Что такое малое предприятие? Для многих главным критерием отнесения фирмы к категории малого бизнеса является численность персонала до 15 человек.
Однако это не всегда так: в такой организации может работать и гораздо больше сотрудников. Давайте подробнее разберемся с этим понятием.
Отнесение компании к подобной категории регулируется законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» №209ФЗ (далее по тексту – закон №209-ФЗ). В частности, в его ст. 4 указано, что малыми могут быть только зарегистрированные в установленном порядке:
Кроме того, должны одновременно соблюдаться следующие условия:
Дополнительно к вышеозначенным критериям хозяйственные партнерства и общества должны отвечать еще хотя бы одному из следующих условий, в частности:
Иные дополнительные критерии отнесения указанных обществ и партнерств к малым компаниям изложены в п. 1.1 ст. 4 закона №209-ФЗ.
Прежде всего, она заключена в численности работников:
Кроме того, существенное различие установлено и в уровне дохода, который определяется суммировано по всем видам деятельности фирмы, ее налоговым системам, но без НДС и на основании только налогового российского законодательства:
Исходя из этих показателей, соответствие которым должно быть одновременным или с учетом положений закона №209-ФЗ, допускающего возможность использования только одного из условий, устанавливается:
Для компаний малого бизнеса предусмотрена государственная поддержка:
У таких предприятий есть большие преимущества в сфере налогообложения и ведения бухучета. Им предоставляется государственная поддержка при реализации ими лизинговых программ и т. д.
Также достоинством является и относительно небольшая численность персонала, структура и форма управления, которые:
Однако есть и свои недостатки, в частности:
Представители малого бизнеса имеют множество преимуществ в плане ведения и организации учетного процесса:
Что касается предпринимателей, то они могут ограничить свой учет только оформлением и иных показателей. Кроме того, они могут не устанавливать лимит в кассе и не оформлять кассовые документы.
В отличие от крупных и даже средних организаций малые компании могут выбирать между и применением спецрежимов, которые имеют свои ограничения по объему выручки, численности, остаточной стоимости активов и видам деятельности .
Самое главное в этом случае – четкий контроль этих ограничений, чтобы предприятие не потеряло право на льготный режим.
Каких-то отдельных льгот в налоговой сфере нет. Если только данные льготы не будут предусмотрены региональным или местным законодательством по налогам, вносимым соответственно в региональный или местный бюджет.
Однако есть налоговые льготы, которые обозначены для результатов или видов деятельности, например:
Иными словами, наличие льгот необходимо уточнять в положениях налогового законодательства. А что касается выбора системы налогообложения, то наиболее приемлемыми считаются:
О всех вариантах и нюансах выбора системы обложения налогами вы можете узнать из следующего видео:
Только когда этого напрямую требует закон. Например, для сдачи бухгалтерской и налоговой отчетности такого подтверждения не нужно, поскольку в налоговой структуре сразу видят объем выручки и численность сотрудников предприятия.
А вот для участия в конкурсе или открытом аукционе потребуется подтверждение статуса малого бизнеса. Для этого компания отражает в заявке на участие свое соответствие необходимым критериям.
Критерии, по которым коммерческую структуру причисляют к субъектам МСП, прописаны в 209-ФЗ. Согласно тексту нормативного акта, малыми признаются ИП, фирмы, крестьянские и фермерские хозяйства, отвечающие следующей совокупности требований:
Чтобы сохранять принадлежность к субъектам МСП, фирме или предпринимателю нужно отвечать перечисленным критериям постоянно. Их несоблюдение влечет исключение из Реестра с автоматической отменой положенных ранее льгот.
В 2018 году был принят 408-ФЗ, предусматривающий необходимость формирования Единого реестра субъектов МСП к середине 2016 года.
Ведение реестра – прямая обязанность ФНС. Внесение хозяйствующих субъектов в списки и их исключение осуществляется на основе следующих сведений:
Информация о бизнес-субъектах, включенных в Реестр, находится в открытом доступе, поэтому коммерческие структуры могут мониторить происходящие изменения.
В общем случае организации и коммерсанты-частники попадают в Реестр автоматически по инициативе налоговых структур. Чтобы быть причисленными к категории «МСП», им нет необходимости подавать заявления, направлять в ФНС пакет документов.
