Сколько процентов от совокупного годового объема закупок. Что такое сгоз и как его считать

09.02.2024

Почему расчет совокупного годового объема закупок (СГОЗ) для некоторых заказчиков становится весьма проблематичной задачей, если почти исчерпывающая формулировка данного понятия представлена в Законе № 44-ФЗ?

Это объясняется тем, что единой законодательной нормы, определяющей порядок и варианты расчета, а также случаи использования полученных значений, не существует. Поскольку от СГОЗ зависит объем денежных средств, планируемых к получению из бюджета федеральной или муниципальной структурой на выполнение своих функций, то и внимание к его расчету пристальное. Рассмотрим, какие вопросы возникают при расчете СГОЗ.

Управление МЧС заключает договоры на экстренную медицинскую помощь, возмещение коммунальных услуг и договоры с привлечением экспертов, специалистов, переводчиков и иных участников уголовного судопроизводства в целях:

1) возмещения расходов в связи с оказанием медицинской помощи по экстренным медицинским показаниям сотрудникам (в том числе находящимся вне постоянного места жительства в связи с отпуском, командировкой и в иных случаях) медицинской организации, с которой не заключен договор, на основании документов, представляемых медицинской организацией;

2) возмещения арендатором арендодателю расходов последнего на оплату коммунальных услуг;

3) привлечения экспертов, специалистов, переводчиков и иных участников уголовного судопроизводства.

Совокупный годовой объем закупок рассчитывается для случаев осуществления закупок на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Следует ли включать указанные договоры в расчет СГОЗ (до 2 млн руб.)?

Годовой объем закупок, который заказчик вправе осуществить на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», по общему правилу не может превышать два млн рублей или не должен превышать 5% совокупного годового объема закупок заказчика и составлять более чем 50 млн руб.

Пункт 16 ст. 3 Закона № 44-ФЗ определяет СГОЗ как утвержденный на соответствующий финансовый год общий объем финансового обеспечения для осуществления заказчиком закупок в соответствии с Законом № 44-ФЗ, в том числе для оплаты контрактов, заключенных до начала указанного финансового года и подлежащих оплате в указанном финансовом году.

По смыслу данной нормы в СГОЗ включается объем финансового обеспечения абсолютно по всем закупкам заказчика, осуществляемым в соответствии с Законом № 44-ФЗ, вне зависимости от способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя). Иными словами, при расчете СГОЗ следует учитывать объем финансового обеспечения по всем закупкам (включая закупки коммунальных услуг, а также товаров, работ или услуг, которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий), осуществляемым путем проведения конкурсов, аукционов, запроса предложений, запроса котировок и у единственного контрагента (подрядчика, исполнителя), способом, определяемым в соответствии со ст. 111 указанного Закона. Те же средства, которые расходуются заказчиком не в соответствии с положениями Закона № 44-ФЗ, не учитываются при расчете СГОЗ. К ним относятся, в частности, средства, направляемые на уплату налогов, взносов и иных обязательных платежей, на оплату труда работников и исполнение прочих обязательств, которые возникают не из гражданско-правовых договоров и должны заключаться в порядке, предусмотренном Законом № 44-ФЗ, а из иных оснований (например, в силу закона или на основании решения суда).

Как следует из ч. 1 ст. 1 Закона № 44-ФЗ, этот федеральный закон регулирует отношения, связанные с осуществлением закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе в части, касающейся определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и заключения с ними гражданско-правового договора, предметом которого является поставка товара, выполнение работы или оказание услуги от имени Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с чч. 1, 4 и 5 ст. 15 Закона № 44-ФЗ. По смыслу положений Закона № 44-ФЗ (в частности, пп. 2, 3, 5, 7, 8 ст. 3, чч. 1, 5 ст. 24) в сферу его действия входит заключение лицами, которые в соответствии с указанным федеральным законом признаются заказчиками (в том числе государственными органами) любых гражданско-правовых договоров (контрактов), предусматривающих поставку товаров, выполнение работ или оказание услуг. Исключение составляют случаи, перечисленные в ч. 2 ст. 1 Закона № 44-ФЗ, к которым этот федеральный закон не применяется. Приведенные в вопросе отношения в упомянутый перечень не включены. Однако, несмотря на это, они, следуя букве закона, не могут рассматриваться как связанные с осуществлением закупок, не регулируются положениями Закона № 44-ФЗ, а следовательно, соответствующие расходы заказчика не должны учитываться при расчете СГОЗ. Рассмотрим подробнее.

