Сторонники протекционизма утверждают что введение торговых барьеров. Сущность политики протекционизма и фритредерства

24.01.2024

Взгляды сторонников протекционизма и аргументы в его защиту

Протекционизм рассматривается как политика, стимулирующая экономический рост в целом, а также промышленный рост и рост благосостояния страны, проводящей такую политику. Теория протекционизма утверждает, что наибольший эффект достигается: 1) при единообразии применения импортных и экспортных пошлин, субсидий и налогов по отношению ко всем субъектам, без каких-либо исключений; 2) при повышении размеров пошлин и субсидий по мере увеличения глубины переработки и при полной отмене пошлин на импортируемое сырье; 3) при сплошном обложении импортными пошлинами всех товаров и изделий, либо уже производимых в стране, либо тех, производство которых в принципе имеет смысл развивать (как правило, в размере не менее 25-30%, но и не на уровне, который является запретительным для любого конкурирующего импорта); 4) при отказе от таможенного обложения импорта товаров, производство которых невозможно или нецелесообразно (например, бананов на севере Европы) .

Сторонники протекционизма утверждают, что страны Европы и Северной Америки смогли провести свою индустриализацию в XVIII-XIX вв. в основном благодаря протекционистской политике . Они указывают, что все периоды бурного промышленного роста этих стран совпадали с периодами протекционизма, включая новый рывок в экономическом развитии, произошедший в странах Запада в середине XX в. (создание "государства всеобщего благоденствия") . Кроме того, они утверждают, подобно меркантилистам XVII-XVIII вв., что протекционизм способствует более высокой рождаемости и более быстрому естественному росту населения.

Критики протекционизма обычно указывают на то, что таможенные пошлины повышают стоимость импортных товаров внутри страны, от чего могут пострадать потребители. Кроме того, важным аргументом против протекционизма является угроза монополизации: защита от внешней конкуренции может помочь монополистам установить полный контроль над внутренним рынком. Примером может служить быстрая монополизация промышленности в Германии и России в конце XIX - начале XX вв., произошедшая в условиях проведения ими протекционистской политики.

Некоторые экономисты пытаются выработать нейтральный взгляд на протекционизм/фритредерство, рассматривая их влияние на рост национального благосостояния через анализ выигрышей и потерь. По их мнению, выгода от применения экспортных и импортных пошлин может быть противопоставлена производственным и потребительским потерям, возникающим от искажения мотивов поведения как производителей, так и потребителей. Однако возможен и такой случай, когда выгода от улучшения условий торговли после введения внешнеторговых налогов превышает потери от нее. Главная предпосылка улучшения условий торговли от введения пошлины – наличие у страны рыночной власти, т.е. способности одного или группы продавцов (покупателей) в стране влиять на цены экспорта и/или цены импорта

Структурные сдвиги, происходящие в экономике стран под влиянием научно-технической революции, специализация и кооперирование промышленного производства усиливают взаимодействие национальных хозяйств. Это способствует активизации международной торговли. Международная торговля, опосредующая движение всех межстрановых товарных потоков, растет быстрее производства. Согласно исследованиям Всемирной торговой организации на каждые 10% роста мирового производства приходится 16% увеличения объема мировой торговли. Тем самым создаются более благоприятные условия для его развития. Когда же в торговле происходят сбои, замедляется и развитие производства.

1. Понятие и элементы международной торговли.
2. Преимущества внешнеэкономических связей: абсолютные и сравнительные преимущества.
3. Торговая политика и её инструменты.
4. Таможенные тарифы и импортные квоты.
5. Инструменты регулирования экспорта
6. Демпинг.
7. Практическое задание
8. Список использованных источников.

Файлы: 1 файл

7. Практическое задание

1. Для того, чтобы иметь сравнительное преимущество в производстве некоторого товара, страна должна:

а) обладать абсолютным преимуществом в его производстве;
б) производить данный товар в большем количестве, чем другие страны;
в)производить данный товар с меньшими издержками, чем в других странах;
г) производить данный товар дешевле, чем обходится ей производство других товаров;
д) при производстве товаров выполнять все вышеперечисленные пункты.

