Сквозь призму времени: как изменилась самая узнаваемая в мире девочка. Шарбат Гула – фотография этой девочки облетела весь мир, а она даже не знала, что так знаменита

24.12.2023

Заканчивался 1984 год. Афганистан вот уже пять лет раздирала гражданская война. Миллионы его жителей искали приюта в Пакистане. На границе, как грибы после дождя, вырастали палаточные лагеря для беженцев. В некоторых из них жили десятки тысяч человек. В тесноте и грязи, без водопровода и канализации, среди болезней и нищеты, на милости чужих людей.

Здесь же, на границе, постоянно переезжая с места на место, встречаясь со всеми сторонами в этой трагедии, работали двое репортеров National Geographic - журналист Дебра Денкер и фотограф Стив МакКарри. Лагерь Насир Баг не был главной точкой в их маршруте, просто одной из многих. Бродя среди моря палаток, они услышали детских смех в одной из них - и, конечно, не смогли пройти мимо.

Внутри оказалась импровизированная школа для девочек. Крыша «настоящей» школы - земляной хижины - обвалилась во время сильного дождя несколько месяцев назад. С тех пор пятерым учительницам и трем сотням учениц приходилось ютиться в одной большой палатке. МакКарри попросил разрешения сделать несколько снимков. «Я заметил девочку с удивительными глазами и сразу понял, что хочу сфотографировать именно ее», - вспоминал он.

Сперва она закрыла лицо, но учительница попросила опустить руки - чтобы мир смог ее увидеть и узнать ее историю. Девочка уронила ладони на колени и - с вызовом? страхом? гордостью? - посмотрела в объектив. «Ее шаль, задний план - все цвета удивительно гармонировали. Мне осталось лишь щелкнуть затвором». Пара кадров - и девочка с подружками убежали прочь. Дебра и Стив тоже отправились дальше. Никто из них не спросил ни имени, ни истории ученицы с яркими глазами. О ней в статье не будет ни слова - только фотография.

Лицо на обложку

Увидеть, что получилось на снимках, МакКарри смог только два месяца спустя, когда вернулся в Америку и проявил пленки. Чутье и опыт его не подвели - фотографии вышли необыкновенные. Но бильдредактор, который отбирал материал для публикации, наотрез отказался брать ту, на которой девочка смотрит прямо на зрителя. Слишком напряженным, слишком тревожащим показался ему этот взгляд. Стив же настаивал именно на этом снимке.

В итоге оба варианта решили отдать на суд главному редактору. Увидев их, тот вскочил на ноги со словами: «Это будет обложка следующего номера!». В руках у него был кадр, который выбрал МакКарри. В июне 1985-го журнал вышел с фотографией афганской девочки на первой полосе. Она же сопровождала статью Дебры Денкер.

«Пакистан перенасыщен беженцами, и сострадание местных жителей на исходе. Пакистанцы, открывшие свои границы во имя мусульманского гостеприимства и традиции «панах», предоставления убежища, теперь вынуждены столкнуться с самым большим числом беженцев в мире», - писала журналистка. 30 лет спустя, в 2015-м, это по-прежнему звучит слишком знакомо. Только место действия поменялось.

Война не меняется

Отвоевывая «Афганскую девочку» у бильдредактора, МакКарри не мог предположить, насколько оглушительным будет ее успех. Фотографию перепечатывали снова и снова, она появлялась на постерах, календарях, открытках. А Стива забрасывали письмами и звонками. «Не было ни дня… чтобы я не получил письма, электронки или звонка с вопросами о ней. Люди хотели послать ей деньги, хотели удочерить. Мужчины писали, что хотят найти ее и жениться на ней».

Но МакКарри ничего не знал о ней, не знал даже, жива ли она. В 90-е годы он предпринял несколько попыток отыскать девочку - но безуспешно. А потом было 11 сентября, и башни-близнецы, и очередная война в Афганистане, на этот раз с участием войск НАТО. Поток беженцев из многострадальной страны снова хлынул в Пакистан. В январе 2002-го Стив вместе с командой телеканала National Geographic вновь приехал в Насир Баг, чтобы попытаться найти свою героиню.

