сертификации |
|||
1. Предоставление входных документов |
||||
1.1. Свидетельство об уплате сертификационного взноса |
||||
1.2. Заявка на сертификацию и анкета |
||||
1.3. Заполненная форма самооценки |
||||
1.4. Список выполненных проектов |
||||
2. Участие в работе семинара |
||||
3. Представление резюме о проекте |
||||
4. Представление отчета о проекте |
||||
5. Письменный экзамен |
||||
6. Интервью |
||||
7. Вручение сертификата/апелляция |
||||
8. Ресертификация |
Сертификация осуществляется уполномоченными сертификационными органами в странах - членах IРМА. Сертификация может проводиться как на базе 1СВ, так и на базе национальных требований к компетенции специалистов, разработанных в соответствии с требованиями 1РМА. 1РМА ведет общий реестр сертифицированных специалистов и гарантирует, что сертификаты, выданные в одной стране, действительны в любой другой стране.
Система сертификации PMI основана на стандарте PMBOK.
Уровни сертификации:
Профессиональный менеджер проекта (PMP - Project Management Professional);
Сертифицированный специалист по УП (CAPM - Certified Associate in Project Management).
Профессиональный менеджер проекта (PMP - Project Management Professional). Сертификация PMP требует наличия теоретических знаний в сфере УП и подтверждения практического опыта в применении этих теоретических знаний.
На момент подачи заявки кандидат должен иметь высшее образование со степенью не ниже бакалавра и не менее 4500 часов работы в области УП по пяти группам процессов. Количество часов в заполняемых формах подтверждения опыта должно в сумме составлять 4500, а даты проектов должны показывать, что кандидат имеет не менее трех лет (36 непересекающихся месяцев) опыта УП в течение шести лет до подачи заявки.
Если на момент подачи заявки кандидат не имеет высшего образования, но имеет диплом о полном среднем образовании, то он должен подтвердить не менее 7500 часов работы в области УП в период за восемь лет до подачи заявки.
Для каждого проекта, в котором участвовал кандидат, заполняется отдельная форма подтверждения опыта. Помимо данных о проекте кандидат должен указать примерное количество часов, потраченных им на проекте в одной или более группах процессов (в сумме по всем проектам кандидат должен иметь опыт во всех группах процессов). Данное описание должно содержать перечень конкретных управленческих процедур, которые выполнял кандидат в качестве менеджера проектов, структурированных в рамках пяти основных процессов (инициация, планирование, исполнение, контроль, завершение).
Кандидат также должен иметь не менее 35 часов обучения в области УП. Кандидат может указывать любое обучение в этой области независимо от даты. Кроме того, кандидат должен подписать и соблюдать Кодекс профессиональной этики менеджера проекта.
Завершающим этапом получения статуса PMP является сдача экзамена-теста, разработанного для того, чтобы объективно оценить знания кандидата в области проектного менеджмента. Экзамен на степень PMP проходит в международных центрах Prometric, которые расположены по всему миру. В России на данный момент существует два таких центра - в Москве и в Петербурге. На весь экзамен отводится четыре астрономических часа, в течение которых необходимо ответить на 200 вопросов. Кандидат должен выбрать правильный ответ из четырех предложенных вариантов. Большинство вопросов предполагает детальное знание стандартов PMI (PMBOK). Однако есть вопросы, предполагающие наличие у кандидата практического опыта. Начиная с 2006 г. экзамен можно сдавать на русском языке. Для успешной сдачи экзамена кандидат должен правильно ответить примерно на две трети вопросов.
Сертифицированный специалист по управлению проектами (CAPM - Certified Associate in Project Management). Этот сертификат предназначен для специалистов, которые имеют знания в области УП, но не имеют еще достаточного практического опыта. САРМ - это практик в УП, продемонстрировавший основные знания, а также умение применять инструменты и методики УП. Как член команды проекта сертифицированный специалист обычно обращается за руководством, наставлениями и одобрением к более опытным практикам УП.
