Сертификация по управлению проектами. Некоторые стандарты по проектной деятельности Сертификация по проектному управлению

19.12.2023

Чтобы вам было проще - объединил информацию по ним в одну таблицу. Включил в виды сертификации то, что достаточно распространено в России, и может помочь вам в вашей карьере.Если говорить в целом, то есть 3 направления сертификации:

  • управление проектами - общий подход к управлению проектами. Наиболее известная сертификация - Project Management Professional (PMP )
  • ж изненный цикл программного средства (Application Lifetime Management, ALM) - включает такие подходы к созданию ПО как RUP и MSF
  • отдельные программные средства для управления проектом
Вид обучения Описание Требования к опыту управления проектами Язык Примерные затраты на сертификацию Сроки Где посмотреть информацию
PMP и PMI-АСР 3 года управления проектами Английский / Русский От 20000р до 60000р 1.5 – 3 месяца pmi.org
pmi.ru
PRINCE2 Международная сертификация по управлению проектами нет Английский От 12000р (PRINCE2 Foundation) 1,5 - 3 месяца ---
PME Российский аналог PMP нет Русский От 7000р. Если проходили обучение в pmexpert – от 3000р 1.5 – 3 месяца pmexpert.ru
IPMA A/B/C/D Европейская сертификация по управлению проектами IPMA C – 3 года управления Русский IMPA C – стоимость экзамена 25 000р 1-3 месяца sovnet.ru
MCTS 70-632, 70-633, 70-634 Сертификация Microsoft по использованию MS Project/Server Нет Английский От 1700р. 1 – 2 месяца microsoft.com
ITIL Сертификация по управлению услугами IT Нет Английский Базовая ступень ITIL Foundation – 6600р 1-2 месяца itexpert.ru
CompTIA Project+ Управление проектами Нет Английский От 9000р 1.5-3 месяца certification. comptia.org
MCP 70-301 Microsoft Solution Framework Нет Английский От 1700р 1.5-3 месяца microsoft.com

Если у вас возникли вопросы по тому как пройти ту или иную сертификацию, пишите в комментах. Могу проконсультировать по получению PMP/PME и MCTS. И та и другая сертификация проводятся через Prometric . Сдать PMP можно по крайней мере в Москве и Санкт-Петербурге. MCTS 70-632 в Москве, Санкт-Петербурге, Архангельске, Бийске, Брянске, Екатеринбурге, Иркутске и ещё ряде городов (полная информация на сайте Prometric).

В России представлены три классические, наиболее популярные сертификации: PMI, IPMA, PRINCE2.

Эти системы похожи, но направлены на решение разных задач и имеют разную целевую аудиторию.

Сертификация PMI

Сертификация PMI представляет процессную школу в управлении проектами.

В процессной школе основное внимание уделяется стандартизации процессов. Представители этой школы считают, что для получения качественного результата достаточно построить качественный процесс. Соответствующие стандарты описывают процессы, инструменты и техники, которые в этих процессах применяются.

Наиболее известной организацией, представляющей процессную школу, является Институт управления проектами (Project Management Institute – PMI). Институт выпускает свой стандарт Project Management Body Of Knowledge (PMBOK)® – Свод знаний по управлению проектами.

В книге описываются процессы, которые менеджер проекта должен применять, чтобы держать под контролем проект. Для каждого процесса описаны:

  • вводные данные,
  • результаты,
  • инструменты,
  • техники,
  • методы.

После успешного прохождения сертификации кандидат получает звание Project Management Professional (PMP)® – профессионал управления проектами.

Для получения сертификата PMP нужно не только подтвердить, что вы знаете и понимаете содержание PMBOK®, но и подтвердить наличие определенного опыта в управлении проектами.

Экзамен проходит в форме компьютерного тестирования и длится 4 часа. Из 200 вопросов в зачет идут 175, проходной балл составляет 61%, стоимость экзамена – 555 $.

Сертификат PMP действует в течение 5 лет, по окончании этого срока его можно продлить. Продлевать сертификат необходимо каждые три года, для продления необходимо получить 60 PDU (Professional Development Units – единиц профессионального развития). Учет и начисление PDU осуществляется в личном кабинете специалиста на сайте PMI. Получить PDU можно за участие в образовательных мероприятиях и профессиональных конференциях, за волонтерскую деятельность.

Наличие сертификата PMP говорит о том, что его обладателю можно доверить серьезный, масштабный, дорогой проект. Подобно тому как мы, выбирая, например, стоматолога, стремимся оценить его профессиональную квалификацию – и для этого проверяем наличие у него профессиональных сертификатов и дипломов о специальном медицинском образовании, также и собственник бизнеса стремится убедиться в том, что доверяет свой проект и свои деньги настоящему профессионалу. И эту уверенность ему дает наличие у кандидата на роль менеджера проекта сертификата PMP.

На сегодняшний день в мире насчитывается более 700 000 PMP.

Пример вопроса из сертификации PMI:

Сертификация IPMA

Другое широко известное направление в управлении проектами – это компетентностная школа.

Основное внимание здесь уделяется компетенциям менеджеров проектов. Соответствующие стандарты описывают качества, знания и навыки людей, работающих в управлении проектами.

Главной организацией, представляющей компетентностную школу в мире, является Международная ассоциация управления проектами IPMA (International Project Management Association).

IPMA широко представлена по всему миру через сеть национальных ассоциаций – на сегодняшний день их насчитывается более 60.

Представители этой школы считают, что стандартизировать нужно не процессы, а человека. Если специалист обладает определенным набором элементов компетентности, то, независимо оттого, выстроены или нет процессы в организации, его можно бросать на любой проект – наличие ключевых компетенций позволит ему сориентироваться, собрать команду, выбрать инструменты и успешно завершить проект.

Такой подход нашел отражение в разработанном IPMA стандарте PM ICB – Project Management International Competence Baseline. ICB содержит требования к компетентности специалистов в области управления проектами.

В настоящее время каждая из национальных ассоциаций разрабатывает свой адаптированный к местным условиям, но основанный на ICB национальный стандарт. В России IPMA представляет некоммерческая организация СОВНЕТ, которая разработала и поддерживает НТК – Национальные требования к компетентности в области управления проектами.

Сертификация IPMA включает четыре уровня:

  • Уровень A. Сертифицированный директор проектов. Уровень топ-менеджера организации, который держит под контролем весь портфель проектов компании. На сегодняшний день в России насчитывается всего 150 специалистов этого уровня.
  • Уровень B. Сертифицированный старший руководитель проектов. Уровень куратора проекта – руководителя, одновременно контролирующего ряд проектов. Это специалист, который ставит контрольные точки, запрашивает информацию, организует работу на проектах.
  • Уровень C. Сертифицированный руководитель проектов. Наличие сертификата уровня C подтверждает, что специалисту можно доверить самостоятельное управление проектом. Для того, чтобы получить сертификат уровня C, кандидат должен подтвердить практический опыт работы на проектах.
  • Уровень D. Сертифицированный специалист. Это сертификат базового уровня, наличие которого подтверждает, что специалист обладает всеми необходимыми компетенциями для работы в качестве участника команды проекта. При прохождении сертификации на уровень D не требуется подтверждать наличие практического опыта работы на проектах.

На рисунке ниже представлена структура и стоимость прохождения экзамена для разных уровней сертификации IPMA.