С 2016 года критерии отнесения компаний и частных коммерсантов к категории «МСП» видоизменились по сравнению с прошлыми периодами. Власти приняли два существенных нововведения:
Измененные критерии применяются по отношению к вновь созданным коммерческим структурам, малым предприятиям, численность работников которых и размер выручки превышали нормативы на протяжении трех лет. Это означает, что бизнес-субъекты, не соответствующие актуальным требованиям «выпадут» из Реестра к 2019 году.
В зоне риска хозяйствующие субъекты, игнорирующие обязанность по представлению в ФНС отчетности, раскрывающей уровень дохода и численность персонала. Помимо налоговой и административной ответственности имеется дополнительная опасность – шанс быть исключенными из Реестра автоматически с одновременной отменой причитающихся льгот.
Численность малых предприятий – не единственный критерий, по которому фискальные службы относят хозяйствующий субъект к категории «МСП». Существуют следующие причины, по которым коммерческая структура становится крупной:
Статус малого предприятия – выгодный «бонус» для бизнеса. Законодательство представляет таким хозяйствующим субъектам множество льгот, недоступных для крупных предприятий: возможность перейти на специальные налоговые режимы, получать субсидии от федеральных и региональных властей, участвовать в государственных программах и инициативах. Для них предусмотрены особые требования к лимиту наличности в кассе, сокращено время выездных налоговых проверок и т.д.
Чтобы пользоваться региональными и федеральными льготами, компаниям и ИП нужно следить за соответствием собственных показателей критериям, названным в 209-ФЗ. Если они будут нарушаться, налоговики исключат коммерческую структуру из Реестра, что означает автоматическую отмену существовавших ранее преференций.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .
– это юридические лица и индивидуальные предприниматели, отнесенные в соответствии с условиями, установленными Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ “О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации” (далее – Закон № 209-ФЗ), к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям.
Для отнесения к субъектам малого или среднего предпринимательства:
Должны выполняться условия:
Категория субъекта малого или среднего предпринимательства изменяется, если в течение трех календарных лет, следующих один за другим, фактические показатели среднесписочной численности, дохода и т. д. оказываются выше или ниже предельных значений (ч. 4 ст. 4 Закона № 209-ФЗ).
Субъекты малого и среднего предпринимательства имеют право на государственную поддержку. С 2016 года статус и категория организации или предпринимателя определяется при формировании Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства.
Реестр формирует ФНС России – ежегодно, 10 августа текущего календарного года. При формировании Единого реестра учитываются имеющиеся у налоговых инспекций сведения, представленные экономическими субъектами не позднее 1 июля текущего календарного года, о:
По общему правилу для средних предприятий среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год может составлять от 101 до 250 человек (подп. “б” п. 2 ч. 1.1 ст. 4 Закона № 209-ФЗ).
Однако с 06.08.2017 вводится особое правило для акционерных обществ, обществ с ограниченной ответственностью и хозяйственных партнерств, основной вид деятельности которых по ОКВЭД – деятельность в сфере легкой промышленности (в рамках класса 13 “Производство текстильных изделий”, класса 14 “Производство одежды”, класса 15 “Производство кожи и изделий из кожи” раздела С “Обрабатывающие производства” Общероссийского классификатора видов экономической деятельности ОК 029-2014, утвержденного приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст).
Если у таких экономических субъектов среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год превысила предельное значение, и при этом доля доходов от деятельности в сфере легкой промышленности по итогам предыдущего года – не менее 70 процентов в общей сумме доходов, то Правительство РФ сможет установить для них более высокое значение среднесписочной численности работников (п. 2.1 ч. 1.1, ч. 3 ст. 4 Закона № 209-ФЗ).
Перечень таких акционерных обществ, обществ с ограниченной ответственностью и хозяйственных партнерств ФНС России будет получать ежегодно в срок до 5 июля – по состоянию на 1 июля текущего года (п. 5 ч. 6 ст. 4.1 Закона № 209-ФЗ).
Значение по численности работников, установленное Правительством РФ, будет учитываться при:
1. К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации и соответствующие условиям, установленным частью 1.1 настоящей статьи, хозяйственные общества, хозяйственные товарищества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели.