1) Возмещение расходов в связи с оказанием медицинской помощи по экстренным медицинским показаниям

В соответствии с п. 5 Правил возмещения медицинским организациям государственной и муниципальной систем здравоохранения расходов на оказание медицинской помощи военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, сотрудникам федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, уголовно-исполнительной системы, таможенных органов Российской Федерации и лицам начальствующего состава органов федеральной фельдъегерской связи, а также отдельным категориям граждан, уволенных с военной службы, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31.12.2004 № 911, при оказании медицинской помощи военнослужащим или сотрудникам по неотложным показаниям организацией здравоохранения, не заключившим договор об оказании медицинской помощи с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, эта организация здравоохранения оформляет договор, счет фактуру и другие документы, указанные в п. 3 Правил, и направляет их для подписания и оплаты в указанный территориальный орган исполнительной власти (смотрите так же п. 2 ст. 16 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»).

Согласно п. 146 Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в системе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденной приказом МЧС РФ от 03.11.2011 № 668, при отсутствии по месту службы, месту жительства (проживания) или иному месту нахождения сотрудников медучреждений системы МВД России, а также в неотложных случаях медицинская помощь оказывается в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения с возмещением расходов по оказанию медицинской помощи этим учреждениям здравоохранения соответствующими организациями МЧС России. При этом организации МЧС России по заключенным договорам с медицинскими учреждениями производят расчеты за оказанную медицинскую помощь сотрудникам.

Таким образом, при определенных обстоятельствах (в случае оказания сотрудникам неотложной медицинской помощи, медицинской помощи по экстренным показаниям) обязанность территориального органа МЧС возместить расходы медицинской организации, оказавшей соответствующие медицинские услуги, возникает не на основании контракта (договора), а в силу требований, предусмотренных нормативными актами. Очевидно, что такие расходы не могут быть запланированы заранее (и отражены в плане графике в соответствии с требованиями Закона № 44-ФЗ), что лицо, которому должны быть возмещены соответствующие расходы, определяется не заказчиком, а также что отношения, возникающие между заказчиком и соответствующей медицинской организацией, основаны не на договоре. Отношения между указанными лицами при таких обстоятельствах, в принципе, не могут быть урегулированы в порядке, предусмотренном Законом № 44-ФЗ. Нормативные акты не устанавливают для подобных случаев требования о заключении какого-либо договора между заказчиком и медицинской организацией, фактически оказавшей услуги.

Приведенные основания, как нам представляется, свидетельствуют о том, что на отношения между заказчиком и медицинской организацией, связанные с возмещением расходов последней по оказанию медицинской помощи сотрудникам заказчика, положения Закона № 44-ФЗ не распространяются.

2) Возмещение арендатором арендодателю расходов последнего на содержание объекта аренды (включая расходы по оплате коммунальных услуг)

Обязанность арендатора по возмещению затрат арендодателя на оплату коммунальных услуг в отношении помещений, переданных в аренду, следует из п. 2 ст. 616 ГК РФ. Согласно этой норме арендатор обязан поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества, если иное не установлено законом или договором аренды. Иными словами, возмещение арендодателю расходов на содержание имущества, переданного в аренду, основано непосредственно на законе. Заключение договора о возмещении затрат на оплату коммунальных услуг в этой ситуации направлено на создание условий для пользования арендатором переданным ему имуществом в соответствии с его назначением. При этом заказчик не получает предоставления в неденежной форме, отличного от того, которое является предметом договора аренды. Соглашение о возмещении затрат на оплату коммунальных услуг, по существу, лишь определяет порядок, в соответствии с которым будет производиться расчет сумм расходов, подлежащих возмещению арендатором (смотрите также постановление ФАС Дальневосточного округа от 18.07.2008 № Ф03-А59/08-1/1985). При этом ни арендатор, ни арендодатель не поставляет другой стороне товар, не выполняет работу и не оказывает какой-либо услуги.