Экзаменационная сессия длится три дня:

  • В первый день проводится письменное тестирование. Тест включает закрытые и открытые вопросы: отвечая на закрытые вопросы, кандидат выбирает один из предложенных вариантов; отвечая на открытый вопрос, пишет эссе объемом в одну страницу. Причем, даже отвечая на закрытые вопросы, кандидат может оставлять комментарии к ответу. Ответы оценивает не компьютер, а асессор, и в спорных ситуациях он может учитывать то, что написано в комментариях, и снимать с кандидата штрафные баллы.
  • Во второй день сертификационной сессии проводится деловая игра (для уровней C, B и A). Из кандидатов формируются команды, каждая из команд получает кейс и разрабатывает ключевые управленческие документы для этого кейса. Во время игры асессоры наблюдают за кандидатами: кто как общается, как команда распределила работы, как команда определила лидера, и т.д., и делают соответствующие выводы. По завершении игры команда делает презентацию, выполняется формальная оценка выполненной работы и асессоры выносят свой вердикт.
  • В третий день оценочной сессии проводятся личные собеседования: сначала кандидат представляет свой опыт на примере одного из своих проектов, асессоры задают вопросы, и выносят окончательное решение.

Пример закрытого вопроса из сертификации IPMA

Разработка концепции управления предметной̆ областью проекта не включает в себя:

  1. Анализ проблемы и потребности в проекте;
  2. Анализ причин вызывающих отклонения в предметной̆ области проекта;
  3. Уточнение основных характеристик проекта;
  4. Все вышеперечисленное;
  5. A и B;
  6. A и C;
  7. B и C;
  8. Ни один из вариантов.

Пример открытого вопроса из сертификации IPMA

Как связаны объем работы, её скорость и количество ресурса?

Сертификат IPMA действует в течение 5 лет, для его продления необходимо сдавать экзамен. Всего в мире насчитывается около 500 000 обладателей таких сертификатов.

Сертификация PRINCE2®

Существует еще одна популярная международная система сертификации менеджеров проектов, которая не относится ни к одной из вышеперечисленных школ – PRINCE2®.

Это метод, который был разработан в конце1980-х гг. в правительстве Великобритании как способ управления проектами информатизации. Со временем этот метод перешел на новый качественный уровень и стал универсальным, применимым для проектов любого типа. Метод используется на правительственном уровне практически во всех странах Евросоюза для реализации важных масштабных проектов.

В качестве примера можно привести недавно реализованный проект реконструкции морского порта в г. Роттердам (Нидерланды). PRINCE2® – это официальный метод реализации всех проектов ООН, очень похожий метод используется в Еврокомиссии.

Руководство Managing successful projects with PRINCE2® – это инструкция к действию, которая описывает три вещи:

  • Принципы управления проектами
  • Инструменты управления проектами
  • Последовательность действий при управлении проектами

На сегодняшний день этот метод является наиболее популярным в сфере управления проектами благодаря своей практичности и возможности адаптации для крупных и небольших проектов.

Всего в мире насчитывается более 1 500 000 сертифицированных специалистов по PRINCE2®.

Система сертификации включает три уровня:

  • PRINCE2® Foundation. Сертификат этого уровня подтверждает, что специалист знает содержание руководства по PRINCE2® и правильно понимает все профессиональные термины. Экзамен длится 1 час, включает 75 вопросов, для получения сертификата необходимо правильно ответить на 50% вопросов. Стоимость сертификации составляет 12 000 рублей.
  • PRINCE2® Practitioner. Сертификат этого уровня подтверждает, что специалист знает содержание руководства и умеет адаптировать метод к своему проекту. Данный экзамен сложнее, поскольку проверяет не знание книги, а умение применить знания в конкретной ситуации. Кандидат получает кейс и отвечает на 80 вопросов по этому кейсу. Чтобы получить сертификат, он должен правильно ответить на 55% вопросов за 2,5 часа. Стоимость сертификации составляет 16 000 рублей.
  • PRINCE2® Professional. Самый «продвинутый» уровень сертификации, пока недоступный в России. Сертификат этого уровня подтверждает, что специалист не только знает и умеет применять метод на практике, но и способен внедрить метод в той или иной организации. Чтобы получить сертификат, кандидат должен пройти трехдневную экзаменационную сессию в асессмент-центре, в том числе личное собеседование с асессорами.

Пример вопроса из сертификации PRINCE2® Practitioner

В конце стадии инициации менеджер проекта обновил план проекта, чтобы показать, как и когда будут измерены и зафиксированы все ожидаемые выгоды от рекламного календаря.

Является ли это надлежащим применением PRINCE2® в этом проекте?

  1. Нет, потому что все изменения в плане проекта должны быть утверждены управляющим советом проекта.
  2. Нет, потому что большая часть ожидаемых выгод будет достигнута после того, как проект будет закрыт.
  3. Да, поскольку очень важно определить способ измерения каждой выгоды, чтобы можно было внести измеримые улучшения.
  4. Да, поскольку ожидаемые выгоды от рекламного календаря можно измерить на протяжении жизненного цикла проекта.

Первая российская национальная сертификация ПМ СТАНДАРТ

Сертификация ПМ СТАНДАРТ – первая национальная система сертификации в области управления проектами, задуманная как сертификация по российским ГОСТам:

  • ГОСТ Р ИСО 10006-2005 «Руководство по менеджменту качества при проектировании»
  • ГОСТ Р 54869 – 2011 «Проектный менеджмент. Требования к управлению проектом»
  • ГОСТ Р 54871 – 2011 «Проектный менеджмент. Требования к управлению программой»
  • ГОСТ Р 54870 – 2011 «Проектный менеджмент. Требования к управлению портфелем проектов»
  • ГОСТ Р ИСО 21500 – 2014 «Руководство по проектному менеджменту»

На сегодняшний день доступен базовый уровень сертификации.

Готовятся к выпуску еще 5 уровней. Сертификация для руководителей проектов будет доступна уже в конце марта 2017 г.

Стоимость сертификации базового уровня – 7 000 рублей, что выгодно отличает ее от других представленных на российском рынке систем.

Тестирование проводится в региональных центрах сертификации с помощью специально разработанной информационной системы сертификации.

Экзамен базового уровня длится 90 минут, включает 60 закрытых и 2 открытых вопроса. Закрытые вопросы могут включать несколько правильных вариантов ответа и предусматривают возможность оставлять комментарии.

Ответы проверяют и компьютер, и асессор, который может добавлять баллы в спорной ситуации.

Чтобы получить сертификат, кандидат должен правильно ответить на 70% вопросов. Сертификат действует 5 лет, для продления необходимо пересдать экзамен.

На день публикации материала (9 месяцев с момента старта), уже сертифицировано более 400 человек, в том числе руководители и сотрудники проектных офисов ряда органов государственных власти и госкомпаний.

Поскольку сертификация ПМ СТАНДАРТ в рамках организации позволяет внедрить единый язык проектного управления, основным интересантом проведения этой сертификации является организация, в отличие от трех вышеописанных систем, где основным интересантом является кандидат.

Пример закрытого вопроса сертификации ПМ СТАНДАРТ БАЗОВЫЙ

Какие из приведенных утверждений являются верными?