САРМ обычно выполняет такие задачи:
Помощь в оценке планов УП;
Оценка индикаторов производительности и резервов;
Помощь в уточнении требований к проекту, допущений и ограничений;
Поддержка при административном и финансовом завершении.
Чтобы получить степень САРМ, кандидат должен соответствовать требованиям к образованию и опыту, предъявляемым PMI, и демонстрировать высокий уровень понимания и знания УП, подтвержденный экзаменом на степень сертифицированного специалиста по УП. Экзамен по форме аналогичен экзамену на степень PMP, но состоит из 150 вопросов и длится три часа.
На момент подачи заявки кандидат должен иметь высшее образование со степенью не ниже бакалавра и не менее 1500 часов работы в области УП по пяти группам процессов. Если на момент подачи заявки кандидат не имеет высшего образования, но имеет диплом о полном среднем образовании, то он должен подтвердить не менее 2500 часов работы в области УП в период за три года до подачи заявки. Кандидат должен также иметь не менее 23 часов обучения в области УП.
Начиная с 2007 г. PMI планирует открыть новую программу сертификации Program Management Professional (PgMPSM).
Отличительной чертой успешных организаций является наличие системы развития и оценки компетенций своих сотрудников. Особое место в этой системе занимает задача формирования управленческого резерва, от которого в значительной степени зависит будущее компании. Понимание процессов управления, знание современных методик, а также наличие навыка организации проектной команды и способности обеспечить достижение поставленной цели, являются необходимыми компетенциями руководителя проекта.
В мире насчитывается множество ассоциаций занимающихся развитием компетенций в управлении проектами, но лидирующие позиции занимают две – International Project Management Association (IPMA) и Project Management Institute (PMI) ® . Систематизация знаний, определение бизнес-процессов, формирование подходов к оценкам членов проектной команды вот только небольшой список вопросов, ответы на которые отражены в многочисленных работах ассоциаций.
Project Management Institute (PMI) ® – профессиональная ассоциация по управлению проектами, объединяющая более 500 тыс. человек, была основана в 1969 году в США и на сегодняшний день имеет свои отделения более чем в 180 странах мира. В России ассоциация имеет шесть филиалов, крупнейшим из которых является Московское отделение PMI . Целью ассоциации является объединение и сертификация профессионалов, связывающих свою деятельность с управлением проектами и представляющих широкий круг отраслей. Одной из самых известных публикацией ассоциации является Свод знаний по управлению проектами (Руководство PMBOK ® Guide PMI) , в котором представлена процессная модель управления проектами и лучшие практики управления проектами.
International Project Management Association (IPMA) была образована в 1965 году в Швейцарии. Задачей ассоциации являлось объединение специалистов в области управления проектами с целью обсуждения проблем и поиска решений в данной области. В настоящее время ассоциация имеет представительства более чем в 50 странах мира и насчитывает более 190 тыс. сертифицированных специалистов в области управления проектами. В России национальным представителем IPMA с 1991 года является Ассоциация управления проектами «СОВНЕТ» . Под эгидой ассоциации опубликованы многочисленные труды ведущих специалистов и практиков, жизнь которых неразрывно связана с управлением проектами, программами и портфелями проектов. Систематизация опыта и лучших практик членов ассоциации стала основой ICB (International Competence Baseline ) и послужило определением подходов к оценке и сертификации специалистов. Российской ассоциацией управления проектами «СОВНЕТ» на основе ICB было подготовлено издание по Национальным требованиям к компетенции специалистов по Управлению Проектами (НТК).
Вниманию всех соискателей сертификата PMP © PMI
: изменения в содержании экзамена!
В начале 2016 года PMI ® меняет содержание экзамена на сертификат PMP.
11 января 2016 года - последний день когда можно будет сдать экзамен по текущим правилам. Все последующие экзамены будут проводиться по новым требованиям.