Особенность договора о возмещении расходов на коммунальные услуги, услуги связи состоит в том, что его предметом выступают не собственно эти услуги (поскольку они предоставляются арендодателю иными лицами на основании заключенных с ними соглашений), а именно порядок расчетов между лицом, которое фактически потребило услуги (арендатором), и лицом, которое приобрело их по договорам об оказании соответствующих услуг (арендодателем). Отношений же по оказанию услуг водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, газоснабжения и т.п. (подпадающих под регулирование п. 8 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ) при этом между арендатором и арендодателем не возникает, независимо от указания на это в договорах аренды (смотрите, например, п. 22 Обзора практики разрешения споров, связанных с арендой, сообщенного информационным письмом Президиума ВАС РФ от 11.01.2002 № 66). Поэтому и оснований для заключения между этими лицами соответствующего контракта не имеется.

Наконец, нельзя не учитывать, что обязанность по возмещению расходов арендодателя возникает у арендатора перед определенным лицом, то есть заказчик не может определить иного лица в принципе. Поэтому есть все основания полагать, что отношения, связанные с возмещением казенным учреждением, арендующим недвижимое имущество, расходов арендодателя (абонента по соответствующим договорам с ресурсоснабжающими организациями) по оплате коммунальных платежей, не подпадают под действие Закона № 44-ФЗ.

3) Привлечение экспертов, специалистов, переводчиков и иных участников уголовного судопроизводства

Представляется очевидным, что нормы Закона № 44-ФЗ неприменимы к отношениям, основанным на властном подчинении одной стороны другой, поскольку такие отношения урегулированы непосредственно соответствующими нормами административного характера и не предполагают достижения сторонами какого-либо соглашения об условиях исполнения обязательств. По существу, этот вывод следует и из некоторых разъяснений, касающихся применения законодательства о контрактной системе. Так, например, в письме Минэкономразвития России и ФАС России от 05.03.2014 № 4332-ЕЕ/Д28и, АЦ/7864/14 отмечено, что порядок назначения экспертов, привлечения специалистов и переводчиков в уголовном судопроизводстве определен положениями УПК РФ, которые не позволяют применять Закон № 44-ФЗ для целей регулирования право отношений между органами предварительного следствия, органами дознания и назначаемыми (привлекаемыми) экспертами, специалистами, переводчиками. Аналогичные разъяснения даны и в письме Минэкономразвития России от 18.09.2007 № 14026-АП/Д04 по вопросам применения Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», утратившего силу с 01.01.2014, сфера правового регулирования которого, по сути, совпадает со сферой регулирования Закона № 44-ФЗ. Схожий вывод представлен в п. 4 постановления Пленума ВАС РФ от 04.04.2014 № 23 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами законодательства об экспертизе», в котором суд отметил, что положения Закона № 44-ФЗ не регулируют отношения, связанные с назначением экспертизы судом, которое осуществляется по правилам, установленным АПК РФ.

В связи с этим можно сделать вывод, что привлечение экспертов, специалистов, переводчиков и иных участников уголовного судопроизводства должно осуществляться без соблюдения порядка, предусмотренного Законом № 44-ФЗ.

Поскольку все указанные в вопросе отношения с участием заказчика не могут рассматриваться как связанные с исполнением контракта, который должен заключаться в соответствии с Законом № 44-ФЗ, соответствующие расходы заказчика не связаны с оплатой контракта, осуществляются не в рамках закупки и, следовательно, не учитываются при расчете СГОЗ.

В заключение следует отметить, что разъяснений ФАС России и судебной практики по заданным вопросам в открытом доступе нет. Вышесказанное является экспертным мнением, предоставленным службой Правового консалтинга ГАРАНТ. За официальными же разъяснениями необходимо обратиться в Федеральную антимонопольную службу (пп. 5.3.1.12 пп. 5.3 п. 5, пп. 6.3 п. 6 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 331).

При расчете СГОЗ необходимо учитывать следующее.

Во-первых, в расчет СГОЗ включаются исключительно суммы контрактов, то есть гражданско-правовых договоров, заключенных заказчиком в соответствии с нормами Закона N 44-ФЗ , предметом которых являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества) (п. 3 ч. 1 ст. 1 Закона N 44-ФЗ). Любые другие денежные суммы (например, выплаты денежных средств работникам в соответствии с Трудовым кодексом РФ, выплаты по договорам, не подпадающим под действие Закона N 44-ФЗ (ч. 2 ст. 1 Закона N 44-ФЗ) и т. д.) в расчет СГОЗ не включаются.

В частности, по мнению Минфина России, договоры, заключенные унитарными предприятиями до 1 января 2017 года в соответствии с требованиями Закона N 223-ФЗ и подлежащие оплате после указанной даты, не подлежат включению в СГОЗ (см. письма от 11.09.2017 N 24-04-07/58546 и от 29.09.2017 N 24-01-10/64059).