(Укажите несколько вариантов ответа)

  1. Ограничения оказывают влияние на принимаемые управленческие решения по проекту Ограничения и требования взаимосвязаны между собой.
  2. При сокращении сроков проекта необходимо либо увеличить затраты, либо уменьшить объем требуемых результатов, либо и то, и другое
  3. Успех проекта зависит, в том числе, от того, будет ли достигнуто согласие и одинаковое понимание ограничений ключевыми Заинтересованными сторонами
  4. На проекте существует только четыре ограничения: содержание проекта, качество результатов, график и затраты

Международная сертификация специалистов по УП - процесс определения соответствия:

Профессиональных знаний, опыта и навыков кандидата - установленным требованиям к специалисту по УП;

Деятельности кандидата - этическому кодексу менеджера проекта.

Сертификат является подтверждением опыта и профессионализма специалиста в области УП независимым, авторитетным органом.

Преимущества сертифицированных специалистов по УП:

Международное признание квалификации и компетентности;

Персональное преимущество для роста карьеры;

Преимущества компаний, имеющих сертифицированных специалистов по УП:

Обеспечение потребности организации в квалифицированных специалистах в области УП;

Повышение эффективности работы организаций, использующих услуги сертифицированных управляющих проектом;

Среди международных программ сертификации по УП можно выделить две наиболее значимые:

1) сертификацию по стандартам Международной ассоциации по управлению проектами (IPMA);

2) сертификацию по стандартам американского Института управления проектами (PMI).

3.2.1. Сертификация по стандартам Международной ассоциации по управлению проектами (IPMA)

Система сертификации IPMA основана на международных требованиях к компетентности специалистов по управлению проектами (IBC - International Competence Baseline). Система сертификации предназначена для определения соответствия профессиональных знаний, опыта и навыков кандидатов установленным требованиям, предъявляемым к специалистам в области УП. Сертификационная программа IPMA включает четыре уровня, к каждому из которых разработаны свои требования соответствия. По результатам сертификации специалисту может быть присвоено в зависимости от уровня сертификации одно из следующих званий:

1) директор проекта (Project Director, IPMA Level А) способен управлять портфелем проектов или программой, а не только отдельным единичным проектом, с использованием соответствующих методологии и инструментов;

2) старший менеджер проекта (Senior Project Manager, IPMA Level B) способен управлять сложным проектом, координировать несколько подпроектов в его рамках;

3) менеджер проекта (Project Manager, IPMA Level C) способен управлять проектом ограниченной сложности. Это указывает на то, что в дополнение к своим умениям применять знания в УП он также продемонстрировал соответствующий уровень опытности;

4) помощник менеджера проекта (Project Manager Associate, IPMA Level D) способен применять знания в области УП и может быть привлечен к участию в проекте в качестве одного из членов команды управления, но его общие знания недостаточны для выполнения более сложных задач.

Быть способен управлять всеми проектами компании, или проектами ее отделения, или всеми проектами программы;

Иметь минимум пятилетний опыт управления комплексными проектами и программами, из которых не менее трех лет - руководство, координация и управление портфелем проектов;

Уметь осуществлять руководство координацией и контролем всех проектов компании или ее отделения;

Нести ответственность за реализацию УП, разработку руководящих и нормативных материалов, а также применение основных методов и средств УП.

Старший менеджер проекта должен:

Быть способным самостоятельно управлять сложными проектами;

Иметь минимум пятилетний опыт УП, из которых не менее трех лет - в качестве ответственного за руководство и управление сложными проектами;

Уметь руководить координацией и контролем всех проектов компании или ее отделения;

Иметь портфель конкретных стратегических предложений по общему управлению в компании;

Принимать участие в подготовке персонала, задействованного в УП, и управляющих проектами;

Нести ответственность за реализацию УП, разработку руководящих и нормативных материалов, а также за применение основных методов и средств УП.

Менеджер проекта должен:

Быть способным самостоятельно управлять несложными проектами и помогать управляющему сложными проектами во всех функциональных областях УП;

Иметь минимум трехлетний опыт УП в качестве руководителя в функциональных областях несложного проекта;

Нести ответственность за осуществление несложного проекта;

Управлять небольшими группами персонала по УП;

Применять методы, средства и инструментарий УП;

Быть способным работать в качестве руководителя группы специалистов, входящей в команду сложного проекта, и нести ответственность за его соответствующие параметры.

Помощник менеджера проекта должен:

Обладать знаниями во всех областях УП и быть способным применять их в некоторых областях как специалист;

Обладать широким спектром знаний в УП и быть способным применять эти знания на практике;

Быть способным выступать в качестве члена команды проекта в любой функциональной области по УП.

Требования, предъявляемые к специалистам по управлению проектами разных уровней сертификации, приведены в табл. 3.1.

Таблица 3.1. Требования, предъявляемые к специалистам по УП разных уровней сертификации

Требование к специалистам

Уровень сертификации

1. Способность управлять:

– программой, комплексом проектов

– сложными проектами

– простыми проектами, основными функциями в сложных проектах

– отдельными функциями в проекте на основе своих знаний

2. Опыт работы:

– координатора программы, комплекса проектов (пять лет)

– управляющего проектом (пять лет)

– в команде проекта (три года)

3. Высшее образование

4. Владение одним из иностранных языков (английским, французским, немецким)

Общая схема этапов сертификационного процесса для разных уровней сертификации представлена в табл. 3.2.

Таблица 3.2. Общая схема этапов сертификационного процесса для разных уровней сертификации

Этап

Уровень сертификации

1. Предоставление входных документов

1.1. Свидетельство об уплате сертификационного взноса

1.2. Заявка на сертификацию и анкета

1.3. Заполненная форма самооценки

1.4. Список выполненных проектов

2. Участие в работе семинара

3. Представление резюме о проекте

4. Представление отчета о проекте

5. Письменный экзамен

6. Интервью

7. Вручение сертификата/апелляция

8. Ресертификация

Сертификация осуществляется уполномоченными сертификационными органами в странах - членах IРМА. Сертификация может проводиться как на базе 1СВ, так и на базе национальных требований к компетенции специалистов, разработанных в соответствии с требованиями 1РМА. 1РМА ведет общий реестр сертифицированных специалистов и гарантирует, что сертификаты, выданные в одной стране, действительны в любой другой стране.

3.2.2. Сертификация по стандартам американского Института управления проектами (PMI)

Система сертификации PMI основана на стандарте PMBOK.

Уровни сертификации:

Профессиональный менеджер проекта (PMP - Project Management Professional);

Сертифицированный специалист по УП (CAPM - Certified Associate in Project Management).

Профессиональный менеджер проекта (PMP - Project Management Professional). Сертификация PMP требует наличия теоретических знаний в сфере УП и подтверждения практического опыта в применении этих теоретических знаний.

На момент подачи заявки кандидат должен иметь высшее образование со степенью не ниже бакалавра и не менее 4500 часов работы в области УП по пяти группам процессов. Количество часов в заполняемых формах подтверждения опыта должно в сумме составлять 4500, а даты проектов должны показывать, что кандидат имеет не менее трех лет (36 непересекающихся месяцев) опыта УП в течение шести лет до подачи заявки.

Если на момент подачи заявки кандидат не имеет высшего образования, но имеет диплом о полном среднем образовании, то он должен подтвердить не менее 7500 часов работы в области УП в период за восемь лет до подачи заявки.