Они опрашивали беженцев, старожилов и часто слышали: «Да, я знаю ее», «Да, это моя жена». Но ни одну из женщин, с которыми их знакомили, МакКарри не узнал. Впрочем, даже увидеться с ними было не так-то просто. Большинство мусульманок этого региона с 12–13 лет соблюдают строжайшую пурду - носят покрывало-бурку, закрывающее все тело с головой, и не показываются другим мужчинам, кроме мужа, без его позволения. С супругом Шарбат Гулы, еще одной возможной «афганской девочки», договориться удалось. И когда она вошла в двери, Стив готов был поручиться, что это - та самая маленькая беженка, которую он фотографировал 18 лет назад.

Она очень изменилась. Время и трудная жизнь стерли ее молодость. Кожу избороздили морщины, лицо потеряло резкие черты. И только глаза остались прежними. Именно они и помогли достоверно установить, что Шарбат Гула и есть «афганская девочка». «НатГео» обратился к Джону Догману, профессору Кембриджского университета, который разработал алгоритм идентификации человека по радужке, и тот подтвердил личность Шарбат.

История жизни

Только через 18 лет после того, как фотография Стива МакКарри облетела планету, мир смог узнать историю, которая стояла за пронзительным взглядом серо-зеленых глаз. Шарбат было около шести, когда ее родители погибли во время авиаудара советских войск. Бабушка взяла оставшихся в живых детей и повела их через границу, в более безопасный Пакистан. Несколько недель они шли по заснеженным горам, пока наконец не оказались в лагере для беженцев.

Там Шарбат и ее родные провели много лет. Ей было примерно 12, когда она впервые увидела МакКарри. Еще через несколько лет она вышла замуж - там же, в лагере, за мужчину по имени Рахмат Гул. Не по большой любви - брак организовали ее родственники. В середине 90-х, когда ситуация в Афганистане стала спокойнее, она с семьей вернулась в родную деревню. Это была нелегкая жизнь - скорее, борьба за существование в бедном углу разоренной войной страны, без больниц, дорог, школ. Шарбат так никогда и не получила хоть какого-то образования, помимо уроков в лагере для беженцев.

В 2002 году, когда она во второй раз встретила Стива МакКарри, ее дочери Робине было 13. Заиде - 3, Алие - всего год. Четвертая малышка умерла еще в младенчестве. Ее муж работал пекарем в другом городе (в их деревне работы почти нет), получая меньше доллара в день. Почти весь заработок уходил на лечение детей и мужа. Но Шарбат не жаловалась - так, как она, живут миллионы людей в ее стране. И не просила денег. Единственное, чего она хотела, - купить старшей дочери швейную машинку, чтобы та освоила профессию швеи.

Стив сразу же выполнил эту просьбу, а команда National Geographic оплатила все необходимые медицинские процедуры, которые требовались ее семье. Кроме того, еще во время поисков Шарбат «НатГео» организовал благотворительный «Фонд афганских девушек» (в 2008-м переименованный в «Фонд афганских детей»), который помогает всем нуждающимся детям Афганистана. В 2004-м МакКарри основал собственную некоммерческую организацию, Imagine Asia, задача которой - дать образование и медицинскую помощь детям и молодежи Афганистана.

Афганская Мона Лиза

Почему именно эта фотография МакКарри получила такую известность - ведь за свою долгую карьеру он снял тысячи необыкновенных снимков? «Думаю, это комбинация нескольких факторов, - делится мыслями сам автор. - Во-первых, она очень красивая девочка. Во-вторых, в ее лице есть какая-то неопределенность, загадка. На нем страх, беспокойство, но в то же время сила духа, стойкость, уважение и гордость. Очевидно, что она бедна, но не теряет внутреннего достоинства».