В письме от 29.12.2016 N Д28и-3495 аналогичный вывод сделан специалистами Минэкономразвития России в отношении включения в СГОЗ учреждения, сменившего тип с автономного на бюджетное, сумм на оплату договоров, заключенных этим учреждением в соответствии с положениями Закона N 223-ФЗ до изменения типа.

Во-вторых, в расчет СГОЗ включаются суммы всех контрактов, независимо от того, по итогам какого способа определения поставщика (исполнителя, подрядчика) они заключены, поскольку никаких оговорок по данному вопросу п. 16 ст. 3 Закона N 44-ФЗ не содержит. В частности, в расчет СГОЗ включаются суммы контрактов, заключенных на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ (см. письмо Минфина России от 16.06.2017 N 24-01-09/37707).

В-третьих, согласно п. 3 ст. 3 Закона N 44-ФЗ закупка - совокупность действий, осуществляемых заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд, которая начинается с определения контрагента и завершается исполнением обязательств сторонами контракта. Если в соответствии с Законом N 44-ФЗ не предусмотрено размещение извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении контрагента, закупка начинается с заключения контракта и завершается исполнением обязательств сторонами контракта. Отсюда видно, что закупка всегда подразумевает заключение контракта, а под "суммой закупки" имеется в виду цена контракта . При этом ценой контракта с точки зрения Гражданского кодекса РФ, на котором основан Закон N 44-ФЗ (ч. 1 ст. 2 этого Закона), является вся сумма, уплачиваемая по контракту, независимо от того, включает ли она НДС или нет (тем более, что это зависит от системы налогообложения контрагента, которая может и измениться).

В-четвертых, если по результатам определения контрагентов в течение года образовалась экономия денежных средств, то рассчитывать СГОЗ с учетом фактически затраченных на оплату контрактов денежных средств в текущем финансовом году неправомерно (см. разъяснения по вопросу 1.6 письма Минэкономразвития России от 11.06.2015 N Д28и-1757, п. 1 письма Минэкономразвития России от 31.12.2014 N Д28и-2898, письмо Минэкономразвития России от 09.12.2014 N Д28и-2708). В связи с изменением цены конкретного контракта или его расторжением СГОЗ также не пересчитывается (см. письмо Минэкономразвития России от 21.04.2017 N Д28и-1632).

Таким образом, СГОЗ в любом отдельно взятом календарном году по общему правилу следует определять как утвержденный общий объем финансового обеспечения согласно лимитам бюджетных обязательств или плану финансово-хозяйственной деятельности для оплаты гражданско-правовых договоров (контрактов) в этом году, независимо от того, в каком году и каким способом были заключены такие контракты. Доли закупки путем запроса котировок и у единственного контрагента определяются в процентах от суммы СГОЗ.

Пример

В 2017 году заказчиком были заключены контракты на сумму 3 миллиона рублей, из которых в 2017 году заказчик выплатил контрагентам 2,5 миллиона рублей, 500 тысяч рублей выплачиваются в январе 2018 года. В 2018 году заказчик заключает контракты на сумму 5 миллионов рублей, из которых согласно условиям контрактов заказчик обязан выплатить контрагентам в 2018 году 3 миллиона рублей, а оставшиеся 2 миллиона - в 2019 году. Заключать другие контракты в 2018 году заказчик не планирует.

СГОЗ на 2018 год = 500 тыс. руб. + 3 млн руб = 3,5 млн руб.

По нашему мнению, при определении остатка доли закупок (лимита) путем проведения запроса котировок и у единственного контрагента без дополнительных к тому оснований по мере осуществления конкретных закупок из лимита, рассчитанного исходя из СГОЗ этого года, вычитаются суммы, подлежащие уплате по каждому конкретному контракту в этом году.

То есть если, например, контракт по п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ заключен в 2017 году, но часть выплат по нему осуществляется в 2018 году, то из лимита на 2017 год, определенного исходя из СГОЗ 2017 года, вычитается только сумма, подлежащая уплате в 2017 году, а сумма, подлежащая уплате в 2018 году, вычитается из лимита, определенного исходя из СГОЗ 2018 года.