Для каждого проекта, в котором участвовал кандидат, заполняется отдельная форма подтверждения опыта. Помимо данных о проекте кандидат должен указать примерное количество часов, потраченных им на проекте в одной или более группах процессов (в сумме по всем проектам кандидат должен иметь опыт во всех группах процессов). Данное описание должно содержать перечень конкретных управленческих процедур, которые выполнял кандидат в качестве менеджера проектов, структурированных в рамках пяти основных процессов (инициация, планирование, исполнение, контроль, завершение).

Кандидат также должен иметь не менее 35 часов обучения в области УП. Кандидат может указывать любое обучение в этой области независимо от даты. Кроме того, кандидат должен подписать и соблюдать Кодекс профессиональной этики менеджера проекта.

Завершающим этапом получения статуса PMP является сдача экзамена-теста, разработанного для того, чтобы объективно оценить знания кандидата в области проектного менеджмента. Экзамен на степень PMP проходит в международных центрах Prometric, которые расположены по всему миру. В России на данный момент существует два таких центра - в Москве и в Петербурге. На весь экзамен отводится четыре астрономических часа, в течение которых необходимо ответить на 200 вопросов. Кандидат должен выбрать правильный ответ из четырех предложенных вариантов. Большинство вопросов предполагает детальное знание стандартов PMI (PMBOK). Однако есть вопросы, предполагающие наличие у кандидата практического опыта. Начиная с 2006 г. экзамен можно сдавать на русском языке. Для успешной сдачи экзамена кандидат должен правильно ответить примерно на две трети вопросов.

Сертифицированный специалист по управлению проектами (CAPM - Certified Associate in Project Management). Этот сертификат предназначен для специалистов, которые имеют знания в области УП, но не имеют еще достаточного практического опыта. САРМ - это практик в УП, продемонстрировавший основные знания, а также умение применять инструменты и методики УП. Как член команды проекта сертифицированный специалист обычно обращается за руководством, наставлениями и одобрением к более опытным практикам УП.

САРМ обычно выполняет такие задачи:

Помощь в оценке планов УП;

Оценка индикаторов производительности и резервов;

Помощь в уточнении требований к проекту, допущений и ограничений;

Поддержка при административном и финансовом завершении.

Чтобы получить степень САРМ, кандидат должен соответствовать требованиям к образованию и опыту, предъявляемым PMI, и демонстрировать высокий уровень понимания и знания УП, подтвержденный экзаменом на степень сертифицированного специалиста по УП. Экзамен по форме аналогичен экзамену на степень PMP, но состоит из 150 вопросов и длится три часа.

На момент подачи заявки кандидат должен иметь высшее образование со степенью не ниже бакалавра и не менее 1500 часов работы в области УП по пяти группам процессов. Если на момент подачи заявки кандидат не имеет высшего образования, но имеет диплом о полном среднем образовании, то он должен подтвердить не менее 2500 часов работы в области УП в период за три года до подачи заявки. Кандидат должен также иметь не менее 23 часов обучения в области УП.

Начиная с 2007 г. PMI планирует открыть новую программу сертификации Program Management Professional (PgMPSM).

Отличительной чертой успешных организаций является наличие системы развития и оценки компетенций своих сотрудников. Особое место в этой системе занимает задача формирования управленческого резерва, от которого в значительной степени зависит будущее компании. Понимание процессов управления, знание современных методик, а также наличие навыка организации проектной команды и способности обеспечить достижение поставленной цели, являются необходимыми компетенциями руководителя проекта.

В мире насчитывается множество ассоциаций занимающихся развитием компетенций в управлении проектами, но лидирующие позиции занимают две – International Project Management Association (IPMA) и Project Management Institute (PMI) ® . Систематизация знаний, определение бизнес-процессов, формирование подходов к оценкам членов проектной команды вот только небольшой список вопросов, ответы на которые отражены в многочисленных работах ассоциаций.

Project Management Institute (PMI) ® – профессиональная ассоциация по управлению проектами, объединяющая более 500 тыс. человек, была основана в 1969 году в США и на сегодняшний день имеет свои отделения более чем в 180 странах мира. В России ассоциация имеет шесть филиалов, крупнейшим из которых является Московское отделение PMI . Целью ассоциации является объединение и сертификация профессионалов, связывающих свою деятельность с управлением проектами и представляющих широкий круг отраслей. Одной из самых известных публикацией ассоциации является Свод знаний по управлению проектами (Руководство PMBOK ® Guide PMI) , в котором представлена процессная модель управления проектами и лучшие практики управления проектами.

International Project Management Association (IPMA) была образована в 1965 году в Швейцарии. Задачей ассоциации являлось объединение специалистов в области управления проектами с целью обсуждения проблем и поиска решений в данной области. В настоящее время ассоциация имеет представительства более чем в 50 странах мира и насчитывает более 190 тыс. сертифицированных специалистов в области управления проектами. В России национальным представителем IPMA с 1991 года является Ассоциация управления проектами «СОВНЕТ» . Под эгидой ассоциации опубликованы многочисленные труды ведущих специалистов и практиков, жизнь которых неразрывно связана с управлением проектами, программами и портфелями проектов. Систематизация опыта и лучших практик членов ассоциации стала основой ICB (International Competence Baseline ) и послужило определением подходов к оценке и сертификации специалистов. Российской ассоциацией управления проектами «СОВНЕТ» на основе ICB было подготовлено издание по Национальным требованиям к компетенции специалистов по Управлению Проектами (НТК).

Вниманию всех соискателей сертификата PMP © PMI : изменения в содержании экзамена!
В начале 2016 года PMI ® меняет содержание экзамена на сертификат PMP.

11 января 2016 года - последний день когда можно будет сдать экзамен по текущим правилам. Все последующие экзамены будут проводиться по новым требованиям.

Изменения внесены на основании очередного исследования ожиданий от проектных менеджеров (Role Delineation Study (RDS)) и отображены в описании экзамена (Exam Content Outline). Пять основных областей деятельности проектных менеджеров остались прежними, изменились некоторые задачи внутри областей Инициация, Планирование, Выполнение, Мониторинг проекта.

Область 1

Инициация проекта
3 задачи добавлено – задача 2, задача 7, задача 8

Область 2

Планирование проекта
1 задача added – задача 13

Область 3

Выполнение проекта

Область 4

Мониторинг и контроль проекта
2 задачи добавлено – задача 6, задача 7

Область 5

Закрытие проекта
Ни одной задачи не добавлено

С 1 декабря 2015 года будут внесены также изменения в программу контроля профессионального развития сертифицированных специалистов (Continuing Certification Requirements (CCR) program). Изменения затрагивают формы и порядок учета единиц профессионального развития (PDU) в соответствии с концепцией Треугольника Талантов PMI ® .

Треугольник Талантов PMI ® определяет идеальный набор как комбинацию технических компетенций, лидерских компетенций, стратегических и бизнес компетенций менеджмента (technical,leadership, and strategic and business management expertise).

Стоит отметить, что стратегические и бизнес компетенции менеджмента наиболее полно раскрываются в концепциях Системного и Стоимостного инжиниринга, а от technical expertise один шаг до Проектного инжиниринга.

Все грядущие изменения внесены в программы курсов и учебные материалы Университета. Наши слушатели встречают будущее с нужными знаниями!