1.1. В целях отнесения хозяйственных обществ, хозяйственных товариществ, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей к субъектам малого и среднего предпринимательства должны выполняться следующие условия:
(см. текст в предыдущей редакции)
1) для хозяйственных обществ, хозяйственных товариществ, хозяйственных партнерств должно быть выполнено хотя бы одно из следующих требований:
(см. текст в предыдущей редакции)
А) участники хозяйственного общества либо хозяйственного товарищества - Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, общественные или религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды (за исключением инвестиционных фондов) владеют суммарно не более чем двадцатью пятью процентами долей в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью либо складочном капитале хозяйственного товарищества или не более чем двадцатью пятью процентами голосующих акций акционерного общества, а участники хозяйственного общества либо хозяйственного товарищества - иностранные юридические лица и (или) юридические лица, не являющиеся субъектами малого и среднего предпринимательства, владеют суммарно не более чем сорока девятью процентами долей в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью либо складочном капитале хозяйственного товарищества или не более чем сорока девятью процентами голосующих акций акционерного общества. Предусмотренное настоящим подпунктом ограничение в отношении суммарной доли участия иностранных юридических лиц и (или) юридических лиц, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, не распространяется:
На участников хозяйственных обществ - иностранных юридических лиц, у которых доход, полученный от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, не превышает предельного значения, установленного Правительством Российской Федерации для средних предприятий в соответствии с пунктом 3 настоящей части, и среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год не превышает предельного значения, указанного в подпункте "б" пункта 2 настоящей части (за исключением иностранных юридических лиц, государство постоянного местонахождения которых включено в утверждаемый в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны);
(см. текст в предыдущей редакции)
Б) акции акционерного общества, обращающиеся на организованном рынке ценных бумаг, отнесены к акциям высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
в) деятельность хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) соответственно таких хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств - бюджетным, автономным научным учреждениям либо являющимся бюджетными учреждениями, автономными учреждениями образовательным организациям высшего образования;
г) хозяйственные общества, хозяйственные партнерства получили статус участника проекта в соответствии с Федеральным законом от 28 сентября 2010 года N 244-ФЗ "Об инновационном центре "Сколково";
Д) учредителями (участниками) хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств являются юридические лица, включенные в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень юридических лиц, предоставляющих государственную поддержку инновационной деятельности в формах, установленных Федеральным законом от 23 августа 1996 года N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике". Юридические лица включаются в данный перечень в порядке , установленном Правительством Российской Федерации, при условии соответствия одному из следующих критериев:
юридические лица являются публичными акционерными обществами, не менее пятидесяти процентов акций которых находится в собственности Российской Федерации, или хозяйственными обществами, в которых данные публичные акционерные общества имеют право прямо и (или) косвенно распоряжаться более чем пятьюдесятью процентами голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставные капиталы таких хозяйственных обществ, либо имеют возможность назначать единоличный исполнительный орган и (или) более половины состава коллегиального исполнительного органа, а также возможность определять избрание более половины состава совета директоров (наблюдательного совета);
юридические лица являются государственными корпорациями, учрежденными в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях";
юридические лица созданы в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 211-ФЗ "О реорганизации Российской корпорации нанотехнологий";
(см. текст в предыдущей редакции)
2) среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год хозяйственных обществ, хозяйственных товариществ, хозяйственных партнерств, соответствующих одному из требований, указанных в пункте 1 настоящей части, производственных кооперативов, потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств, индивидуальных предпринимателей не должна превышать следующие предельные значения среднесписочной численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:
(см. текст в предыдущей редакции)
А) до ста человек для малых предприятий (среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до пятнадцати человек);
(см. текст в предыдущей редакции)
Б) от ста одного до двухсот пятидесяти человек для средних предприятий, если иное предельное значение среднесписочной численности работников для средних предприятий не установлено в соответствии с пунктом 2.1 настоящей части;
(см. текст в предыдущей редакции)
2.1) Правительство Российской Федерации вправе установить предельное значение среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год свыше установленного подпунктом "б" пункта 2 настоящей части для средних предприятий - хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств, соответствующих одному из требований, указанных в пункте 1 настоящей части, которые осуществляют в качестве основного вида деятельности предпринимательскую деятельность в сфере легкой промышленности (в рамках класса 13 "Производство текстильных изделий", класса 14 "Производство одежды", класса 15 "Производство кожи и изделий из кожи" раздела С "Обрабатывающие производства" Общероссийского классификатора видов экономической деятельности) и среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превысила предельное значение, установленное подпунктом "б" пункта 2 настоящей части. Соответствующий вид предпринимательской деятельности, предусмотренный настоящим пунктом, признается основным при условии, что доля доходов от осуществления такого вида деятельности по итогам предыдущего календарного года составляет не менее 70 процентов в общей сумме доходов юридического лица;
3) доход хозяйственных обществ, хозяйственных товариществ, хозяйственных партнерств, соответствующих одному из требований, указанных в пункте 1 настоящей части, производственных кооперативов, потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей, полученный от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, который определяется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, суммируется по всем осуществляемым видам деятельности и применяется по всем налоговым режимам, не должен превышать предельные значения , установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.