Изменения внесены на основании очередного исследования ожиданий от проектных менеджеров (Role Delineation Study (RDS)) и отображены в описании экзамена (Exam Content Outline). Пять основных областей деятельности проектных менеджеров остались прежними, изменились некоторые задачи внутри областей Инициация, Планирование, Выполнение, Мониторинг проекта.
Область 1 |
Инициация проекта
|
Область 2 |
Планирование проекта
|
Область 3 |
Выполнение проекта
|
Область 4 |
Мониторинг и контроль проекта
|
Область 5 |
Закрытие проекта
|
С 1 декабря 2015 года будут внесены также изменения в программу контроля профессионального развития сертифицированных специалистов (Continuing Certification Requirements (CCR) program). Изменения затрагивают формы и порядок учета единиц профессионального развития (PDU) в соответствии с концепцией Треугольника Талантов PMI ® .
Треугольник Талантов PMI ® определяет идеальный набор как комбинацию технических компетенций, лидерских компетенций, стратегических и бизнес компетенций менеджмента (technical,leadership, and strategic and business management expertise).
Стоит отметить, что стратегические и бизнес компетенции менеджмента наиболее полно раскрываются в концепциях Системного и Стоимостного инжиниринга, а от technical expertise один шаг до Проектного инжиниринга.
Все грядущие изменения внесены в программы курсов и учебные материалы Университета. Наши слушатели встречают будущее с нужными знаниями!
Подготовка к сертификации в профессиональных сообществах
Код курса | Название курса |
---|---|
М004-A | Базовые знания в области управления проектами |
М004-B | Управление заинтересованными сторонами и ресурсами проекта |
М004-C | Управление закупками |
М004-D | Управление рисками |
М004-E | Прикладные задачи области управления проектами
Подготовка специалиста к сдаче сертификационного экзамена PMI ® , что включает в себя освоение слушателями основных терминов, базовых знаний и сведений о лучших практиках по управлению проектами, необходимых для эффективной работы в проектах при любой форме организации и на любых ролях. |
CO8 | УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТАМИ ПО СТАНДАРТАМ IPMA/СОВНЕТ. ПОДГОТОВКА К СЕРТИФИКАЦИИ
Курс разработан на основе требований и содержания стандарта «Управление проектами: Основы профессиональных знаний, Национальные требования к компетентности специалистов» (НТК) Российской ассоциации управления проектами СОВНЕТ (NCB-SOVNET National Competence Baseline). |
При оценке специалистов IPMA (СОВНЕТ) использует 4-х уровневую модель сертификации (Level A, B, C и D). Каждый из уровней сертификации ориентирован на оценку знаний и навыков в конкретной области управления – портфель, программа либо проект. На всех уровнях сертификации соискателю будет необходимо ответить на прямые вопросы, написать эссе на свободную тему (например, описание процесса) и выполнить интеллектуальное задание (например, разбор мини-ситуации). Уровни A , B и C дополнительно включают в себя командную работу над проектом и интервьюирование соискателя. Ниже представлено краткое описание каждого из уровней сертификации и основные требования к соискателю:
Отзывы о пройденной сертификации
Григорий Ципес
, первый сертифицированный консультант по управлению программами и портфелями проектов (PPMC IPMA®): «Это был очень интересный опыт. Если говорить об экзаменационной части, то на мой взгляд, особой сложности для практикующих консультантов она не представляет. Я склонен поставить это в заслугу авторам стандарта. Лаконичное и емкое изложение материала по ключевым, действительно важным элементам компетентности консультанта по управлению проектами позволяет с одной стороны чётко понять подход авторов к сертификации и, с другой стороны, осмыслить и структурировать свой собственный опыт в этой области.