Подготовка к сертификации в профессиональных сообществах

Код курса Название курса
М004-A Базовые знания в области управления проектами
М004-B Управление заинтересованными сторонами и ресурсами проекта
М004-C Управление закупками
М004-D Управление рисками
М004-E Прикладные задачи области управления проектами
Подготовка специалиста к сдаче сертификационного экзамена PMI ® , что включает в себя освоение слушателями основных терминов, базовых знаний и сведений о лучших практиках по управлению проектами, необходимых для эффективной работы в проектах при любой форме организации и на любых ролях.
CO8 УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТАМИ ПО СТАНДАРТАМ IPMA/СОВНЕТ. ПОДГОТОВКА К СЕРТИФИКАЦИИ
Курс разработан на основе требований и содержания стандарта «Управление проектами: Основы профессиональных знаний, Национальные требования к компетентности специалистов» (НТК) Российской ассоциации управления проектами СОВНЕТ (NCB-SOVNET National Competence Baseline).

Подход к сертификации IPMI (СОВНЕТ)

При оценке специалистов IPMA (СОВНЕТ) использует 4-х уровневую модель сертификации (Level A, B, C и D). Каждый из уровней сертификации ориентирован на оценку знаний и навыков в конкретной области управления – портфель, программа либо проект. На всех уровнях сертификации соискателю будет необходимо ответить на прямые вопросы, написать эссе на свободную тему (например, описание процесса) и выполнить интеллектуальное задание (например, разбор мини-ситуации). Уровни A , B и C дополнительно включают в себя командную работу над проектом и интервьюирование соискателя. Ниже представлено краткое описание каждого из уровней сертификации и основные требования к соискателю:

  • Certified Project Director (IPMA Level A) – Сертифицированный директор проектов : высший уровень для профессионалов – обладатель способен руководить всеми портфелями проектов организации и имеет минимум 5-летний опыт управления проектами, программами и портфелями.
  • Certified Senior Project Manager (IPMA Level B) – Сертифицированный управляющий проектами : менеджер способен управлять комплексными проектами; требуется 5-летний опыт управления проектами, из которых не менее 3-х лет – в качестве ответственного за руководство и управление сложными проектами.
  • Certified Project Manager (IPMA Level C) – Сертифицированный профессионал по управлению проектами : профессиональный менеджер проекта; необходим опыт управления проектами не менее 3-х лет, включая несложные проекты;
  • Certified Project Management Associate (IPMA Level D) – Сертифицированный специалист по управлению проектами : базовый уровень сертификации – специалист обладает достаточным уровнем знаний во всех областях управления проектами, чтобы выступать в качестве члена команды управления проектом, администратора проекта.
документе , опубликованном на официальном сайте «СОВНЕТ».

Отзывы о пройденной сертификации

Григорий Ципес , первый сертифицированный консультант по управлению программами и портфелями проектов (PPMC IPMA®): «Это был очень интересный опыт. Если говорить об экзаменационной части, то на мой взгляд, особой сложности для практикующих консультантов она не представляет. Я склонен поставить это в заслугу авторам стандарта. Лаконичное и емкое изложение материала по ключевым, действительно важным элементам компетентности консультанта по управлению проектами позволяет с одной стороны чётко понять подход авторов к сертификации и, с другой стороны, осмыслить и структурировать свой собственный опыт в этой области.
Гораздо сложнее и интереснее вторая часть экзамена - собеседование. Разговор с опытными асессорами (которые и сами обладают огромным опытом консультирования) - это возможность проверить качество своих решений, хотя бы и на примере одного проекта. Но здесь не будет никаких скидок на опыт, послужной список, регалии и прочее. Но разве не в этом смысл сертификации - получить объективную оценку своей профессиональной компетентности?»(текст скрыть)
Источник: www.sovnet.ru

Подход к сертификации PMI ®

В отличие от IPMA американская ассоциация PMI ® при оценке уровня знаний специалистов использует только тестовый формат защиты с большим количеством вопросов. Вместе с тем, сертификация PMI ® ориентирована на большее количество специалистов проектной команды и предлагает восемь различных сертификаций. Ниже представлена краткая характеристика сертификаций PMI ® :

  • Project Management Professional (PMP) – Профессионал в управлении проектами – это степень в области управления проектами, доступная для специалистов из различных отраслей. Получив степень PMP, вы становитесь членом самого крупного и престижного сообщества сертифицированных специалистов в области управления проектами.
  • Certified Associate in Project Management (CAPM) – Сертифицированный специалист по управлению проектами – это практик в управлении проектами, продемонстрировавший основные знания, а также умение применять в проектах инструменты и методики проектного управления. Как член команды проекта, САРМ обычно обращается за руководством, наставлениями и одобрением к более опытным практикам управления проектами.
  • Program Management Professional (PgMP) – Профессионал в управлении программами – определяют и координируют ресурсы между проектами программ, в их задачи входит постоянная корректировка содержания программ в соответствии со стратегическими бизнес-целями компании. Менеджеры программ принимают решения по инициации проектов, назначению менеджеров проектов, поручают им управлять стоимостью, расписанием и эффективностью проекта, в то время как сами обеспечивают успех всей программы.
  • Portfolio Management Professional (PfMP) – Профессионал в управлении портфелями проектов – ответственный за исполнение процессов управления портфелем проектов, управление коммуникациями во время исполнения портфеля проектов и выдачу рекомендаций по действиям. В то время как руководители проектов и программ ответственны за «правильное выполнение работы», эта сертификация идеальна для тех, кто несет ответственность за обеспечение «выполнения правильной работы» организации.
  • PMI ® Agile Certified Practitioner (PMI-ACP) – Сертифицированный специалист-практик PMI по методам Agile .
  • PMI ® Project business analysis (PMI-PBA) – Сертифицированный специалист по бизнес анализу – ответственный за работу с заинтересованными сторонами, формирование бизнес-требований и оценку результатов проекта.
  • PMI ® Risk Management Professional (PMI-RMP) – Профессионал PMI ® в области управления рисками – риск-менеджер – эксперт в управлении проектными рисками, их идентификации, предотвращении угроз, капитализации возможностей на основе имеющегося общих знаний и практического участия во всех иных областях проектной деятельности.
  • PMI ® Scheduling Professional (PMI-SP) – Профессионал PMI ® в области календарного планирования – должен уметь разрабатывать, поддерживать и анализировать расписание проекта, а также представлять отчет и информировать членов команды проекта о состоянии расписания проекта.
    Более подробную информацию по формату проведения сертификации и условиям допуска можно прочитать в следующем документе , опубликованном на официальном сайте PMI.

В настоящий момент в мире существует свыше 600 000 профессионалов PMP ® , которые предоставляют услуги по управлению проектами в 130 странах, из них 1000 специалистов работают в России. Во многих корпорациях, одним из ключевых требований к специалисту при принятии на работу или при продвижении по службе является наличие сертификата PMI ® , наиболее престижного свидетельства ваших знаний в области управления проектами. Центр «Специалист» при МГТУ им. Н.Э. Баумана - золотой партнер Microsoft и лучший учебный центр Microsoft в России, Центральной и Восточной Европе . Центр проводит комплексное обучение и подготовку к сертификации по стандартам Института управления проектами (PMI) ® , а также курсы на базе Microsoft Project , - мирового стандарта в области управления проектами. C 2002 г. Центр оказывает услуги по разработке и внедрению корпоративных систем управления проектами (EPM) на базе Microsoft Project.