2. Если страна имеет абсолютное преимущество в производстве некоторого товара, то это означает, что она:
а) имеет сравнительное преимущество в его производстве;
б)производит его в больших количествах;
в) производит его с меньшими издержками, чем другие страны;

г) производит его при условиях, характеризующихся отрицательными ответами на все вышеперечисленные пункты.
Ответ: б

3. Сторонники протекционизма утверждают, что пошлины, квоты и другие
торговые барьеры необходимы для:
а) защиты нарождающихся отраслей от иностранной конкуренции;
б) повышения уровня занятости в стране;
в) предотвращения демпинга;
г) обеспечения национальной безопасности страны;
д) всего, что перечислено выше.

4. Какая из перечисленных форм государственного регулирования внешнеэкономических связей не является существенным препятствием для
свободы торговли:
а) импортная пошлина;
б) «добровольное» ограничение экспорта;
в) импортная квота;
г) лицензии на экспорт и импорт;
д)ни одна из вышеперечисленных.

Ответ: д
5. Какую меру воздействия на импорт вы относите к тарифным:

а)установление национальных технических стандартов;
б)введение ввозных пошлин;
в)размещение государственных заказов только на отечественных предприятиях;
г) введение импортных лицензий;
д) разработка межстрановых соглашений о добровольных ограничениях импорта;
е)введение импортных квот.

Ответ: а, б, в.

8. Список использованных источников

  1. Киселёва Е. А. Макроэкономика. Экспресс-курс: учеб. пособие / Е. А. Киселёва. – М. : КНОРУС, 2008.
  2. Киселёва Е. А. Макроэкономика: курс лекций / Е. А. Киселёва. – М. : Эксмо, 2005.
  3. Куликов Л. М. Экономическая теория: учебник / Л. М. Куликов. – М. : Проспект, 2006.
  4. Кураков Л. П. Курс экономической теории: учеб. пособие / Л. П. Кураков, Г. Е. Яковлев. – М. : Гелиос АРВ, 2005.
  5. Курс экономической теории: учебник / под ред. Е. А.Чепурина, Е. А. Киселёвой. 5-е изд. ; доп. и перераб. – Киров: АСА, 2006.
  6. Курс экономической теории / под ред. А. В. Сидоровича. – М. : ДИС, 1997.
  7. Красникова Е. В. Экономика переходного периода: учеб. пособие / Е. В. Красникова. – М. : Омега – Л, 2005.
  8. Ледяева С. В. Прогнозирование в макроэкономике: прикладной аспект: учеб. пособие / С. В. Ледяева. – Хабаровск: ХГАЭП, 2005.
  9. Макконнелл Р. Экономикс: принципы, проблемы и политика: учебник / Р. Макконнелл, С. Брю; пер.с англ. 14-е изд. – М. : Инфра-М, 2005.

Ключевые слова: международная торговля, торговля между странами, протекционизм, фритредерство

Исторически существуют различные формы государственной защиты национальных интересов в борьбе на мировых рынках, которые и определяют торговую политику отдельных стран. Наиболее известны политика протекционизма (защиты) и фритредерства (полной свободы торговли).

С легкой руки Адама Смита протекционизм XVI-XVIII вв. стали называть меркантилизмом. И хотя сегодня существуют два разных понятия - протекционизм и меркантилизм, но экономические историки применительно к эпохе XVII-XVIII вв. ставят между ними знак равенства. А историк П. Байрох уточняет, что начиная с 1840-х гг. меркантилизм стал называться протекционизмом.

В XVIII в. протекционизм был господствующей доктриной, признанной ведущими государствами Европы: Великобританией, Пруссией, Австрией, Швецией. В XIX в. на смену протекционизму пришла доктрина свободной торговли, инициатором которой была Великобритания.

Повсеместный переход к политике протекционизма начался в континентальной Европе в конце XIX в., после затяжной экономической депрессии 1870-х-1880-х гг. После этого депрессия закончилась, и во всех странах, проводивших эту политику, начался быстрый промышленный рост. В США политика протекционизма наиболее активно проводилась в период между концом Гражданской войны (1865 г.) и концом Второй мировой войны (1945 г.), но в неявной форме продолжалась до конца 1960-х гг.