Неопределенность всегда играла важную роль в искусстве - достаточно вспомнить таинственную улыбку Моны Лизы, с которой не раз сравнивали «Афганскую девочку». Но дело не только во взгляде, который можно понять по-разному. Для большинства жителей Запада Афганистан - это край земли, опасное, неизведанное место, где наверняка должны жить люди, совсем непохожие на нас. Но достаточно переодеть Шарбат - и ее невозможно будет отличить от европейки или американки.

И в этом - воплощение главной мысли, которую Стив МакКарри пытается подчеркнуть в своих фотографиях. Где бы мы ни жили, как бы ни одевались, во что бы ни верили, в нас куда больше общего, чем различного. Мы ищем отличие, но, присмотревшись, находим лишь единство.

28 июня 2011, 22:41

В июне 1985 года на обложке National Geographic была опубликована фотография неизвестной 13 летней девочки из Афганистана. Вот эта фотография: В комментариях было сказано, что фото сделано в лагере беженцев в Насир Баг (Nasir Bagh), Пакистан, куда девочка попала после гибели своих родных. Её семья пробиралась через горы в лагерь, но по дороге была замечена советскими вертолетами и попала под обстрел. Автор фото Стив Маккьюри (Steve McCurry). Отмечу, что National Geographic часто публикует фотографии с "историями", и его сотрудничество со Стивом Маккьюри и другими профессиональными фотографами-документалистами было не первым. Но именно в этот момент видимо что-то случилось во Вселенной.... Что-то дрогнуло, сдвинулось, завертелось... И вывело этот портрет на самое первое место... Фотография загадочной зеленоглазой красавицы с пронзительным взглядом вдруг стала объектом сумашеднего общественного внимания. Изображение тиражировалось, публиковалось и использовалось как только можно - на открытках, плакатах, футболках, в журналах и фотоальбомах, становилась постером, картинкой из пазлов, фотопринтом и т.д. Снимок размещали на своих обложках практически все крупные издания, даже журнал Times. В конце 90-х этот портрет был включен в престижный список 100 лучших фотографий по версии Национального географического общества США. Примерно в 2005 году вышел в свет Сборник избранных фотографий National Geographic, на его обложке также помещен этот снимок. Сам NG назвал его "the most recognized photograph", "самой узнаваемой фотографией" в истории журнала. В итоге афганская девочка стала своего рода современной Джокондой, чей образ на сегодня тоже растиражирован и известен абсолютно всем. Стива Маккьюри постоянно просили прокомментировать путешествие в Пакистан и фотографию девочки. Самое известное его высказывание: "Этот портрет для меня соединил душевные раны девочки, ее судьбу, вообще всю ситуацию при которой человек вынужден сняться с места и жить в лагере беженцев за сотни миль от своего дома …" Помимо этого, Стива постоянно спрашивали о дальнейшей судьбе, жизни, местонахождении девочки. И все эти годы он пытался опять её найти …. Он много раз возвращался в Афганистан и Пакистан для того, чтобы отыскать свою героиню, но следы ее затерялись. Наконец, с большим трудом, "знаменитость" нашлась – неподалеку от своей родной деревни рядом с пакистанской границей. И произошло это так …. В январе 2002 Национальное Географическое общество США организовало экспедицию по поиску "Афганской Джоконды". Группа вновь посетила Назир Баг, лагерь беженцев в Пакистане, где было сделано знаменитое фото в далеком 1984 году. Лагерь был фактически закрыт, женщин там давно не было. Примечательно, что несколько мужчин, увидевших фото 1984 года, потребовали эту девушку в жёны. Наконец, поиски увенчались успехом: через длинную цепочку родственников и знакомых было установлено, что изображенная на фото красавица живет сейчас в отдаленной провинции Афганистана Тора Бора с мужем и тремя дочерьми. Её вспомнил Алам Биби (Alam Bibi), который ребенком несколько дней провел в лагере беженцев в 1984 и видел эту девочку. Чтобы добраться до ее деревни, нужно 3 дня пути. Экспедиция отправилась туда и наконец, обнаружила зеленоглазую незнакомку. Её зовут Шарбат и так она выглядит на данный момент. Она не знает точно дня своего рождения, так