Гораздо сложнее и интереснее вторая часть экзамена - собеседование. Разговор с опытными асессорами (которые и сами обладают огромным опытом консультирования) - это возможность проверить качество своих решений, хотя бы и на примере одного проекта. Но здесь не будет никаких скидок на опыт, послужной список, регалии и прочее. Но разве не в этом смысл сертификации - получить объективную оценку своей профессиональной компетентности?»(текст скрыть)
Источник: www.sovnet.ru
В отличие от IPMA американская ассоциация PMI ® при оценке уровня знаний специалистов использует только тестовый формат защиты с большим количеством вопросов. Вместе с тем, сертификация PMI ® ориентирована на большее количество специалистов проектной команды и предлагает восемь различных сертификаций. Ниже представлена краткая характеристика сертификаций PMI ® :
В настоящий момент в мире существует свыше 600 000 профессионалов PMP ® , которые предоставляют услуги по управлению проектами в 130 странах, из них 1000 специалистов работают в России. Во многих корпорациях, одним из ключевых требований к специалисту при принятии на работу или при продвижении по службе является наличие сертификата PMI ® , наиболее престижного свидетельства ваших знаний в области управления проектами. Центр «Специалист» при МГТУ им. Н.Э. Баумана - золотой партнер Microsoft и лучший учебный центр Microsoft в России, Центральной и Восточной Европе . Центр проводит комплексное обучение и подготовку к сертификации по стандартам Института управления проектами (PMI) ® , а также курсы на базе Microsoft Project , - мирового стандарта в области управления проектами. C 2002 г. Центр оказывает услуги по разработке и внедрению корпоративных систем управления проектами (EPM) на базе Microsoft Project.
Изменение требований к сертификации PMP
Для получения любого сертифицированного статуса PMI (включая наиболее популярный в мире статус PMP) необходимо набрать определенное количество баллов PDU (что такое PDU) без разделения PDU по "треугольнику компетенций".
PMP, PMI, CAPM, PgMP, PMI-SP, PMI-RMP, PMBOK and The PMI Registered Education Provider logo являются зарегистрированными марками Института Управления Проектами.
International Competence Baseline of the International Project Management Association (ICB IPMA) - стандарт, описывающий международные требования к компетентности специалистов по управлению проектами (УП), разработанные международной ассоциацией управления проектами.
Международная ассоциация управления проектами (IPMA) зарегистрирована в Швейцарии как некоммерческая профессиональная организация, основной функцией которой является содействие развитию и широкому применению на практике методов и средств УП в разных странах мира.
IPMA создана в 1965 г. как форум для обмена опытом менеджерами проектов, работающих в разных странах мирах. В 1967 г. в Вене был проведен первый Международный Конгресс IPMA. Членами IPMA являются в основном национальные ассоциации по УП. В настоящее время в ассоциацию входит 55 стран.
В 1998 г. на съезде Совета делегатов IPMA была утверждена концепция универсальной международной системы сертификации профессионалов по УП. Для решения задач профессиональной сертификации необходим был стандарт, устанавливающий нормы и требования, которые будут определять уровень компетентности, необходимой для сертификации. Такие требования были определены путем систематизации накопленного к тому времени опыта в области УП и описаны в ICB.
ICB создан на основе национальных требований к компетентности (National Competence Baseline, NCB, НТК) следующих национальных ассоциаций по УП: АРМ (Великобритания), VZPM (Швейцария), GPM (Германия), AFITEP (Франция).
В 1998 г. IPMA утвердила систему ратификации четырехуровневой сертификационной программы (4-LC - Four Level Certification), которая получила всемирную известность. С 1999 г. международная программа сертификации стала реализовываться.
Составители ICB подчеркивают, что это не учебник и не сборник рецептов. Он открывает путь к знаниям, опыту и индивидуальному мастерству в сфере УП, описывая их в структурированном виде. Основное назначение стандарта ICB IPMA определяет международные требования к компетентности специалистов по УП и является основой для их профессиональной сертификации. ICB IPMA - основа всех сертификационных программ национальных ассоциаций и их сертификационных центров.
Актуальная редакция ICB IPMA - 3.0, которая была введена в действие в марте 2006 г. взамен редакции 2.0, действующей с 1999 г.