Официальных разъяснений и (или) правоприменительной практики, подтверждавших бы данную позицию, нам найти не удалось. Однако именно такой подход применяется при определении объема закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций (см. пп.пп. "д" открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Относительно новый термин в юриспруденции, введённый в 2013 году федеральным законом о контрактной системе. Значение указанного термина трактуется в самом конце 3 статьи , где сказано, что совокупный годовой объём закупок (СГОЗ), это суммарный объём финансового обеспечения, ориентированный на реализацию закупок в нынешнем году, и контрактов, заключённых в предыдущем году, оплата которых осуществляется в нынешнем финансовом году.

Термин довольно часто используется в законе о контрактной системе, изучим, его главные черты и где он встречается.

Как посчитать совокупный годовой объём закупок?

контракты, подписанные в прошлом году, в части оплаты, возникшей в нынешнем году

+

контракты, подписанные в нынешнем году и целиком подлежащие оплате в этом году

+

контракты, подписанные в нынешнем году на этот и последующие годы, в части финансовых обязательств текущего года.

Что не считают при расчёте СГОЗ?

СГОЗ состоит исключительно из платежей, которые заказчик тратит на осуществление процедур закупок товаров, работ, услуг.

Таким образом, в СГОЗ не входят:

  • расходы на заработную плату работников, командировочные и иные выплаты, предусмотренные нормативно-правовыми актами РФ;
  • уплата налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему;
  • возмещение вреда, причиненного заказчиком при осуществлении деятельности, не учитываются при расчете СГОЗ;
  • получаемые от приносящей доход деятельности и другие средства, которыми заказчик оплачивает договора по Закону № .

План-закупок, план-график

Нормами закона и функционалом Единой информационной системы в сфере закупок закреплено, что заказчик обязательно должен прописывать в формах СГОЗ, который в дальнейшем поможет при составлении отчётов, и других требуемых для работы расчётов.

Отчет по субъектам малого предпринимательства

Законодателем закреплён долг заказчика реализовывать закупки среди субъектов малого предпринимательства в количестве, превышающем пятнадцать процентов от СГОЗ. Но есть исключения. При расчёте объёма закупок у субъектов малого предпринимательства в СГОЗ не суммируются процедуры, проводимые по с ч.1 ст.93 44-ФЗ, для обеспечения обороноспособности и безопасности государства, услуг по предоставлению кредитов, работ в сферах атомной энергетики и процедуры, осуществляемые закрытым способом.

Таким образом, доля закупок у субъектов малого предпринимательства должна превышать пятнадцать процентов от суммы начальных (максимальных) цен всех конкурентных процедур (за редким исключением) осуществляемых заказчиком.

Контрактная служба

В случае если СГОЗ заказчика превышает 100 млн. рублей, он наделён правом создать контрактную службу. Указанная возможность не является обязанностью, поэтому создание указанного структурного подразделения является только всего лишь правом заказчика. Поэтому в случае СГОЗ превышающего 100 млн. рублей, заказчик вправе ограничиться назначением контрактного управляющего.

Запросы котировок

Статьёй 72 44-ФЗ установлена возможность проведения заказчиком закупок в форме запроса котировок. При этом сумма годового объема закупок в форме запросов котировок не должна превышать десять процентов от СГОЗ и составлять более чем 100 млн. рублей.

Закупка у единственного поставщика

Всеми любимые «прямые договора», или закупка до 100 тыс. рублей. Законодатель предусмотрительно дал такую возможность – закупать малыми объёмами без проведения процедур. Но при этом строго ограничил рамками – не более пяти процентов СГОЗ или не более 2 млн. рублей.

Таким образом, понятие совокупный годовой объём закупок, встречается в законе о контрактной системе не так уж и часто, но очень сильно влияет на деятельность заказчика.

Что учитывает понятие совокупного годового объема закупок (СГОЗ) по 44-ФЗ для расчета суммы закупок у СМП, СОНКО, что не учитывается, а также приведем пошаговую инструкцию для расчета объема закупок и калькулятор.

Что такое СГОЗ по 44-ФЗ

Понятие совокупного годового объема закупок (СГОЗ) дается в статье 3 Закона 44-ФЗ. Это объем средств, которые были выделены заказчику для проведения закупочных процедур, а также для оплаты контрактов, заключенных ранее. Объем средств утверждается в смете или плане хозяйственно-финансовой деятельности.

Расчет этого показателя необходим для формирования отчетности и соблюдения требований законодательства. Будьте внимательны: ошибка в вычислениях может привести к крайне негативным последствиям - повышенному вниманию ФАС, внеплановым проверкам и штрафам.