как практически ребенком осталась сиротой. Она попала в лагерь беженцев после того, как ее отец, мать, три сестры и бабушка погибли. Ей около 30-ти … (напомню, она встретилась с экспедицией Географического общества в 2002-м). В конце 80-х она вышла замуж за Рамата Гула, в 1992-м они вернулись в Афганистан. У них три дочери - Робине 13 лет, Захиде 3 и Алие год, еще одна девочка умерла в младенчестве. Она так и не научилась читать, но умеет писать свое имя. Она ничего не знала о том, каким знаменитым стало ее лицо и как много написано статей о ее беспощадном взгляде. Она конечно помнила, как ее фотографировал белый человек. Больше она ни разу не фотографировалась. Примерно через год после этого она стала носить чадру…. (и если бы Стив Маккьюри попал в Пакистан годом позже, мир не увидел бы этих глаз …). Её жизнь проста. Шарбат поднимается перед восходом солнца и молится. Затем она набирает воды из ручья, умывается, готовит, стирает. Заботится о детях, они смысл ее жизни. Брат Шарбат сказал, что у неё не было ни одного счастливого дня в жизни, кроме, возможно, дня её свадьбы. Она помнит, что вышла замуж в 13. (Нет, поправляет муж, в 16.) Рахмат Гул, муж Шарбат, живёт в основном в Пешеване, там пекарня, в которой он работает и получает доллар в день. У Шарбат астма и она не может жить в городе долго, поэтому вместе с детьми они в основном живут в горах. Сейчас она принадлежит к пуштунам – самому воинственному афганскому племени, в свое время сформировавшему костяк движения Талибан. Стив Маккьюри опять её сфотографировал … Сначала ее в длинном женском одеянии – бурке, а затем попросил ее поднять чадру. Шарбат Гула с разрешения мужа подняла бурку и также сурово посмотрела в объектив своими зелеными глазами. А потом рассказала журналистам, что ей и ее семье при талибах жилось хорошо – лучше, чем под бомбежками. Что она хотела бы, чтобы ее дети научились читать. И что она выжила, потому что на то была воля Бога. "Русские сломали нам жизнь"– сказала Шарбат, и тут же добавила: "Теперь точно так же нам ломают жизнь американцы. Опять вторжение, опять война, опять кровь. Каждый раз, когда у страны появляется новый лидер, наши люди обретают надежду – и каждый раз обманываются в своих ожиданиях..." Когда Шарбат увидела свою знаменитую фотографию, она ей не понравилась. Женщина была недовольна, что её сняли в дырявой шали. И сказала, что она до сих пор помнит тот день, когда случайно прожгла в платке дырку над печкой. 9 марта 2003 года в эфире канала MSNBC был показан документальный фильм, целиком и полностью посвященный одной теме: поискам неизвестной афганской девушки, чье лицо давно уже стало символом этой страны на Западе. Но у американцев всё не так просто. Просто так публиковать полученные результаты они не будут, им всегда необходимо подтверждение. Чтобы избежать ошибок, на помощь были призваны учёные и даже специалисты ФБР, которые с помощью метода идентификации личности по радужной оболочке глаза – самого точного на сегодняшний день – подтвердили, что на знаменитом фото 1984-го действительно Шарбат Гула. Кажется, глядя на фотографии – всё понятно. К сожалению, слишком понятно … Тот же человек, та же женщина, но загнанная, потухшая, с недоверчивым взглядом. И как будто ей совсем не 30, а намного больше … Вот еще её фотографии Еще... На первой фотке - родной брат Шарбат, Кашар Кхан (Kashar Khan) уцелевший вместе с ней после бомбежки по пути в лагерь беженцев, на второй - её семья сегодня. Лицо Шарбат и сегодня продолжает жить своей собственной жизнью на страницах западных изданий. Сначала оно символизировало в глазах читателей ужасы советской интервенции, потом служило иллюстрацией к "трудной женской доле" во времена правления талибов, сейчас стало иконой американской контртеррористической операции... Меж тем, сегодняшняя жизнь самой известной женщины Афганистана чем-то похожа на тупик истории. Глухая деревушка, лежащая за пределами всех дорог. Время здесь остановилось 300 лет назад. Никаких школ, клиник, никакого водопровода: только горный ручей, пересыхающий летом, овцы, редкие деревья с грецким орехом – и тишина …