В Западной Европе повсеместный переход к жесткой протекционистской политике произошел в начале Великой депрессии (1929-1930 гг.). Эта политика продолжалась до конца 1960-х гг., когда в соответствии с решениями т.н. "Кеннеди-раунда" США и западноевропейские страны осуществили скоординированную либерализацию своей внешней торговли

Протекционизм — политика защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции через систему определённых ограничений: импортных и экспортных пошлин, субсидий и других мер. С одной стороны, такая политика способствует развитию национального производства.

Протекционизм рассматривается как политика, стимулирующая экономический рост в целом, а также промышленный рост и рост благосостояния страны, проводящей такую политику.

Теория протекционизма утверждает, что наибольший эффект достигается :

1) при единообразии применения импортных и экспортных пошлин, субсидий и налогов по отношению ко всем субъектам, без каких-либо исключений;

2) при повышении размеров пошлин и субсидий по мере увеличения глубины переработки и при полной отмене пошлин на импортируемое сырье;

3) при сплошном обложении импортными пошлинами всех товаров и изделий, либо уже производимых в стране, либо тех, производство которых в принципе имеет смысл развивать (как правило, в размере не менее 25-30%, но и не на уровне, который является запретительным для любого конкурирующего импорта);

4) при отказе от таможенного обложения импорта товаров, производство которых невозможно или нецелесообразно (например, бананов на севере Европы).

Виды протекционизма:

селективный протекционизм — защита от конкретного товара, или против конкретного государства;

отраслевой протекционизм — защита конкретной отрасли;

коллективный протекционизм — взаимная защита нескольких объединившихся в союз стран;

скрытый протекционизм — протекционизм при помощи нетаможенных методов;

местный протекционизм — протекционизм продукции и услуг местных компаний;

зеленый протекционизм — протекционизм при помощи норм экологического права.

Задача протекционистской политики — поощрение развития национальной экономики и ее предохранение от иностранной конкуренции путем установления высоких пошлин на ввозимые в страну товары или ограничения (запрещения) ввоза продукции.

Сторонники протекционизма утверждают, что страны Европы и Северной Америки смогли провести свою индустриализацию в XVIII-XIX вв. в основном благодаря протекционистской политике. Они указывают, что все периоды бурного промышленного роста этих стран совпадали с периодами протекционизма, включая новый рывок в экономическом развитии, произошедший в странах Запада в середине XX в. (создание "государства всеобщего благоденствия"). Кроме того, они утверждают, подобно меркантилистам XVII-XVIII вв., что протекционизм способствует более высокой рождаемости и более быстрому естественному росту населения.

В экономической теории протекционистская доктрина является противоположной доктрине свободной торговли - фритредерству, спор между этими двумя доктринами продолжается со времен Адама Смита. Сторонники протекционизма критикуют доктрину свободной торговли с позиций роста национального производства, занятости населения и улучшения демографических показателей. Оппоненты протекционизма критикуют его с позиций свободы предпринимательства и защиты прав потребителей.

Критики протекционизма обычно указывают на то, что таможенные пошлины повышают стоимость импортных товаров внутри страны, от чего могут пострадать потребители. Кроме того, важным аргументом против протекционизма является угроза монополизации: защита от внешней конкуренции может помочь монополистам установить полный контроль над внутренним рынком. Примером может служить быстрая монополизация промышленности в Германии и России в конце XIX - начале XX вв., произошедшая в условиях проведения ими протекционистской политики.

Фритредерство (англ. free trade — свободная торговля) — направление в экономической теории, политике и хозяйственной практике, провозглашающее свободу торговли и невмешательство государства в частнопредпринимательскую сферу жизни общества.

На практике свобода торговли обычно означает отсутствие высоких экспортных и импортных пошлин, а также немонетарных ограничений на торговлю, например, квот на импорт определённых товаров и субсидий для местных производителей определённых товаров. Сторонниками свободной торговли являются либеральные партии и течения; к противникам относятся многие левые партии и движения (социалисты и коммунисты), защитники прав человека и окружающей среды, а также профсоюзы.

Основным посылом развития «свободной торговли» явилась возникшая в XVIII веке необходимость сбыта избыточного импортированного в экономику капитала развитыми странами (Англия, Франция, далее США) с целью избежания обесценения денег, инфляции, а также для экспорта произведённого товара в страны-участники и колонии.