В основе структуры ICB находится так называемая диаграмма компетентности «Глаз» , отображающая всю совокупность элементов УП, которую видит менеджер проекта (МП) при оценке определенной ситуации (рис. 1).
Рис. 1. Диаграмма компетентности «Глаз» ICB
ICB содержит описание трех групп компетенций, или элементов компетентности:
Таким образом, всего в стандарте ICB описано 46 компетенций, структурированных по трем группам компетентности .
Описание каждого из 46 элементов компетентности ICB (компетенций) содержит :
ICB включает 20 технических элементов компетентности (таблица 1).
Таблица 1. Технические элементы компетентности ICB
ICB включает 15 поведенческих элементов компетентности (таблица 2).
Таблица 2. Поведенческие элементы компетентности ICB
ICB включает 11 контекстуальных элементов компетентности (таблица 3).
Таблица 3. Контекстуальные элементы компетентности ICB
При этом руководство ICB не содержит описание конкретных методов, инструментов, способов. В нем содержатся описания предметных областей, методологических подходов к определению задач, а также приводятся, где это служит иллюстрацией, и некоторые примеры методов. Методы и инструменты могут быть определены самими организациями. Менеджеру проекта следует подбирать методы и инструменты, соответствующие конкретной ситуации в ходе управления проектом.
В ICB включены также основные термины и понятия, задачи, обобщенный обзор передового опыта в области УП, навыки, функции, процессы, методы, технологии и инструментарий, которые обычно используются в УП, а также специальные знания о нововведениях и их применении в управлении отдельными проектами. ICB представлен на трех языках: английском, немецком и французском.
Практическая ценность стандарта ICB в том, что он является:
Руководство к Своду знаний по управлению проектами (A Guide to the Project Management Body of Knowledge; далее - PMBOK®) представляет собой национальный американский стандарт, который содержит профессиональные знания по процессу управления проектами. Выпуском стандарта занимается Институт управления проектами (PMI - Project Management Institute), находящийся в штате Пенсильвания, США. Официальный перевод на русский язык осуществляется представительством PMI в России.
PMBOK® содержит методические рекомендации для руководства отдельным проектом, опирающиеся на лучшие практики и передовой опыт специалистов в управлении проектами. В руководстве даны определения ключевым аспектам проектного менеджмента, а также описан жизненный цикл управления проектами и сопутствующие процессы.
PMBOK® является универсальным стандартом и может быть использован в качестве основного справочного материала по управлению проектами для программ профессионального развития и сертификации. Также стандарт может быть взят за основу и адаптирован под нужды проектной деятельности в любой организации, реализующей проекты.
Первое издание PMBOK® вышло в свет в 1986 г. и выдержало несколько редакций.
В 1996 г. PMBOK® был доработан, а в 2000-м выпущено издание PMBOK® Guide 2000, считающееся вторым изданием стандарта.
В 2004 г. PMI выпустил свое очередное творение - PMBOK® Guide Third Edition, которое получило самое большое распространение свода знаний по управлению проектами PMI.
31 декабря 2008 г. вышла в свет новая версия методологии - PMBOK® Fourth Edition, которая, как предшественник, была детально переработана и стала по сути таким же революционным изданием.
Текущая (на момент написания книги) версия стандарта - PMBOK® Fifth Edition - была выпущена в январе 2013 г.
Дата выпуска PMBOK® Guide Sixth Edition еще неизвестна, но, вероятнее всего, PMI выпустит этот стандарт в 2016 г., поскольку обновляется PMBOK® регулярно, с частотой один раз в четыре года.
В пятой редакции стандарта PMBOK® выделено несколько ключевых структурных элементов.
Во-первых, обозначается основной объект стандартизации - проект, а также взаимосвязи между проектами, программами, портфелями и операционной деятельностью.
Во-вторых, описан типовой жизненный цикл проекта (рис. 2) и влияние организационных политик на проектную деятельность.