Шарбат Гула (пушту شربت ګله, в переводе «Цветочный шербет», родилась ок. 1972) - афганская женщина, ставшая известной благодаря фотографии, которая была сделана журналистом Стивом Маккарри во время Афганской войны, когда Гула жила на территории Пакистана в лагере беженцев. Фотография стала узнаваемой после того, как появилась на обложке журнала National Geographic в июне 1985 года. В то время Гуле было приблизительно двенадцать лет. До того, как личность Гулы была установлена в 2002 году, её называли просто «Афганской девочкой» (Afghan Girl). Фотографию иногда сравнивают с портретом Моны Лизы кисти Леонардо да Винчи и называют «Афганской Моной Лизой».

Афганка (пуштунка) по национальности, Гула осиротела во время советской бомбардировки Афганистана и в 1984 году была отправлена в лагерь беженцев в Пакистан. Её родная деревня была атакована советскими боевыми вертолётами в начале 1980-х годов. В результате атаки были убиты её родители, и она вместе со своими братьями, сёстрами и бабушкой была вынуждена перебраться в лагерь беженцев Насир-Баг на границе с Пакистаном. В конце 1980-х годов она вышла замуж за пекаря и вернулась в Афганистан в 1992 году. Сейчас у Гулы три дочери: Робина, Захида и Алия, четвёртая дочь умерла вскоре после рождения. Гула надеется, что её дети смогут получить образование, возможности закончить которое у самой Гулы никогда не было.

Собирая материал об афганско-советской войне, Стив Маккарри, фотограф National Geographic, и Дебра Денкер (англ. Debra Denker) проникли в Афганистан, а затем посетили лагеря беженцев, которых было очень много на афганско-пакистанской границе. Маккарри был твёрдо намерен отобразить положение афганских беженцев с женской точки зрения. Как-то утром, идя по лагерю Насир-Баг, Маккарри увидел шатёр, который использовался как начальная школа. Он подошёл к учительнице и попросил разрешения ненадолго остаться в шатре и сфотографировать нескольких из 15-20 присутствовавших учеников. Учительница согласилась; внимание Маккарри привлёк взгляд одной из девочек, и он спросил учительницу, кто эта девочка. Учительница рассказала, что девочка вместе с родственниками около двух недель добиралась до лагеря пешком через горы после того, как их деревня попала под вертолётный обстрел и многие из членов их семьи были убиты. Разумеется, девочке было очень трудно пережить эту ситуацию.

«Сессия» Маккарри, в течение которой была сделана фотография, продолжалась всего несколько минут. Только вернувшись в Вашингтон и занявшись проявкой плёнки, Маккарри понял, насколько фотография неординарна. «Это был один из тех невероятных, поразительных моментов в работе фотографа, когда всё складывается как нужно», - говорил он позже, в 2002 году.

Фоторедактор National Geographic не хотел использовать фотографию девочки, считая её слишком «тяжёлой», но в итоге уступил и поместил на обложку под названием «Афганская девочка», несмотря на то, что имя девочки не было известно. Фотография с изображением девочки с пронзительными глазами цвета морской волны, направленными прямо в объектив, стала символом афганского конфликта и проблемы беженцев по всему миру. Сама фотография была признана самой узнаваемой за всё время существования журнала. В 2002 году (через 17 лет после выхода того самого номера National Geographic), когда Гула была найдена, сам Маккарри сказал: «За последние 17 лет, по-моему, не было ни одного дня, чтобы я не получил какое-нибудь письмо, e-mail или телефонный звонок по поводу этой девочки. Одни хотели выслать ей денег, другие - удочерить её. Были и письма от мужчин, которые хотели найти её и жениться».