Аргументы в пользу протекционизма имеют экономические (торговля вредит экономике) и моральные (последствия торговли могут помочь экономике, но имеют другие вредные последствия для регионов) аспекты , а общим аргумент против свободной торговли в том, что она является замаскированным колониализмом и империализмом.

Моральная категория, в широком смысле, включает проблемы неравенства доходов, деградации окружающей среды, детского труда и тяжелых условий труда, гонку на выживание, наёмного рабства, усиление бедности в бедных странах, нанесение ущерба национальной обороне и принудительные культурные изменения. Теория рационального выбора предполагает, что люди часто рассматривают только затраты, которые они сами несут при принятии решений, а не расходов, которые могут нести другие.

Некоторые экономисты пытаются выработать нейтральный взгляд на протекционизм и фритредерство, рассматривая их влияние на рост национального благосостояния через анализ выигрышей и потерь.

По их мнению, выгода от применения экспортных и импортных пошлин может быть противопоставлена производственным и потребительским потерям, возникающим от искажения мотивов поведения как производителей, так и потребителей.

Почему правительства прибегают к протекционистским мерам, вводят пошлину, квоты или применяют другие инструменты, которые ограничивают внешнюю торговлю? Это объясняется тем, что для определенных групп населения политика защиты национального рынка от иностранной конкуренции выгодна. Эти группы умеют отстаивать свои позиции и давить на политических деятелей, чтобы те принимали протекционистские меры. Сторонники протекционизма используют при этом такую ​​ряд аргументов.

Во-первых, протекционистские меры осуществляют для поддержания и укрепления отраслей, выпускающих стратегические товары, важные для экономической безопасности, обороны страны или ведения войны. Чрезмерная зависимость страны от импорта стратегических товаров, мол, может поставить ее в затруднительное положение в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. Этот аргумент имеет не экономический, а скорее военно-политический характер. Протекционисты утверждают, что в нестабильном мире военно-политические цели (самообеспеченность) имеют преимущество над экономическими (эффективность использования ресурсов). Бесспорно, этот аргумент является очень весомым. Однако на практике возникают серьезные трудности с определением того, какие отрасли производят стратегические товары, от них зависит национальная безопасность страны. К таким можно отнести производство оружия, продуктов питания, энергоносителей, транспортных средств, наукоемкой продукции и многие другие. Мало какая отрасль не способствует укреплению обороноспособности страны. Сейчас многие экономисты считают, .что стратегические отрасли целесообразнее защищать не инструментами торгового протекционизма, а, например, субсидиями.

Во-вторых, сторонники протекционизма утверждают, что ограничение импорта поддерживает отечественных производителей, увеличивает совокупный спрос в стране и стимулирует рост уровней производства и занятости. Например, применение пошлины снижает импорт, что увеличивает чистый экспорт. Больше чистый экспорт производит мультипликативиий влияние на производство товаров и услуг, очень похож на инвестиций. Рост совокупного спроса побуждает фирмы нанимать больше работников, снижает уровень безработицы. Эту политику нередко называют политикой разорения соседа, поскольку она увеличивает совокупный спрос за счет уменьшения производства и занятости в других странах.

Экономисты считают, что протекционистские меры могут повысить уровень производства и занятости в стране, но они не являются эффективной программой обеспечения высокой занятости. Экономический анализ показывает, что существуют лучшие способы снижения безработицы, чем импортный протекционизм. При хорошо продуманной фискальной и монетарной политики можно защищать национального производителя, увеличивать объемы национального производства и снижать уровень безработицы. Протекционистские же меры, ограничивая конкуренцию на национальном рынке, создают условия для обеспечения деятельности неэффективных отечественных фирм. Кроме того, хотя импорт сокращает занятость в одних отраслях, одновременно он создает новые рабочие места, связанные с закупкой, продажей и послепродажным обслуживанием импортной продукции.

В-третьих, еще одним аргументом в пользу протекционизма является защита молодых отраслей отечественной экономики. Молодые фирмы, по мнению сторонников этого метода, требуют временной защиты от жесткой конкуренции со стороны более эффективных и опытных иностранных фирм. Если же их вовремя защитить, они могут развиться на отрасли массового производства, привлекая квалифицированных работников и технологии, хорошо приспособлены к местным условиям и свойственные зрелым отраслям экономики. Как только молодая отрасль станет зрелой, уровень протекционистской защиты можно снизить.