Получение сертификации PMI

Изменение требований к сертификации PMP

Для получения любого сертифицированного статуса PMI (включая наиболее популярный в мире статус PMP) необходимо набрать определенное количество баллов PDU (что такое PDU) без разделения PDU по "треугольнику компетенций".

PMP, PMI, CAPM, PgMP, PMI-SP, PMI-RMP, PMBOK and The PMI Registered Education Provider logo являются зарегистрированными марками Института Управления Проектами.

International Competence Baseline of the International Project Management Association (ICB IPMA) - стандарт, описывающий международные требования к компетентности специалистов по управлению проектами (УП), разработанные международной ассоциацией управления проектами.

Международная ассоциация управления проектами (IPMA) зарегистрирована в Швейцарии как некоммерческая профессиональная организация, основной функцией которой является содействие развитию и широкому применению на практике методов и средств УП в разных странах мира.

IPMA создана в 1965 г. как форум для обмена опытом менеджерами проектов, работающих в разных странах мирах. В 1967 г. в Вене был проведен первый Международный Конгресс IPMA. Членами IPMA являются в основном национальные ассоциации по УП. В настоящее время в ассоциацию входит 55 стран.

Назначение

В 1998 г. на съезде Совета делегатов IPMA была утверждена концепция универсальной международной системы сертификации профессионалов по УП. Для решения задач профессиональной сертификации необходим был стандарт, устанавливающий нормы и требования, которые будут определять уровень компетентности, необходимой для сертификации. Такие требования были определены путем систематизации накопленного к тому времени опыта в области УП и описаны в ICB.

ICB создан на основе национальных требований к компетентности (National Competence Baseline, NCB, НТК) следующих национальных ассоциаций по УП: АРМ (Великобритания), VZPM (Швейцария), GPM (Германия), AFITEP (Франция).

В 1998 г. IPMA утвердила систему ратификации четырехуровневой сертификационной программы (4-LC - Four Level Certification), которая получила всемирную известность. С 1999 г. международная программа сертификации стала реализовываться.

Составители ICB подчеркивают, что это не учебник и не сборник рецептов. Он открывает путь к знаниям, опыту и индивидуальному мастерству в сфере УП, описывая их в структурированном виде. Основное назначение стандарта ICB IPMA определяет международные требования к компетентности специалистов по УП и является основой для их профессиональной сертификации. ICB IPMA - основа всех сертификационных программ национальных ассоциаций и их сертификационных центров.

Актуальная редакция ICB IPMA - 3.0, которая была введена в действие в марте 2006 г. взамен редакции 2.0, действующей с 1999 г.

Структура

В основе структуры ICB находится так называемая диаграмма компетентности «Глаз» , отображающая всю совокупность элементов УП, которую видит менеджер проекта (МП) при оценке определенной ситуации (рис. 1).

Рис. 1. Диаграмма компетентности «Глаз» ICB

ICB содержит описание трех групп компетенций, или элементов компетентности:

  1. Техническая компетентность - предназначена для описания основополагающих элементов компетентности, характеризующих саму суть управления проектами, например «Управление закупками и контрактами».
  2. Поведенческая компетентность - предназначена для описания элементов, характеризующих личность и поведение специалиста с позиций его компетентности в сфере управления проектами, например «Конфликты и кризис».
  3. Контекстуальная компетентность - предназначена для описания элементов, относящихся к окружению проекта. Это направление включает элементы компетентности, характеризующие способность менеджера проекта функционировать в организации, сфокусированной на проекты, в том числе умение выстроить отношения с линейными менеджерами, например «Реализация портфеля проектов и программ».

Таким образом, всего в стандарте ICB описано 46 компетенций, структурированных по трем группам компетентности .

Краткое описание

Описание каждого из 46 элементов компетентности ICB (компетенций) содержит :

  1. азвание;
  2. характеристику содержания;
  3. возможные (минимальные) технологические шаги процесса управления;
  4. темы для ознакомления с компетенцией;
  5. критерии оценки опыта, необходимые для проведения сертификации специалистов по каждому уровню;
  6. указания на взаимосвязи с другими элементами компетентности.

ICB включает 20 технических элементов компетентности (таблица 1).

Таблица 1. Технические элементы компетентности ICB

ICB включает 15 поведенческих элементов компетентности (таблица 2).

Таблица 2. Поведенческие элементы компетентности ICB

ICB включает 11 контекстуальных элементов компетентности (таблица 3).

Таблица 3. Контекстуальные элементы компетентности ICB

При этом руководство ICB не содержит описание конкретных методов, инструментов, способов. В нем содержатся описания предметных областей, методологических подходов к определению задач, а также приводятся, где это служит иллюстрацией, и некоторые примеры методов. Методы и инструменты могут быть определены самими организациями. Менеджеру проекта следует подбирать методы и инструменты, соответствующие конкретной ситуации в ходе управления проектом.

В ICB включены также основные термины и понятия, задачи, обобщенный обзор передового опыта в области УП, навыки, функции, процессы, методы, технологии и инструментарий, которые обычно используются в УП, а также специальные знания о нововведениях и их применении в управлении отдельными проектами. ICB представлен на трех языках: английском, немецком и французском.

Практическая ценность стандарта ICB в том, что он является:

  • основой для описания компетентности специалистов по УП в целом;
  • методологической основой («каркасом»), на которой можно создавать модели компетенций специалистов по УП для различных стран, предметных областей и конкретных организаций;
  • источником для разработки различных образовательных программ подготовки специалистов по управлению проектами, повышения квалификации и развития компетентности в области управления проектами и проектной деятельности компании.

Руководство к Своду знаний по управлению проектами

Руководство к Своду знаний по управлению проектами (A Guide to the Project Management Body of Knowledge; далее - PMBOK®) представляет собой национальный американский стандарт, который содержит профессиональные знания по процессу управления проектами. Выпуском стандарта занимается Институт управления проектами (PMI - Project Management Institute), находящийся в штате Пенсильвания, США. Официальный перевод на русский язык осуществляется представительством PMI в России.

Назначение

PMBOK® содержит методические рекомендации для руководства отдельным проектом, опирающиеся на лучшие практики и передовой опыт специалистов в управлении проектами. В руководстве даны определения ключевым аспектам проектного менеджмента, а также описан жизненный цикл управления проектами и сопутствующие процессы.

PMBOK® является универсальным стандартом и может быть использован в качестве основного справочного материала по управлению проектами для программ профессионального развития и сертификации. Также стандарт может быть взят за основу и адаптирован под нужды проектной деятельности в любой организации, реализующей проекты.

Первое издание PMBOK® вышло в свет в 1986 г. и выдержало несколько редакций.

В 1996 г. PMBOK® был доработан, а в 2000-м выпущено издание PMBOK® Guide 2000, считающееся вторым изданием стандарта.

В 2004 г. PMI выпустил свое очередное творение - PMBOK® Guide Third Edition, которое получило самое большое распространение свода знаний по управлению проектами PMI.

31 декабря 2008 г. вышла в свет новая версия методологии - PMBOK® Fourth Edition, которая, как предшественник, была детально переработана и стала по сути таким же революционным изданием.

Текущая (на момент написания книги) версия стандарта - PMBOK® Fifth Edition - была выпущена в январе 2013 г.