Методика вычисления была разработана после возросшего количества споров вокруг необходимости включения в этот объем стоимости долгосрочных контрактов, которые заключили в прошлом году, а оплачивать должны в настоящем.

Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь . Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:

Как посчитать СГОЗ по 44-ФЗ

Рассмотрим основные правила расчета СГОЗ по 44-ФЗ. В совокупном объеме учитываются:

  • стоимость контрактов, которые стороны подписали в прошлом году, но заказчик должен перевести оплату в этом;
  • общая цена контрактов, которые стороны подписали в этом году и обязательства по которым будут исполнены в нем же (небольшие по срокам контракты);
  • стоимость контрактов, которые были подписаны в этом году, но будут исполнены частично в следующем периоде (в СГОЗ вносится только та часть, которая будет оплачена в этом году).

При расчете не нужно учитывать зарплату сотрудников, их командировочные выплаты, средства, которые идут на уплату налогов и других обязательных сборов, средства на возмещение вреда, который заказчик причинил физлицам или контрагентам в ходе работы. В итоге совокупный годовой объем закупок формируется из сумм, которые выделены на оплату товаров, работу и услуг. Цифра идентична лимитам бюджетных обязательств.

Для чего это нужно?

Во-первых, для принятия решения о создании контрактной службы (если объем более 100 млн руб.) или назначении контрактного управляющего (при показателе менее 100 млн руб.) - об этом сказано в части 2 статьи 38 Закона о контрактной системе.
Во-вторых, определение необходимого объема закупок у малого бизнеса и социально значимых некоммерческих компаний. На них должно приходиться не менее 15% СГОЗ, если показатель меньше, заказчику грозит штраф.
В-третьих, для расчета объема товаров и услуг, закупаемых у едпоставщика. Малые закупки у едпоставщика можно проводить в объеме 5% от СГОЗ, не больше 50 млн руб.
В-четвертых, для расчета объема закупок путем запроса котировок. Этим способом можно проводить закупки в объеме не более 10% от СГОЗ на сумму до 10 млн руб..

Рассчитанный показатель заказчик должен включить в план-график. Для этого используются методические рекомендации Правительства РФ.

По Закону № 44-ФЗ, вы обязаны закупать 15 процентов от СГОЗ у СМП и СОНО. Отчет о закупках у малого бизнеса вы обязаны разместить до 1 апреля. Сейчас подходит срок очередного отчета. Проверьте по калькулятору, выбрали ли вы нужный минимальный объем - это займет несколько секунд.

Расчет СГОЗ для разных способов определения поставщика

Рассмотрим примеры для разных случаев. Возьмем закупки у едпоставщика. В первой части статьи 93 Закона о контрактной системе установлены следующие лимиты (используется один из них по выбору). Объем закупок у едпоставщика не должен превышать:

  • 2 млн руб. в год;
  • 5% от СГОЗ и не должен быть больше 50 млн руб. в год.

Пример. Допустим, СГОЗ госзаказчика составляет 3 млн руб. По закону, он может проводить у едпоставщика закупки на 150 тыс. руб. (5% от СГОЗ). Этой суммы недостаточно, поэтому выгоднее пользоваться вторым способом расчета лимитов - не более 2 млн руб. в год.

Рассмотрим также методику расчета СГОЗ для поставщиков, относящихся к СМП и СОНКО. У них нужно закупать на сумму не менее 15% от годового объема. Это можно делать двумя способами: установить ограничение на участие в процедуре только СМП и СОНКО или же обязать привлекать их в качестве субподрядчиков.

Правила здесь аналогичны. Рассчитаем объем закупок у СМП и СОНКО по данным из нашего примера. Если СГОЗ составляет 3 млн руб., у малых предприятий и социально-ориентированных НКО нужно закупить на сумму 450 тыс. руб.

Обратите внимание, что с 2019 года при расчете общего объема закупок учитываются процедуры с едпоставщиком, проведенные после несостоявшихся конкурсов, запросов котировок и запросов предложений в электронной форме.

Чтобы избежать штрафных санкций, правильно рассчитывайте СГОЗ и вовремя сдавайте отчетность.