(см. текст в предыдущей редакции)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Категория субъекта малого или среднего предпринимательства определяется в соответствии с наибольшим по значению условием, установленным пунктами 2 , 2.1 и 3 части 1.1 настоящей статьи, если иное не установлено настоящей частью. Категория субъекта малого или среднего предпринимательства для индивидуальных предпринимателей, не привлекавших для осуществления предпринимательской деятельности в предшествующем календарном году наемных работников, определяется в зависимости от величины полученного дохода в соответствии с пунктом 3 части 1.1 настоящей статьи. Общества с ограниченной ответственностью, акционерные общества с единственным акционером и хозяйственные товарищества, соответствующие условиям, указанным в подпункте "а" пункта 1 части 1.1 настоящей статьи (за исключением условий, установленных абзацами вторым и третьим указанного подпункта), хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства, которые были созданы в период с 1 августа текущего календарного года по 31 июля года, следующего за текущим календарным годом (далее - вновь созданные юридические лица), зарегистрированные в указанный период индивидуальные предприниматели (далее - вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели), а также индивидуальные предприниматели, применяющие только патентную систему налогообложения, относятся к микропредприятиям. Категория субъекта малого или среднего предпринимательства для указанных в
Таблица 3.1 Среднесписочная численность занятых на МП по федеральным округам Российской Федерации в январе-марте 2009 г.
Федеральные округа |
Среднесписочная численность работников МП1 |
Доля занятых на МП в общей среднесписочной численности занятых |
|||
в % к январю-марту 2008 г. |
Изменение относительно января-марта 2008 г., п.п. |
||||
Центральный |
|||||
Северо-Западный |
|||||
Приволжский |
|||||
Уральский |
|||||
Сибирский |
|||||
Дальневосточный |
1 без внешних совместителей и работающих по договорам гражданско-правового характера
По итогам января-марта 2009 г. среднесписочная численность занятых на МП (без учета внешних совместителей и работающих по договорам гражданско-правового характера) в целом по стране сократилась на 5,4% и составила 5 741,7 тыс. чел.
В январе-марте 2009 г. по сравнению с январем-мартом 2008 г. малые предприятия обеспечили на 327,6 тыс. меньше постоянных рабочих мест. При этом удельный вес работников МП в общей среднесписочной численности занятых составил 12,0%, сократившись на 0,3 п.п. по сравнению с показателем за аналогичный период 2008 г.
Сокращение среднесписочной численности занятых на МП в целом по стране сопровождалось сокращением показателя в ряде федеральных округов. Наибольшее сокращение среднесписочной численности занятых на МП произошло в Северо-Западном и Южном федеральных округах - на 17,8% и 16,8% соответственно. В то же время в отдельных федеральных округах был зафиксирован рост показателя. В Дальневосточном ФО среднесписочная численность работников на малых предприятиях выросла на 17,1%, в Уральском ФО - на 11,5%, в Центральном ФО - на 7,7%.
Таблица 3.2 Изменение среднесписочной численности занятых на МП по регионам в январе-марте 2009 г. по сравнению с январем-мартом 2008 г.
В январе-марте 2009 г. прирост среднесписочной численности занятых на МП отмечается в 34 регионах.
Максимальное увеличение показателя было отмечено в Хабаровском крае (в 2,3 раза) и Чукотском АО (в 2,0 раза). Сильное увеличение среднесписочной численности занятых на МП зафиксировано также во Владимирской области (на 40,7%), Ханты-Мансийском АО (на 36,8%) и Республике Карелия (на 33,2%).
Наибольшее сокращение показателя произошло в Волгоградской области (на 49,4%). Сильное сокращение показателя также отмечено в таких регионах, как Алтайский край (на 45,8%), Республика Северная Осетия-Алания (на 45,1%), Курская (на 37,7%), Ленинградская (на 32,6%) и Магаданская (на 32,6%) области.