В январе 2002 года команда National Geographic во главе со Стивом Маккарри отправилась в Афганистан для того, чтобы найти девочку, изображённую на фотографии.

Наконец Гула была обнаружена командой National Geographic в отдалённой части Афганистана в возрасте около 30 лет (она сама не знала точно, сколько ей лет): она вернулась в родную страну в 1992 году. Маккарри узнал её сразу же, а позже её личность была подтверждена при помощи биометрии, показавшей полное соответствие радужной оболочки глаза изображению на фотографии. Гуле не составило труда вспомнить эту съёмку - за всё время её фотографировали всего три раза. Свой ставший знаменитым портрет она увидела лишь в январе 2003 года и, конечно, не знала, что фотография получила такое широкое распространение и вызвала такую бурную реакцию.

Гулу нашли в районе между городами Джелалабад (Афганистан) и Пешавар (Пакистан; оба города находятся недалеко от афганистанско-пакистанской границы). Её точное место жительства ни Маккарри, ни National Geographic не стали разглашать по просьбе Гулы и её мужа.

Более свежие фотографии с её участием были сделаны для апрельского выпуска National Geographic 2002 года в статье о её жизни, причём Гула, придерживающаяся строгих правил, спросила у мужа разрешения поднять хиджаб, чтобы её сфотографировали снова. Также она снялась в документальном фильме под названием «В поисках Афганской девочки», показанном в марте 2002 года. Во время поисков National Geographic создал благотворительное общество «Фонд афганских девушек», призванное помочь девушкам получить образование. В 2008 году было решено переименовать общество в «Фонд афганских детей» для помощи всем нуждающимся детям Афганистана.

Фото 1984г Фото 2002г.

Стив Маккари - это легенда мировой репортажной фотографии.Широкая общественность признала его одним из лучших современных фотографов, он обладатель многочисленных наград. Человек умеющий запечатлеть радость и горе, борьбу и победу.

После окончания коледжа, где он учился на архитектурном факультете, гражданин США Стив Маккэри два года работал в местной Пенсильванской газете, а затем уехал в Индию чтобы попытать счастья в роли свободного художника. Именно там, в Индии, он научился ожиданию и созерцанию жизни. Сам он описал это так "Если подождать, то люди забывают о камере и на поверхность выплывает душа".

Steve McCurry

Его карьера, по сути, началась в тот момент, когда он, замаскировавшись под местного жителя, пересёк пакистанскую границу и попал в подконтрольный повстанцам район Афганистана, как раз перед самым вводом туда советских войск. Когда он вернулся оттуда с несколькими катушками плёнки вшитыми под подкладку одежды, снимки, которые он принёс с собой облетели мир. Стив был первым человеком, показавшим, как выглядит этот, так называемый конфликт. Эти снимки принесли ему Золотую Медаль Роберта Капы за заграничный фоторепортаж, награда, которую присуждают за мужество проявленное фотографами во время поиска материала, а так же многие другие награды.

После этого Стив продолжал работать в местах гражданских и межнациональных конфликтов.

В списке стран: Ирак, Йемен, Камбоджия, Бейрут, Филлипины, Балканы и Афганистан, где он работает и сейчас.

Фотографии Стива Маккэри печатались во всех крупных журналах мира, однако пиком его мастерсва считается фотография афганской девочки-беженки, которая теперь признана одной из самых узнаваемых фотографий в мире, первым её напечатал журнал National Geographic. Фотография вошла в топ сто лучших снимков когда либо напечатанных в этом журнале.


Afghan Girl. Sharbat Gula

17 лет назад пуштунская девушка по имени Шарбат Гула, сама того не зная, стала очень знаменитой - ее лицо появилось на обложке американского фотожурнала National Geographic. Особенно выделялись ее глаза - необычно светлые с большими темными зрачками. Колорит добавляла красная шаль на плечах.

С тех пор эта фотография публиковалась бессчетное число раз - на открытках и плакатах, в журналах и фотоальбомах. Пару лет назад вышел сборник избранных фотографий National Geographic, на обложке которого вновь изображена Шарбат Гула.