Экономическая история дает нам разные примеры преобразования молодых отраслей в зрелые. В одних странах молодые ветви встали на ноги самостоятельно, без государственной поддержки. Другие страны, в том числе новые индустриальные (Сингапур, Южная Корея, Тайвань и др.), Защищали свои отрасли обрабатывающей промышленности от импортных товаров на начальных стадиях их развития. В то же время имеются многочисленные факты, когда после многих лет защиты фирмы в молодых глазах так и не превратились в эффективных производителей.

В последние годы аргументацию по защите молодых отраслей несколько модифицирован. Теперь нередко утверждают, что правительство должно защищать от иностранных конкурентов наукоемкие производства, которые используют передовые технологии. По мнению протекционистов, если снизить риск внедрения на рынок новых продуктов, защищены отечественные фирмы скорее расти и снижать затраты вследствие больших масштабов производства итоге такие фирмы смогут доминировать на мировых рынках, принося высокие прибыли своей стране. Эти доходы превысят потери, вызванные установкой торговых барьеров. К тому же ускоренное развитие высокотехнологичных отраслей очень выгоден, так как их передовые технологии можно использовать в других участках национальной экономики. Однако защита высокотехнологичных отраслей всеми странами привел бы к потере выгод от международной специализации и обмена.

В-четвертых, введение таможенных барьеров, особенно в развитых странах, в настоящее время нередко обосновывают необходимостью защиты отечественных фирм от иностранных производителей, которые проталкивают товары на мировые рынки по сниженным ценам.

Иностранные фирмы могут использовать демпинг, чтобы устранить своих конкурентов, а затем повысить цены, что обеспечит высокие прибыли. Эти прибыли возмещают убытки, их нанесен во время демпинга. Развитые страны, согласно этому взгляду, должны применять так называемое антидемпинговая пошлина, чтобы защитить себя от недобросовестной конкуренции. Со своей стороны экспортеры из менее развитых стран считают, что обвинения в демпинге и антидемпинговые пошлины - это методы ограничения законной торговли, использующих страны с развитой рыночной экономикой.

Наконец, необходимость протекционизма обосновывают необходимостью увеличения доходов государственного бюджета, чтобы мобилизовать средства для покрытия его дефицита.

Впрочем большинство экономистов сейчас считают, что аргументы в пользу протекционизма не является весомыми. Исключение составляет идея по защите молодых отраслей, которая имеет экономическую подоплеку. Кроме того, важны также соображения по протекционистских мер по военно-политических позиций. Правда, оба аргумента могут служить основанием для серьезных злоупотреблений. Поэтому сегодня все больше склоняются к мысли, что вместо протекционистских мер стране целесообразнее использовать другие способы содействия экономическому развитию и национальной безопасности.

Политика протекционизма, проводимая страна, вызывает ответные меры со стороны ее торговых партнеров. Это означает, что сокращение страной импорта вследствие использования таможенных и немитних барьеров сопровождаться уменьшением экспорта этой страны. Поэтому чистый экспорт не изменится, а значит совокупный спрос и занятость расти. Протекционистские меры могут приводить и к возникновению "торговых войн", которые имеют очень серьезные последствия для причастных к этому сторон. Существуют неопровержимые доказательства того, что свободная торговля ведет к экономическому росту, а протекционизм - совсем к противоположному. Исследование развития стран с переходной экономикой показывает, что страны, которые проводят открытую экономическую политику, демонстрируют более высокие темпы экономического роста по сравнению с теми, которые полагаются на ограничение импорта для защиты национальной экономики.

Во второй половине XX в. в мире наблюдалась положительная тенденция либерализации торговли, то есть снижение торговых барьеров. Активное участие в международной торговле берет Украины, уровень открытости экономики которой колеблется от 35 до 40%. Отсутствие системного регулирования и концептуально ошибочные подходы к экономическим связям с другими странами и общий трансформационный спад в Украине привели к дефициту платежного баланса и возникновения массовых злоупотреблений и коррупции в сфере внешнеэкономических связей.