Дата выпуска PMBOK® Guide Sixth Edition еще неизвестна, но, вероятнее всего, PMI выпустит этот стандарт в 2016 г., поскольку обновляется PMBOK® регулярно, с частотой один раз в четыре года.

Структура

В пятой редакции стандарта PMBOK® выделено несколько ключевых структурных элементов.

Во-первых, обозначается основной объект стандартизации - проект, а также взаимосвязи между проектами, программами, портфелями и операционной деятельностью.

Во-вторых, описан типовой жизненный цикл проекта (рис. 2) и влияние организационных политик на проектную деятельность.

Рис. 2. Жизненный цикл согласно пятой редакции стандарта PMBOK®

В-третьих, в пятой редакции стандарта PMBOK® описана технология управления проектом через обозначение групп управленческих процессов (обозначены пять групп) и функциональных областей (выделены десять областей).

И наконец, в приложении к стандарту раскрыты межличностные навыки качества, которые важны для деятельности руководителя проекта. К таким навыкам отнесены :

  • лидерство;
  • командообразование;
  • мотивация;
  • коммуникация;
  • воздействие;
  • принятие решений;
  • политическая и культурная осведомленность;
  • ведение переговоров;
  • построение доверительных отношений;
  • управление конфликтами;
  • наставничество;

Все перечисленные качества могут помочь руководителю эффективно реализовать процесс управления проектом.

Краткое описание

Согласно PMBOK®, проект осуществляется через объединение нескольких ключевых процессов управления. В стандарте пять групп процессов, определяющих управленческую суть:

  1. инициация (initiation);
  2. планирование (planning);
  3. выполнение (executing);
  4. контроль (controlling);
  5. завершение (closing).

Пять групп процессов затрагивают ряд областей знания. В пятой редакции PMBOK® выделены десять ключевых областей :

  1. управление интеграцией проекта (Project Integration Management) - включает в себя процессы и действия, необходимые для определения, уточнения, комбинирования, объединения и координации различных процессов по управлению проектом;
  2. управление содержанием проекта (Project Scope Management) - включает в себя процессы, обеспечивающие включение в проект ключевых (тех и только тех) работ, которые необходимы для успешного завершения проекта;
  3. управление сроками проекта (Project Time Management) - включает в себя процессы, посредством которых обеспечивается своевременное завершение проекта;
  4. управление стоимостью проекта (Project Cost Management) - объединяет процессы управления расходами и обеспечения завершения проекта в рамках утвержденного бюджета;
  5. управление качеством проекта (Project Quality Management) - включает в себя процессы и действия исполняющей организации, политику в области качества и осуществляется посредством системы управления качеством, предусматривающей определенные правила и процедуры, а также действия по постоянному совершенствованию процессов, проводимые при необходимости на всем протяжении проекта;
  6. управление человеческими ресурсами проекта (Project Human Resource Management) - включает в себя процессы организации, управления и руководства командой проекта;
  7. управление коммуникациями проекта (Project Communications Management) - включает в себя процессы, необходимые для своевременного создания, сбора, распространения, хранения, получения и использования информации проекта;
  8. управление рисками проекта (Project Risk Management) - включает в себя процессы, необходимые для повышения вероятности возникновения и воздействия благоприятных событий и снижение вероятности возникновения и воздействия неблагоприятных для проекта событий в ходе его реализации;
  9. управление поставками проекта (Project Procurement Management) - включает в себя процессы покупки или приобретения тех необходимых продуктов, услуг или результатов, которые производятся вне исполняющей проект организации;
  10. управление заинтересованными сторонами проекта (Project Stakeholder Management) - включает в себя процессы, необходимые для идентификации лиц (или организаций), которые могут повлиять на проект или находятся под его влиянием; а также включает те процессы, которые необходимы для разработки приемлемых управленческих стратегий вовлечения этих лиц (или организаций) в проект.

Каждая область знания включает в себя те и только те процессы, реализация которых позволяет реализовать оговоренное содержание в указанные сроки и в рамках выделенного бюджета. В итоге пересечением пяти групп процессов и десяти областей знаний образовано 47 процессов, которые могут быть осуществлены командой управления в ходе реализации проекта. Описание каждого процесса содержит четыре ключевых элемента: входы, выходы, инструменты и методы, шаги процедуры (методики, инструкции) реализации процесса. Все процессы содержат перечисленные элементы, что позволяет не только понять методологию управления, но и применить конкретные методики ведения проекта, которые заслужили доверие в среде профессионалов проектного менеджмента.

Практическая ценность и особенности применения

Стандарт может быть использован как основа для унификации проектной деятельности организации. Также он может быть полезен при организации взаимодействия по проекту, задавая общий лексикон и общий подход к управлению проектом. Помимо этого, следует учесть несколько ограничений стандарта.

Упор в стандарте PMBOK® сделан на процесс управления, который максимально унифицируется и не увязывается с конкретной предметной областью.

Стандарт является национальным стандартом США и ориентирован в первую очередь на специфику реализации управленческих процессов в данной стране.

ГОСТ Р 54 869-2011 «Проектный менеджмент. Требования к управлению проектом»

ГОСТ Р 54 869 устанавливает требования к процессу управления проектом от его начала до завершения. Стандарт является универсальным для любой предметной области и содержит требования, которые могут быть применимы как физическими, так и юридическими лицами для любых проектов (по виду, типу, сложности и т. д.).

Назначение

ГОСТ Р 54 869 устанавливает требования к управлению проектом для обеспечения эффективного достижения целей проекта. Указанные в стандарте требования применимы для организации любого рода проектной деятельности, повышения ее эффективности, усовершенствования процесса управления проектами, а также для оценки соответствия отдельно взятой проектной деятельности требованиям, определенным в стандарте.

Данный стандарт был утвержден 9 января 2013 г. На момент написания книги иных версий не имелось.

Структура

ГОСТ Р 54 869 представляет собой общее описание рекомендованных требований к управлению проектами. Они сгруппированы по процессам управления, среди которых выделяют процессы :

  • инициации;
  • планирования;
  • организации исполнения;
  • контроля и завершения.

Помимо указанных разделов, ГОСТ предлагает собственные термины и определения, относящиеся к области проектного менеджмента, а также описание отдельных аспектов организации самого процесса управления проектом. В приложении обозначены основные понятия проектного менеджмента и их взаимосвязи.

Краткое описание

ГОСТ Р 54 869 содержит ряд ключевых разделов, каждый из которых описывает требования к отдельным процессам управления:

  1. Процесс инициации проекта - формальное открытие проекта.
  2. Процессы планирования проекта - описание образа наиболее вероятных исходов действий по управлению проектом. Процесс планирования включает в себя процессы планирования отдельных областей проекта :
    • планирование содержания проекта - определение требований проекта и состава работ проекта;
    • разработка расписания - определение дат начала и окончания работ проекта, ключевых событий, этапов и проекта в целом;
    • планирование бюджета проекта - определение порядка и объема обеспечения проекта финансовыми ресурсами;
    • планирование персонала проекта - определение порядка обеспечения проекта человеческими ресурсами;
    • планирование закупок в проекте - определение порядка и объема обеспечения проекта продукцией и услугами, приобретаемыми у сторонних организаций;
    • планирование реагирования на риски - определение основных рисков проекта и порядка работы с ними;
    • планирование обмена информацией в проекте - определение порядка обмена информацией между лицами, участвующими в реализации проекта и заинтересованными в результатах проекта;
    • планирование управления изменениями в проекте - определение порядка работы с изменениями в проекте.
  3. Процесс организации исполнения проекта - организация выполнения проекта согласно разработанным планам.
  4. Процесс контроля исполнения проекта - проверка соответствия процессов и продукта проекта установленным требованиям.
  5. Процесс завершения проекта - формальное закрытие проекта.
  6. Требования к управлению документами проекта - общие требования, предъявляемые к документообороту.