И вот, 17 лет спустя, репортеры журнала отыскали Шарбат Гула в Афганистане. В 1984 ей было 13 лет, сейчас, стало быть, около 30.

Фотограф Стив Маккари заметил 13-летнюю Шарбат в лагере беженцев в Насир Баге, в Пакистане. Туда она попала вместе с родственниками после того, как ее отец и мать погибли во время вторжения советских войск. "Этот портрет для меня суммировал ее душевные раны, ее судьбу, вообще всю ситуацию при которой человек вынужден сняться с места и жить в лагере беженцев за сотни миль от своего дома", - рассказывает Маккари.

Все эти годы фотографу постоянно задавали вопросы о судьбе девушки, и за последние годы он, в попытках отыскать Шарбат Гулу, возвращался в Афганистан 10 раз. Наконец, он её нашел - неподалеку от своей родной деревни рядом с пакистанской границей. Чтобы избежать ошибок сотрудники журнала прибегли к разработанной ФБР технологии сканирования зрачка, который у каждого человека уникален.

Шарбат Гула вышла замуж вскоре после того, как Маккари сфотографировал ее в Пакистане, и родила четырех детей, один из которых умер во младенчестве. Наконец-то она увидела свою фотографию, но снимок ей не понравился. "Она была недовольна тем, что ее сняли в дырявой шали, - рассказывает один из управляющих National Geographic Дон Халькомбе. - Она до сих пор помнит тот день, когда случайно прожгла дырку над печкой".

Попади Маккари в Пакистан годом позже, мир вряд ли увидел бы эту фотографию - в 1985-ом Гула начала носить чадру.

Спустя столько лет Маккари сфотографировал ее вновь в длинном женском одеянии - бурке, а затем попросил ее поднять чадру. Глаза узнаются сразу!

Шарбат Гула со своей семьей.

Шарбат Гула, лицом которой вот уже более 30 лет восхищается весь мир, впервые рассказала печальную историю своей жизни.

Лицо с обложки

Ее имя с пушту переводится как «цветочный шербет», но в жизни Шарбат было слишком мало радости и счастья, хотя, казалось бы, все это она должна была получить вместе с всемирной известностью, которую принесла ей культовая фотография, опубликованная на обложке National Geographic в 1985 году.

Безымянное лицо, увековеченное фотографом Стивом МакКарри и подписанное просто «Афганская девочка», вмиг облетело весь мир, став самым узнаваемым за всю историю журнала.

«О чём думает эта девочка? Чувствует ли она страх, злость, растерянность; возможно, её мучат внутренние противоречия, или она так демонстрирует свою красоту? Рассматривая фотографию, можно каждый раз обнаруживать что-то новое для себя. Чтобы оставаться в памяти, фотография, как и картина, должна нести такую неоднозначность» - с легкой руки Дэвида Шонауэра, бывшего главного редактора журнала American Photo, сравнившего фотографию неизвестной девочки с портретом Джоконды, ее стали называть «Афганской Мона Лизой».

Сквозь призму времени

Шарбат была еще ребенком, когда потеряла родителей во время афганской войны. «Мы с семьей жили в уезде Кот восточной провинции Нангархар, когда в 1979 году в Афганистан вошли советские войска. Было очень много разрушений», - вспоминает Шарбат…

Ее мать умерла, когда ей было восемь лет. Как и тысячи афганцев, семья Шарбат, спасаясь от непрекращающихся бомбежек, пошла по заснеженным горам, через границу, в более безопасный Пакистан. Здесь, на окраине Пешавара, они нашли приют в лагере для беженцев…

Ей было около 13-ти, когда двое репортеров National Geographic - журналист Дебра Денкер и фотограф Стив МакКарри, бродя среди моря палаток, зашли в одну, услышав там детских смех.

«Я заметил девочку с удивительными глазами и сразу понял, что хочу сфотографировать именно ее», - вспоминал позже МакКарри.