Контракты заказчика:
1) в 2018 году на сумму 800 000 руб. Из них 500 000 руб. оплачены в 2018 году и 300 000 руб. перешли на 2019-й;
2) в 2019 году на сумму 900 000 руб. с полной оплатой в 2019 году;
3) в 2019 году на сумму 1 млн руб. с частичной оплатой в 2019 году (700 000 руб.). А 300 000 руб. заказчик оплатит в 2020 году.
СГОЗ в 2019 году составит 1,9 млн руб.: 300 000 руб. + 900 000 руб. + 700 000 руб.

Понятие «совокупный годовой объем закупок», что учитывается в СГОЗ, что делать, если совокупный годовой объем превышен, пять шагов расчета заказчиком «планового объема» закупок у СМП, СО НКО - читайте далее.

Из этой статьи вы узнаете:

  • понятие совокупного годового дохода;
  • что учитывается в совокупном годовом объеме закупок;
  • что делать, если совокупный объем закупок превышен;
  • расчет закупок у СМП и СО НКО;
  • пять шагов расчета заказчиком «планового объема» закупок у СМП, СО НКО.

С другой стороны, Минэкономразвития России в письме от 08.11.2013 № Д28и-2183 выразило свою позицию, согласно которой при расчете совокупного годового объема закупок в прошлые периоды заказчикам необходимо было все-таки ориентироваться на планы-графики, а не на объемы финансирования.

Однако Закон № 140-ФЗ урегулировал этот вопрос: в Законе о контрактной системе появилось (п. 16 ст. 3), а п. 1 ч. 3 ст. 112 Закона о контрактной системе был признан утратившим силу.

Таким образом, в соответствии с п. 16 ст. 3 Закона о контрактной системе совокупный годовой объем закупок (далее — СГОЗ) — это утвержденный на соответствующий финансовый год общий объем финансового обеспечения для осуществления заказчиком закупок в соответствии с Законом о контрактной системе, в т. ч. для оплаты контрактов, заключенных до начала указанного финансового года и подлежащих оплате в указанном финансовом году.

Для расчета совокупного годового объема закупок не имеет значения, в каком году был заключен контракт и в план-график какого года включена соответствующая закупка.

Что учитывается в совокупном годовом объеме закупок

Для полноценного понимания, разберем подробнее указанное в п. 16 ст. 3 Закона о контрактной системе определение.

Во-первых , в СГОЗ входят исключительно суммы, которые заказчик расходует на закупку товаров, работ, услуг. Следовательно, это суммы, которые заказчик расходует на:

  • оплату труда работников, командировочные и иные выплаты в соответствии с трудовыми договорами и законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов РФ и муниципальными правовыми актами;
  • уплату налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации;
  • возмещение вреда, причиненного заказчиком при осуществлении деятельности, не учитываются при расчете СГОЗ.

Во-вторых , в СГОЗ входят исключительно суммы для осуществления заказчиком закупок в соответствии с Законом о контрактной системе. В случае если заказчиком является бюджетное учреждение, которое на основании ч. 2 ст. 15 Закона о контрактной системе в разместило положение о закупке и в связи с этим часть средств (назовем эти средства внебюджетными) расходует в соответствии с Законом № 223-ФЗ, такой заказчик при расчете СГОЗ не учитывает внебюджетные средства, которые тратит по Закону № 223-ФЗ.

Это следует как из определения закупки, указанного в п. 3 ст. 3 Закона о контрактной системе, согласно которому закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд — совокупность действий , осуществляемых в установленном этим законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд, так и из определения СГОЗ, указанного в п. 16 ст. 3 Закона о контрактной системе.

В-третьих , в cовокупный годовой объем закупок включаются суммы, которые подлежат оплате в текущем году, независимо от даты заключения контракта.

Совокупный годовой объем закупок представляет собой сумму средств по:

  • контрактам, заключенным в предыдущих финансовых годах, в части, подлежащей оплате в текущем финансовом году;
  • контрактам, заключенным в текущем финансовом году и полностью исполняемым и подлежащим оплате в текущем финансовом году;
  • контрактам, заключенным в текущем финансовом году и исполняемым в текущем и последующих годах, в части, подлежащей оплате в текущем финансовом году.

Общие правила расчета СГОЗ, указанные выше, заказчик должен использовать при применении ч. 1, 2 ст. 38, ч. 2 ст. 72, пп. 4, 5 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе.

Расчет закупок у СМП и СО НКО

Для расчета СГОЗ с целью определения планового объема преференций СМП и СО НКО наряду с вышеуказанными пояснениями следует учитывать дополнительные правила.