Помимо указанных разделов, ГОСТ описывает ключевые роли:

  • заказчик проекта - физическое или юридическое лицо, которое является владельцем результата проекта;
  • руководитель проекта - лицо, осуществляющее управление проектом и ответственное за результаты проекта;
  • куратор проекта - лицо, ответственное за обеспечение проекта ресурсами и осуществляющее административную, финансовую и иную поддержку проекта;
  • команда проекта - совокупность лиц, групп и организаций, объединенных во временную организационную структуру для выполнения работ проекта.

Практическая ценность и особенности применения

ГОСТ Р 54 869-2011 может использоваться с целью оценки соответствия управления проектом установленным в стандарте требованиям.

При этом в стандарте нет требований, обязательных для какого-то определенного вида проектов; нет требований к методам реализации процессов управления проектами, а также требований к предпроектной и послепроектной деятельности. Основным объектом для стандартизации должны выступать, по версии ГОСТа, результаты («выходы») процессов управления проектом.

Национальные требования к компетентности специалистов по управлению проектами

Национальные требования к компетентности специалистов по управлению проектами (National Competence Baseline, NCB, НТК) - стандарт, описывающий национальные требования, разработанные Российской ассоциацией управления проектами (СОВНЕТ) на основе стандарта ICB IPMA с учетом осуществленных разработок и накопленного опыта УП в России.

Российская национальная ассоциация управления проектами (СОВНЕТ) была создана в конце 1990 г., а в феврале 1991 г. вошла в состав IPMA.

Назначение

СОВНЕТ, как и другие национальные ассоциации, на основании двусторонних соглашений с IPMA получила право самостоятельно осуществлять сертификацию проектных менеджеров под эгидой IPMA. При этом СОВНЕТ разработала и утвердила собственную детальную документацию для сертификационной программы и Национальные требования к компетентности (НТК, NCB). При разработке НТК национальным ассоциациям предоставляется определенная свобода действий для учета особенностей национальной культуры и достижений в области управления проектами .

Итак, назначение стандарта НТК в том, что он, так же как и ICB, определяет международные требования к компетентности специалистов по УП и является основой для их профессиональной сертификации. НТК - основа сертификационной программы России, которая реализуется сертификационным центром СОВНЕТ-СЕРТ в рамках национальной ассоциации УП.

Актуальная редакция НТК - 3.0, которая была введена в действие в сентябре 2010 г. взамен редакции 2.0, действующей с 1999 г.

Структура

На базе разработок и опыта СОВНЕТ совокупность возможных процессов управления проектами рассматривается в рамках активной комплексной кибернетической системы, включающей объекты, субъекты и процессы управления, получившей название «системная модель управления проектами» .

Системная модель представляет собой свернутые структуры («деревья»), включающие все элементы проектного управления, сгруппированные по трем блокам: объекты управления, субъекты управления, процесс управления. Все элементы модели «Глаз» ICB соотносятся с названными блоками системной модели управления проектами .

В НТК все элементы компетентности сгруппированы в соответствии с системной моделью и ICB в следующие четыре группы:

  1. Объекты управления и контекстуальная компетентность.
  2. Субъекты управления и поведенческая компетентность.
  3. Процессы управления и техническая компетентность.
  4. Базовая (общая) компетентность.

Визуализация полученной модели может быть сделана по аналогии с диаграммой компетентности «Глаз» ICB (рис. 3) и в дальнейшем будет называться «диаграмма компетентности «Глаз» НТК» .

Общее количество элементов компетентности (компетенций) в НТК равно 55. Соотношение содержания описания элементов компетентности в ICB и НТК сведены в таблицу 4.

Таблица 4. Соотношение содержания описания компетенций в ICB и НТК

Из дополнительных элементов компетентности четыре компетенции выделены в отдельную группу компетенций под названием «Базовая (общая) компетентность», которая в диаграмме компетентности «Глаз» НТК представлена «Зрачком» (рис. 3).

Рис. 3. Диаграмма компетентности «Глаз» НТК

Краткое описание

В НТК описаны 55 элементов компетентности (компетенций). Описание каждого элемента включает :

  1. ключевое определение - общее представление о компетенции;
  2. свод знаний - позволяет более детально описать назначение элемента компетентности в УП;
  3. возможные шаги процесса - минимальный набор технологических шагов применения элемента компетентности в процессе управления проектом;
  4. темы для изучения - разделы дисциплины «Управление проектами», описывающие детали вопросов, связанных с описываемым элементом компетентности;
  5. критерии оценки компетентности по уровням - критерии оценки, необходимые для проведения сертификации специалистов по каждому уровню;
  6. основные связи - перечисление других элементов компетентности, с которыми тесно связана описываемая компетенция.

НТК включает 10 элементов компетентности, входящих в группу «Объекты управления и контекстуальная компетентность» (таблица 5).

Таблица 5. Элементы, входящие в группу «Объекты управления и контекстуальная компетентность»

НТК включает 24 элемента компетентности, входящих в группу «Субъекты управления и поведенческая компетентность» (таблица 6).

Таблица 6. Элементы, входящие в группу «Субъекты управления и поведенческая компетентность»

НТК включает 17 элементов компетентности, входящих в группу «Процессы управления и техническая компетентность» (таблица 7).

Таблица 7. Элементы, входящие в группу «Процессы управления и техническая компетентность»

НТК включает четыре элемента компетентности, входящих в группу «Общая компетентность» (таблица 8).

Таблица 8. Элементы, входящие в группу «Общая компетентность»

Однако степень детализации описания элементов компетентности в НТК, так же как в ICB, недостаточна, чтобы положения стандарта можно было применять на практике. Поэтому предполагается, что для практического применения положения стандарта должны быть локализованы, а необходимые методы и инструменты подобраны или разработаны исходя из потребностей проектов в конкретной прикладной области.

Практическая ценность и особенности применения

Практическая ценность стандарта НТК в том, что он является:

  • основой для обеспечения терминологического единства в управлении проектами в России;
  • источником систематизированного описания модели, позволяющей определять потенциальные задачи управления проектами и развивать методы и средства решения этих задач;
  • основой для описания компетентности специалистов с учетом практики УП в России;
  • методологической основой, на которой можно создавать модели компетенций специалистов по УП для различных предметных областей и конкретных организаций в России;
  • источником для разработки различных образовательных программ подготовки специалистов по управлению проектами, повышения квалификации и развития компетентности в области управления проектами и проектной деятельностью компаний в России.

«По своему содержанию и информационной насыщенности НТК в настоящем его виде представляет собой российский свод знаний, информационных материалов по управлению проектами и может служить путеводителем в мир управления проектами, а также основой для последующей подготовки национальных стандартов и нормативных документов по управлению проектами» .