Рис. 2. Жизненный цикл согласно пятой редакции стандарта PMBOK®
В-третьих, в пятой редакции стандарта PMBOK® описана технология управления проектом через обозначение групп управленческих процессов (обозначены пять групп) и функциональных областей (выделены десять областей).
И наконец, в приложении к стандарту раскрыты межличностные навыки качества, которые важны для деятельности руководителя проекта. К таким навыкам отнесены :
Все перечисленные качества могут помочь руководителю эффективно реализовать процесс управления проектом.
Согласно PMBOK®, проект осуществляется через объединение нескольких ключевых процессов управления. В стандарте пять групп процессов, определяющих управленческую суть:
Пять групп процессов затрагивают ряд областей знания. В пятой редакции PMBOK® выделены десять ключевых областей :
Каждая область знания включает в себя те и только те процессы, реализация которых позволяет реализовать оговоренное содержание в указанные сроки и в рамках выделенного бюджета. В итоге пересечением пяти групп процессов и десяти областей знаний образовано 47 процессов, которые могут быть осуществлены командой управления в ходе реализации проекта. Описание каждого процесса содержит четыре ключевых элемента: входы, выходы, инструменты и методы, шаги процедуры (методики, инструкции) реализации процесса. Все процессы содержат перечисленные элементы, что позволяет не только понять методологию управления, но и применить конкретные методики ведения проекта, которые заслужили доверие в среде профессионалов проектного менеджмента.
Стандарт может быть использован как основа для унификации проектной деятельности организации. Также он может быть полезен при организации взаимодействия по проекту, задавая общий лексикон и общий подход к управлению проектом. Помимо этого, следует учесть несколько ограничений стандарта.
Упор в стандарте PMBOK® сделан на процесс управления, который максимально унифицируется и не увязывается с конкретной предметной областью.
Стандарт является национальным стандартом США и ориентирован в первую очередь на специфику реализации управленческих процессов в данной стране.
ГОСТ Р 54 869 устанавливает требования к процессу управления проектом от его начала до завершения. Стандарт является универсальным для любой предметной области и содержит требования, которые могут быть применимы как физическими, так и юридическими лицами для любых проектов (по виду, типу, сложности и т. д.).
ГОСТ Р 54 869 устанавливает требования к управлению проектом для обеспечения эффективного достижения целей проекта. Указанные в стандарте требования применимы для организации любого рода проектной деятельности, повышения ее эффективности, усовершенствования процесса управления проектами, а также для оценки соответствия отдельно взятой проектной деятельности требованиям, определенным в стандарте.
Данный стандарт был утвержден 9 января 2013 г. На момент написания книги иных версий не имелось.
ГОСТ Р 54 869 представляет собой общее описание рекомендованных требований к управлению проектами. Они сгруппированы по процессам управления, среди которых выделяют процессы :
Помимо указанных разделов, ГОСТ предлагает собственные термины и определения, относящиеся к области проектного менеджмента, а также описание отдельных аспектов организации самого процесса управления проектом. В приложении обозначены основные понятия проектного менеджмента и их взаимосвязи.
ГОСТ Р 54 869 содержит ряд ключевых разделов, каждый из которых описывает требования к отдельным процессам управления:
Помимо указанных разделов, ГОСТ описывает ключевые роли:
ГОСТ Р 54 869-2011 может использоваться с целью оценки соответствия управления проектом установленным в стандарте требованиям.
При этом в стандарте нет требований, обязательных для какого-то определенного вида проектов; нет требований к методам реализации процессов управления проектами, а также требований к предпроектной и послепроектной деятельности. Основным объектом для стандартизации должны выступать, по версии ГОСТа, результаты («выходы») процессов управления проектом.
Национальные требования к компетентности специалистов по управлению проектами (National Competence Baseline, NCB, НТК) - стандарт, описывающий национальные требования, разработанные Российской ассоциацией управления проектами (СОВНЕТ) на основе стандарта ICB IPMA с учетом осуществленных разработок и накопленного опыта УП в России.