Пять шагов расчета заказчиком «планового объема» (15%) закупок у СМП, СО НКО

  1. Рассчитать совокупный годовой объем закупок (СГОЗ) согласно п. 16 ст. 3 Закона о контрактной системе.
  2. Вычесть из СГОЗ суммы, предусмотренные на оплату товаров, работ, услуг, указанных в ч. 1.1 ст. 30 Закона о контрактной системе.
  3. Вычесть из СГОЗ суммы закупок, извещения об осуществлении которых были размещены до 1 января 2014 г. (ч. 30 ст. 112 Закона о контрактной системе).
  4. Рассчитать 15% от полученного по предыдущему пункту результата.
  5. Пересчитать полученный плановый объем (15%) в случае, если закупки среди СМП, СО НКО не состоялись.

Согласно ч. 1 ст. 30 Закона о контрактной системе заказчики обязаны осуществлять , рассчитанного с учетом ч. 1.1 ст. 30 и ч. 30 ст. 112 Закона о контрактной системе.

Согласно ч. 1.1 ст. 30 Закона о контрактной системе при определении объема закупок у СМП, СО НКО в расчет совокупного годового объема закупок не включаются закупки :

  • для обеспечения обороны страны и безопасности государства;
  • услуг по предоставлению кредитов;
  • у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе;
  • работ в области использования атомной энергии; при осуществлении которых применяются закрытые способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Чтобы определить поставщика, подрядчика или исполнителя, прежде всего необходимо запланировать электронные процедуры. Получить электронную подпись. Выбрать площадку, которая наилучшим образом подойдет вашей организации, и зарегистрироваться. Далее сформировать документацию и извещение, провести процедуры и определить поставщика и заключить контракт с учетом особенностей каждого из способов закупки.
Смотрите решения для каждого электронного способа: аукцион, конкурс, запрос котировок, запрос предложений.

Кроме того, согласно ч. 30 ст. 112 Закона о контрактной системе в расчет совокупного годового объема закупок не включаются закупки , извещения об осуществлении которых были размещены в ЕИС до дня вступления в силу Закона о контрактной системе (т. е. до 1 января 2014 г.).

Представляется, что под исключения, предусмотренные ч. 30 ст. 112 Закона о контрактной системе, подпадают также суммы контрактов , заключенных заказчиком с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с Законом № 94-ФЗ, несмотря на то что по этим закупкам извещения не размещались на Официальном сайте.

Пример

Совокупный годовой объем закупок заказчика (выделенные заказчику на соответствующий финансовый год лимиты на закупки товаров, работ, услуг) составляет 40 млн руб.

Из них закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе (по любым основаниям, в т. ч. коммунальные услуги (п. 8 ч. 1 ст. 93 Закона о КС), услуги монополистов (п. 1 ч. 1 ст. 93 Закона о КС), закупки малого объема до 100 тыс. руб. (п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона о КС) и т. д.) составляют 15 млн руб.

Закупки для обеспечения обороны страны и безопасности государства, закупки услуг по предоставлению кредитов, закупки работ в области использования атомной энергии, закупки, при осуществлении которых применяются закрытые способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), а также переходящие закупки, извещения о которых были размещены на Официальном сайте до 1 января 2014 г., отсутствуют.

Следовательно, совокупный годовой объем закупок, рассчитанный с учетом ч. 1.1 ст. 30 Закона о контрактной системе, составляет 25 млн руб. (40 — 15 = 25), а объем закупок у СМП, СО НКО — 3,75 млн руб. (15% от 25 млн руб.). Именно в объеме 3,75 млн руб. заказчик обязан осуществить поддержку СМП, СО НКО одним из способов, указанных в ч. 1 ст. 30 Закона о контрактной системе. Это так называемые плановые 15%.

Очевидно, если у заказчика в течение финансового года меняется объем финансирования, СГОЗ также будет «плавающим». Поэтому в течение года заказчику следует несколько раз пересчитывать СГОЗ , чтобы соблюсти ограничения, предусмотренные пп. 4, 5 ч. 1 ст. 93 и ч. 2 ст. 72 Закона о контрактной системе, правильно принять решение о необходимости создания контрактной службы , а также в объеме не менее предусмотренного ст. 30 Закона о контрактной системе поддержать СМП и СО НКО.

Ответы на самые интересные вопросы о закупках вы найдете в новом номере журнала «Госзаказ в вопросах и ответах»