«Та фотография принесла мне в прошлом больше огорчения, чем счастья. Она сделала меня знаменитой, но она же стала причиной моего ареста», - рассказывает Шарбат Гула спустя 30 лет.

В октябре прошлого года Шарбат Гула была арестована в Пакистане по обвинению в незаконном проживании и использовании фальшивых документов. Ее держали под стражей 15 дней, в течение которых она со страхом ждала суда и приговора, по которому ей грозило до 14 лет тюрьмы.

Освобождению Шарбат в немалой степени способствовало заявление фотографа Стива МакКарри, который с большим трудом нашел ее в 2002 году - спустя 17 лет после того, как портрет с обложки обессмертил и своего автора, и героиню.

«Да, это я»

Сама Шарбат не имела ни малейшего представления о том, что ее лицом восхищается весь мир: «Мой брат показал мне ту фотографию, и я сказала: «Да, это я». Я была очень удивлена, - с детства не любила фотографироваться».

Шарбат так ни разу не попросила денег в качестве гонорара за свою фотографию…

«Она и так страдала всю свою жизнь, а этот арест является вопиющим нарушением ее прав человека», - написал 66-летний МакКарри в своем Instagram.

«Нам было хорошо там, у нас были прекрасные соседи, мы жили среди своих же пуштунов», - вспоминает Шарбат Гула в своем первом интервью, передает BBC Türkçe.

Когда ее арестовывали, она сказала полиции, что была вынуждена пользоваться фальшивым удостоверением личности – «только для того чтобы иметь возможность воспитывать своих детей и продать дом».

Все 15 дней заключения она провела в тюремной больнице, где лечилась от гепатита: «Это было самое сложное и худшее событие в моей жизни».

Она говорит, что, несмотря на все что случилось, в конечном итоге пакистанские власти предложили им остаться в стране: «Но я сказала, что вернусь на родину. 35 лет вы позволяли мне оставаться здесь, а в конце получилось так, как получилось. Этого достаточно»

«Я хотела бы только иногда возвращаться в Пешавар для того, чтобы помолиться на могиле мужа и дочери. Они похоронены во дворе дома, где мы жили».

Ее муж, Рахмат Гуль, умер около пяти лет назад от гепатита, эта же страшная болезнь забрала у нее старшую дочь, которая, умирая, оставила бабушке двухмесячную внучку.

Новая жизнь

Сейчас Шарбат 44 года. После 35-ти лет вынужденной жизни на чужбине, она вернулась на родину, в Афганистан.

Здесь ее встретили как героиню – глава Афганистана Мохаммад Ашраф Гани встретился с ней в президентском дворце и вручил ключи от новой квартиры.

Позже с Шарбат встретился бывший президент страны Хамид Карзай: «Они очень уважительно, тепло приветствовали меня. Я благодарна им».

Она говорит, что не может вернуться в родную деревню, потому что сейчас там засели боевики ИГИЛ (запрещенной в РФ - прим. ред.).

«Вся наша жизнь была борьбой с трудностями – то с одной, то с другой, - говорит Шарбат. – Я мечтаю спокойно жить в своей стране, дать достойное образование детям, видеть, что они счастливы».

Сегодня Шарбат Гула живет в Кабуле со своим пятилетним сыном и тремя дочерьми. Ни один из ее детей не унаследовал необыкновенные глаза матери. Сама она говорит, что такой цвет глаз достался ей от бабушки.

В числе ее главных планов на будущее - благотворительная деятельность.

Повидав за свою жизнь немало горя, теперь Шарбат хочет помогать детям, которых, как и ее когда-то, беспощадная война оставила без родителей:

«Сначала мне была не по душе та известность, то внимание, которое мне принесла моя фотография. Но теперь, после всего, что я пережила, я поняла, что могу помогать многим людям. Я хотела бы открыть благотворительный фонд или больницу для бедных, вдов и сирот, - чтобы они могли там бесплатно лечиться. Это честь для меня, я счастлива и очень этим горжусь. Единственное, о чем я сейчас молю Бога – это мира для моей страны».