Российская национальная ассоциация управления проектами (СОВНЕТ) была создана в конце 1990 г., а в феврале 1991 г. вошла в состав IPMA.
СОВНЕТ, как и другие национальные ассоциации, на основании двусторонних соглашений с IPMA получила право самостоятельно осуществлять сертификацию проектных менеджеров под эгидой IPMA. При этом СОВНЕТ разработала и утвердила собственную детальную документацию для сертификационной программы и Национальные требования к компетентности (НТК, NCB). При разработке НТК национальным ассоциациям предоставляется определенная свобода действий для учета особенностей национальной культуры и достижений в области управления проектами .
Итак, назначение стандарта НТК в том, что он, так же как и ICB, определяет международные требования к компетентности специалистов по УП и является основой для их профессиональной сертификации. НТК - основа сертификационной программы России, которая реализуется сертификационным центром СОВНЕТ-СЕРТ в рамках национальной ассоциации УП.
Актуальная редакция НТК - 3.0, которая была введена в действие в сентябре 2010 г. взамен редакции 2.0, действующей с 1999 г.
На базе разработок и опыта СОВНЕТ совокупность возможных процессов управления проектами рассматривается в рамках активной комплексной кибернетической системы, включающей объекты, субъекты и процессы управления, получившей название «системная модель управления проектами» .
Системная модель представляет собой свернутые структуры («деревья»), включающие все элементы проектного управления, сгруппированные по трем блокам: объекты управления, субъекты управления, процесс управления. Все элементы модели «Глаз» ICB соотносятся с названными блоками системной модели управления проектами .
В НТК все элементы компетентности сгруппированы в соответствии с системной моделью и ICB в следующие четыре группы:
Визуализация полученной модели может быть сделана по аналогии с диаграммой компетентности «Глаз» ICB (рис. 3) и в дальнейшем будет называться «диаграмма компетентности «Глаз» НТК» .
Общее количество элементов компетентности (компетенций) в НТК равно 55. Соотношение содержания описания элементов компетентности в ICB и НТК сведены в таблицу 4.
Таблица 4. Соотношение содержания описания компетенций в ICB и НТК
Из дополнительных элементов компетентности четыре компетенции выделены в отдельную группу компетенций под названием «Базовая (общая) компетентность», которая в диаграмме компетентности «Глаз» НТК представлена «Зрачком» (рис. 3).
Рис. 3. Диаграмма компетентности «Глаз» НТК
В НТК описаны 55 элементов компетентности (компетенций). Описание каждого элемента включает :
НТК включает 10 элементов компетентности, входящих в группу «Объекты управления и контекстуальная компетентность» (таблица 5).
Таблица 5. Элементы, входящие в группу «Объекты управления и контекстуальная компетентность»
НТК включает 24 элемента компетентности, входящих в группу «Субъекты управления и поведенческая компетентность» (таблица 6).
Таблица 6. Элементы, входящие в группу «Субъекты управления и поведенческая компетентность»
НТК включает 17 элементов компетентности, входящих в группу «Процессы управления и техническая компетентность» (таблица 7).
Таблица 7. Элементы, входящие в группу «Процессы управления и техническая компетентность»
НТК включает четыре элемента компетентности, входящих в группу «Общая компетентность» (таблица 8).
Таблица 8. Элементы, входящие в группу «Общая компетентность»
Однако степень детализации описания элементов компетентности в НТК, так же как в ICB, недостаточна, чтобы положения стандарта можно было применять на практике. Поэтому предполагается, что для практического применения положения стандарта должны быть локализованы, а необходимые методы и инструменты подобраны или разработаны исходя из потребностей проектов в конкретной прикладной области.
Практическая ценность стандарта НТК в том, что он является:
«По своему содержанию и информационной насыщенности НТК в настоящем его виде представляет собой российский свод знаний, информационных материалов по управлению проектами и может служить путеводителем в мир управления проектами, а также основой для последующей подготовки национальных стандартов и нормативных документов по управлению проектами» .